Who invented this and how it works: the Terminal A team in Nizhny Novgorod
Founded in 2021, Terminal A is a contemporary art center in Nizhny Novgorod. Over four years, the project has grown substantially, built a community of resident artists, and moved into a new home—an old factory building in Krasnaya Sloboda. Through April 6, Terminal A hosts Transiences, a new project by Misha Nikatin supported by The Gathering Gallery.
We spoke with the Terminal A team about the restoration of their new space, what the locals think about contemporary art, and how city officials have contributed to the centre’s growth.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Майя Ковальски
соосновательница «Терминала А», куратор
РАССКАЖИ, КАК И ЗАЧЕМ БЫЛ ПРИДУМАН «ТЕРМИНАЛ А»?
Для меня это сложный вопрос, потому что есть ощущение, будто мы открывали «Терминал» в прошлой жизни. Во многом так и получилось. Изначально мы открылись на первой площадке, потому что искали место, откуда мы с Полиной сможем работать и делать свои проекты. Мы уже работали в культуре, делали фестиваль «Место», вели много разных проектов с художниками — нужно было где-то базироваться. Мы открылись, а места оказалось больше, чем нам тогда требовалось. Мы сделали выставочное пространство, которое работало в определенные дни, а вход был свободный. Приходили художники, предлагали сделать выставку, кому-то требовалась мастерская, а кто-то хотел читать лекции. В результате мы работали как достаточно странная институция с выставочным пространством и элементами открытых мастерских. Позднее стало понятно, что мы расширяемся, а все наши проекты полностью в оффлайне. Началась новая эра «Терминала» на Красной Слободе, в месте, где мы находимся сегодня и по которому нас все знают.
ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО ЭТО ЗДАНИЕ — СТАРЫЙ ЗАБРОШЕННЫЙ ЗАВОД?
Мы с Полиной были в поисках новой площадки под расширение, и организация, с которой мы взаимодействовали, проектный офис развития Нижегородской области, позвала нас посмотреть на Красную Слободу. Изначально нам показывали маленькую белую комнату — сегодня там находится театральное училище. Оказавшись там, мы увидели большое здание с панорамными окнами, которых тогда, конечно, не было. Стало понятно, что там что-то интересное, и я попросила показать нам и это здание. Человек, который водил нас по территории, сказал, что это заброшка под снос, но мы все равно пошли смотреть. Мы зашли внутрь, и зрелище меня впечатлило: гигантское пространство с двенадцатиметровыми потолками. Там не было ни лестниц, ни пола, ничего не было. Во второй части здания я увидела четыре маленьких этажа с уединенными комнатами, которые идеально подходили под мастерские.
Я была так впечатлена, что после первого визита не спала всю ночь. После мы с Полиной вели разговоры, ей тоже здание понравилось, но мы отличаемся: она рациональная, может все осмыслить, просчитав риски, а я импульсивная, но могу бесстрашно куда-то войти. Так мы и решились на «Терминал» в новом формате.
КОМУ ПРИНАДЛЕЖИТ ЗДАНИЕ СЕЙЧАС?
У всего завода, на территории которого находится «Терминал», есть один частный собственник. А сама территория находится под разными программами развития. «Терминал» — это частный центр современного искусства, но он все равно находится под протекцией Нижегородской области. Наш проект ценится, и нам очень помогают: мы получаем гранты на поддержку нашей деятельности. Это очень полезное для нас сотрудничество, а взаимоотношения у нас хорошие. В «Терминале» мы проводим ремонт, что покрывает наше присутствие здесь. К тому же, мы активно участвуем в жизни территории: проводим фестивали и разные мероприятия, привлекающие сюда посетителей.
КАК ГОРОЖАНЕ РЕАГИРУЮТ НА «ТЕРМИНАЛ А» И ПРОХОДЯЩИЕ В НЕМ ПРОЕКТЫ? ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЧТО-ТО В ИХ РЕАКЦИИ И ОТНОШЕНИИ ЗА ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОЕКТА?
