Кто это придумал и как это работает: команда ЦСИ «Терминал А» в Нижнем Новгороде

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Саша Шапиро

Фото: Анатолий Козьма

26 March, 2025

В 2021 году в Нижнем Новгороде открылся Центр современного искусства «Терминал А». За четыре года существования проект значительно расширился, собрал постоянных резидентов и переехал на новую площадку — в старое заводское здание на Красной Слободе. До 6 апреля в «Терминале А» проходит новый проект Миши Никатина, «Мимолётности», подготовленный при поддержке галереи «Объединение».

Мы поговорили с командой «Терминала А» о том, как шла реставрация нового пространства, что о современном искусстве думают местные жители и как развитию центра содействует городская администрация.

Майя Ковальски

соосновательница «Терминала А», куратор

РАССКАЖИ, КАК И ЗАЧЕМ БЫЛ ПРИДУМАН «ТЕРМИНАЛ А»?

Для меня это сложный вопрос, потому что есть ощущение, будто мы открывали «Терминал» в прошлой жизни. Во многом так и получилось. Изначально мы открылись на первой площадке, потому что искали место, откуда мы с Полиной сможем работать и делать свои проекты. Мы уже работали в культуре, делали фестиваль «Место», вели много разных проектов с художниками — нужно было где-то базироваться. Мы открылись, а места оказалось больше, чем нам тогда требовалось. Мы сделали выставочное пространство, которое работало в определенные дни, а вход был свободный. Приходили художники, предлагали сделать выставку, кому-то требовалась мастерская, а кто-то хотел читать лекции. В результате мы работали как достаточно странная институция с выставочным пространством и элементами открытых мастерских. Позднее стало понятно, что мы расширяемся, а все наши проекты полностью в оффлайне. Началась новая эра «Терминала» на Красной Слободе, в месте, где мы находимся сегодня и по которому нас все знают.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТО ЗДАНИЕ — СТАРЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ ЗАВОД?

Мы с Полиной были в поисках новой площадки под расширение, и организация, с которой мы взаимодействовали, проектный офис развития Нижегородской области, позвала нас посмотреть на Красную Слободу. Изначально нам показывали маленькую белую комнату — сегодня там находится театральное училище. Оказавшись там, мы увидели большое здание с панорамными окнами, которых тогда, конечно, не было. Стало понятно, что там что-то интересное, и я попросила показать нам и это здание. Человек, который водил нас по территории, сказал, что это заброшка под снос, но мы все равно пошли смотреть. Мы зашли внутрь, и зрелище меня впечатлило: гигантское пространство с двенадцатиметровыми потолками. Там не было ни лестниц, ни пола, ничего не было. Во второй части здания я увидела четыре маленьких этажа с уединенными комнатами, которые идеально подходили под мастерские.

Я была так впечатлена, что после первого визита не спала всю ночь. После мы с Полиной вели разговоры, ей тоже здание понравилось, но мы отличаемся: она рациональная, может все осмыслить, просчитав риски, а я импульсивная, но могу бесстрашно куда-то войти. Так мы и решились на «Терминал» в новом формате.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗДАНИЕ СЕЙЧАС?

У всего завода, на территории которого находится «Терминал», есть один частный собственник. А сама территория находится под разными программами развития. «Терминал» — это частный центр современного искусства, но он все равно находится под протекцией Нижегородской области. Наш проект ценится, и нам очень помогают: мы получаем гранты на поддержку нашей деятельности. Это очень полезное для нас сотрудничество, а взаимоотношения у нас хорошие. В «Терминале» мы проводим ремонт, что покрывает наше присутствие здесь. К тому же, мы активно участвуем в жизни территории: проводим фестивали и разные мероприятия, привлекающие сюда посетителей.

КАК ГОРОЖАНЕ РЕАГИРУЮТ НА «ТЕРМИНАЛ А» И ПРОХОДЯЩИЕ В НЕМ ПРОЕКТЫ? ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЧТО-ТО В ИХ РЕАКЦИИ И ОТНОШЕНИИ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОЕКТА?

У нас есть посетители и друзья, которые были с нами здесь с первых дней. Даже когда первый выставочный проект не был открыт, мы все равно здесь шуршали, я водила экскурсии по заброшенному пространству. Это было похоже на сказку про голого короля: я рассказывала, что здесь будет выставка, там — мастерская, а здесь нужно перепрыгнуть дырку в полу, чтобы оказаться в нужной комнате.

