0331С and Alexey Partola: “Wherever There Are People, There Will Always Be Graffiti”
In 2013, street artist 0331С created his work Birdhouse in Vyksa. This summer, on the occasion of the fifteenth Vyksa Festival, his team conducted a study of how the event and its participants have changed over the years. At the festival, which will run from July 4 to 6, 0331С will present an exhibition-story about the artist’s path, “Again. 0331С X PRTL”, prepared together with curator Alexey Partola.
Can street art exist within an institutional context? Where should we look for the source of all things visual? How are the Paris catacombs connected to graffiti culture? — these are the questions we discussed with artist 0331С and curator Alexey Partola.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
0331с и Алексей Партола
АЛЕКСЕЙ, 0331С, РАССКАЖИТЕ, РАБОТАЛИ ЛИ ВЫ ВМЕСТЕ ДО ВЫКСЫ?
Алексей Партола: Да, мы уже работали вместе. С 0331с мы знакомы достаточно давно. Примечательно, что познакомились мы не в России. Мне кажется, первый опыт совместной работы случился, когда мы занимались проектом «Части стен 2». С этого момента мы начали много обсуждать подходы к уличному искусству, и это приводило к совместным акциям. Еще у нас был опыт издания книги о парижских катакомбах, «Город из подземелья». Были и релизы, связанные с выжиганием. В общем, мы дружим и работаем вместе над разными проектами с 2008 года.
ХОТЕЛА СПРОСИТЬ, БЫЛИ ЛИ У ВАС КОНФЛИКТЫ ИЛИ НЕСОСТЫКОВКИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ?
Алексей Партола: У нас постоянный биф. (смеется)
ЧТО ЗА БИФ?
Алексей Партола: Я считаю, что он развивает нас обоих.
0331с: Во время работы каждый замечает недостающие детали, моменты и старается их восполнить. Думаю, так и устроено человеческое общение.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВОЗНИКАЛИ СЛОЖНОСТИ В МОМЕНТЫ, КОГДА ВЫ ДУМАЛИ О СВОИХ ФОРМАЛЬНЫХ РОЛЯХ — КУРАТОРА И ХУДОЖНИКА?
Алексей Партола: На самом деле мы трудимся над одним делом и стараемся, как мне кажется, друг другу помогать. Если споры и возникают, то они направлены на то, чтобы сделать вещь лучше. Если я со своим инструментарием куратора, фотографа или, например, дизайнера могу как-то помочь 0331с, то я это сделаю. И наоборот: если он, как художник, может что-то привнести в мои проекты — это происходит. В такие моменты мы не задаемся вопросами вроде: «А что ты? А что я?». Наверное, в этом и заключается взаимопонимание.
РАССКАЖИТЕ, КАК КОНТЕКСТ ВЫКСЫ ПОВЛИЯЛ НА ВАШУ РАБОТУ И ПРОЕКТ.
Алексей Партола: Сейчас мы находимся уже не в начале, но всё равно на стартовой точке проработки проекта. Я познакомился с Выксой в феврале — впервые оказался там, побывал на экскурсии по городу и заводу. А 0331с сделал в Выксе работу еще в 2013 году, и это стало отправной точкой: сейчас «Выкса-фестиваль», организованный фондом «ОМК-Участие», отмечает круглую дату и изучает, как он сам изменился за эти годы. Мне показалось интересным решением пригласить художника, ранее участвовавшего в фестивале, у которого, самое главное, тоже изменились подходы и техники.
ПОЛУЧАЕТСЯ ЗАДУМКА БЫЛА В ТОМ, ЧТОБЫ ОТПРАВИТЬ ХУДОЖНИКА В МЕСТО, ГДЕ ОН УЖЕ БЫЛ РАНЕЕ, И НА ЕГО ФОНЕ ОТСЛЕДИТЬ ПЕРЕМЕНЫ? НАСКОЛЬКО ЭТОТ ЖЕСТ ДЛЯ ВАС ПРО НОСТАЛЬГИЮ ИЛИ ЖЕ ПРО ЖЕЛАНИЕ ОБНАРУЖИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ?
0331с: Ностальгия по Выксе как и по любому другому месту, конечно, присутствует. Но в первую очередь это было желание привнести что-то новое в пространство, в котором я нахожусь. Мне хотелось сделать так, чтобы горожанам было максимально интересно.
