Music brought us together: who designs album and single covers
Authors: Anastasiia Lobacheva, Sasha Shapiro
Photos and videos: by heroes of the article
31 May, 2024
Modern Russian artists and musicians are increasingly releasing memorable collaborations. A recent example is the cover for Monetochka's album «Prayers. Jokes. Toasts,» designed by artist Dmitry Osinnikov. These collaborative projects between musicians and artists provide an opportunity to discuss not only their ideas but also their work ethic and funny stories.
The Gathering editorial team once again listened to and looked closely at the albums by their favorite artists and asked cover designers about their creative processes and experiences. Nine artists shared stories behind albums and songs that you probably listen to as well.
18+
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Дмитрий Осинников
художник
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С МОНЕТОЧКОЙ.
Мы были уже немного знакомы: когда-то я помогал делать сет-дизайн для ее клипа. Наше сотрудничество по обложке началось в то время, когда я жил в Бангкоке. Я был там с подругой, и мы все время мариновали шутку про «А у тебя сколько? А у тебя сколько, два что ли?». И вот неожиданно и для меня, и для подруги мне написала менеджер Лизы и спросила, не хотел бы я нарисовать обложку для ее нового альбома. В тот момент я решил, что это шутка, если честно. После мы назначили созвон, я ознакомился с ТЗ и попросил прислать какие-нибудь готовые треки. Мне прислали треки «Это было в России» и «У мамы есть секрет». Как только я услышал первый, то в голове сразу появился образ дома: он у меня ассоциируется с фарфоровыми статуэтками, которые я как раз возил с собой.
Я предложил Лизе созвониться еще раз, попросил ее попозировать, чтобы сделать статуэтку похожую на нее и, собственно, начал рисовать картину. Было несколько правок, например, попросили сделать не просто фигурку, но что-то с ней придумать — и я предложил ее разбить, тем более это хорошо мэтчилось с первым треком альбома. В итоге, вся работа над обложкой заняла месяца два-три, но не интенсивной деятельность, а поэтапной. Плюс, я начинал рисовал в Бангкоке, а там в тот момент была ужасная жара и влажность, масло на холсте очень долго сохло, поэтому процесс растягивался.
ГДЕ СЕЙЧАС НАХОДИТСЯ ЭТА КАРТИНА?
Сейчас у меня, но я обязательно ее отдам. В любом случае, этот объект мне не принадлежит, это вещь Лизы.
ТЫ ВПЕРВЫЕ РАБОТАЛ НАД ОБЛОЖКОЙ ИЛИ У ТЕБЯ УЖЕ БЫЛ ТАКОЙ ОПЫТ?
Это был первый опыт. Но буквально за пару месяцев до того, как мне это предложили, я очень хотел поработать над обложкой для книги или альбома. Это была моя мечта!
ДОВОЛЕН ЛИ ТЫ ЭТИМ ОПЫТОМ?
Я не часто пишу именно на заказ. Обычно я создаю картины и просто их выставляю. Наверное, это было эмоционально труднее, потому что я понимал, что объект должен понравиться заказчику. Было тревожно думать о том, что скажет Лиза. Но она до конца не знала, что получится. Она увидела уже финальную версию. Думаю, больше всего я был доволен, когда альбом релизнулся, и я увидел, что обложка нравится и другим людям — это было важно.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ТЫ И ВЕСЬ АЛЬБОМ ПОСЛУШАЛ ТОЛЬКО, КОГДА ОН РЕЛИЗНУЛСЯ?
Абсолютно так!
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
Как я и сказал, сложнее всего было справиться с эмоциями, убедиться в том, что я уловил ту самую суть и делаю все правильно. Когда я создаю серию своих картин, то могу писать бесконечное количество раз, если мне кажется, что, например, в предыдущей работе я не сказал все, что хотел — здесь такого шанса не было. Самое долгое в работе над этой обложкой было согласовать фон — я долго искал красивую стену. И в итоге, нашел нужную во дворе дома в Тбилиси, где сейчас живу.
Алексей Сухов (Сюхмен)
художник
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГРУППОЙ PARKS, SQUARES AND ALLEYS.
С Серёжей (прим.ред. — Сергей Хавро — основатель группы) нас познакомил общий друг Илья Канухин из группы Mari! Mari!. На тот момент ребята вместе жили и работали над проектом, а я периодически с ними тусовался, мы выпивали. Мы давно не виделись, но до сих пор дружим.
