What is Garage museum currently into? The team of the museum shares the insights
Author: Angela Gurtsieva
Photos: Mikhail Grebenshchikov
Cover: Anton Donikov
07 June, 2023
During the last couple of years, the team of Garage Contemporary Art Museum has been actively initiating different events both inside the institution and outside of it: hosting tours around Moscow, developing the online radio podcast series, and taking part in inclusive projects in collaboration with Russian charity funds.
Read more about the details and significance of the events happening in the museum right now, shared by the Garage team.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Настя Митюшина
куратор публичной программы
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Мой основной сейчас проект — цикл встреч с художниками «42». Они проходят раз в неделю с марта — так собирается очень субъективный, но живой дневник художественной жизни в Москве за 2023 год. Герои отбираются (часто совместно с коллегами) по очень простому критерию: важно ли художнику сейчас встретиться со своим зрителем вживую. Если у героя есть запрос на обратную связь в ответ на свой текущий проект или интерес порефлексировать публично, то получается беседа или лекция. Если разговаривать не очень хочется, но есть готовность поделиться творческими навыками и методами, то мы делаем мастер-класс. В таком событии для посетителя создается пространство близости с художником и самопознания через творчество. И так отрадно, что на встречи приходят коллеги и появляется возможность общаться вне рабочих ролей.
А еще вместе с коллегами из просветительского отдела я собираю детские книги для «Гаражных чтений». Это мне и как маме увлекательно. Берем либо кейсы по иллюстрации, либо книги о толерантности и принятии инаковости. Меня поразила книга «Солдатик» Кристины Беллемо и Вероники Руффало от издательства «Поляндрия»: в ней так доходчиво изображена узость мышления достигаторов, ее коварство. Скоро почитаем это издание с детьми у нас.
Нас базово семь человек в команде, менеджеров и кураторов, но если брать переводчиков на РЖЯ (русский жестовый язык — примеч. ред.), технических специалистов, дизайнеров, команду пиар-отдела и волонтеров, помогающих во время мероприятия, то гораздо больше людей работают на то, чтобы проект состоялся. Кроме того, вовлекаю профильных кураторов: например, встречу с дуэтом wiiu-wiiu (Максим Анпилогов и Вера Баркалова) вел куратор Garage Digital Никита Нечаев.
Сначала я думала, что самым сложным будет найти 42 заинтересованных художника в Москве, но как только родилась идея цикла, герои стали обнаруживаться сами собой. Самое сложное для меня — расстаться с художником. Часто после встречи засиживаемся, продолжая обсуждать житье-бытье.
Вообще, много всего происходит. В конце мая у нас стартовала программа медиации (куратор Марина Романова). Девять медиаторов выступают в роли проводников для посетителей по пространствам и проектам Музея. Вместе с ними можно посмотреть и обсудить проект Олега Баранова Going Down, погрузиться в онлайн-среду компьютерного класса «Ушедший мир», прийти в гости в Мастерские и познакомиться поближе с изданиями книги художника из фонда редких и ветхих книг библиотеки.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ СЕЙЧАС ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Я еще больше фокусируюсь на навыке быть в настоящем и быть благодарной. Собственно проект «42» для меня об этом же. Потому мне сейчас и как зрителю, и как куратору симпатичны более камерные форматы и проекты, которые говорят от первого лица, опираясь на прожитый опыт, мотивированное исследование, а не на теоретическое представление «как надо» или экспертное навязывание своей позиции.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Я присматриваюсь к своему опыту, отвечая на вопрос «чем он может быть полезен сегодня». Давно практикую чтение лекций о менеджменте и курировании публичных программ, так что думаю над новой серией лекций или прикладных материалов. А в программировании публичных программ пока я с радостью заново изучаю запросы аудитории и мотивацию художников, присматриваюсь. Все теперь как-то иначе. Мне нравится иметь короткий горизонт планирования — так можно быть более чуткой к контексту. Как выяснилось, я по этой непредсказуемости скучала.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Пространство «Внутри» — отрада для «нетрадиционного» театрала, на проекты Мастерской Брусникина куда угодно хожу. В «ГЭС-2» бываю регулярно, так как там Настя Прошутинская сейчас курирует танец и показывают эскизы новых хореографических работ. А еще в «ГЭС-2» потрясающе оборудовано Ателье — материалы для творчества на любой вкус есть. В прошлые выходные я там с дочкой 3 часа провела: и рисовали, и скульптурный объект сделали, ну и игровое пространство «Лес» от Оли Рокаль — восторг полный. Мне вообще нравится, что мои профессиональные интересы доступны детям. Дочке 4 года, а сыну — 6, потому я люблю ходить с ними и по галереям, и небольшим арт-пространствам — в галерею «Триумф», Лобби и szena, AРТ4 и ЦТИ «Фабрика». Одно изменение — раньше я чаще академическую музыку вживую слушала, но сейчас в случае свободного вечера я выбираю бикрам-йогу. Это оплот моей гибкости (ментальной и телесной) последние полтора года.
