Хороший пример: выставка команды «ТОЙ» в Нижнем Новгороде
До 8 октября в пространстве «Тихая» проходит выставка группы нижегородских уличных художников «ТОЙ» — «Барахолка». На экспозиции представлены 100 камерных объектов, которые основаны на событиях личной биографии художников и объединены в тотальную инсталляцию, отсылающую к эстетике блошиных рынков.
Художники команды «ТОЙ» и куратор студии «Тихая», Алиса Савицкая, рассказали нам о том, как готовилась выставка, как со временем трансформировалась идея экспозиции и какие приемы были использованы для того, чтобы создать общую картину блошиного рынка.
Команда «ТОЙ»
«“Барахолка“ представляет собой беспорядочное скопление предметов, которые никак не связаны между собой. Такое отсутствие прямых взаимосвязей дало нам свободу в выборе медиумов и исполнении.
Живописные серии мы всегда создаем вместе. В случае с объектами мы решили попробовать поработать независимо друг от друга. Мы не планировали заранее, какие вещи будут наполнять “Барахолка“, и делали объекты вплоть до начала монтажа выставки. Это позволило добиться максимального разнообразия сюжетов и подходов.
Выставка затягивает зрителей в процесс изучения предметов, значение и предназначение которых кажется не до конца знакомыми или же, наоборот, понятным и близким.
Поскольку мы не программировали результат заранее и имели в качестве общей рамки только формат "барахолки", состоящей из кучи разных предметов, концепция со временем никак не поменялась. Длительная организация дала возможность тщательнее подготовиться, "накопить" предметов и применить множество материалов и техник. На выставке есть вещи вневременные, а есть такие, в которых можно обнаружить привязку ко времени или слепок наших актуальных ощущений и переживаний.»
Алиса Савицкая, куратор выставки
«Блошиный рынок для проекта имеет значение символическое, поэтому буквально реконструировать его в экспозиции задачи не стояло.
Под блошиным рынком мы имеем в виду тип отношений с предметом искусства: пестрое разнообразие бесполезных вещей, процесс блуждания и поиска, вынужденное физическое неудобство, восторг от обнаружения понятного, знакомого или необходимого. Желаемого эффекта помогли достичь низкие подиумы на колесах, которые принуждают зрителя наклоняться к произведениям, а художникам позволяют менять структуру пространства, перемещая группы предметов.
Выставка с самого начала была очень четко спрограммирована. Мы знали, какое количество предметов необходимо для нашего зала, делали эскизы, а за четыре месяца до открытия сделали в зале тестовую экспозицию, чтобы посмотреть, как вещи «ведут себя» в реальном пространстве.
Студия "Тихая" — это мастерская художников, то есть, в первую очередь, их рабочее пространство. Поэтому прийти к нам можно только с экскурсией и только по предварительной записи. Это неудобство компенсируется тем, что зритель получает уникальный опыт интимной встречи с произведениями и их авторами. В случае “Барахолки“ все 100 предметов просто разложены в пространстве без витрин, креплений и прочих мер безопасности, а художники раскрывают сюжет каждой работы и историю ее создания.»