Наши первые посетители наблюдали обновление пространства: сначала не было лестниц и пола, потом постепенно открывались новые этажи, была построена винтовая лестница. Это очень впечатляло людей: они знали, что, приходя к нам, они увидят не только новую выставку, но и пространство, меняющееся в режиме реального времени.

В общем, хочется процитировать Олега Тинькова: «Это было не просто смело….».

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Это очень сложно, потому что в «Терминале» прошло безумное количество выставок! Сейчас у нас три этажа, и на каждом — своя экспозиция. С открытия прошло 4 года, столько всего было за это время. Однако с некоторыми выставками у меня, безусловно, есть особенная связь. Одна из них — выставка Ланы Морозовой, которая была у нас в резиденции. Сама выставка была камерная, с графикой и керамикой, но ради этого проекта мы сделали оранжерею, которая работает по сей день. Еще Лана сделала для нас важную штуку: покрасила в розовый цвет старую ржавую бочку, которую невозможно демонтировать. Бочка по-дурацки стоит наискосок, занимает много места, а к выставке Лана превратила ее в свою стационарную работу: покрасила в розовый и сделала надпись «Но в какую сторону не пойдешь, всё равно любви не миновать». Так мы приняли бочку благодаря Лане.

Полина Юдина

соосновательница «Терминала А», занимается стратегией развития и финансовым планированием

РАССКАЖИ, КАК И ЗАЧЕМ БЫЛ ПРИДУМАН «ТЕРМИНАЛ А»?

Вместе с Майей мы делали фестиваль стрит-арта в Нижнем Новгороде. Одному из художников мы предложили сделать что-нибудь креативное в одном из торговых центров города, в ЦУМе. Наш ЦУМ не такой как в Москве, он больше из конца 90-х. Художнику пространство в итоге не подошло, а мы с Майей его посмотрели и обнаружили там белый куб. Майя тогда очень хотела галерею, а я хотела иметь место, где смогу работать, печатать документы и не платить за кофе. Так мы и открыли «Терминал», просуществовали в том пространстве год, а потом переехали на Слободу.

КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ОЗНАЧАЕТ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ?

Если говорить про сложности, то мы всегда мучаемся с деньгами. Мучаемся и с тем, что не успеваем учиться вещам, которые требуются: не только в сфере искусства, но еще и стройке, юриспруденции, бухгалтерии, SMM, PR.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ СФОРМИРОВАЛАСЬ СЕТЬ ИЗ ПРОЕКТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИСКУССТВУ И КУЛЬТУРЕ. ОБРАЩАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ К ОПЫТУ КОЛЛЕГ? ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ СВЯЗЬ?

Когда мы открывали «Терминал», уже несколько лет работали галерея FUTURO и , а студия «Тихая» доделывала ремонт в новом здании. Это очень крутые проекты.

Конечно, мы следим за коллегами и их работой и все мы очень разные: каждый работает в своем поле. У каждого проекта свои художники и подходы. Например, кто-то работает с Москвой, кто-то занимается образовательной деятельностью, а кто-то международными проектами.

Не знаю, как оценить наше сотрудничество. Я бы ему четверку поставила, потому что есть, куда расти.

КАКИЕ У ВАС ОТНОШЕНИЯ С ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ? ПОМОГАЕТ ЛИ ОНА В РАЗВИТИИ «ТЕРМИНАЛА А»?

Всё, что нам удалось сделать, не удалось бы, если бы в Нижнем была другая администрация. Нам действительно повезло: мы можем пригласить к себе на выставку и поговорить. Понимаю, что это большая редкость.

Перед 800-летием Нижнего Новгорода пришел новый губернатор с командой. Сегодня основное лицо, к которому мы обращаемся, — Олег Алексеевич Беркович. Он покровитель современного искусства Нижегородской области и хороший парень.

Мы смогли переехать в здание на Слободе, потому что администрация открыла программу грантовой поддержки с нормальными условиями для «малышей в креативных индустриях». Можно было прийти со свежими документами и объяснить, что нам нужно. Администрация помогла нам привести всё в человеческий вид, дала денег на проведение воды, электричества и первые выставочные проекты.

НА ЭТОМ ЭТОТ ГРАНТ ЗАВЕРШИЛСЯ, ТО ЕСТЬ ОН НЕ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ?