РАССКАЖИ, КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЛ ОБЛОЖКИ.
Я не делаю обложки с идеей «извне», я считаю, что идея должна быть моей (ну или почти моей), а иначе зачем я нужен? Если я берусь за обложку, то у «заказчика» есть запрос на мое виденье, вайб, если хотите, а желание чего-то конкретного типа «хочу куртку на обложку» скорее всего, напротив, только обломает. Нужно пояснить, что я не делаю один ультимативный вариант, я как бы «разгоняю» на тему. Например, для сингла «Друг» была сделана серия из 12 работ, из которых ребята выбрали один вариант, вообще без правок. Про последние обложки для синглов и альбома: Серёжа просто пришел и попросил работы, он сам их подобрал и, по-моему, сделал это довольно точно — у Серёжи есть вкус. Обложка для "Alliance" выполнена в технике ксерокс-арт: трансфер распечатанных фотографий на бумагу с дорисовкой цветными карандашами, тушью. Фотография-основа — кадр из какого-то ретро-порно, но в итоге, как мне кажется, он и обложка имеют противоположные настроения. Обложка альбома "Zero Division Error" — тоже моя работа со скриншотом, но уже из сериала «Компьютерщики». Хороший сериал, кстати.
Когда тикток был ещё доступен, я сам рисовал обложки и раздавал их музыкантам. Мой ролик залетел, и мне стали писать молодые артисты, причем, нередко писали, что песен еще нет, но обложка уже нужна. Это, вероятно, показатель чего-то, но чего — для меня секрет.
ДОВОЛЕН ЛИ ТЫ РЕЗУЛЬТАТОМ?
В целом да, я люблю свои обложки, мне они кажутся живыми и выразительными. Не понимаю, почему их так редко заказывают — 30 тысяч и дело в шляпе.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
Я не очень понимаю, что такое искусство, — а чем больше пытаюсь понять, тем сильнее запутываюсь. Поэтому мыслю более приземленными категориями, например, «работает» что-то или нет? чувствую ли я что-то, когда смотрю на эту обложку или нет? Если у артиста есть смелость и виденье, воля сказать «будет так», то, скорее всего, обложка будет работать. Обложки, созданные с брейнштормами, обсуждениями, правками и прочими утяжелениями, теряют легкость и эмоцию. Получается своего рода «этикетка молока», выбранная фокус-группой или большинством, а в «искусстве», напротив, выражается точка зрения конкретного человека, что максимально важно. В творчестве важно быть честным, это практически единственный закон, по которому оно работает или нет.
Александр Тито
художник
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С АНТОХОЙ МС.
Ранее я уже работал с компанией, которая спонсировала релиз. И меня предложили в качестве одного из артистов. Я быстро собрал варианты, и выбрали меня. С самим артистом до проекта я был знаком только в качестве зрителя на концертах и слушателя еще лет так десять назад, до того, как стрельнул трек «О музыка».
КАК БЫЛ УСТРОЕН РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС?
Были вводные, а в процессе участвовали бренд, агентство, команда артиста и артист. Что, конечно же, не самые простые условия для создания творчества. Плюс ко всему, необходимо было интегрировать продукт. Ну и любимое — сроки (вчера).
Я предложил, как обычно это делаю, long list с идеями и техниками, которыми владею, и все единогласно попросили использовать бумагу и сделать коллаж. На тот момент это было актуально, модно. Процесс занял сутки-двое, а дальше были некоторые правки. В целом, я уже привык работать в таком темпе, чего не скажешь о некоторых других участниках процесса. Упомяну, что проект спонсировала «известная пивоваренная компания», от которой было требование разместить цвета по брендбуку, некоторые элементы и бутылку (!) на обложке. Как артист, я сделал все возможное, чтобы это не бросалось в глаза, так как на месте другого артиста, музыканта, я бы не хотел видеть пиво или другую продукцию у себя на обложке. В общем — этика. Так как я знаком с творчеством Антохи, то просто срастил все производные, что были у меня.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
Что касается сравнения процессов, то здесь я точно могу сказать, что в творческой работе в чистом виде соавторство не требуется, в нем нет смысла и необходимости. С другой стороны, работа над проектом — это работа в команде, здесь важно выстраивать хорошую коммуникацию и не забывать о своих и чужих границах. С первого года своей деятельности я проводил параллель между артистом и дизайнером, которого можно проектно привлечь для реализации своего личного виденья. Когда ты приходишь к артисту (нужно просить с уважением, называть его Крестным) за его именем, историей, навыками — не забывай, что чаще всего художник зарабатывает себе репутацию годами и работает исключительно в своей собственной технике. Он не принтер и изображает мир таким, как сам его видит.