Возвращаясь к ностальгии: первую работу в Выксе я создал в 2013 году, это было время становления фестиваля, который тогда назывался «Арт-Овраг». Люди успели измениться за это время, например, некоторые, с кем мы сотрудничаем сегодня, в те годы еще ходили в школу и не знали, что такое граффити. Хотя нет, конечно, все уже с детского сада знают, что такое граффити.
А не хватает в Выксе больших камней.
А ЧЕГО-ТО ЕЩЕ, ПО-ТВОЕМУ, В ГОРОДЕ НЕ ХВАТАЕТ?
0331с: Кроме камней? Всегда хочется, чтобы было больше интереса и веселья. Скажем, везде есть, над чем поработать. Зато в Выксе много работ других художников, сделанных ранее. Есть Филипп Боделок, французский автор, очень крутой график, есть работы Паши 183. Это уникальные вещи, которых нет нигде больше в России, а в Выксе они есть, что и делает город крутым. А если в городе будет еще больше интересного, то появится дополнительный стимул выходить на улицу.
ЭТОТ РАЗРЫВ МЕЖДУ ТВОЕЙ РАБОТОЙ, СДЕЛАННОЙ В 2013 ГОДУ, И СЕГОДНЯШНИМ ПРОЕКТОМ ПОЗВОЛЯЕТ В ТОМ ЧИСЛЕ ПОДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО С УЛИЧНЫМ ИСКУССТВОМ В РОССИИ ЗА ЭТИ ГОДЫ. КАКИЕ У ВАС ЕСТЬ МЫСЛИ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ?
0331с: Да, всё движется. Появляются новые художники, а уже известные авторы развиваются в своем деле. Моя личная практика изменилась, я работаю в разных направлениях: это и скульптура из камня, и работа с кристаллами. Я бы назвал это не поиском, а скорее взаимодействием с природой и окружающим миром вообще. Не то чтобы я искал ответы, например, в книгах, скорее, обстоятельства складываются определенным образом и приводят к чему-то. И я начинаю работать с этой находкой, ведь странно не отвечать на действия вселенной.
Алексей Партола: Мне кажется, что сам проект показателен с этой точки зрения. Есть набор ярлыков, которые напрямую не относятся к субкультуре, но прочно укоренены среди зрителей — например, протестный контекст. Мотивация художников меняется со временем. В начале у автора может быть большое эго, которое субкультура лишь подпитывает, предлагая везде писать собственное имя или тег, тиражировать по всему городу. Уже потом начинаются размышления о развитии и собственном стиле, но это по-прежнему история про себя. А сейчас, работая с 0331с, я вижу, что его мотивация — привнести что-то новое в город для его жителей. Художник хочет сделать работу в городе, причем согласованная она или нет — это вторичный вопрос, он хочет сделать ее так, чтобы она была интервенцией и делала бытовое благо.
ОДНА ИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ПОРОЙ ОНО МОЖЕТ НЕ СЧИТЫВАТЬСЯ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА. ЧАСТО УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ПРИТВОРЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧЕМ ОНО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ, НАПРИМЕР, РЕКЛАМНЫМ ОБЪЯВЛЕНИЕМ. УЧИТЫВАЯ КОНТЕКСТ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ МНЕ ИНТЕРЕСНО СПРОСИТЬ, КАК И КАКОЙ МЕССЕДЖ МОЖЕТ ПЕРЕДАВАТЬ УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО СВОИМ ЗРИТЕЛЯМ СЕГОДНЯ?
Алексей Партола: В прошлом году у меня вышло третье исследование в рамках книги «Части стен». Оно и показало тренд на мимикрию — уличные художники ищут способы по-своему взломать город, интегрироваться в него и быть незаметными для людей, которые закрашивают уличное искусство. А в Москве, например, это происходит молниеносно. Художникам нужно найти такое место и такой способ интеграции в пространство, чтобы работы находились в городе, а пытливый зритель их находил. Причем, в исследовании приняло участие более 20 художников — можно сказать, что эта тенденция прослеживается в практике каждого.
НЕ ВИДИТЕ ЛИ ВЫ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ И ЕЕ ИНТЕРЕСОМ К УЛИЧНОМУ ИСКУССТВУ? ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ НА ЭТОТ СЧЕТ? ПОЧЕМУ, КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, ИНСТИТУЦИИ СТАЛИ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ УЛИЧНЫМ ИСКУССТВОМ, СТРИТ-АРТОМ? О ЧЕМ ЭТО МОГЛО БЫ ГОВОРИТЬ?