Мы придумываем новые проекты каждый год. Например, придумали мастерские и просили грант на них, придумали театральную площадку на втором этаже, где проходят перформансы. Мы по-прежнему просим деньги, потому что выйти в плюс с билетной кассы и продажи работ не удается. А у нас есть штат, который не хочется потерять. Однако без финансовой поддержки мы пока не тянем.

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Я достаточно мало работаю непосредственно с художниками и с выставочными проектами, но в том году мне удалось поработать с художницей MATIUSH FIRST. Она была у нас в резиденции и волшебным образом за месяц сделала потрясающую выставку «Время доедать кости». Было весело, выставку я люблю, и я очень благодарна Лере за нее.

Михаил Казаков

технический директор

РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?

Одно время Майя и Полина читали серию лекций о работе в культуре. На тот момент я уже знал некоторые проекты, сделанные ими, и слушать мне было интересно. Слушателей лекций, естественно, сводили в «Терминал» уже на Красной Слободе, показали, как здание ремонтируется, и что планируется. На последней лекции всех пригласили на вернисаж выставки «За долами, за высокими лесами» , монтаж которой был первым, куда я напросился и увидел процесс подготовки экспозиции. После этой выставки мы начали работать вместе.

КАК ВЫ СОХРАНЯЕТЕ СТАРОЕ И БОЛЬШОЕ ЗДАНИЕ В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ?ч

Здание в хорошей форме, если не считать необходимые миллионы на крышу, внутреннюю отделку откосов и дверных коробов, устранение теплопотерь в узлах соединений, морозных пучений в сети тоннелей, разрыва кладки в несущих стенах, банальное укрепление фундамента в связи с подмыванием грунта со склона во время сильных ливней. А так, мы поддерживаем здание морально.

Шутки шутками, но было действительно вбухано уйма денег и сил, чтобы старый фонд, стоявший без никого с 90-х годов, был в подобном состоянии: с туалетами, коммуникациями, кухней, мастерскими. Банально, но с нуля нужно было монтировать огромные стеклопакеты и пол на 200 квадратных метров. Это — героическая работа Полины Марковны и Майи Алексеевны, а здание, если сравнивать, действительно в хорошем состоянии. Мы постоянно его улучшаем — это неминуемый процесс. Последовательные улучшения от проекта к проекту — только так можно работать с таким бывшим заводским титаном.

КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ БУДУЩЕЕ «ТЕРМИНАЛА А»?

Расширяться, расширяться, расширяться. Сфера культуры в Нижнем Новгороде на подъеме, власти области и города это видят, и, благо, используют — в нашем городе ярко выражен внутренний туризм. Поэтому нам с коллегами всегда хотелось создавать всё более интересную и продуктивную среду для жизни, а «Терминал» в этом смысле показателен: на организацию одной выставки мы задействуем такое количество подрядчиков, что даже страшно. Это удивительно — ребята в красках и с кисточками в зубах толкают малые и средние предприятия города.

Творчество, сфера культуры — это очень привлекательный путь, который, по моим наблюдениям, объединяет огромное количество людей, которые в других деловых условиях и не встретились бы, а тут они работают, обмениваются навыками и знаниями. Это мощный буст для всех, кто прикладывает руку к делу. Всегда приятно видеть, как после очередной выставки разные подрядчики и художники начинают обсуждать уже свой проект.

ЧЕМ «ТЕРМИНАЛ А» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

«Терминал А» — это огромное здание на набережной Волги. А если серьезно, то мы отличаемся нюансами в рабочих методах. Все так или иначе работают по одним лекалам, однако мы более открыты для различных предложений, чем прочие, — начиная от выбора резидентов до разделения площадок на выставочную и театральную под крышей «Терминала А». Конечно, под открытостью не следует понимать «всё подряд»: это означает саму возможность диалога с нашими руководителями. Большинство в галереях не имеет и этого, как говорят у нас девочки, — «похихикали, заинтересовались друг другом и начали работать».

Это свойство, в принципе, одна из причин, почему я оказался в «Терминале» и почему продолжаю в нем оказываться — я убежден, что почти любая неискренность пагубна для деятельности, в какой бы сфере она не была.

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Выставка «Я это помню», которая проходила в апреле 2023 года: Майя собрала почти всех художников, с которыми делала проекты еще на должности директора галереи FUTURO. Мне понравился как состав художников, так и план развески — это было и визуально, и технически своеобразно. Сегодня, глядя на экспозицию с технической точки зрения, я не вижу ничего вопиющего, но тогда это были мои первые эмоции, связанные с полным циклом всех монтажных работ. Я очень благодарен этой выставке и всем, кто в ней участвовал.