Кирилл Глущенко
художник, дизайнер
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГРУППОЙ ТРУД.
Через общих знакомых мне написал Жора Кушнаренко (прим.ред. — основатель группы) с предложением сделать афишу для концерта. Не помню, слышал ли я тогда уже первую ипишку Труда или узнал от него, но песни надолго застряли в плеере на повторе. Так что я с радостью согласился. С тех пор, за 11 лет накопилось более 80 афиш. Еще успели с ребятами снять клип своими небольшими силами, тоже был интересный опыт.
КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЛ АФИШИ? КАК БЫЛ УСТРОЕН РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС?
Капитальная задумка и находка заключалась в том, что я делаю афишу, исходя из пропорций печатного большого формата (хотя распространяться она будет в интернете). Так создавался довольно непохожий образ, появлялось чувство, что эта вещь — с историей жизни в материальном мире. Жоре нравились мои фотографии, так что на всех афишах они и используются. Правок у нас не бывает, скорее, определяемся с выбором — в процессе создания я всегда пробую несколько разных фотографий, и отправляю их Жоре, посоветоваться. Вместе решаем, что больше сейчас подходит.
БЫЛ ЛИ ЭТО ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С МУЗЫКАНТАМИ?
Что-то успел сделать прежде для друзей в Калининграде. Рисовал, печатал, вручную собирал коробку компакт-диска. Они захватили их с собой на Пикник Афиши, было приятно. Сейчас вот большая удача —оформляю серию пластинок для проекта Олега Нестерова «Три степени свободы: Музыка Кино СССР». Вообще, это чистое счастье — сделать что-то полезное для людей, чьи работы ты любишь.
ДОВОЛЕН ЛИ ТЫ РЕЗУЛЬТАТОМ?
Доволен в первую очередь процессом. Просматриваю свои архивные фотографии, — обычно это что-то из очень раннего, — вспоминаю, представляю, как это будет смотреться в контексте афиши. У меня довольно гибкий, но узнаваемый макет, внутри которого я иногда экспериментирую, этакий кубик Рубика, задачка для дизайнера. Тренируюсь.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ АФИШИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
При оформлении чужих произведений важно постараться найти, понять и раскрыть их внутренний голос. Со своими же работами и вызов, и счастье — этот голос придумать.
Саша Браулов
художник, предметный дизайнер
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГРУППОЙ СБПЧ.
В одной своей серии, которую я начал несколько лет назад, я вышиваю наиболее интересные и значимые события, которые происходят вокруг, которые кажутся актуальными, вышиваю людей, с которыми эти события как-то связаны. В какой-то момент, будучи большим любителем группы СБПЧ, я вышил и ребят (и не один раз). Они увидели работы. Так мы и познакомились.
РАССКАЖИ, КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЛ ОБЛОЖКУ.
Ребята предоставили полную свободу. Кирилл скинул трэки, мы обсудили какие-то ключевые моменты и вектор направления, исходя из которого я уже делал обложку. Она состоит из шести составных частей, на каждой из которых изображён персонаж. Образ каждого из героев отсылает к конкретной композиции. Так как альбом выходил по одному-двум трекам, то и обложка собиралась по частям, по мере выхода композиций. Получился такой составной конструктор.
БЫЛ ЛИ ЭТО ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С МУЗЫКАНТАМИ?
В 2022 году делал обложку чудесного альбома «Улица Мира» для Перемотки. В 2023 году мне посчастливилось вышивать сингл «Спасибо» Саши Гагарина & TERELYA. Ещё делал обложку для сингла «Милый друг» от Вани Пинженина & Sey Karmanov.
ДОВОЛЕН ЛИ ТЫ РЕЗУЛЬТАТОМ?
Да, мне кажется, что получилось здорово. Ребят тоже вроде довольны.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
У тебя появляются вводные от музыканта: это может быть и конкретное ТЗ, и небольшие пожелания и, конечно, сами композиции, на которые ты в любом случае будешь ориентироваться в процессе создания.
