V–A–C DEPARTMENT OF MEDIATION

INTERVIEW

PHOTOS: DARINA BELONOGOVA

28 June, 2021

Initiated by V-A-C art foundation, the upcoming opening of GES-2 art space has been the talk of the town for a while now. We met Anna Panfilets who has led the V-A-C Department of Mediation for five years now, as well the curators of the department. They talked about their education programme, the importance of mediation in the cultural scene of a city, and the challenges of bringing together people with different views, values and experiences.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

АННА ПАНФИЛЕЦ

руководитель отдела медиации фонда V–A–C

КАК ИДЕТ ПОДГОТОВКА К ОТКРЫТИЮ?
Мне на днях рассказали анекдот:
Самый популярный диалог между сотрудниками Политеха и V–A–C:
– Когда у вас открытие?
– А у вас?

Даты открытия мы обязательно объявим публично, как только это станет возможно.

КАК МЕНЯЛОСЬ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОЕКТУ С МОМЕНТА, КАК ВЫ НАЧАЛИ ИМ ЗАНИМАТЬСЯ?
Я пришла в фонд 5 лет назад, в штате тогда работало 20 человек. Мы все собирались в одной переговорной комнате, чтобы обсудить выставочную программу. 5 лет — это относительно большой срок, конечно, были разные моменты, в том числе мучительные сомнения, бесконечные поиски и полное исчерпание сил. Сейчас, когда в штате более 150 сотрудников, столько всего позади, и мы максимально приблизились к заветному рубежу, я скорее нахожу себя в состоянии полного спокойствия.
Честно говоря, мне неважно, как меня определяет профессиональное сообщество: медиатор, куратор, менеджер, преподаватель или автор публичных программ. В разных ситуациях я обнаруживаю в себе пассионарное стремление действовать в новых ролях и нести за это ответственность. В процессе обычно сверяюсь с личным внутренним камертоном, он отвечает, хорошая работа или так себе. Так себе стараюсь не делать. Опыт работы в фонде дарит роскошную возможность обретать новые идентичности и умение мигрировать между ними.

ЧТО ДЛЯ ВАС 'ГЭС-2'? МНОГОЕ ИЗ ЗАДУМАННОГО ПОЛУЧИЛОСЬ РЕАЛИЗОВАТЬ?
Если смотреть на здание с противоположного берега Водоотводного канала, можно представить себе, что 'ГЭС-2' — это большой корабль, который вот-вот спустят на воду. Я желаю этому кораблю безграничного плавания и попутных ветров.
Пандемия учит нас быстро адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам. У нас собрался поэтичный девичий коллектив, я счастлива работать с Лерой, Дашей, Ариной и Галей. Это лучшие девчонки времени. Вместе мы запустили Факультет медиации в июне 2020 года и не остановили обучение. Наоборот, в апреле набрали вторую группу студентов. Нам впервые хватило времени прочесть со студентами все, что всегда хотели, а не только Рансьера. Сейчас блок онлайн-занятий завершен, и мы ожидаем возможности выхода в 'ГЭС-2' для прохождения практики.

КАКИЕ У ВАС ОЖИДАНИЯ ОТ ПРОЕКТА В ЦЕЛОМ?
Ожиданий немного, я не любитель предсказывать, скорее есть цели и планы, как к ним прийти. Мне бы хотелось удержать медиацию на той же позиции внутри институции, на которой мы ее изначально задумываем. Например, я рассчитываю, что медиация в 'ГЭС-2' всегда будет демократизировать доступ к культуре, никогда не станет статьей дохода, и любой посетитель, школьный класс, группа студентов или трудовой коллектив всегда смогут бесплатно попасть на сеанс медиации, выбрав тему для диалога. Для этого мы оставляем на сайте анкету, в которой можно выразить личные или коллективные интересы.