Полина Туманова

арт-менеджер, координатор летней арт-резиденции

РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?

Моя история с «Терминалом» началась около трех лет назад, когда Майя с Полиной проводили обучение для студентов Нижнего Новгорода, погружающее в сферу современного искусства. После обучения они позвали меня на стажировку. Так и началась наша любовь и остается до сих пор.

С тех пор «Терминал» очень поменялся, начиная с того, что тогда вторая часть здания оставалась практически заброшенной. Особенно многое изменилось с появлением мастерских художников Яны Серобабиной, Вацы, Веры Ширдиной и Никиты Пирумова. Работать стало приятнее, но как ни странно сложнее. Все может превратиться в день «хиханек-хаханек», потому что Яна, например, может принести подборку распечатанных мемов или приготовить великолепный обед на нашей кухне для всей команды.

КАКИЕ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ НА ЛЕТО?

Мы еще находимся в рабочем процессе. Могу сказать, что к нам приедут 4 деятеля культуры, а также то, что мы продолжим вектор междисциплинарности. В этом году лично мне очень хочется поработать с художником, который работает в медиуме фотографии. Также в резиденции примут участие не только художники, но и те, кто связан с нашей концертно-театральной площадкой «Бюро» на втором этаже.

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ СЛОЖНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?

Одна из главных сложностей — выйти за рамки арт-сообщества, которое уже понимает специфику современного искусства. Нам важно, чтобы соприкоснуться с ним было проще и интереснее для широкой аудитории. В «Терминале» мы ищем новые, доступные форматы, стараемся объяснять сложные вещи понятным языком, добавляем комментарии художников к выставкам.

При этом важно сохранять баланс: не упростить искусство до совсем развлекательного контента, но и не сделать его слишком закрытым для зрителей. Найти эту тонкую грань бывает сложно.

КАК БЫ ТЫ ОПИСАЛА АУДИТОРИЮ «ТЕРМИНАЛА А»?

Аудитория «Терминала А» очень разная. Одни приходят за культурным просвещением, другие — чтобы сделать красивые фотографии для социальных сетей и «отметиться» в новой локации. Иногда спрашиваю администраторов, кто наши посетители, но составить обобщенный портрет сложно.

Несколько лет назад мы провели исследование аудитории: встречались с людьми, спрашивали, почему они посещают галереи и центры современного искусства. Один из ответов — желание получить новый опыт, увидеть и узнать что-то новое, найти отклик увиденного в собственном опыте.

Для постоянных посетителей поход в культурные институции уже стал образом жизни. Для одних такие пространства — место, где можно отвлечься, например, от работы, для других — способ провести время с друзьями. Часто приходят и семьи с детьми — родители стараются привить им вкус и интерес к искусству.

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Выделить один проект сложно — за всё время работы их было много, и каждый оставил свой след.

Поскольку я занимаюсь разными видами коммуникации, одним из особенно ценных для меня стал проект Полины Кардымон «Архив хрупкого искусства»: кажется, тогда удалось выстроить хороший диалог со зрителем. Дистанция была минимальной — графические работы можно было брать в руки, на их обратной стороне располагался авторский текст обладательницы архива. Все эти объекты складывались в личную историю Полины, и такого рода рефлексия в текстах, мне кажется, была понятна для широкого зрителя. К тому же к этому проекту мы подготовили аудиогид и провели серию арт-медиаций. Для меня это хороший пример большой проделанной работы всей команды «Терминала».

Диана Паллади

менеджер выставочных проектов, куратор

РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?

Я как раз хотела поменять работу и увидела в телеграм-канале объявление, что в «Терминал» ищут куратора. Я решила, что стоит попробовать, потому что люблю искусство. Подала заявку, пришла на собеседование, где уже лично познакомилась с Майей и Полиной. Тогда же меня и взяли в команду.