Галина Казими
художница
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С AFELIA.
Мы с Алисой уже работали, я делала обложку на песню «Ты мой дом». Алиса написала, показала песню и предложила сделать ещё одну обложку.
КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЛА ОБЛОЖКУ? КАК СТРОИЛСЯ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС?
Изначально Алиса пришла с мыслью, что на обложке должен быть хоровод, и показала классные референсы. После прослушивания я поняла, почему именно хоровод — песня будто закручивает тебя. Дальше уже я накидывала идеи, и мы с Алисой остановились на вышивке. Хоровод ассоциируется со славянскими традициями, я вспомнила, что узор красными нитками считался оберегом от злых духов, поэтому я вспомнила о вышивке. Дальше был небольшой ресерч на тему славянских вышивок, а первый эскиз был с вышивкой вихря, в центре которого возникает образ восточнославянской богини Мокошь, а на фоне кружится хоровод в слоушаттере. В первом эскизе я сильно увлеклась вышивками, мы обсудили с Алисой и решили заменить богиню по центру на букву А, а славянские элементы я поменяла на цветы. Всего было две итерации, Алиса дала большую свободу для мыслей и образов.
БЫЛ ЛИ ЭТО ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С МУЗЫКАНТАМИ?
Это не первый опыт, иногда я делаю обложки, но, наверное, это первый опыт обложки, в которой получилось сделать самодостаточную художественную работу.
ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ РЕЗУЛЬТАТОМ?
Я очень довольна результатом, работа прошла супер легко, и обложка вышла у нас очень естественно.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
Когда работаешь с артистом, ты опираешься на его произведение, и взаимодействуешь с ним, обсуждая работу — получается некая коллаборация и с артистом, и с музыкой.
Надя Лихогруд
художница, скульптор
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГРУППОЙ СБПЧ.
Я полюбила группу СБПЧ задолго до того, как наши пути пересеклись. Некоторые их песни я могла слушать часами напролет. Однажды через соцсети я с удивлением обнаружила, что ребята тоже неравнодушны к моему творчеству. Как-то Женя Борзых (прим.ред. — Женя Борзых — участница группы) приехала ко мне в мастерскую выбирать скульптуру в подарок Кириллу (прим.ред. — Кирилл Иванов — участник группы), мы подружились и обсудили, что было бы здорово когда-нибудь сделать что-нибудь вместе. Я хорошо помню тот момент, когда Женя написала мне с предложением сделать обложку и прислала песню, попросив никому ее пока не показывать. Это был летний теплый вечер, я была на даче, где проводила много времени в детстве. Надев наушники, я устроилась на старых любимых качелях, включила песню и с первых нот поняла, что это песня «моя». Мне кажется, тогда я послушала ее раз десять подряд.
КАК БЫЛ УСТРОЕН ТВОЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС?
В поисках вдохновения я сразу попросила ребят поделиться своими детскими фотографиями, однако образ песни не сразу визуализировался у меня в голове. В какой-то момент в мастерской мне на глаза попалась репродукция любимой мною картины Кароя Ференци «Мальчики, бросающие камни», и я поняла, что именно так вижу настроение этой песни. Эта картина стала главным референсом для обложки.
Я вылепила три фигурки, вдохновившись детскими фотографиями ребят, и решила сфотографировать скульптуры на берегу Волги, о которой поется в песне. Решено было поехать в Дубну ранним утром, чтобы застать рассветный туман и пустой пляж. Забавно, что в какой-то момент начали появляться первые купальщики, которые с удивлением наблюдали, как я, ползая по песку, фотографию скульптуры.
КАКИМ ПОЛУЧИЛСЯ РЕЗУЛЬТАТ, ДОВОЛЬНА ЛИ ТЫ ИМ?
В итоге получилось несколько кадров с разным настроением и мы с ребятами долго обсуждали, какую обложку выбрать, но в конце концов пришли к единому решению. Еще для этой песни ребята выпустили видеоклип с проектом «Ниоткуда», где смонтировали найденные архивные пленочные видео 70-х годов. Я часто пересматриваю этот клип, и каждый раз он трогает меня до мурашек.
Алиса Гвоздева
художница
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛЕЙБЛОМ.