У нас есть посетители и друзья, которые были с нами здесь с первых дней. Даже когда первый выставочный проект не был открыт, мы все равно здесь шуршали, я водила экскурсии по заброшенному пространству. Это было похоже на сказку про голого короля: я рассказывала, что здесь будет выставка, там — мастерская, а здесь нужно перепрыгнуть дырку в полу, чтобы оказаться в нужной комнате.
Наши первые посетители наблюдали обновление пространства: сначала не было лестниц и пола, потом постепенно открывались новые этажи, была построена винтовая лестница. Это очень впечатляло людей: они знали, что, приходя к нам, они увидят не только новую выставку, но и пространство, меняющееся в режиме реального времени.
В общем, хочется процитировать Олега Тинькова: «Это было не просто смело….».
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Это очень сложно, потому что в «Терминале» прошло безумное количество выставок! Сейчас у нас три этажа, и на каждом — своя экспозиция. С открытия прошло 4 года, столько всего было за это время. Однако с некоторыми выставками у меня, безусловно, есть особенная связь. Одна из них — выставка Ланы Морозовой, которая была у нас в резиденции. Сама выставка была камерная, с графикой и керамикой, но ради этого проекта мы сделали оранжерею, которая работает по сей день. Еще Лана сделала для нас важную штуку: покрасила в розовый цвет старую ржавую бочку, которую невозможно демонтировать. Бочка по-дурацки стоит наискосок, занимает много места, а к выставке Лана превратила ее в свою стационарную работу: покрасила в розовый и сделала надпись «Но в какую сторону не пойдешь, всё равно любви не миновать». Так мы приняли бочку благодаря Лане.
Полина Юдина
соосновательница «Терминала А», занимается стратегией развития и финансовым планированием
РАССКАЖИ, КАК И ЗАЧЕМ БЫЛ ПРИДУМАН «ТЕРМИНАЛ А»?
Вместе с Майей мы делали фестиваль стрит-арта в Нижнем Новгороде. Одному из художников мы предложили сделать что-нибудь креативное в одном из торговых центров города, в ЦУМе. Наш ЦУМ не такой как в Москве, он больше из конца 90-х. Художнику пространство в итоге не подошло, а мы с Майей его посмотрели и обнаружили там белый куб. Майя тогда очень хотела галерею, а я хотела иметь место, где смогу работать, печатать документы и не платить за кофе. Так мы и открыли «Терминал», просуществовали в том пространстве год, а потом переехали на Слободу.
КАКИЕ СЛОЖНОСТИ ОЗНАЧАЕТ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИИ, СВЯЗАННОЙ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ?
Если говорить про сложности, то мы всегда мучаемся с деньгами. Мучаемся и с тем, что не успеваем учиться вещам, которые требуются: не только в сфере искусства, но еще и стройке, юриспруденции, бухгалтерии, SMM, PR.
ЗА ПОСЛЕДНИЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ СФОРМИРОВАЛАСЬ СЕТЬ ИЗ ПРОЕКТОВ, ПОСВЯЩЕННЫХ ИСКУССТВУ И КУЛЬТУРЕ. ОБРАЩАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ К ОПЫТУ КОЛЛЕГ? ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ СВЯЗЬ?
Когда мы открывали «Терминал», уже несколько лет работали галерея FUTURO и 9Б, а студия «Тихая» доделывала ремонт в новом здании. Это очень крутые проекты.
Конечно, мы следим за коллегами и их работой и все мы очень разные: каждый работает в своем поле. У каждого проекта свои художники и подходы. Например, кто-то работает с Москвой, кто-то занимается образовательной деятельностью, а кто-то международными проектами.
Не знаю, как оценить наше сотрудничество. Я бы ему четверку поставила, потому что есть, куда расти.
КАКИЕ У ВАС ОТНОШЕНИЯ С ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ? ПОМОГАЕТ ЛИ ОНА В РАЗВИТИИ «ТЕРМИНАЛА А»?
