Overcoming trauma: the art therapy of Louise Bourgeois

news

Author: Oksana Lebedeva

Photos: moma.org; artspace.com; garagemca.org; artsy.net; artguide.com

31 May, 2023

Louise Bourgeois, a renowned female artist, passed away on May 31, 2010, at the age of 98. Throughout her long life, she had the incredible opportunity to witness nearly the entire 20th century and the beginning of the 21st. Through her art, she delved into the analysis of her childhood traumas and fears, using her creative expression as a means of exploration and catharsis. As we remember this remarkable artist, let's highlight some of the most notable facts from her biography and explore her significant body of work.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

1.

Буржуа родилась в семье, которая занималась реставрацией старинных гобеленов. У них была своя мастерская и галерея в Париже. С 12 лет художница помогала с реставрацией элементов на полотнах. На художницу сильно повлияла детская травма: она знала о том, что отец изменяет матери с гувернанткой, а ее мама делала вид, что ничего не происходит, при этом тяжело болея. Буржуа хотелось бунтовать против отца, поэтому в 1934 году она поехала в Россию на свои деньги — посмотреть метро и написать про него статью.

2.

В 1932 году художница поступила в университет Сорбонны и стала изучать различные дисциплины, в том числе философию и математику. Но через несколько лет ее заинтересовало искусство, и она начинала учиться в Академии де ла Гранд Шомьер. Там преподавал известный живописец Фернан Леже, который отметил ее талант и посоветовал обратить внимание на создание скульптур.

3.

Буржуа была включена в феминистское движение. В 1966 году она экспонировала свои работы на выставке «Эксцентричная абстракция», организованной художницей и феминисткой Люси Липпард и посвященной антиформному искусству. Буржуа была и политически активной: в 1973 году она участвовала в забастовке в защиту прав сотрудников Музея современного искусства Нью-Йорка.

4.

Художница сознательно не причисляла себя ни к сюрреализму, ни к абстрактному экспрессионизму, хотя ее работы вписывались в эти направления. Она считала себя экзистенциалисткой и любила книги Альбера Камю. В своем творчество Буржуа искала сокрытое, чтобы сделать его явным. Для этого художница разработала свой особый язык чувственности, сильно связанный с телесностью. Как отмечал ее ассистент, Джерри Горовым, «творчество Луиз колеблется между двумя полярными чувствами — любовью и ненавистью».

5.

Буржуа была адептом психоанализа, которым она заинтересовалась в 1950-е годы. Создание работ стало для художницы арт-терапией — искусство помогало ей справиться с невыносимыми эмоциями, тревогой и страхом. Она создала несколько работ, посвященных родителям, и одна из них — инсталляция «Разрушение отца» (1974), в которой стол с трапезой символически стал расчлененным телом родителя.

6.

Еще одна известная серия работ — бронзовые скульптуры «Мама». Одна из них находится около Музея Гуггенхайма в Бильбао, а в 2015 году музей современного искусства «Гараж» провел персональную выставку Буржуа — такую же скульптуру установили около здания. Образ матери как паука ассоциировался у художницы с силой, защитой, спасением. Скульптуры отсылают к мифу об Арахне — девушке, которую боги превратили в паука за то, что соткала их слабости на полотне. Эта история стала для Буржуа автобиографической.

7.

В 1980 у художницы появилась своя студия в Бруклине. Раньше она жила в более узкой комнате, поэтому с новым пространством ее работы увеличились в размерах. Однако Буржуа все равно любила замкнутость, которая создала необходимые границы.

8.

В 1990-е художница создала работы, сделавшие ее еще более заметной в мире искусства. Инсталляции из серии «Клетка» продолжили тему прозрачности, чувства вины и проработки травм. В каждой из конструкций находился предмет, связанный с воспоминаниями и органами чувств — например, в одной из «Клеток» был флакон с духами. Буржуа считала прошлое продуктивным для анализа и старалась представить через личную историю универсальные ощущения. Раскрытие себя приносило облегчение:

«Творить — это акт освобождения, и каждый день эта потребность в освобождении возвращается ко мне. Если говорить об искусстве, что вы предпочитаете: кричать или молчать? Это зависит от того, что вы хотите. Хотите внимания — кричите»

9.

За свою долгую жизнь Буржуа получила множество наград и титулов. В 1983 году она стала членом Ордена искусств и литературы Франции, в 1997 получила Национальную медаль искусств от президента Билла Клинтона, а в 1999 ей присудили Золотого льва на Венецианской биеннале. В 2008 домой к художнице пришел президент Франции, Николя Саркози, чтобы вручить ей медаль Почетного легиона.

10.

В 90 лет у Буржуа сильно ухудшилось зрение, но она не отказалась от гравюр и просто увеличила их размеры. В последний год своей жизни художница создавала работы, поддерживающие ЛГБТК+ сообщество и обнажающие проблемы патриархальных отношений.

11.

Уже после смерти Буржуа, в 2015 году, ее «Паук» (1997) был продан на аукционе за $28,2 млн, что стало рекордной ценой для ее работ и произведений, созданных женщинами в послевоенное время. В 2019 году еще одного «Паука» (1996) купили за $32,055 млн, а в 2022 рекорд снова был побит: на ярмарке Art Basel скульптуру продали за $40 млн. Совсем недавно, 18 мая, «Паук» из той же серии ушел за $32,8 млн на аукционе Sotheby's.

news

Author: Oksana Lebedeva

Photos: moma.org; artspace.com; garagemca.org; artsy.net; artguide.com

31 May, 2023