Я уже лет десять являюсь художником кассетного лейбла Hair Del, издающего экспериментальную музыку. Это интересная история, потому что мои первые обложки для лейбла, по сути, являются моими первыми осознанными картинами. Босс лейбла и, по совместительству, мой парень Антон заметил во мне тягу к творчеству и позвал в этот мир за собой. Наш первый совместный релиз «Кобра» — погружение в экзотический мир африканского племени, глазами людей видевших это только по телевизору. Сейчас это назвали бы культурной апроприацией, но что же сделаешь, если все наше детство прошло в этой парадигме.
БЫЛ ЛИ У ТЕБЯ ДРУГОЙ ОПЫТ РАБОТЫ С МУЗЫКАНТАМИ?
Я почти не сотрудничала с другими музыкантами вне лейбла, поэтому любая обложка строится на доверии со стороны ребят. Многие из них являются моими ближайшими любимыми друзьями, поэтому такое взаимодействие лично мне приносит только радость. И, конечно, я фанат их музыки, наверное, это тоже важно, так что обязательно послушайте!
КАК УСТРОЕН ТВОЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС?
Зачастую мы делаем небольшой тираж, примерно из 10-20 носителей, где каждая кассета или лайткат (прим.ред. — лайткат — мини-пластинка, вырезанная сразу на носителе, а не отлитая) имеет уникальное оформление. Каждый релиз — это новый подход, новая техника: акварель, коллаж или графика. Иногда делаем вместе, иногда Антон делает сам, но чаще всего это моя работа. В какой-то момент я начала смотреть на релиз как на цельную картину, состоящую из отдельных неповторимых кусочков, разлетающихся по миру. Конечно, хотелось бы, чтобы когда-нибудь кто-то снова собрал весь пазл в единое целое, но этому человеку придется запастись энтузиазмом и терпением, потому что география слушателей Hair Del охватывает все континенты.
НРАВИТСЯ ЛИ ТЕБЕ РАБОТАТЬ С ОБЛОЖКАМИ?
Создание обложки для меня — это всегда поле эксперимента, такая легкая приятная задачка, которая зачастую лишена «мук творчества». Я делаю это с большим удовольствием и ощущаю процесс как некую пробу пера в новой технике, которую уже потом смогу внедрить в свою художественную практику.
Тима Илларионов
художник
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛОСЬ ТВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С ГРУППОЙ СБПЧ.
Мне написал Кирилл Иванов, сказал, что ему нравятся мои работы и предложил сделать картину для их нового на тот момент сингла «Зуб». В это время я на Бали собирал чемодан, чтобы через пару дней отправиться в Москву, настроение было грустное. Оно быстро улучшилось, когда я узнал, что займусь прикольным проектом, вернувшись в город.
КАК ТЫ ПРИДУМАЛ ОБЛОЖКУ? КАК БЫЛ УСТРОЕН РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС?
Весь процесс коммуникации, на мой взгляд, получился идеальным. Когда ко мне приходят как к художнику за моим видением, то я предполагаю, что заказчик понимает, чего от меня ждать и не будет требовать несвойственных для меня решений. С ребятами из СБПЧ так и вышло. Кирилл прислал мне послушать песню, описал ее идею, и как они с группой и Мишей Феничевым (прим.ред. — Миша Феничев — музыкант, фронтмен группы «Есть Есть Есть» ), ее сочиняли, а ещё сказал, что примерно они хотят увидеть в итоге. «Зуб» — песня о разрыве между поколениями, об отсутствии промежуточного звена между молодыми и состарившимися. Я довольно быстро придумал картинку, где друг на друга смотрят младенец, у которого вылез первый зубик, и бабушка, у которой остался лишь последний. Правками меня никто не утруждал, да я и не показывал никакие промежуточные варианты, просто скинул итоговую работу и всем понравилось.
ЧЕМ, ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ, ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ОБЛОЖКИ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА?
Основное отличие — в том, что обычно художник сам придумывает себе задание, а при работе над обложкой есть пожелания от группы. Дальше все зависит от того, с каким настроем группа обращается к художнику. Мне кажется, что правки в свою работу должен вносить только сам художник: кристаллизовать идею, дорабатывать до тех пор, пока она не понравится ему самому. Любые дальнейшие правки от заказчика скорее всего будут только портить работу. У меня получается работать хорошо, когда я знаю, что мне доверяют.
Authors: Anastasiia Lobacheva, Sasha Shapiro
Photos and videos: by heroes of the article
31 May, 2024