Всё, что нам удалось сделать, не удалось бы, если бы в Нижнем была другая администрация. Нам действительно повезло: мы можем пригласить к себе на выставку и поговорить. Понимаю, что это большая редкость.
Перед 800-летием Нижнего Новгорода пришел новый губернатор с командой. Сегодня основное лицо, к которому мы обращаемся, — Олег Алексеевич Беркович. Он покровитель современного искусства Нижегородской области и хороший парень.
Мы смогли переехать в здание на Слободе, потому что администрация открыла программу грантовой поддержки с нормальными условиями для «малышей в креативных индустриях». Можно было прийти со свежими документами и объяснить, что нам нужно. Администрация помогла нам привести всё в человеческий вид, дала денег на проведение воды, электричества и первые выставочные проекты.
НА ЭТОМ ЭТОТ ГРАНТ ЗАВЕРШИЛСЯ, ТО ЕСТЬ ОН НЕ ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ?
Мы придумываем новые проекты каждый год. Например, придумали мастерские и просили грант на них, придумали театральную площадку на втором этаже, где проходят перформансы. Мы по-прежнему просим деньги, потому что выйти в плюс с билетной кассы и продажи работ не удается. А у нас есть штат, который не хочется потерять. Однако без финансовой поддержки мы пока не тянем.
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Я достаточно мало работаю непосредственно с художниками и с выставочными проектами, но в том году мне удалось поработать с художницей MATIUSH FIRST. Она была у нас в резиденции и волшебным образом за месяц сделала потрясающую выставку «Время доедать кости». Было весело, выставку я люблю, и я очень благодарна Лере за нее.
Михаил Казаков
технический директор
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?
Одно время Майя и Полина читали серию лекций о работе в культуре. На тот момент я уже знал некоторые проекты, сделанные ими, и слушать мне было интересно. Слушателей лекций, естественно, сводили в «Терминал» уже на Красной Слободе, показали, как здание ремонтируется, и что планируется. На последней лекции всех пригласили на вернисаж выставки «За долами, за высокими лесами» , монтаж которой был первым, куда я напросился и увидел процесс подготовки экспозиции. После этой выставки мы начали работать вместе.
КАК ВЫ СОХРАНЯЕТЕ СТАРОЕ И БОЛЬШОЕ ЗДАНИЕ В ХОРОШЕЙ ФОРМЕ?ч
Здание в хорошей форме, если не считать необходимые миллионы на крышу, внутреннюю отделку откосов и дверных коробов, устранение теплопотерь в узлах соединений, морозных пучений в сети тоннелей, разрыва кладки в несущих стенах, банальное укрепление фундамента в связи с подмыванием грунта со склона во время сильных ливней. А так, мы поддерживаем здание морально.
Шутки шутками, но было действительно вбухано уйма денег и сил, чтобы старый фонд, стоявший без никого с 90-х годов, был в подобном состоянии: с туалетами, коммуникациями, кухней, мастерскими. Банально, но с нуля нужно было монтировать огромные стеклопакеты и пол на 200 квадратных метров. Это — героическая работа Полины Марковны и Майи Алексеевны, а здание, если сравнивать, действительно в хорошем состоянии. Мы постоянно его улучшаем — это неминуемый процесс. Последовательные улучшения от проекта к проекту — только так можно работать с таким бывшим заводским титаном.
КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ БУДУЩЕЕ «ТЕРМИНАЛА А»?
Расширяться, расширяться, расширяться. Сфера культуры в Нижнем Новгороде на подъеме, власти области и города это видят, и, благо, используют — в нашем городе ярко выражен внутренний туризм. Поэтому нам с коллегами всегда хотелось создавать всё более интересную и продуктивную среду для жизни, а «Терминал» в этом смысле показателен: на организацию одной выставки мы задействуем такое количество подрядчиков, что даже страшно. Это удивительно — ребята в красках и с кисточками в зубах толкают малые и средние предприятия города.