0331с: Действительно, институции, даже очень крупные, стали интересоваться уличными авторами. И я бы даже сказал, что и художники уже давно интересовались уличным бэкграундом и всячески с ним заигрывали. Например, Чтак отсылал к уличному искусству, не имея собственного подобного опыта. Институции тоже начали понимать, что именно здесь и находится жизнь.
Граффити — это первоисточник и фундамент всего визуального искусства. Уличные авторы пользуются этой нитью, связывающей их искусство и начало всего. В этом заключается большая сила, а институции начинают это чувствовать. Хотя на самом деле эта тенденция существует уже достаточно давно: успешные бренды и компании используют и граффити, и скейтбординг — всё то, где есть молодая жизнь и интерес молодых людей. Где будущее? Граффити не только пришло из глубин прошлого, но также оно обещает будущее, потому что там, где есть человек, всегда будет граффити.
Алексей Партола: Мне кажется, что стоит посмотреть на этот вопрос с другой стороны: граффити и уличная культура обратили на себя внимание институций. Если говорить о развитии современного российского искусства, то действительно в определенный момент произошла стагнация. Это также связано с отсутствием релевантного образования: например, выпускники Строгановки, художники-монументалисты едва ли рисуют на фасадах и создают муралы. В подобном вакууме неизбежно становится тесно. Субкультура — это по-прежнему очерченное пространство, в рамках которого постоянно происходят споры о том, как должно или не должно развиваться граффити. По сути эти споры бессмысленны, потому что граффити всё равно меняется определенным образом. Я помню, как внутри сообщества обсуждалось, можно ли рисовать кисточкой, а не баллончиком. Этот вопрос у кого-то вызывал разрыв шаблона.
Внутри самой субкультуры тоже происходит развитие. Люди взрослеют, растут профессионально, у них появляются семьи и дети. Художникам хочется развиваться и за пределами субкультуры. К тому же, есть примеры зарубежных коллег, когда институции и уличные художники обратили друг на друга внимание гораздо раньше. Думаю, что это развитие — естественный процесс, обусловленный рядом факторов. Было бы странно, если бы институции не заметили художников. А дальше происходит неизбежность.
ГОВОРЯ О ПРОТИВОРЕЧИИ, Я ИМЕЛА В ВИДУ, ЧТО В КОЛЛАБОРАЦИЯХ ИНСТИТУЦИЙ И СТРИТ-АРТИСТОВ НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА ОТМИРАЮТ ИЛИ ИЗМЕНЯЮТСЯ. НАПРИМЕР, СОЗДАВАЯ РАБОТУ НА УЛИЦЕ, ХУДОЖНИК ХОРОШО ПОНИМАЕТ, ЧТО ЗАВТРА ИЛИ ПОСЛЕЗАВТРА ОНА МОЖЕТ ИСЧЕЗНУТЬ. ЕСЛИ ЖЕ МЫ ГОВОРИМ О КОЛЛАБОРАЦИИ С ИНСТИТУЦИЕЙ, ТО РАБОТА СКОРЕЕ ВСЕГО БУДЕТ НАХОДИТЬСЯ ПОД ЗАЩИТОЙ.
Алексей Партола: Нужно принять следующий факт: если уличный художник создал работу на холсте, и она висит в какой-либо институции, то это не уличное искусство. Единственное отношение к уличному искусству здесь — биография автора. Уличное искусство невозможно перенести в институцию, потому что оно может существовать только на улице.
0331с: К разным рисункам относишься по-разному. Когда художник рисует нелегально, он не только испытывает много эмоций, но и прибегает к другим методам как минимум из-за необходимости работать быстро. В конечном результате всё это чувствуется. Конечно, было бы круто, если бы в случае заказного мурала возникали эти же чувства, но чаще всего это не так. По многим причинам: художники не стремятся к этому, хотят сделать красиво, не понимают красоты момента. Изначально всё обстоит по-другому.
Алексей Партола: Согласен, это просто другой жанр. Это не хорошо и не плохо — просто иначе. Мне кажется, что в этом стремлении сохранить некий уличный дух теряется что-то более важное. В итоге результат оказывается хуже, чем плохой паблик-арт. 0331с правильно отметил, что художники стараются сделать красиво.
