Who collects art: the collection of “Masters” school co-founder Polina Bondareva
Last year, a truly Saint Petersburg-like educational art project, Masters School, made its appearance in Moscow too. We had the opportunity to visit the apartments of its co-founder Polina Bondareva, and learned about her private collection, as well as her sincere interest in digital art and worldwide art market trends.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
В ВАШЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ НА TEDTALKS ВЫ ГОВОРИЛИ, ЧТО ВАШИМ ПРОВОДНИКОМ В БОЛЬШОЙ МИР ИСКУССТВА СТАЛА МАРИНА ГИСИЧ, ПРИЧЕМ ДОВОЛЬНО РАНО, ВАМ БЫЛО 18 ЛЕТ. РАССКАЖИТЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ ПРОИСХОДИЛО ЭТО ПОГРУЖЕНИЕ?
Да, это правда, мне очень повезло в таком раннем возрасте встретить «своего» проводника, который показал на своем примере, как не только работать и жить с искусством, но и как с ним расти и развиваться. На тот момент я училась на юридическом факультете и не сильно интересовалась современными художниками. С Мариной мы познакомились сначала как с архитектором и дизайнером, а потом уже как с галеристом. Мы много ездили на выставки дизайна, в Милан, в Париж на maison&objet, а потом уже и на ярмарки современного искусства. Помню первую ARCO Madrid и программы для коллекционеров, viennafair. Этот опыт перевернул мое представление об искусстве: помимо выставок в музеях, нам показывали частные коллекции музеев, банков, больших корпораций, мы посещали дома коллекционеров, их резиденции. Все это, конечно, сформировало в моем понимании концепцию жизни с искусством, где коллекционирование является ее неотъемлемой частью, ведь оно меняет не только твой образ мысли, а круг общения, открывая на каждом этапе все новые двери.
ПОМНИТЕ, КОГДА ПРИОБРЕЛИ ПЕРВУЮ РАБОТУ К СЕБЕ В КОЛЛЕКЦИЮ? ЭТО БЫЛА ИМПУЛЬСИВНАЯ ПОКУПКА ИЛИ ОБДУМАННАЯ, ВЫВЕРЕННАЯ?
Да, мою первую работу я приобрела на благотворительном аукционе, это был кто-то из молодых художников, похожих сейчас на Леру Попову, которую мы, к слову, недавно показывали в школе Masters на Патриарших. А уже более осознанным выбором стали работы, которые мы выбрали с Мариной для моей первой квартиры, боксы Марины Алексеевой и работы Елены Губановой и Ивана Говоркова. Эти авторы, кстати, и сейчас очень востребованы и каждый год представлены на Cosmoscow.
Я ЧИТАЛА, ЧТО В ДЕТСТВЕ У ВАС ДОМА БЫЛО МНОГО ИСТОРИЧЕСКИХ ВЕЩЕЙ, В ЧАСТНОСТИ ПУАНТЫ ОТ УЛЬЯНЫ ЛОПАТКИНОЙ ДО ДИАНЫ ВИШНЕВОЙ. ТАКИЕ ОБЪЕКТЫ СОБИРАЛИ ВАШИ РОДИТЕЛИ?
Да, но мои родители совсем не увлекались современным искусством, скорее музыкой и фотографией. С детства помню фотопортреты мамы великого Китаева, а вот с папой мы собирали большую коллекцию монет из самых разных стран мира, это была большая папка, которую я с гордостью показывала в школе на открытых уроках.
ОГО, ПОЛУЧАЕТСЯ, КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ НАЧАЛИ С ДЕТСТВА! А У ВАС МЕНЯЛСЯ СО ВРЕМЕНЕМ ВКУС НА ИСКУССТВО? НИКОГДА СПУСТЯ ВРЕМЯ НЕ ЖАЛЕЛИ О РАННИХ ПОКУПКАХ?
Главное, чему учит искусство, — это развитию, хорошие вещи постоянно дают новые темы для анализа и внутреннего дискурса. Те работы, которые раньше мне казались сложными, сейчас привлекают меня гораздо больше, чем то, что я покупала раньше эмоционально. Сейчас я рада, что при переезде в Москву у меня есть еще одна квартира, которую я постепенно также наполняю смыслами через произведения современных авторов, но теперь мне больше интересны новые форматы медиа, инсталляции и объекты.
КСТАТИ, ВОТ ЭТО ИНТЕРЕСНО. НЕ ВСЕ ГОТОВЫ ПРИНИМАТЬ НОВЫЕ ФОРМАТЫ, ТО ЖЕ NFT-ИСКУССТВА, И УЖ ТЕМ БОЛЕЕ ЕГО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ. А ВЫ, НАОБОРОТ, ЗАМЕТНО УВЛЕЧЕНЫ ЭТИМ НАПРАВЛЕНИЕМ. ЧТО ВАМ В НЕМ НРАВИТСЯ И ЕСТЬ ЛИ У ВАС В КОЛЛЕКЦИИ NFT?
Когда мы только основали платформу диджитал искусства (прим. ред. — masters digital) под кураторством Дмитрия Озеркова, мы больше работали с масштабными мировыми художниками, а сейчас взяли фокус на молодые имена, в их числе Мария Агуреева, Денис Давыдов и многие другие. И, да, после каждой выставки я стараюсь покупать хоть одно видео к себе в коллекцию.