Творчество, сфера культуры — это очень привлекательный путь, который, по моим наблюдениям, объединяет огромное количество людей, которые в других деловых условиях и не встретились бы, а тут они работают, обмениваются навыками и знаниями. Это мощный буст для всех, кто прикладывает руку к делу. Всегда приятно видеть, как после очередной выставки разные подрядчики и художники начинают обсуждать уже свой проект.
ЧЕМ «ТЕРМИНАЛ А» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ ПРОЕКТОВ, СВЯЗАННЫХ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
«Терминал А» — это огромное здание на набережной Волги. А если серьезно, то мы отличаемся нюансами в рабочих методах. Все так или иначе работают по одним лекалам, однако мы более открыты для различных предложений, чем прочие, — начиная от выбора резидентов до разделения площадок на выставочную и театральную под крышей «Терминала А». Конечно, под открытостью не следует понимать «всё подряд»: это означает саму возможность диалога с нашими руководителями. Большинство в галереях не имеет и этого, как говорят у нас девочки, — «похихикали, заинтересовались друг другом и начали работать».
Это свойство, в принципе, одна из причин, почему я оказался в «Терминале» и почему продолжаю в нем оказываться — я убежден, что почти любая неискренность пагубна для деятельности, в какой бы сфере она не была.
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Выставка «Я это помню», которая проходила в апреле 2023 года: Майя собрала почти всех художников, с которыми делала проекты еще на должности директора галереи FUTURO. Мне понравился как состав художников, так и план развески — это было и визуально, и технически своеобразно. Сегодня, глядя на экспозицию с технической точки зрения, я не вижу ничего вопиющего, но тогда это были мои первые эмоции, связанные с полным циклом всех монтажных работ. Я очень благодарен этой выставке и всем, кто в ней участвовал.
Полина Туманова
арт-менеджер, координатор летней арт-резиденции
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?
Моя история с «Терминалом» началась около трех лет назад, когда Майя с Полиной проводили обучение для студентов Нижнего Новгорода, погружающее в сферу современного искусства. После обучения они позвали меня на стажировку. Так и началась наша любовь и остается до сих пор.
С тех пор «Терминал» очень поменялся, начиная с того, что тогда вторая часть здания оставалась практически заброшенной. Особенно многое изменилось с появлением мастерских художников Яны Серобабиной, Вацы, Веры Ширдиной и Никиты Пирумова. Работать стало приятнее, но как ни странно сложнее. Все может превратиться в день «хиханек-хаханек», потому что Яна, например, может принести подборку распечатанных мемов или приготовить великолепный обед на нашей кухне для всей команды.
КАКИЕ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ ЗАПЛАНИРОВАНЫ НА ЛЕТО?
Мы еще находимся в рабочем процессе. Могу сказать, что к нам приедут 4 деятеля культуры, а также то, что мы продолжим вектор междисциплинарности. В этом году лично мне очень хочется поработать с художником, который работает в медиуме фотографии. Также в резиденции примут участие не только художники, но и те, кто связан с нашей концертно-театральной площадкой «Бюро» на втором этаже.
В ЧЕМ ГЛАВНАЯ СЛОЖНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ?
Одна из главных сложностей — выйти за рамки арт-сообщества, которое уже понимает специфику современного искусства. Нам важно, чтобы соприкоснуться с ним было проще и интереснее для широкой аудитории. В «Терминале» мы ищем новые, доступные форматы, стараемся объяснять сложные вещи понятным языком, добавляем комментарии художников к выставкам.
При этом важно сохранять баланс: не упростить искусство до совсем развлекательного контента, но и не сделать его слишком закрытым для зрителей. Найти эту тонкую грань бывает сложно.
КАК БЫ ТЫ ОПИСАЛА АУДИТОРИЮ «ТЕРМИНАЛА А»?
