«Organizing the learning process is a collaborative work»: Garage Academy managers about new programs and online training
On February 28, the spring season of additional professional education programs will be launched at Garage Academy, and on June 19, the acceptance of documents for admission to the sixth intake of the master’s program «Curator Practices in Contemporary Art» will begin. We talked with the academic director of the master's program Oksana Moroz and the head of Garage Academy Maria Polnikova about online studying, updated programs and plans for the development of the academy.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ РАЗГОВОР ИЗ ТОЙ ТОЧКИ, КУДА МЫ ПРИШЛИ — ЭТИХ ТУРБУЛЕНТНЫХ ЛЕТ. СЕЙЧАС, КСТАТИ, ИМИ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ УЖЕ НЕ ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА, А ПОСЛЕДНИЕ 5 ЛЕТ. КАК ЗА ЭТО ВРЕМЯ ИЗМЕНИЛАСЬ СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ?
Оксана: Совершенно очевидный тренд — это массовая цифровизация образовательных программ разных типов. Сформировалось множество настроений, которые волнами накрывали просветительское пространство и людей, строящих эту сферу.
Сначала была волна радикального неприятия. Образовательная среда не была готова к принудительной цифровизации, а преподаватели – к перестройке учебных процессов. Следующая волна — наоборот, радикальная эйфория. «Ничего себе, можно не ездить в университет и экономить кучу времени!». Ее обратной стороной стали колоссальные переработки преподавательского состава и студентов, потому что все приковали себя к рабочим местам на 24 часа.
В настоящий момент случилось сильное размежевание: по-прежнему есть люди, которые считают, что в мире образования возможен только метод оффлайн. Преподаватели Академии и Маша, в частности, возможно, с некоторым принуждением, но все же научились миксовать форматы.
Маша: Важно смотреть на учебный процесс как на систему, где есть как минимум четыре стороны: преподаватель, слушатель, команда, ответственная за методологию и организацию жизни программы, и, как в нашем случае, администрация университета, осуществляющая общую координацию образовательного процесса. Каждая из этих сторон может сопротивляться изменениям с разной силой и руководствуясь разными мотивами.
Есть университеты, не готовые нести расходы на онлайн-обучение — вплоть до отказа от покупки нужного программного обеспечения. Однако организация учебного процесса — это совместная работа. Студенты не должны страдать от несостыковок и технических сложностей. Для меня отсутствие механики для проведения онлайн-занятий сопоставимо с аудиториями без парт и стульев.
В ЭТОМ ГОДУ ВЫ ЗАПУСТИЛИ ОНЛАЙН-ФОРМАТ. Я ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛА, ЧТО ИМЕННО СЕЙЧАС СЛУЧИЛАСЬ ПРЕМЬЕРА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ GARAGE ACADEMY?
Маша: У нас и прежде существовала практика онлайн-курсов для бакалавров, случившаяся под влиянием ковидных обстоятельств. Программы дополнительного образования с онлайн-обучением появились осенью 2021-го. В этом формате мы обучаем специалистов по 5 направлениям, в том числе по работе с архивами и по инклюзии, где в качестве слушателей встречаются не только сотрудники культурных учреждений, но, например, команды Сбербанка и СИБУРа. Но магистратура — самый заметный наш проект с точки зрения маркетинга, поэтому появление онлайн-трека «Продюсирование культурных проектов» на двухлетней программе стало достаточно значимым событием в работе Академии.
КАК ВЫ ВЫБИРАЕТЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОГРАММ? КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ, НА ЧЕМ ВАЖНО КОНЦЕНТРИРОВАТЬ УСИЛИЯ ИМЕННО СЕЙЧАС?
Маша: Когда мы только начали работать над обновлением магистерской программы с Оксаной и обсуждали летом 2022, какие перед нами стоят задачи, то пришли к выводу о допустимости расширения тематических зон до обучения продюсированию культурных проектов. Одновременно стало ясно, что онлайн-обучение окажется неотъемлемой частью магистратуры, хотя на протяжении всего прошлого времени мы в пределах разумного сопротивлялись дистанционному формату.
Оксана: Идея обучать продюсеров возникла из нескольких факторов. Прежде всего, конечно, хотелось расширить географию: оффлайн-магистратура доступна только тем, кто может приехать и жить в Москве, в то время как путешествия по стране показывают, что есть значительный запрос на обучение в Академии и в других регионах. Многие коллеги по цеху, работающие за пределами столицы, были бы рады на практике познакомиться с тем, чему мы обучаем, и применить новый опыт в проектах на местах.