Есть большое желание развивать интерактивные онлайн-проекты, чтобы создавать больше возможностей для диалога с другими регионами. Кроме этого, я активно выступаю за признание профессии, стабильность условий труда и рост профессионализма медиаторов. Медиатору постоянно необходимо изучать новый материал, много читать, тренировать использование разных инструментов от фасилитации до перформативных упражнений. Многие в нашей команде занимаются различными исследованиями, в том числе в области педагогики. Это провоцирует непрекращающийся внутренний поиск, создание экспериментальных направлений, диалог с преподавателями, художниками и кураторами. Сейчас мы с нашими HR-специалистами думаем над тем, как разделить рабочий день медиатора на общение с посетителями, исследовательскую деятельность и постоянное дообучение.

ЧТО МЕДИАЦИЯ ДЛЯ ВАС?
Медиация в 'ГЭС-2' — это всепроникающий свет. Наша задача — объединить множество кураторских проектов, стереть мысленные границы между галереями, классами, актовым залом, рощей, городом и миром, в конце концов. Мы отмечаем на архитектурных планах какие-то условные точки, где может работать медиатор, но при этом понимаем, что у медиации не может быть никакого места, она повсюду.
'ГЭС-2' не музей. У нас нет необходимости становиться музейными педагогами в чистом виде и знакомить людей с коллекцией фонда или привезенным искусством. В формате свободной медиации беседа может сложиться вокруг кинопоказа или книги с полки библиотеки, нет никаких тематических ограничений. В первую очередь наша задача — создать атмосферу гостеприимства и открытости, чтобы посетитель захотел вернуться к нам снова и продолжить разговор с медиатором.
Объединять вокруг себя людей с разными взглядами, ценностями и опытом — сложное дело, это требует большой отдачи, иногда всей жизни. У нас в практике есть примеры, когда медиация объединяла людей в новые группы. Сами медиаторы тому пример. Почти все мои знакомые друзья из Петербурга ходили в эрмитажные кружки. Ловлю себя на мысли, что лет через 10 могу знать многих постояльцев нашего Ателье или последователей медиации.
Очевидно, что людей будет притягивать место само по себе. Но чтобы у индивидуального посетителя или группы сложились прочные отношения с институцией, нужен человеческий контакт, непрерывная связь и множество встреч. Немало написано о том, что 'ГЭС-2' — новое городское пространство. Однако хорошо ли мы понимаем, кто сегодня живет в городе, кто и зачем к нам придет? Ответы у нас появятся после открытия, и первыми посетителей услышат медиаторы.
Учитывая многообразие задач, многослойность контента, я просто не вижу других возможностей для построения постоянного диалога с посетителями. Экскурсия, кружок, образовательный курс — все это не дает нам такого простора для взаимодействия, который предполагает медиация. Тем не менее почти все конвенциональные форматы будут также постоянно представлены в программе сезонов наряду с медиацией.

ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ, НА КОТОРЫЕ ВЫ ОПИРАЕТЕСЬ В РАБОЧЕМ ПРОЦЕССЕ?
Как руководитель отдела, я отталкиваюсь от понятия из экономической теории — разделения труда по принципу сравнительных преимуществ. Этой идее Смита почти 250 лет, мне она кажется до сих пор состоятельной. У нее есть одно чудесное свойство: нет такого человека, который бы ими не обладал. В целом любая слаженная команда — это люди с разными компетенциями, понимающие свою задачу, обладающие всеми необходимыми знаниями, инструментами и имеющие личную мотивацию заниматься своей работой в этой команде.
Если мы говорим о самой медиации, то я снова скажу, что нет фиксированных сценариев общения с посетителем. Каждая встреча в Доме культуры уникальна и всецело зависит от ее участников. Мы руководствуемся нашими стремлениями к потенциально трансформаторному опыту для каждого, включая медиатора. Подробнее с точки зрения теории мы расскажем о принципах, актуальном состоянии и перспективах медиации в онлайн-сборнике статей, который мы готовим вместе с российскими и зарубежными коллегами. Он выйдет уже этой осенью на русском и английском языках на сайте 'ГЭС-2'.