Аудитория «Терминала А» очень разная. Одни приходят за культурным просвещением, другие — чтобы сделать красивые фотографии для социальных сетей и «отметиться» в новой локации. Иногда спрашиваю администраторов, кто наши посетители, но составить обобщенный портрет сложно.
Несколько лет назад мы провели исследование аудитории: встречались с людьми, спрашивали, почему они посещают галереи и центры современного искусства. Один из ответов — желание получить новый опыт, увидеть и узнать что-то новое, найти отклик увиденного в собственном опыте.
Для постоянных посетителей поход в культурные институции уже стал образом жизни. Для одних такие пространства — место, где можно отвлечься, например, от работы, для других — способ провести время с друзьями. Часто приходят и семьи с детьми — родители стараются привить им вкус и интерес к искусству.
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Выделить один проект сложно — за всё время работы их было много, и каждый оставил свой след.
Поскольку я занимаюсь разными видами коммуникации, одним из особенно ценных для меня стал проект Полины Кардымон «Архив хрупкого искусства»: кажется, тогда удалось выстроить хороший диалог со зрителем. Дистанция была минимальной — графические работы можно было брать в руки, на их обратной стороне располагался авторский текст обладательницы архива. Все эти объекты складывались в личную историю Полины, и такого рода рефлексия в текстах, мне кажется, была понятна для широкого зрителя. К тому же к этому проекту мы подготовили аудиогид и провели серию арт-медиаций. Для меня это хороший пример большой проделанной работы всей команды «Терминала».
Диана Паллади
менеджер выставочных проектов, куратор
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?
Я как раз хотела поменять работу и увидела в телеграм-канале объявление, что в «Терминал» ищут куратора. Я решила, что стоит попробовать, потому что люблю искусство. Подала заявку, пришла на собеседование, где уже лично познакомилась с Майей и Полиной. Тогда же меня и взяли в команду.
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Сложно ответить, потому что я тесно работаю практически с каждым нашим проектом; все они становятся для меня близкими. Но как самый тяжелый проект, наверное, упомяну персональную выставку Веры Ширдиной. Был сложный продакшн, а 44 метра ткани пришлось заказывать из Кабардино-Балкарии, потому что для художницы был крайне важен конкретный оттенок синего, которого в нужном объеме не нашлось ни в Нижнем, ни в Москве. Еще мы делали специальные металлические ящики, для чего было необходимо отыскать подрядчиков, работающих с металлом и готовых выполнить нестандартный заказ, а они это ой как не любят. Всё это был кропотливый процесс. А так, конечно, все проекты уникальны и прекрасны, я люблю каждый из них.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ «ТЕРМИНАЛ А» НА НИЖЕГОРОДСКОЙ АРТ-СЦЕНЕ?
Мне кажется, «Терминал» является важным местом в городе, потому что каждая институция здесь, так или иначе, имеет свою специализацию. Наше главное отличие — ориентир на молодых авторов, только начинающих свой путь. Конечно, мы выставляем уже состоявшихся художников, но также стараемся дать возможность молодым художникам показать свое искусство, потому что это бывает сложно и страшно сделать в одиночку.
Кроме выставочной деятельности мы занимаемся и другими проектами, например, проводим летний маркет современного искусства «Причал», организовываем театральные показы на площадке «Бюро», а иногда у нас проходят мастер-классы, лекции и экскурсии. Также мы ежегодно принимаем участие в программе резиденций от Нижегородской области, в рамках которой работаем с авторами из других регионов.
КАК ЧАСТО В «ТЕРМИНАЛ А» ПРИХОДЯТ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ И КАК ОНИ РЕАГИРУЮТ НА СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО?
Приятно замечать, что люди приходят к нам уже не в первый раз. Теоретически «Терминал» находится в центре города, но чтобы до нас добраться, необходимо спуститься с горки. А зимой это достаточно проблематично — скользко! Поэтому мы особенно рады, когда к нам возвращаются, приходят на все проекты. Иногда я подменяю администраторов и всегда благодарю посетителей за то, что они пришли к нам.