ЕЩЕ НЕМНОГО О DIGITAL: НЕДАВНО ВЫ ОТКРЫЛИ ГАЛЕРЕЮ MASTERS DIGITAL В ПЕТЕРБУРГЕ. КАК ВЫ ОЩУЩАЕТЕ, ЕСТЬ ЛИ СПРОС НА ТАКОЕ ДИДЖИТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО? НАШИ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ ГОТОВЫ К ТАКОМУ?
Скорее да, чем нет. Мы создавали выставочные мета-пространства для Эрмитажа и Зарядья, галерей современного искусства, а потом уже стали нуждаться и в своем пространстве для экспериментов, где нашей задачей было показывать разные формы медиа. Например, наша прошлая выставка была создана диджитал архитектором, где он работал и со стенами, и видео, и объектами. Получился абсолютно архитектурный диджитал проект. А недавно открыли выставку “The motherboard” Марии Данцис, которую она создавала в мастерских Garage про отношения матери и сына во время пандемии, когда они оказались в разных городах и общались на просторах игры Minecraft. Вот эти вещи я бы точно взяла в себе в коллекцию.
ЕСТЬ ЛИ У ВАС СЕЙЧАС ТАКАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА, О КОТОРОЙ МЕЧТАЕТЕ?
Не так давно я побывала на выставке в Ruarts, там увидела диджитал работу Айдан Салаховой и это произвело на меня неизгладимое впечатление. До этого я не знала, что она работает с медиа, а в контексте темы выставки про женское искусство меня она фактически загипнотизировала.
А ЕСТЬ ТАКИЕ АВТОРЫ, ЗА РАЗВИТИЕМ И КАРЬЕРОЙ КОТОРЫХ СЛЕДИТЕ?
Конечно, например, мне очень нравится путь Лизы Бобковой (галерея MYTH), у меня есть еще первые графические серии художницы, а теперь она работает и с тканями, и металлом, создавая большие инсталляции. Или Анна Андржиевская, создающая полотна-аллегории, которые я могу рассматривать бесконечно, стала работать с диджитал, более того, — теперь у нее есть целая метавселенная образов и персонажей.
НА ЧТО ОБРАЩАЕТЕ ВНИМАНИЕ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО?
Прежде всего на контекст, цвета и «сложность», люблю полотна Кирилла Челушкина или скульптуры из металла Нади Зубаревой, сразу видно, сколько работы за ними стоит.
ЗНАЮ, ЧТО ВЫ ЖИВЕТЕ НА ДВА ГОРОДА. ИСКУССТВОМ НАПОЛНЕН КАЖДЫЙ ДОМ? И СИЛЬНО ЛИ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ДВЕ КОЛЛЕКЦИИ В МОСКВЕ И САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ?
Да, в Петербурге коллекция больше про имена, технику, академичность, а вот в Москве покупаю преимущественно молодых и необычных по технике авторов. Как раз недавно проводили выставку Дмитрия Шабалина в галерее Masters Digital в Петербурге, и я приобрела его физическую маску в подарок своему любимому человеку, — она вдохновлена темой Египта, которая очень близка Илье. А на день рождения, например, я подарила ему большой мурал Миши Моста, который теперь украшает пространство завода электромобилей EVM.
В Москве у меня, конечно, много всего занимательного: у входа висит любимая графика Тимы Ради, гобелен Данини, маска Шабалина, а в нашей спальне стоит береза с мантрами Хиросигэ, которую мы буквально «унесли» с ярмарки Blazar в прошлом году. Еще один мой трофей, найденный благодаря другу и партнеру Евгении Поповой, — это керамическая скульптура птицы феникс Никиты Макарова, совершенно магическая работа-оберег.
СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ У ВАС В КОЛЛЕКЦИИ? ВЫ ВЕДЕТЕ УЧЕТ?
Сейчас уже нет (смеется). Думаю, больше 30-35, но, благо, теперь у меня есть несколько офисов и можно распределять работы между ними, а также со временем начинаешь позитивно оценивать перспективы коллекционирования диджитал искусства, учитывая его объемы.
ВЫ ЧАСТО ПОСЕЩАЕТЕ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, ЯРМАРКИ. МОЖЕТЕ ОТМЕТИТЬ ТРЕНДЫ, НА ЧТО СЕЙЧАС ЕСТЬ ОЧЕВИДНЫЙ СПРОС И ИНТЕРЕС?
Диджитал продолжает набирать обороты, и я вижу, как в России люди начинают присматриваться и покупать медиа художников. Известные отечественные авторы тоже начинают испытывать интерес к диджитал, в числе их Айдан Салахова, Виталий Пушницкий, Татьяна Ахметгалиева и другие.
Заметен тренд на экологичность, работы с зеленью, мхом, научностью, которую в свое время ввел Соррацене, продолжает развиваться и «прорастать». Вот, кстати, в Петербурге у меня тоже есть «живая» и «дышащая» инсталляция Андрея Карпова, которая растет и постоянно «разговаривает».
Все большое ДПИ, тканей, керамики, объектов, скульптур и это прекрасно, я сама очень люблю тактильные вещи, а с ними и главный на тренд на развитие коллекционного, в том числе русского, дизайна.