ЕСТЬ ЛИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ У ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИАЦИИ? ОКАЗЫВАЕТ ЛИ ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ НА ТЕ ЗНАНИЯ, ЧТО ПОЛУЧАЮТ МЕДИАТОРЫ?
Пожалуй, первая отличительная черта — никто не знает, что это такое. Вторая — постоянно медиацией в России занимается только Уральская биеннале. Третья — у институций нет штатных медиаторов.
Последняя особенность сопряжена с правом медиации на институциональную критику. Это может стать темой отдельной большой дискуссии. Если кратко выразить личную позицию, то я не уверена, что в этом отношении у медиатора, нанятого временно на проектную работу, больше свободы, чем у штатного сотрудника. Меж тем медиаторы 'ГЭС-2' официально трудоустроены, имеют стабильный график работы и оплату труда, страховку и все остальные преимущества такой формы отношений работника с работодателем. После успешного завершения обучения студентам Факультета медиации также поступят предложения присоединиться к штатной команде.
Что касается культурно-исторического контекста, безусловно, в российском обществе образовалась огромная лакуна в восприятии искусства. Поэтому мы всегда поддерживаем просветительские программы от музейных педагогов. Мы знаем, что в школе и вузах России чаще всего катастрофически мало времени отводится на изучение современной культуры.
С другой стороны, многие тексты, к которым мы обращаемся во время обучения студентов, не переведены на русский язык. И это не потому, что мы игнорируем развитие отечественной мысли, просто русскоязычные тексты о медиации мы знаем, их пишут наши друзья и соратники.
В том числе и поэтому так важна медиация сегодня, она дает возможность любому зрителю, даже самому исключенному, с чего-то начать. А нам — не упускать целые поколения людей, которые сторонятся выставок современного искусства. Могу вас заверить, что медиатор не будет падать в обморок от неожиданных ассоциаций или закатывать глаза от бытового языка посетителя.
Давайте просто начнем разговаривать друг с другом, это самый проверенный способ, чтобы разобрать старые стены и заборы.

Лера Конончук, Даша Пасичник, Арина Олюнина, Галя Луппо

кураторы программы 'Факультет медиации'

ФАКУЛЬТЕТ МЕДИАЦИИ — ЧТО ЭТО?
Лера Конончук: Факультет задуман нами как большая образовательная программа для медиаторов, в которую входят встречи с кураторами и художниками, семинары, ридинги и дебаты по актуальным вопросам педагогики, теории искусства и институциональной критики, а также блок, посвященный методам фасилитации и работы с группой, техникам речи и телесным практикам. В рамках программы мы даем студентам максимальное количество известных или изобретенных нами инструментов для того, чтобы им удавалось удерживать осмысленную, интересную и вместе с этим комфортную для всех участников коммуникацию. Другой вопрос, что такое осмысленная коммуникация в публичном пространстве конкретной культурной площадки сегодня, какие у нее задачи? Знакомство с искусством и его принципиальными идеями, приобретение нового опыта, формулирование критической позиции и несогласия, встреча с другим? У меня как у исследовательницы экспериментальных педагогик и истории институциональной критики в искусстве есть собственная позиция по поводу медиации, и поскольку я разрабатываю структуру и содержание программы, это отражается на ее ключевых мотивах: в теоретической части программы существенное место выделяется для саморефлексии и умения задавать важные, порой неудобные, вопросы. При этом на факультете мы ищем ответы на эти вопросы вместе со студентами: через чтение, совместное обсуждение и споры, самостоятельную и групповую проектную работу. Наш план-минимум дальнейшего развития — сделать факультет частью повседневной коллективной работы всех медиаторов, которые войдут в штат.