Местные жители постепенно узнают о нас и начинают включать «Терминал» в свою карту культурных мест, рекомендованных к посещению. К нам часто приходят туристы. Приятно слышать, когда люди рассказывают, что приехали из Москвы или Петербурга, а «Терминал» им посоветовали знакомые.
Бывают, конечно, дни, когда никто не приходит, а бывает, наоборот, сплошной поток из посетителей. У нас есть бесплатная среда — мы хотим, чтобы у студентов или у тех, кто не готов платить деньги, была возможность прийти и познакомиться с современным искусством.
Какую реакцию я вижу? Реакция, конечно, всегда разная, как и сами люди. Часто посетители оставляют позитивные отзывы, рассказывают, как им нравится площадка. Часто удивляются, что у нас есть три этажа, потому что это не сразу заметно. Иногда говорят, что выставка маленькая. Думаю, это достаточно скептические зрители, привыкшие ходить по большим музеям и видеть гигантские экспозиции, которые не меняются годами.
РАССКАЖИ О САМОЙ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАДАЧЕ, КОТОРУЮ ТЕБЕ ПРИШЛОСЬ РЕШИТЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВЫСТАВКИ.
Самое нестандартное — это работа над выставкой Веры Ширдиной. Я выступала в роли человека, занимавшегося поиском подрядчиков и общением с ними. Один только заказ ткани был фееричным опытом, потому что Вера работает именно с ультрамариновым цветом. И нам было нужно 44 метра — очень много. В нашем городе в нужном цвете и объеме ничего не было, я искала разные сайты, откуда заказывала пробники. Идеально подошли именно пробники из Кабардино-Балкарии. Мы заказали два рулона и очень переживали, чтобы ткань не отличалась и подходила нам. В итоге, все обошлось и прекрасно сложилось. А из остатков мы сделали платки, которые сейчас продаются у нас в корнере.
Диана Жегалова
архитектор, куратор, администратор
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?
Я не понимала, что делать со своей жизнью и увидела пост, что в «Терминал» набирают администраторов, сходила на собеседование, на монтаж. До начала сотрудничества я уже несколько раз была в «Терминале» и представляла, что это такое.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ РАБОТА ВЫСТАВОЧНОГО АРХИТЕКТОРА?
С одной стороны, есть разные объекты искусства, куратор, художник и концепции, которые они создают. С другой стороны, есть дядьки-монтажники, которым нужно знать, в какую точку в стене забить гвоздь. Выставочный архитектор находится между этими сторонами, делая перевод с одного языка на другой.
Если художник и куратор, в большей степени, заняты разработкой художественных и идейных взаимосвязей внутри выставки, то меня интересуют объемно-пространственные отношения объектов искусства: как между собой, так и с местом, где они находятся.
ЧЕМ, ПО-ТВОЕМУ, ОТЛИЧАЕТСЯ «ТЕРМИНАЛ А» ОТ ДРУГИХ ГОРОДСКИХ ПЛОЩАДОК, СВЯЗАННЫХ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
В Нижнем Новгороде активно развивается современное искусство. Однако стабильно что-то происходит в «Арсенале» и «Терминале». Думаю, в нашем случае это связано с открытостью процессов площадки. К нам можно прийти с идеей, и если случится мэтч, она очень скоро реализуется.
МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ПРОЕКТОМ, ЗАГОТОВЛЕННЫМ НА БУДУЩЕЕ?
Сложно ответить, потому что ко мне проекты часто попадают с дедлайном, который был вчера. Могу сказать, что летом будем делать выставку Наташи Вади, а сейчас плотно занимаемся ярмаркой графики «Контур» и ярмаркой фотографии «Контур. Фото».
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Думаю, это выставка Веры Ширдиной, потому что мы долго над ней работали. Это был большой и сложный проект: у Веры не было ни одной «типовой» по формату работы, все было экспериментом, как для художницы, так и для команды. Общими усилиями проект сложился в красивое и глубокое высказывание.