Вторая важная для нас история: мы хотели расширяться с точки зрения тематизмов. Сейчас оффлайн-магистратура в сфере кураторства и арт-менеджмента очень тесно связана с зоной современного искусства — нам хотелось поработать в близких, но и иных контекстах. В том числе, в ходе наблюдений за студенческими интересами стало понятно, что ребята часто выходят в области, которые уже опциональны для искусства. Скорее это какие-то социальные или философские высказывания в поле современной культуры. Например, инклюзия.
ТО ЕСТЬ GARAGE ACADEMY В БУДУЩЕМ — НЕ ТОЛЬКО ПРО ИСКУССТВО?
Оксана: А вот это интересный вопрос. Когда мы придумывали онлайн-магистратуру, то встали перед необходимостью не делать две разные программы, а оставаться в пределах одной проблематики, но раскинутой зонтично. Обозначая компетенции и позицию продюсера как профессионала, мы вывели такую формулу: это люди, которые потенциально работают — интеллектуально и управленчески — с большим количеством форматов. Создают не только выставки, но и фестивали, лаборатории и медийные проекты. Они работают с современными социокультурными трендами, но также очень хорошо знают, что такое искусство, и могут предлагать продукты в этом поле.
Мы заметили, что в культурных институциях очень часто проседает все, что не связано непосредственно с каким-то центральным вектором работы. Это касается, например, сайд-проектов, которые могут иметь маркетинговую ценность. «Гараж» в этом смысле исключение: музей выпускает свои подкасты, имеет издательскую программу, активно занимается инклюзией. Зачастую для воспроизводства такой структуры не хватает профессионалов, которые умеют все это делать (или умеют ответственно руководить командами, которые хорошо справляются с поставленными креативными задачами).
Практика набора показала, что мы попали в точку: к нам пришли разновозрастные люди из разных регионов с разным опытом и интересами, которые так или иначе работают в зоне культурного продюсирования.
Маша: У нас была целая плеяда абитуриентов, не поступивших в магистратуру, потому что они были не готовы прерывать социальные связи и уезжать на 2 года. Часть из них сейчас учится на первом наборе онлайн-магистратуры.
НУ И ДЕНЕГ В СФЕРЕ ПРОДЮСИРОВАНИЯ ПРОЕКТОВ БУДЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В ТОМ ЖЕ КУРАТОРСТВЕ, ДАВАЙТЕ НЕ БУДЕМ ЛУКАВИТЬ.
Маша: Проекты в этих областях устроены иначе — в том числе с точки зрения иерархии. Маршрут обретения профессии продюсера в культуре короче: момент, когда ты создаешь целый фестиваль, наступает раньше, чем когда юный куратор дорастает до того, чтобы сделать выставку большого художника.
А, продолжая отвечать на твой вопрос о выборе направлений для обновления уже существующих или запуска новых программ, могу сказать, что часто отправной точкой служит переработка корпоративного опыта «Гаража». Например, в Музее отлично развита инклюзия, и это для нас огромный источник экспертизы.
У НАС В РОССИИ В ЭТОМ ПЛАНЕ УЖАСНЫЙ ПРОВАЛ.
Маша: После трех недель в гипсе на ноге я полностью согласна с твоими словами. С другой стороны, причины понятны: прежде, чем значимое количество людей озаботятся инклюзией, надо достичь определенного общественного благополучия.
Инклюзивные программы родились как ответ на огромный запрос со стороны других институций «научить делать также». Внутри команды я была противником бесплатных мастер-классов, эффективность которых в долгосрочной перспективе крайне мала. Так появилась полноценная программа, а для сохранения доступности на ней есть грантовое место. То же самое случилось с программой по работе с аудиторией. Она конвертировала огромный опыт команды Музея «Гараж» в знания и навыки, которые можно применять в маленьких музеях или даже на заводе (это, опять же, реальный пример). Третья программа, PRO Архив, стала продолжением практики «Гаража» в части исследования огромного массива данных о современном культурном процессе в самых разных формах.
Что касается программы по упаковке произведений искусства, то она тоже выросла из корпоративного опыта Музея и регулярных запросов небольших институций на консультацию у хранителя «Гаража» и команды инсталляторов. Осенью 2023 мы запустили интенсив в первый раз, и нам не хватило одного ученика, чтобы выйти в ноль с учетом всех затрат: гонораров преподавателям, разнообразных материалов, чтобы слушатели учились упаковывать действительно на практике, а не по картинкам, welcome-подарков в виде стартер-пэка арт-хэндлера. И для нас важно открыто говорить о механике работы образования, в том числе о формировании стоимости программ, потому что иногда эксперты в образовании не признаются, что запуск чего-то нового стоит денег.