АЛЕКСЕЙ, ТЫ РАБОТАЛ НАД ВЫСТАВКОЙ, ПОСВЯЩЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ 0331С. НАСКОЛЬКО СЛОЖНО ПРОВОДИТЬ ПОДОБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В СЛУЧАЕ НЫНЕ ЖИВУЩЕГО ХУДОЖНИКА?
Алексей Партола: С 0331с как с художником я знаком еще с 2008 года, его развитие для меня — достаточно понятный момент. Я наблюдаю за ним и до сегодняшнего момента. И самое главное — мы единомышленники. Мы работаем с разными инструментами, но занимаемся во многом одними и теми же вещами. Не могу сказать, что сталкивался с фундаментальными трудностями.
ДА, ЧТО-ТО У МЕНЯ МНОГО ВОПРОСОВ ПРО ТРУДНОСТИ, БУДТО ВАША ОБЩАЯ РАБОТА ОБЯЗАТЕЛЬНО ИХ ПОДРАЗУМЕВАЕТ.
Алексей Партола: Наша работа заключается в их преодолении. Это хорошо, это развивает нас.
0331С, СКАЖИ, СЛУЧАЛИСЬ ЛИ НЕОЖИДАННЫЕ ОТКРЫТИЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НАД ВЫСТАВКОЙ?
0331с: Например, я создал свою тегу, которую последние пять лет очень активно использую. Я придумал ее в 2003 или 2004 году, и для тех времен она была достаточно необычной. Сейчас она мне каждый раз открывается с разных граней, вижу в ней много разных смыслов. Наша вселенная устроена таким образом, что из малого складывается большое. И этого большого не было бы без малого. Это как разворачивать бумажку и видеть ее повторяющиеся геометрические складки. И так всё в жизни устроено.
МНЕ НРАВИТСЯ, ЧТО В РАЗГОВОРЕ ВНОВЬ УПОМИНАЕТСЯ ВСЕЛЕННАЯ, ЭТО НЕОЖИДАННО!
0331с: Главное на этом не зацикливаться, иначе можно сойти с ума.
Алексей Партола: Безусловно знаки есть. Не стоит на них постоянно обращать внимание, искать их. А просто подмечать — достаточно интересно.
РАССКАЖИТЕ ПРО ТРИПТИХ, ПРИДУМАННЫЙ ДЛЯ ВЫСТАВКИ. ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАКИЕ МЕДИУМЫ? КАК ТРИ ЧАСТИ СКЛАДЫВАЮТСЯ В ЕДИНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?
0331с: Триптих был задуман с отсылкой к «Скворечнику» — работе, которую я создал в Выксе в 2013 году. Хотелось сохранить эту связь, к тому же и сам «Скворечник» интересно взаимодействовал с городом, гаражами вокруг.
Алексей Партола: Важно отметить, что «Скворечник» существует физически как объект.
0331с: Знаешь, Лех, я в моменте подумал, что я посмотрю, не живет ли в нем кто. Почему бы нам не снять «Скворечник» и не показать на выставке? У нас ведь есть такая возможность. Я считаю, это будет фурор.
Алексей Партола: А ты сейчас, когда отвечал на вопрос, смотрел как раз в ту сторону. Да, я думал об этом, но мне показалось, что ты не решишься его оттуда достать, чтобы не повредить. Надо посмотреть.
0331с: Думаю, это вполне реально. Возвращаясь к вопросу, мы отталкивались от «Скворечника», а потом подсвечивали мою работу с камнем, к которой я в определенный момент своего творческого пути пришел.
Алексей Партола: Ключевой момент здесь следующий: фестиваль смотрит на себя, а мы смотрим на путь художника. Составные части триптиха — серьезные и ярко выраженные техники. При этом, они уживаются у одного художника. В общем, выбор для нас был очевиден.
ОКЕЙ, ТОГДА ВОПРОС К 0331С. КАК ТЫ ПРИШЕЛ К ЭТИМ МЕДИУМАМ, К КРИСТАЛЛАМ, К КАМНЮ, К САЖЕ? КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?
0331с: Я всегда считал, что всё, что я имею в жизни, я получил благодаря тому, что занимаюсь граффити. Огонь и камни — тоже следствие граффити как базы визуального искусства. После десяти лет рисования на улице я начал интересоваться вопросами высекания и выжигания.