Никита Васильев
администратор
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?
Студсовет местного университета, где я учусь, организовал для своих студентов экскурсию по пространству вместе с Майей. Я пришел, кажется, тогда опоздал, но всё началось с того момента.
КАК ВЫГЛЯДИТ ТВОЙ ТИПИЧНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ?
Я прихожу на смену и открываю саму галерею. Включаю свет, смотрю, чтобы всё было в порядке, чтобы всё было чисто. Включаю кассу. Здороваюсь, если кто-то есть. Сажусь за свой компьютер. Когда приходят посетители, я с ними общаюсь, иногда провожу экскурсии, если попросят. Когда смена закрывается, собственно, я делаю всё то же самое, но в обратном порядке.
БЫЛ ЛИ СЛУЧАЙ ОБЩЕНИЯ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЙ ТЕБЕ ОСОБО ЗАПОМНИЛСЯ?
Все наши посетители добрые, но не так часто начинают разговор. Самые разговорчивые — туристы, в основном приезжающие из Москвы. Я сам из Пензы, и однажды к нам пришел посетитель оттуда: было приятно в таком интересном месте встретиться с земляком и пообщаться.
ЧЕМУ ТЫ НАУЧИЛСЯ, РАБОТАЯ В «ТЕРМИНАЛЕ А»?
Я утвердился в мысли, что искусство — это полноценная работа. Мне, как человеку, не занимающемуся искусством и не работавшему в этой сфере раньше, было приятно и даже немного необычно видеть, что художники, наши резиденты, ответственно подходят к своей работе, а свои произведения называют искусством, а не говорят что-то в духе «вот моя картинка, нужно улучшать».
Наверное, один из моих любимых моментов работы — это момент меланхоличного, грустно-веселого настроения, когда я прощаюсь со всеми, а художники работают, каждый в своей мастерской.
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Особенно мне запомнилась выставка Веры Ширдиной. «Терминал» находится на набережной в центре города, но в отдалении от остальных зданий и больших источников света: поэтому, когда я выключал свет, оставались гореть лишь коробочки с бабочками Веры, поскольку их нужно было выключать отдельно.
Алёна Орлова
администратор
РАССКАЖИ, КАК НАЧАЛАСЬ ТВОЯ ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ С «ТЕРМИНАЛОМ А»?
Я недавно разбирала свои пленочные снимки и нашла первую фотографию, которую сделала в «Терминале». Это был 2021 год, мы с подружкой пришли на открытие. Зима, холодно, до «Терминала» сложно добраться, а на месте нас встретил ансамбль с песнями, балалайками, был накрыт огромный стол с чаем, баранками, вареньем. Тогда я поняла, что это не просто выставочное пространство.
Потом мне посчастливилось участвовать в ярмарке «Контур», представляя галерею Grabar, где я и познакомилась с Майей. Через месяц я сопровождала демонтаж совместной выставки Grabar и «Терминала», пройдя всё закулисье с трехчасовым ожиданием газели из Москвы и тихим часом на диванчике на третьем этаже. В общем, я часто пересекалась с «Терминалом», приходила на лекции и выставки. В сентябре 2024 года открылась вакансия, и я решила податься. Всё прошло неформально, потому что мы уже знали друг друга. Так я и начала здесь работать, чему до сих пор очень рада.
Я получаю огромную поддержку от коллег, чувствую себя на равных со всеми. Поддержка, кстати, есть всегда. Не важно, это обзор чебуреков от Веры в телеграм-канале или монтаж. Я чувствую себя частичкой «Терминала» и многим говорю, что нашла свое место.
БЕЗ ЧЕГО ИЛИ КОГО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПРЕДСТАВИТЬ «ТЕРМИНАЛ А»?
Во-первых, без огромной коллекции кружек на кухне.
МЫТЫХ ИЛИ НЕМЫТЫХ?