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Сложно ответить, потому что я тесно работаю практически с каждым нашим проектом; все они становятся для меня близкими. Но как самый тяжелый проект, наверное, упомяну персональную выставку Веры Ширдиной. Был сложный продакшн, а 44 метра ткани пришлось заказывать из Кабардино-Балкарии, потому что для художницы был крайне важен конкретный оттенок синего, которого в нужном объеме не нашлось ни в Нижнем, ни в Москве. Еще мы делали специальные металлические ящики, для чего было необходимо отыскать подрядчиков, работающих с металлом и готовых выполнить нестандартный заказ, а они это ой как не любят. Всё это был кропотливый процесс. А так, конечно, все проекты уникальны и прекрасны, я люблю каждый из них.

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ «ТЕРМИНАЛ А» НА НИЖЕГОРОДСКОЙ АРТ-СЦЕНЕ?

Мне кажется, «Терминал» является важным местом в городе, потому что каждая институция здесь, так или иначе, имеет свою специализацию. Наше главное отличие — ориентир на молодых авторов, только начинающих свой путь. Конечно, мы выставляем уже состоявшихся художников, но также стараемся дать возможность молодым художникам показать свое искусство, потому что это бывает сложно и страшно сделать в одиночку.

Кроме выставочной деятельности мы занимаемся и другими проектами, например, проводим летний маркет современного искусства «Причал», организовываем театральные показы на площадке «Бюро», а иногда у нас проходят мастер-классы, лекции и экскурсии. Также мы ежегодно принимаем участие в программе резиденций от Нижегородской области, в рамках которой работаем с авторами из других регионов.

КАК ЧАСТО В «ТЕРМИНАЛ А» ПРИХОДЯТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ И КАК ОНИ РЕАГИРУЮТ НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?

Приятно замечать, что люди приходят к нам уже не в первый раз. Теоретически «Терминал» находится в центре города, но чтобы до нас добраться, необходимо спуститься с горки. А зимой это достаточно проблематично — скользко! Поэтому мы особенно рады, когда к нам возвращаются, приходят на все проекты. Иногда я подменяю администраторов и всегда благодарю посетителей за то, что они пришли к нам.

Местные жители постепенно узнают о нас и начинают включать «Терминал» в свою карту культурных мест, рекомендованных к посещению. К нам часто приходят туристы. Приятно слышать, когда люди рассказывают, что приехали из Москвы или Петербурга, а «Терминал» им посоветовали знакомые.

Бывают, конечно, дни, когда никто не приходит, а бывает, наоборот, сплошной поток из посетителей. У нас есть бесплатная среда — мы хотим, чтобы у студентов или у тех, кто не готов платить деньги, была возможность прийти и познакомиться с современным искусством.

Какую реакцию я вижу? Реакция, конечно, всегда разная, как и сами люди. Часто посетители оставляют позитивные отзывы, рассказывают, как им нравится площадка. Часто удивляются, что у нас есть три этажа, потому что это не сразу заметно. Иногда говорят, что выставка маленькая. Думаю, это достаточно скептические зрители, привыкшие ходить по большим музеям и видеть гигантские экспозиции, которые не меняются годами.

РАССКАЖИ О САМОЙ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАДАЧЕ, КОТОРУЮ ТЕБЕ ПРИШЛОСЬ РЕШИТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ.

Самое нестандартное — это работа над выставкой Веры Ширдиной. Я выступала в роли человека, занимавшегося поиском подрядчиков и общением с ними. Один только заказ ткани был фееричным опытом, потому что Вера работает именно с ультрамариновым цветом. И нам было нужно 44 метра — очень много. В нашем городе в нужном цвете и объеме ничего не было, я искала разные сайты, откуда заказывала пробники. Идеально подошли именно пробники из Кабардино-Балкарии. Мы заказали два рулона и очень переживали, чтобы ткань не отличалась и подходила нам. В итоге, все обошлось и прекрасно сложилось. А из остатков мы сделали платки, которые сейчас продаются у нас в корнере.

Диана Жегалова

архитектор, куратор, администратор

РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?

Я не понимала, что делать со своей жизнью и увидела пост, что в «Терминал» набирают администраторов, сходила на собеседование, на монтаж. До начала сотрудничества я уже несколько раз была в «Терминале» и представляла, что это такое.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАБОТА ВЫСТАВОЧНОГО АРХИТЕКТОРА?

С одной стороны, есть разные объекты искусства, куратор, художник и концепции, которые они создают. С другой стороны, есть дядьки-монтажники, которым нужно знать, в какую точку в стене забить гвоздь. Выставочный архитектор находится между этими сторонами, делая перевод с одного языка на другой.