Сейчас мы работаем над еще двумя программами дополнительного образования, одну из которых планируем к открытию весной 2024, а вторую – осенью 2024. Уверена, что возможность поучиться в Академии в течение нескольких недель для многих станет шагом на пути к поступлению в магистратуру (и у нас на магистерской программе есть студенты, обучавшиеся на программах дополнительного образования). Безусловно, слушатели программ образуют устойчивое профессиональное сообщество: за последние недели внутри нашего чата выпускников мы помогали найти экспертов по разработке программ лояльности и бросили клич для поиска мастеров после пожара в Национальной картинной галерее Абхазии. Отдельно сейчас мы рассматриваем возможности организации корпоративного обучения, специально собранного под запрос конкретной институции.
КАЖЕТСЯ, САМЫЙ ЧАСТЫЙ КОММЕНТАРИЙ У ВАС В СОЦСЕТЯХ:«ПОЧЕМУ ВСЕ СТОИТ СТОЛЬКО?»
Маша: Мы всегда спокойно и пошагово рассказываем, на что идут деньги. В России принято за норму недоплачивать преподавателям, и мало кто знает об их реальных доходах. Когда ты честно объясняешь, что, к примеру, на интенсиве по упаковке шесть человек два дня подряд по пять часов работают внутри учебного процесса, а затем спрашиваешь о справедливом гонораре за такого типа работу, то все становится на свои места.
ЭТО ЖЕ АБСОЛЮТНО НОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА РАЗВИТИЯ ПРОДУКТА. ЧЕМ СТАРШЕ СТАНОВИШЬСЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ УСПЕХОВ. И ТЕМ СИЛЬНЕЕ НУЖНО ПРОБОВАТЬ ДЕЛАТЬ ШАГИ В РАЗНЫЕ СТОРОНЫ, ЧТОБЫ ТЕСТИРОВАТЬ НОВУЮ АУДИТОРИЮ. И ИНОГДА ОШИБАТЬСЯ.
Оксана: Для нас это еще и важная иллюстрация того, что внутри конвенционального образования могут существовать разные форматы. Существуют очень понятные стереотипы о том, как должны, например, выглядеть магистратура, программы дополнительного образования или, тем более, преподаватели.
ДАВАЙТЕ ТРИ ГОРЯЧИХ СПОЙЛЕРА БЛИЖАЙШЕГО СЕЗОНА. ЧЕМ ВЫ ГОРДИТЕСЬ, ЧЕГО ЖДЕТЕ ИЛИ ЧЕГО СТОИТ С НЕТЕРПЕНИЕМ ЖДАТЬ ОСТАЛЬНЫМ?
Маша: Мы утвердили даты приемной кампании шестого набора магистратуры с 19 июня по 15 августа 2024 года.
Оксана: В этом году у нас случатся восьмая и девятая по счету выпускные выставки магистров. А через 2 года мы увидим наряду с выставками реальные проекты наших продюсеров — и онлайн, и оффлайн.
Маша: А еще директор «Гаража» Антон Белов предложил сделать праздник, который будет называться «День Академии». И внутри этой задумки очень хочется собрать выпускников вместе и услышать, как складывается их жизнь после обучения. Мы планируем устроить «День Академии» в июне 2024 года. Будет и дневная часть с дискуссиями, и вечерняя. В общем, это будет целый день, посвященный нашим проектам.
ВАС ОБЕИХ Я ОЩУЩАЮ КАК ДОВОЛЬНО УПРЯМЫХ ЛЮДЕЙ. КАК ВЫ РАБОТАЕТЕ ВМЕСТЕ?
Маша: Недавно повздорили, например, — в первый раз за два года.
Оксана: У нас есть одна очень важная деталь, которая нас сближает и создает историю партнерства. Мы совпадаем в видении идеального результата.
Маша: При этом мы занимаемся разным. Я не очень умею делать то, что входит в компетенции Оксаны. И мы даем открытую обратную связь. Наше упрямство скорее направлено по кругу во вне, чем друг на друга.
ТО ЕСТЬ ВЫ ПРЯМ КОМАНДА СУПЕРГЕРОЕВ?
Маша: Слава богу, не супергероев.
Оксана: Нет, иначе мы бы уже выгорели.