ДЕЛИТСЯ ЛИ ОБУЧЕНИЕ НА НАПРАВЛЕНИЯ? КАКИМ ПУЛОМ НАВЫКОВ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ ВЫПУСКНИК ФАКУЛЬТЕТА?
Даша Пасичник: В качестве направлений можно выделить изучение возможностей инклюзивной медиации, методов работы с разновозрастными группами, взаимодействия с детьми, а также разработку невербальных способов работы с аудиторией. В ходе обучения были сформированы рабочие группы по направлениям для нашей совместной со студентами работы.
Если первый блок включал в себя теоретические знания и был тренировкой в размышлении с разных позиций, анализе и систематизации, презентации и аргументации, то в практическом блоке, реализация которого нам еще предстоит, фокус сделан на тренировке навыков работы с группой и изучении уже существующих инструментов работы. После того как мы попадем в 'ГЭС-2', начнутся занятия, направленные на освоение и отработку форматов группового взаимодействия, ведения направленного диалога, тренировку навыка рассказывания историй и умения задавать открытые вопросы. С помощью включения в занятия элементов актерских техник, двигательных и телесных практик мы будем развивать телесное внимание, учиться отслеживать собственное психофизическое состояние и замечать невербальные проявления состояний участников группы. Каждое из занятий блока также позволит в разных форматах освоить само пространство, что несомненно важно для всех новых сотрудников.
Кроме того, мы понимаем, что невозможно сформировать умение в течение нескольких занятий, для развития навыков нужно время, регулярная практика, осознание того, что подходит именно тебе, постановка целей и определение критериев и способов оценки. В свою очередь для нас это требует решения в ближайшем будущем комплекса задач по созданию более гибкой, доступной и поддерживающей обучающей среды, ориентированной на самого обучающегося.

Арина Олюнина: Важно упомянуть, что направления внутри обучения не являются формой тематического деления и разветвления, а скорее способом сбалансировать необходимые навыки внутри команды, выявить зоны роста и инициативные группы, внутри которых возможна более углубленная работа над практическими задачами. Работа в группах позволяет медиаторам обмениваться собственным опытом, обсуждать инициативы и вместе искать способы закрепления полученных знаний в рамках встреч с экспертами.
К примеру, одно из важных направлений внутри медиации — работа с детской и взрослой аудиторией. Ключевая задача, стоящая перед нашей командой — научиться работать с группой, в которой могут присутствовать как дети разного возраста, так и самостоятельный взрослый. При работе со смешанной группой медиатору важно уметь выстраивать и поддерживать доступную коммуникативную среду, внимательно подходить к возрастным и психологическим особенностям, быстро адаптироваться к групповой динамике и применять различные методы для поддержания атмосферы безопасного пространства. Мы стремимся к тому, чтобы медиаторский тур стал открытым полем взаимодействия ребенка и взрослого, в котором важен голос каждого.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ МЕДИАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ АРТ-ДИСКУРСЕ?
ЛК:
Медиация, конечно, неизбежно скоро станет общим местом. У институций самых разных размеров и гравитационной силы есть необходимость делать свои выставки более доступными и привлекательными для широкой публики, этот процесс идет полным ходом, начиная с мощного 'музейного бума' 60–70-х годов, который связан с процессами масштабной культурной демократизации по всему миру (у нас, конечно, эти процессы начались куда раньше — с Пролеткульта, но так же быстро и свернулись). Все инструменты и процессы, которые позволяют культурным площадкам хотя бы внешне быть более демократичными, воспринимаются с большим энтузиазмом, тем более, что это здорово укладывается в рамки квантификационных методов оценки, доминирующих сегодня как в культурной, так и в образовательной среде, когда цифры — чуть ли не единственное, что оправдывает существование институции перед администрациями или попечителями. Медиация поэтому легко становится — таких примеров довольно много — ходовым пиар-инструментом, от которого требуется только подобрать ключик к каждому посетителю и сделать его тем самым более лояльным. Либо разыграть спектакль разнообразия, просто пригласив к дискуссии всех и каждого (дискуссии, не имеющей ровным счетом никаких последствий). Скорее всего, это и есть будущее медиации. Думаю, иной сценарий возможен в том случае, если медиация в институции будет, с одной стороны, пропущена через оптику критических педагогик, а с другой, если ей удастся отвоевать определенную независимость, 'кармашек затемнения' (pocket of shadowing), как выразилась исследовательница искусства, педагог и медиатор Нора Штернфелд. Независимость в разработке собственных методов, инструментов и практик (с учетом контекста, в который вписана институция, и сопутствующих ему проблематик), а не в смысле прекарности найма.

