A good example: “Beyond the house, a garden grew…” at the Levashovo bread factory
Through May 4, the Levashovo Bread Factory presents Beyond the House, a Garden Grew…, a show dedicated to the memory of Leningrad artist Gelya Pisareva. The exhibition features her sculptures and paintings, along with works by members of the artist collective “Ozerki—The Artist Village,” with whom Gelya exhibited, worked, and maintained close friendships.
We spoke with Flor et Lavr Gallery founder Frol Burimsky and program director Pyotr Ivanov about Pisareva’s practice and the community that grew around her.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Фрол Буримский
основатель Flor et Lavr Gallery
Об искусстве Гели Писаревой
История этого проекта началась задолго до самой выставки — с моего знакомства с Валерием Быткой. В 2019 году я оказался у него в доме благодаря другу, Абдулле Артуеву. Как только я туда вошел, у меня возникло чувство, что уже бывал там. И действительно — это был тот самый дом, где я однажды оказался много лет назад. И вот я вернулся снова и познакомился с Валерием, и это знакомство стало для меня очень важным. Тогда же я задумывался об открытии галереи, и наша встреча послужила финальным импульсом — мы решили сделать выставку в Москве, и с нее началась история Flor et Lavr Gallery.
Через Валерия я познакомился с объединением художников в Шувалово–Озерках, и в том числе с Гелей Писаревой. У них с Валерием была очень теплая дружба. Когда я впервые оказался в ее доме, сразу стало ясно, что передо мной — живая легенда. Мы сделали одну выставку с ней при жизни, и очень жаль, что только одну. Этот проект — не просто посвящение, а скорее выставка, сотканная из ее духа: ее дома, ее окружения, ее внутреннего света. Это не мемориальный проект, а живой, наполненный теплом, как сама Геля.
Об объединении «Озерки — деревня художников»
Это было очень живое сообщество. Валерий Бытка сразу стал знакомить меня с теми, кто был рядом с ним и чья практика была ему близка — с Мариной Спивак, Александром Позиным. Их выставка стала второй в галерее. В объединении были скульпторы, художники, архитекторы, и, конечно, Геля Писарева. Люди, жившие по соседству, дружившие, влиявшие друг на друга в быту и в творчестве. Это была настоящая «деревня художников» — не в метафорическом, а в самом буквальном смысле.

Петр Иванов
программный директор Flor et Lavr Gallery
Об устройстве экспозиции
В отличие от выставок, сделанных при жизни художницы, где показывались разные серии и периоды, передо мной стояла задача создать выставку памяти. Это сразу предполагало либо ретроспективу, либо трибьют. В итоге проект «Там, за домом, вырос сад…» получился личным и монументальным.
Экспозиция делится на две части — гостиная и котельная, дом и сад. В гостиной работы из личного архива семьи — дорогие сердцу, отсылающие к совместным воспоминаниям — деревянные скульптуры самой Гели, Дмитрия Вердиану и ее последней ученицы Дарины Ромашевой. Путь зрителя начинается с работы «Ждет маму», где изображен внук Иван с собакой Кузей, и заканчивается незавершенными «бабоньками» — последними образами автора.
Котельная Хлебозавода — словно символическое чистилище, где в стройный ряд выстроились каменные скульптуры друзей Гели по объединению «Озерки — Шувалово». Они, как тотемы, духи-хранители, провожающие художницу. В финале — последняя каменная работа Гели, а чуть в стороне — «Адам и Ева» Александра Позина. Здесь они становятся не символом изгнания, а предчувствием рая — того, что ждет ее за пределами дома и сада. Пространство превращается не в зал прощания, а в ритуал проводов и возвращения — в новый Эдем.
Несмотря на разный пластический язык участников, всех объединяет общая история, темы и поиски. Как сказал мне Дмитрий Вердиану во время подготовки: «Мы все подсматривали за Гелей и у нее учились». Она была важной фигурой в жизни каждого художника этого проекта.