Если художник и куратор, в большей степени, заняты разработкой художественных и идейных взаимосвязей внутри выставки, то меня интересуют объемно-пространственные отношения объектов искусства: как между собой, так и с местом, где они находятся.

ЧЕМ, ПО-ТВОЕМУ, ОТЛИЧАЕТСЯ «ТЕРМИНАЛ А» ОТ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДОК, СВЯЗАННЫХ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?

В Нижнем Новгороде активно развивается современное искусство. Однако стабильно что-то происходит в «Арсенале» и «Терминале». Думаю, в нашем случае это связано с открытостью процессов площадки. К нам можно прийти с идеей, и если случится мэтч, она очень скоро реализуется.

МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ПРОЕКТОМ, ЗАГОТОВЛЕННЫМ НА БУДУЩЕЕ?

Сложно ответить, потому что ко мне проекты часто попадают с дедлайном, который был вчера. Могу сказать, что летом будем делать выставку Наташи Вади, а сейчас плотно занимаемся ярмаркой графики «Контур» и ярмаркой фотографии «Контур. Фото».

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Думаю, это выставка Веры Ширдиной, потому что мы долго над ней работали. Это был большой и сложный проект: у Веры не было ни одной «типовой» по формату работы, все было экспериментом, как для художницы, так и для команды. Общими усилиями проект сложился в красивое и глубокое высказывание.

Никита Васильев

администратор

РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?

Студсовет местного университета, где я учусь, организовал для своих студентов экскурсию по пространству вместе с Майей. Я пришел, кажется, тогда опоздал, но всё началось с того момента.

КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ТИПИЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?

Я прихожу на смену и открываю саму галерею. Включаю свет, смотрю, чтобы всё было в порядке, чтобы всё было чисто. Включаю кассу. Здороваюсь, если кто-то есть. Сажусь за свой компьютер. Когда приходят посетители, я с ними общаюсь, иногда провожу экскурсии, если попросят. Когда смена закрывается, собственно, я делаю всё то же самое, но в обратном порядке.

БЫЛ ЛИ СЛУЧАЙ ОБЩЕНИЯ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЙ ТЕБЕ ОСОБО ЗАПОМНИЛСЯ?

Все наши посетители добрые, но не так часто начинают разговор. Самые разговорчивые — туристы, в основном приезжающие из Москвы. Я сам из Пензы, и однажды к нам пришел посетитель оттуда: было приятно в таком интересном месте встретиться с земляком и пообщаться.

ЧЕМУ ТЫ НАУЧИЛСЯ, РАБОТАЯ В «ТЕРМИНАЛЕ А»?

Я утвердился в мысли, что искусство — это полноценная работа. Мне, как человеку, не занимающемуся искусством и не работавшему в этой сфере раньше, было приятно и даже немного необычно видеть, что художники, наши резиденты, ответственно подходят к своей работе, а свои произведения называют искусством, а не говорят что-то в духе «вот моя картинка, нужно улучшать».

Наверное, один из моих любимых моментов работы — это момент меланхоличного, грустно-веселого настроения, когда я прощаюсь со всеми, а художники работают, каждый в своей мастерской.

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Особенно мне запомнилась выставка Веры Ширдиной. «Терминал» находится на набережной в центре города, но в отдалении от остальных зданий и больших источников света: поэтому, когда я выключал свет, оставались гореть лишь коробочки с бабочками Веры, поскольку их нужно было выключать отдельно.

Алёна Орлова

администратор

РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?

Я недавно разбирала свои пленочные снимки и нашла первую фотографию, которую сделала в «Терминале». Это был 2021 год, мы с подружкой пришли на открытие. Зима, холодно, до «Терминала» сложно добраться, а на месте нас встретил ансамбль с песнями, балалайками, был накрыт огромный стол с чаем, баранками, вареньем. Тогда я поняла, что это не просто выставочное пространство.

Потом мне посчастливилось участвовать в ярмарке «Контур», представляя галерею Grabar, где я и познакомилась с Майей. Через месяц я сопровождала демонтаж совместной выставки Grabar и «Терминала», пройдя всё закулисье с трехчасовым ожиданием газели из Москвы и тихим часом на диванчике на третьем этаже. В общем, я часто пересекалась с «Терминалом», приходила на лекции и выставки. В сентябре 2024 года открылась вакансия, и я решила податься. Всё прошло неформально, потому что мы уже знали друг друга. Так я и начала здесь работать, чему до сих пор очень рада.