Вместе. Майя уже ругается, когда мы приносим новые кружки.
Во-вторых, не могу представить «Терминал» без шуток и сообщений в общем чате: от новостей о том, что у нас снова протекает крыша до приглашений пойти есть драники на кухне. Еще у нас есть мем про плесень, на которую у меня аллергия: коллеги тут же вспоминают обо мне, когда кому-то нужно убраться на кухне.
Я никогда не знаю, что сегодня ждет меня в «Терминале». Однажды прихожу, а на стойке администратора Вера Ширдина утюгом гладит новый мерч. Или — захожу на кухню, а там сидит весь состав и ест блины. Для меня «Терминал» — это полная мелочей шкатулка, никогда не знаешь, что найдешь внутри.
БЫЛ ЛИ СЛУЧАЙ ОБЩЕНИЯ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЙ ТЕБЕ ОСОБЕННО ЗАПОМНИЛСЯ?
Вспомнила хорошую историю! Обычно в будни мы открываемся в 14:00, но как-то вход был открыт с утра, потому что у нас вывозили арендованное оборудование. Было около 13:30, я пошла на кухню вместе с коллегами, а когда вернулась на админскую стойку, то на втором этаже увидела двух человек. Они подходят ближе к перилам и спрашивают: «Подскажите, а где здесь “Терминал А?”». Видимо, наша вывеска и выставка на первом этаже ничего им не сказали, и они пытались попасть на третий этаж, когда все-таки решили спросить, где же тут «Терминал А»…
Еще одна забавная история. У нас в корнере продаются работы наших художников и их друзей. Какое-то время назад там были керамические лица художницы Софьи Погудиной. В «Терминал» пришла компания мужчин, и один из них сказал мне, что коллекционирует маски и даже показал снимки своего собрания: там были карнавальные венецианские маски, что-то кенийское. В результате он купил керамическое лицо Софьи. Я иногда вспоминаю этот случай и думаю, как же оно смотрится в его коллекции…
Но вообще к нам приходит много разных людей. Приходят туристы, приходят люди с пёсами и говорят, что узнали о нас из гайда Dog Friendly мест Нижнего. Это очень приятно, мы в «Терминале» почти все собачники.
Еще я шучу, что выставка Миши Никатина — это магнит для младенцев, потому что на следующий день после открытия к нам пришло аж три семьи с малышами. Я никогда не видела такое количество маленьких людей в «Терминале».
ПОДЕЛИСЬ ЛЮБИМОЙ ЧАСТЬЮ СВОЕЙ РАБОЧЕЙ РУТИНЫ.
Я даже снимала любительский Reels в двух частях об этом! Я люблю открывать смену: приходить первой, открывать «Терминал», включать везде свет, ставить чайник. Обязательно смотрю, чтобы ничего не упало и всё было на своих местах. Прохожусь по всем этажам, мою на кухне посуду, добираюсь до рабочего места, включаю компьютер, поливаю цветы. Мне нравится, что я прихожу в темное и закрытое пространство и привожу его в порядок для гостей. И в самом конце я открываю дверь для всех, и «Терминал» оживает.
РАССКАЖИ О САМОМ ЗАПОМНИВШЕМСЯ ПРОЕКТЕ, РЕАЛИЗОВАННОМ В «ТЕРМИНАЛЕ А».
Наверное, это выставка Веры Ширдиной, потому что тогда я впервые по-настоящему участвовала в монтаже. Это был будто проект по сплочению семьи, и Вера, конечно, тоже часть семьи «Терминала». Думаю, выставка запомнилась мне еще и потому, что я видела, как она готовилась: сначала был хаос, Вера экспериментировала с кислотами, патинами, металлом, а потом всё стало полноценной выставкой. Синий цвет, конечно, я тоже очень люблю, как и большинство жителей Земли и не могла не радоваться его изобилию. Тогда же случилось и первое упоминание моего имени на оракале, без «ё», конечно, но это вечная борьба Алён.