В 90-х, когда я рос, все подъезды были в следах от спичек. Еще я буквально на днях вспоминал, как впервые выжигал спичками на фестивале в Екатеринбурге, это был, по-моему, 2013 год. Сейчас я вижу тенденцию, что художники во всем мире начали выжигать спичками, хотя раньше, кажется, так никто не делал. Есть авторы из Италии, Франции, России, занимающиеся этой практикой.
Есть один художник, с которым меня познакомила Марта Купер. Мы с ней как-то встретились, я показывал ей свою работу, высекал, а она рассказала, что у нее есть друг — японец, приятель Кита Харрингтона. Он работал вместе с Харрингтоном в Нью-Йорке в 70-х, высекал граффити в граните и до сих пор активно этим занимается, продолжает быть вовлеченным.
К работе с кристаллами я опять же пришел из-за улицы. Я гулял по Москве с другом который занимается поисками — популярная сейчас тема, когда люди без металлоискателя ищут предметы старины. Друг сказал, что знает, где на территории Москвы есть кварц. Мы посмотрели это место, я пришел туда через неделю и нашел уже куски раухтопаза, цитрина. До этого я вообще не интересовался минералами, не знал их, но начал погружаться и изучать вопрос. Также было и с обработкой гранита — я начал этим заниматься с нуля, не имея никаких знаний. Буквально как в первобытное время — берешь камень и поехали, бьешь по нему. Мой путь — это постижение вещей исключительно через личную практику. И всё, что у меня есть, мне дало граффити.
Алексей Партола: Отметим, что это самообразование потом легитимизируется институциональным признанием. Например, у 0331с и Гриши была выставка «Сажа» в ММСИ, организованная совместно с Фондом Ruarts. Это — прецедент, который дает технике признание в институциональном поле.
НАСКОЛЬКО ДЛЯ ВАС ВАЖЕН ФАКТ ПРИЗНАНИЯ?
Алексей Партола: Мне, как куратору, это кажется важным как прецедент. А вот 0331с ответит про это как автор.
0331с: Это важно для дальнейшего введения техники в общие рамки, чтобы последующие авторы могли этим пользоваться: выжигать и выставляться. Но есть еще один момент, который хочу упомянуть. В Париже есть художник Оливер Стак. После нашей выставки «Сажа» он написал мне достаточно протестное письмо: сказал, что я крутой автор, но офигел — использую его технику с выжиганием. Оказывается, буквально за полгода до нашей выставки у него была выставка в Токийском дворце. Да, конечно, если говорить откровенно, то мы находимся в деревне, а там — европейский мир, где техника институализирована. Я сказал ему, что я выжигаю с 96-го или 94-го года, сорян. Я, Алексей, Гриша — мы являемся авторами, которые всё-таки находятся в мировом поле общения и взаимодействия, нас знают люди. В Париже у меня есть подруга Рафаэлла, она главная из субкультуры по местным катакомбам. И она этому Оливеру выжигание и показала. А мы, извините, с 90-х росли в этих условиях.
ИНТЕРЕСНЫЙ НЮАНС, СПАСИБО. ПОД КОНЕЦ ХОЧУ ОТОСЛАТЬ К ТВОИМ ЖЕ СЛОВАМ — ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ТВОЯ РАБОТА В ВЫКСЕ БЫЛА БЛАГОМ ДЛЯ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ. ЧТО ИМЕННО ТЫ ИМЕЛ В ВИДУ?
0331с: Мы съездили в Выксу и я благодаря своей практике понял, что в городе нет больших камней. Казалось бы, на кой хрен они там нужны? Но круто, когда в городе или пригороде можно увидеть какой-нибудь стотонный мегалит. Теперь в Выксе появилась большая скульптура из камня, на ближайшие сотни километров вокруг такого нет.
В последнее время я часто подмечаю некоторую связь с японской культурой в своей практике. Японцы очень чутко и уважительно относятся к природе. И я тоже: я работаю с камнями, улицей и природой. И также в Японии есть культ камней, взаимодействия человека с ними как с природным элементом. Мне бы хотелось, чтобы и в Выксе было место, где люди могли бы соприкоснуться с ним, почувствовать его присутствие.
АЛЕКСЕЙ, ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ ПРО ЭТО?
Алексей Партола: Я, во-первых, подписываюсь под вышесказанным. А во-вторых, скажу, что благо было упомянуто в широком смысле слова. Дело не в том, что в быт будет привнесено что-то конкретное, наоборот, функционал объекта скорее созидательный. А здесь и происходит благость — человек видит задумку, направленную на созидание, а это уже рождает благостные мысли.