В ногу со временем: денди и гедонист Дэвид Хокни
Вчера свой день рождения отпраздновал художник Дэвид Хокни — ему исполнилось 86 лет. Он продолжает с юмором относиться к сложностям, даже если они касаются здоровья, и наслаждается жизнью по максимуму. Рассказываем о его любви к экстравагантным нарядам, солнечной Калифорнии и новым технологиям.
СТАНОВЛЕНИЕ БУНТАРЯ
Хокни родился в 1937 году в небольшом индустриальном городе Англии. Его отец, Кеннет, работал бухгалтером, но все было не так просто: он придерживался коммунистической идеологии, протестовал против ядерного оружия и почти каждое утро отправлял письма Сталину и Мао, а вечером ходил в художественную школу. Несмотря на свою работу, требующую строгого дресс-кода, Кеннет любил ярко одеваться.
Он хотел, чтобы его сын тоже почувствовал этот дух свободы и самовыражения — так и вышло. Хокни наблюдал, как отец красит велосипеды и окунает кисточку в краску, и ощущал особый трепет от этого занятия. Еще бедным подростком он собирал деньги на художественные принадлежности. Ради этого он был готов на спор делать опасные вещи — например, прыгать в канал с высоты.
В Королевском колледже искусств ситуация не изменилась — Хокни все еще был беден, а краски и хосты — слишком дорогие. Но ему повезло: там были бесплатные материалы для гравюры — именно ею он и решил заниматься. Его утешало то, что в будущем он как художник всегда найдет для себя работу в парке.
В 1961 году у Хокни появились деньги на его мечту — посетить Нью-Йорк. Его восхитила та свободы, которая царила в городе, — там бурлила жизнь, чего нельзя было сказать о Лондоне. Приехав домой, художник увидел рекламу краски для волос. Она так сильно на него повлияла, что вскоре перед окружающими предстал экстравагантный юноша, сменивший черные длинные волосы на короткую модную стрижку стального цвета.
Стиль одежды художник тоже поменял — начал носить яркие американские костюмы, разного цвета носки, очки в толстой оправе. Экстравагантный образ был создан, осталось только его усилить — выбор пал на золотой пиджак. Именно его Хокни надел на выпускной в колледже, в котором его не особо любили за бунтарский дух: он критиковал излишне консервативную программу обучения, любил граффити за его связь с городом и даже отказался писать диплом. Но ему все равно выдали аттестат, пусть и без особого желания, потому что к тому времени художник успел отметиться в мире современного искусство и привлечь внимание арт-дилеров.
СВОБОДА В ЛОС-АНДЖЕЛЕСЕ
Мечта детства, созданная голливудскими фильмами, исполняется: он оказывается в солнечном Лос-Анджелесе. Наконец-то получается найти ту спонтанность и свободу, к которой он всегда стремился: спокойно посещать бары, вливаться в местную тусовку и получать удовольствие от жизни.
Это отразилось на его творчестве. Хокни особым образом чувствовал город и его открытые пространства, наполненные воздухом, восхищался строящимся шоссе и загорелыми людьми. Особенно его привлекли бассейны, которые стали для него символом свободы, — он хотел передать их прозрачность и использовал яркие цвета, следуя за Винсентом Ван Гогом и Анри Матиссом.
Художник работал с перспективой и пытался передать постоянно меняющейся взгляд. Хокни задался вопросом: как отразить подвижность воды? Он хотел, чтобы люди оказались внутри картины. В произведение «Портрет художника» (1972) зритель становится свидетелем того, как один мужчина смотрит на тело другого, находящееся в бассейне.
Хотя в то время была популярна абстракция, Хокни все равно не отказывался от фигуративности. Он фотографировал на полароид, и фотографии становились набросками для картин. Через натуралистичные портреты своих друзей художник хотел передать эффект присутствия, поэтому долго над ними работал. Он даже повесил на комод записку: «Вставай и немедленно работай», — и перечитывал ее каждое утро.
ТЕХНОФИЛИЯ
На полароиде Хокни не остановился — технологии продолжили привлекать его и в пожилом возрасте. В 2010-х его заинтересовали iPad и iPhone. Художник называл их новыми носителями и любил за мобильность — можно идти по улице и что-то рисовать. Так он начал работать с компьютерной графикой. Ему нравилось, что произведения можно печатать в большом формате и хорошем качестве.
В 2023 году открылась масштабная интерактивная выставка «Дэвид Хокни: больше и ближе (а не меньше и дальше)». В ней художник сделал акцент на деталях и отношении с окружающей средой, предлагая зрителю замедлиться и увидеть мир с новой перспективы. Здесь разные форматы пересекаются: посетителей окружают рисунки, фотографии, музыка, проекции на стены, сенсорные инсталляции. Все выполнено в ярких цветах, которые свойственны работам художника.
ИРОНИЯ К СУДЬБЕ
Хокни не всегда наслаждался жизнью: в 1980-90-е годы многие его знакомые погибали от СПИДа, его ассистент умер от передоза, из-за чего художник, будучи эмпатичным, не мог рисовать полгода.
В 40 лет он потерял слух, но это его не остановило — он продолжал творить каждый день по многу часов. Художник покрасил слуховой аппарат в красный и синий цвета. Его зрение обострилось. Он не боится трудностей и считает, что важно не переставать шутить о них:
«Если вы зашли в тупик, просто кувыркайтесь назад и продолжайте действовать»
Смерть для Хокни — еще одно приключение, ее он тоже не боится. Что его действительно пугает — мужчины, которые отказываются от ярких костюмов, предпочитая вместо них спортивную одежду. Художник остается все тем же оптимистом, воодушевленным духом свободы, и подписывает свои письма «Люблю жизнь».