Я получаю огромную поддержку от коллег, чувствую себя на равных со всеми. Поддержка, кстати, есть всегда. Не важно, это обзор чебуреков от Веры в телеграм-канале или монтаж. Я чувствую себя частичкой «Терминала» и многим говорю, что нашла свое место.

БЕЗ ЧЕГО ИЛИ КОГО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПРЕДСТАВИТЬ «ТЕРМИНАЛ А»?

Во-первых, без огромной коллекции кружек на кухне.

МЫТЫХ ИЛИ НЕМЫТЫХ?

Вместе. Майя уже ругается, когда мы приносим новые кружки.

Во-вторых, не могу представить «Терминал» без шуток и сообщений в общем чате: от новостей о том, что у нас снова протекает крыша до приглашений пойти есть драники на кухне. Еще у нас есть мем про плесень, на которую у меня аллергия: коллеги тут же вспоминают обо мне, когда кому-то нужно убраться на кухне.

Я никогда не знаю, что сегодня ждет меня в «Терминале». Однажды прихожу, а на стойке администратора Вера Ширдина утюгом гладит новый мерч. Или — захожу на кухню, а там сидит весь состав и ест блины. Для меня «Терминал» — это полная мелочей шкатулка, никогда не знаешь, что найдешь внутри.

БЫЛ ЛИ СЛУЧАЙ ОБЩЕНИЯ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЙ ТЕБЕ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛСЯ?

Вспомнила хорошую историю! Обычно в будни мы открываемся в 14:00, но как-то вход был открыт с утра, потому что у нас вывозили арендованное оборудование. Было около 13:30, я пошла на кухню вместе с коллегами, а когда вернулась на админскую стойку, то на втором этаже увидела двух человек. Они подходят ближе к перилам и спрашивают: «Подскажите, а где здесь “Терминал А?”». Видимо, наша вывеска и выставка на первом этаже ничего им не сказали, и они пытались попасть на третий этаж, когда все-таки решили спросить, где же тут «Терминал А»…

Еще одна забавная история. У нас в корнере продаются работы наших художников и их друзей. Какое-то время назад там были керамические лица художницы Софьи Погудиной. В «Терминал» пришла компания мужчин, и один из них сказал мне, что коллекционирует маски и даже показал снимки своего собрания: там были карнавальные венецианские маски, что-то кенийское. В результате он купил керамическое лицо Софьи. Я иногда вспоминаю этот случай и думаю, как же оно смотрится в его коллекции…

Но вообще к нам приходит много разных людей. Приходят туристы, приходят люди с пёсами и говорят, что узнали о нас из гайда Dog Friendly мест Нижнего. Это очень приятно, мы в «Терминале» почти все собачники.

Еще я шучу, что выставка Миши Никатина — это магнит для младенцев, потому что на следующий день после открытия к нам пришло аж три семьи с малышами. Я никогда не видела такое количество маленьких людей в «Терминале».

ПОДЕЛИСЬ ЛЮБИМОЙ ЧАСТЬЮ СВОЕЙ РАБОЧЕЙ РУТИНЫ.

Я даже снимала любительский Reels в двух частях об этом! Я люблю открывать смену: приходить первой, открывать «Терминал», включать везде свет, ставить чайник. Обязательно смотрю, чтобы ничего не упало и всё было на своих местах. Прохожусь по всем этажам, мою на кухне посуду, добираюсь до рабочего места, включаю компьютер, поливаю цветы. Мне нравится, что я прихожу в темное и закрытое пространство и привожу его в порядок для гостей. И в самом конце я открываю дверь для всех, и «Терминал» оживает.

РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».

Наверное, это выставка Веры Ширдиной, потому что тогда я впервые по-настоящему участвовала в монтаже. Это был будто проект по сплочению семьи, и Вера, конечно, тоже часть семьи «Терминала». Думаю, выставка запомнилась мне еще и потому, что я видела, как она готовилась: сначала был хаос, Вера экспериментировала с кислотами, патинами, металлом, а потом всё стало полноценной выставкой. Синий цвет, конечно, я тоже очень люблю, как и большинство жителей Земли и не могла не радоваться его изобилию. Тогда же случилось и первое упоминание моего имени на оракале, без «ё», конечно, но это вечная борьба Алён.

ИНТЕРВЬЮ

Автор: Саша Шапиро

Фото: Анатолий Козьма

26 March, 2025