Выставочные планы: куда пойти на этой неделе?
24 January, 2022
Рассказываем о выставках, которые мы не хотели бы пропустить на этой неделе: 16 молодых художников в АРТ4, последние дни выставки Александры Гарт в Anna Nova Gallery, новые видео Лизы Бобковой в галерее MYTH и портрет-путешественник самого Данте Алигьери в Центре Вознесенского.
МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ПРИСУТСТВИЯ. ПОСОБИЕ ДЛЯ НЕВИДИМЫХ
Лизу Бобкову мы больше знаем по ее скульптурным композициям из металла, сейчас же галерея MYTH показывает ее видеоработы за последние два года — в том числе и важную для художницы видеодокументацию перформанса «Я здесь», снятую в песчаном карьере зимой 2021-го года. Весь проект — про границы публичного и приватного в общении: последние годы Лиза как раз обращалась к своим друзьям в соцсетях с различными преложениями: например, написать ей письмо или сфотографироваться с закрытыми глазами (в проекте с выцветающими портретами приняло участие около ста человек). Куратор проекта, Александр Евангели, замечает, что все работы «о непонимании вопреки продолжающемуся диалогу, и о продолжении диалога вопреки трудностям понимания», а сама художница замечает, что единственной возможностью спастись становится переход в другого человека.
АНЬОЛО БРОНЗИНО. АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ДАНТЕ
В конце прошлой недели в Центре Вознесенского открылась выставка одной картины — «Аллегорического портрета Данте», который был написан придворным художником семьи Медичи Аньоло Бронзино в 1532 — 1533-х годах. Эта работа входит в трилогию «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь», героями которой стали Данте Алигьери, Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Однако две последних картины до сих пор считаются утраченными, и до нас дошел только портрет Данте, который был обнаружен в 1990-х годах одним из европейских коллекционеров. Долгое время полотно находилось в частной коллекции, но в 2020-м году его владельцы решили продать картину. Так, покупателем стал Фонд Леонида Богуславского, учредителя Центра Вознесенского.
До того, как оказаться в Москве «Аллегорический портрет Данте» уже выставлялся в Метрополитен Музее в Нью-Йорке, а затем картину можно было видеть в петербургском Эрмитаже. После завершения выставки в Центре Вознесенского 20-го февраля портрет снова вернется в место своего постоянного хранения — Палаццо Веккьо во Флоренции. Во время покупки картины Леониду Богословскому пришлось принять условие, согласно которому портрет Данте должен все-таки оставаться в Италии.
Куратором этой камерной выставки выступила Виктория Маркова — главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина и ведущий специалист по искусству Италии в нашей стране, и это делает проект просто обязательным к посещению.
В ПЫЛИ ЭТОЙ ПЛАНЕТЫ
18-го января все огромное пространство ATR4 наполнилось работами молодых художников из России и стран СНГ, их в проекте участвует 16, и это отличный повод выучить для себя новые имена. А среди них — Федора Акимова, Евгений Гранильщиков, Миша Гудвин, Родион Китаев, Александр Лемиш, Вадим Михайлов, Слава Нестеров, Владимир Омутов, Наташа Перова, Руслан Поланин, Павел Польщиков, Никита Селезнев, Анна Таганцева-Кобзева, Виктор Тимофеев, Валентин Трусов, Lilia Ana. Куратор проекта — лауреат премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года» Александр Буренков.
Поэтичное, но в то же время тревожное название выставки отсылает к книге «Ужас философии. В пыли этой планеты» — одной из основополагающих работ философа Юджина Такера, который был представителем второй волны спекулятивного реализма. В центре внимания философской теории Такера — мир-без-нас, который приближается «без-основным» мистицизмом в ситуации после смерти Бога, Природы и Человека.
«Эстетические предпочтения участников выставки, создающих с помощью «объектно-ориентированного искусства» кинематографический опыт нечеловеческого хоррора и «жуткого», разлитого в бытовой повседневности, также едины в своей эклектике: обращение к нечеловеческому, технологическому, паганизму, квази-ритуальности, мистицизму, интернет-субкультурам объясняется поиском инструментария для выражения того невыразимого «возвышенного хоррора» реальности, в котором проявляется закат человеческого мира и видны первые всполохи зари мира- без-нас» — говорится в описании выставки.
Успеть посмотреть выставочный проект можно до 17 февраля.
ЛЕС ПАУТИНЫ
Дебютная, но уже вполне масштабная персональная выставка художницы Александры Гарт логически продолжает серию проектов галереи Anna Nova, посвященных осмыслению эпохи антропоцена.
Экспозиция занимает два этажа и представляет собой тотальную инсталляцию, собранную из металлических конструкций, жидкой резины, графики на свитках рисовой бумаги и 12-метровом матовом пергамине, а также звучащих лайтбоксов.
В своих работах Александра Гарт создает образ постапокалиптического пейзажа, некоего покинутого и опустошенного пространства из постантропоцентрической вселенной. Художницу волнуют не только проблемы загрязнения и замусоренности современного урбанистического пространства, но и его изначальное свойство неживой материи, из которой и состоит город — пластика, металла, проводов. В этом контексте Александра предпринимает попытку художественного осмысления вероятной экологической катастрофы, а также размышляет «о синтезе живого и неживого, природного и искусственного».
Работа выставки завершится уже 7 февраля, поэтому спешим посетить галерею Anna Nova, чтобы не пропустить важный проект.
24 January, 2022