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЕДИАТОРОВ ВЫ ОБСУЖДАЕТЕ ТЕГИ? ЧТО ДЛЯ МЕДИАТОРА ЭПОХА ИНФОРМАЦИОННОГО БУМА?
ЛК: Если немного утрировать, не думаю, что медиатор должен быть такой ходячей энциклопедией современной жизни и способным вести светскую беседу на любую тему, по любому набору тегов. Да и тегирование все же сильно мешает восприятию искусства и осмысленному разговору рядом, создавая иллюзию понимания — для тех, кто к этому тегу привык и, может быть, даже от него устал, и полного непонимания, даже отторжения — для тех, кто с тегом не знаком. Что касается информационного бума, медиацию в нашем случае лучше рассматривать как практику замедления и прояснения, все же призванную сопротивляться невротическому накоплению фактов.

СИНТЕЗ ИСКУССТВА И ПРОИЗВОДСТВА, НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ — СОВРЕМЕННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ? КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ПОДХОДУ?
ЛК: Это тенденция с огромным, скажем так, стажем. Указанный вами синтез — это не то, к чему можно относиться положительно или отрицательно; при этом он преимущественно видится одновременно как желаемое и как утверждающая себя неизбежность. Современное искусство все меж/транс/интердисциплинарно по своим подходам, в его логике постоянно находишь пересечения с новыми областями. У него также есть способность обезвреживать любой дискурс через использование его в качестве метафоры. Если вернуться к нашему полю, об этом хорошо писали исследователи 'образовательного поворота', которые критиковали некоторые кураторские проекты, безответственно имитирующие язык и методы образования. При этом междисциплинарность в целом, думаю, — хороший пример того, к чему стоило бы применить логику разучивания (unlearning). Есть хорошее недавнее исследование историка искусства Памелы Ли о том, какое влияние на модернистское искусство середины века оказали зародившиеся в начале холодной войны аналитические центры, где как раз начала пестоваться интердисциплинарность, креативный, даже эстетический подход к проработке задач, — а искусство вслед за этим переняло методы, подходы и язык наук. Нам нужно понимать, почему это происходит, чтобы с осторожностью относиться к излишней зачарованности любыми новыми синтезами и гибридизациями.

КАК СТАТЬ СТУДЕНТОМ ФАКУЛЬТЕТА И МЕДИАТОРОМ 'ГЭС-2'? ЧЕМ ВЫ РУКОВОДСТВУЕТЕСЬ ПРИ ВЫБОРЕ СТУДЕНТОВ?
Галя Луппо: Чтобы стать студентом Факультета медиации, претенденты проходили отбор в два этапа: первый — это опен-колл, в котором все желающие могли заполнить анкету с вопросами об их опыте, знании современного культурного контекста и понимании практики медиации. Второй этап — короткое онлайн-собеседование, на которое мы пригласили тех, кто наиболее полно и вдумчиво заполнил анкету. По результатам отбора на факультет попали 24 студента, а всего заявок было подано почти 400.
В первую очередь мы обращали внимание на то, как человек пишет/говорит, — насколько ясно, четко, увлекательно выражает свои мысли, есть ли у нее/него опыт медиации, художественных и других практик работы с разной аудиторией. На собеседовании нашей целью было выяснить, в чем мотивация кандидата, почему она/он хочет заниматься медиацией. Тут играли большую роль личные интересы и социокультурная проблематика, волнующая претендента, также плюсом являлось умение ориентироваться в актуальном гуманитарном дискурсе. Немаловажным было понять общую эрудицию и желание общаться.
Чтобы стать медиатором Дома культуры 'ГЭС-2', студентам необходимо посещать все занятия факультета, ответственно готовить домашние задания, активно участвовать в семинарах, сдать финальные экзамены и самое главное — быть готовыми к полной занятости в 'ГЭС-2'.

