Хороший пример: выставка «Там, за домом, вырос сад…» в Левашовском хлебозаводе
До 4 мая в Левашовском хлебозаводе открыта выставка «Там, за домом, вырос сад…», посвященная памяти ленинградской художницы Гели Писаревой. Экспозиция объединяет скульптуры и живопись художницы, а также работы участников объединения «Озерки — деревня художников», с которыми Геля работала, выставлялась и дружила. Выставка организована Flor et Lavr Gallery совместно со школой Masters.
О практике Гели Писаревой и объединении «Озерки — деревня художников» мы поговорили с Фролом Буримским, основателем Flor et Lavr Gallery, и Петром Ивановым, программным директором галереи.

Фрол Буримский
основатель Flor et Lavr Gallery
Об искусстве Гели Писаревой
История этого проекта началась задолго до самой выставки — с моего знакомства с Валерием Быткой. В 2019 году я оказался у него в доме благодаря другу, Абдулле Артуеву. Как только я туда вошел, у меня возникло чувство, что уже бывал там. И действительно — это был тот самый дом, где я однажды оказался много лет назад. И вот я вернулся снова и познакомился с Валерием, и это знакомство стало для меня очень важным. Тогда же я задумывался об открытии галереи, и наша встреча послужила финальным импульсом — мы решили сделать выставку в Москве, и с нее началась история Flor et Lavr Gallery.
Через Валерия я познакомился с объединением художников в Шувалово–Озерках, и в том числе с Гелей Писаревой. У них с Валерием была очень теплая дружба. Когда я впервые оказался в ее доме, сразу стало ясно, что передо мной — живая легенда. Мы сделали одну выставку с ней при жизни, и очень жаль, что только одну. Этот проект — не просто посвящение, а скорее выставка, сотканная из ее духа: ее дома, ее окружения, ее внутреннего света. Это не мемориальный проект, а живой, наполненный теплом, как сама Геля.
Об объединении «Озерки — деревня художников»
Это было очень живое сообщество. Валерий Бытка сразу стал знакомить меня с теми, кто был рядом с ним и чья практика была ему близка — с Мариной Спивак, Александром Позиным. Их выставка стала второй в галерее. В объединении были скульпторы, художники, архитекторы, и, конечно, Геля Писарева. Люди, жившие по соседству, дружившие, влиявшие друг на друга в быту и в творчестве. Это была настоящая «деревня художников» — не в метафорическом, а в самом буквальном смысле.

Петр Иванов
программный директор Flor et Lavr Gallery
Об устройстве экспозиции
В отличие от выставок, сделанных при жизни художницы, где показывались разные серии и периоды, передо мной стояла задача создать выставку памяти. Это сразу предполагало либо ретроспективу, либо трибьют. В итоге проект «Там, за домом, вырос сад…» получился личным и монументальным.
Экспозиция делится на две части — гостиная и котельная, дом и сад. В гостиной работы из личного архива семьи — дорогие сердцу, отсылающие к совместным воспоминаниям — деревянные скульптуры самой Гели, Дмитрия Вердиану и ее последней ученицы Дарины Ромашевой. Путь зрителя начинается с работы «Ждет маму», где изображен внук Иван с собакой Кузей, и заканчивается незавершенными «бабоньками» — последними образами автора.
Котельная Хлебозавода — словно символическое чистилище, где в стройный ряд выстроились каменные скульптуры друзей Гели по объединению «Озерки — Шувалово». Они, как тотемы, духи-хранители, провожающие художницу. В финале — последняя каменная работа Гели, а чуть в стороне — «Адам и Ева» Александра Позина. Здесь они становятся не символом изгнания, а предчувствием рая — того, что ждет ее за пределами дома и сада. Пространство превращается не в зал прощания, а в ритуал проводов и возвращения — в новый Эдем.
Несмотря на разный пластический язык участников, всех объединяет общая история, темы и поиски. Как сказал мне Дмитрий Вердиану во время подготовки: «Мы все подсматривали за Гелей и у нее учились». Она была важной фигурой в жизни каждого художника этого проекта.