САМОЕ ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ДЛЯ МЕДИАТОРА?
ГЛ:
Неправильно выделять какое-то одно самое важное качество для медиатора, ведь медиация не четко прописанный процесс с заданным результатом, а медиатор не функция. У каждого медиаторского сеанса свой исход. Иногда участники медиаторского тура приходят к неожиданным 'серендипным' открытиям, совершенно разным, зачастую непредсказуемым совпадениям. Тем не менее существует набор необходимых навыков и способностей медиатора, без которых процесс совместного поиска нового знания будет затруднен. Попробую расположить эти качества в порядке приоритетности.
Я бы определила как главное — умение слушать, проявлять внимательность и чуткость к собеседнику, если взять более широко — медиатору необходима развитая эмпатия и интерес к людям вкупе с собственной четкой позицией. Ведь медиатору приходится очень много общаться с самыми разными людьми, и мизантропия здесь противопоказана, но и 'соглашательством' с каждым посетителем заниматься не стоит, именно спор зачастую выводит на новый уровень понимания проблемы.
Во-вторых, для того чтобы постоянно работать с большими объемами новой информации, требуется логическое мышление, навыки исследователя, готовность постоянно учиться.
В-третьих, очень помогут, как и в любой работе с аудиторией, стрессоустойчивость, самостоятельность, но при этом — умение работать в команде, разрешать конфликтные ситуации, импровизировать, умение вести дискуссию и управлять ей.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СООБЩЕСТВО МЕДИАТОРОВ? ПЛАНИРУЕТСЯ ЛИ МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО?
ГЛ:
На мой взгляд, сообщество медиаторов в России только начинает образовываться в нескольких крупных городах и чаще привязано к институциональной практике медиации. Медиация в сфере современного искусства в России существует уже более шести лет. Точкой отсчета можно считать 10-ю 'Манифесту' современного искусства, проходившую в 2014 году в Санкт-Петербурге, где впервые был введен термин 'арт-медиация'. Сейчас постоянный набор медиаторов осуществляет Уральская биеннале. Коллеги организовали Школу медиации в Екатеринбурге, активно ведут паблик в Telegram и других соцсетях, регулярно рассказывая о своих новостях и медиации в целом. Медиация всех крупных проектов всегда предполагает предварительную подготовку медиаторов, подобный опыт есть у наших коллег в ЦСИ 'Гараж', на Московской биеннале современного искусства.
Учитывая все проблемы медиации в России, я думаю, что для специалистов, как аффилированных институциями, так и самозанятых, которые определяют свою профидентичность как 'медиаторы', не хватает профсоюза, который мог бы отстаивать адекватные условия занятости для всех в нашей профессии.
Что касается международного сотрудничества, мы всегда открыты для взаимодействия с коллегами из других стран. В будущем мы планируем создать более тесную связь с нашими медиаторами в Венеции. Непрерывно следим за программой 'Манифесты', нескольких музеев в Голландии.
В Доме культуры 'ГЭС-2' будут резиденции, куда мы надеемся в будущем приглашать международных экспертов в области медиации и педагогики для совместной исследовательской работы.

INTERVIEW

PHOTOS: DARINA BELONOGOVA

28 June, 2021