Катя Савченко и Елена Бугакова
куратор; менеджер проектов
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
КС: Последние месяцы я и моя коллега Лена Бугакова занимались проектами программы Garage Archive Commissions. Прошлой осенью мы работали над инсталляцией группы «Малышки 18:22», а в начале апреля этого года открыли проект Олега Баранова Going Down. Его по-прежнему можно увидеть в Музее «Гараж» до середины июня.
Garage Archive Commissions — инициатива, которая объединяет в себе несколько направлений деятельности Музея: взаимодействие с локальными художниками и художницами и вовлеченную работу с архивной коллекцией. Суть программы — приглашение к созданию новых произведений на основе погружения в материалы архива «Гаража». Результаты этой художественно-исследовательской работы демонстрируются в галерее Музея под условным названием «Скайлайт» — обособленном, но довольно большом зале, который сейчас попал в общее пространство библиотеки.
При этом для участников и участниц программы рамка исследования ограничена, пожалуй, только базовыми критериями — работой с архивной коллекцией, пространством и задачей создать новое произведение. Одновременно широта и разнообразие архива «Гаража» предполагает огромную вариативность материалов и тем для исследования и вдохновения. В итоге проекты Garage Archive Commissions получаются очень разными по смыслу, наполнению и визуальным решениям. Например, инсталляция «Малышек 18:22» превратила «Скайлайт» в тотально розовую, но немного грустную и жутковатую квартиру, а проект Олега Баранова трансформировал пространство в более строгий, скорее кинематографичный зал.
ЕБ: В процесс подготовки даже такого небольшого проекта вовлечено много людей — в разной степени практически все отделы Музея и еще внешние помощники и подрядчики. Над Going Down с самого начала работал художник и мы с Катей Савченко. Как менеджер я планирую весь процесс и делаю так, чтобы мы открылись с учетом всех бюджетных, технических, юридических, временных и прочих ограничений. С открытием проекта моя работа не заканчивается: нужно следить, как живет пространство, как реагируют посетители, а затем провести демонтаж и подвести итоги.
С определенного этапа в подготовку, помимо нас с Катей, сильно вовлекались юристы и инсталляторы, а ближе к монтажу подключались хранитель, редакторы, дизайнеры, диджитал-специалисты, техническая служба и коллеги, отвечающие за PR, видеопроизводство, посетительский опыт, инклюзию и публичные программы. Отдельная роль отводилась сотрудникам архива и библиотеки «Гаража»: они помогали нам с консультациями по материалам, их просмотром и затем выдачей на проект. Если посчитать соучастников только со стороны Музея — получается уже больше полсотни человек. Помимо этого — художники, кураторы, коллекционеры, специалисты в конкретных областях (например, в методах печати), с которыми мы советовались по ходу.
КС: Вообще, моя роль как куратора в этих проектах имеет некоторые особенности, что обусловлено характером программы. Во-первых, проекты Garage Archive Commissions являются персональными, то есть всегда сфокусированными на художнике или художнице. Во-вторых, участники и участницы программы сами выбирают сюжет для исследования в архиве, который, в конечном итоге, и формирует смысловой центр их новой работы. То есть, моя функция в этих проектах сводится, скорее, к поддержке и медиации: я помогаю с поиском экспозиционных решений, помогаю «докрутить» работу, пишу сопроводительный текст.
КС: Что касается трудностей, то для меня в ситуации, когда художник или художница создает новую работу, всегда возникает дополнительная сложность, связанная со сроками и синхронизацией процессов. Например, по-хорошему писать кураторский текст о работе стоит только тогда, когда она полностью готова — а этот момент иногда наступает вплотную к открытию. Приходится подстраиваться. С другой стороны, это и интересно. Я часто испытываю особое, такое «щекочущее» чувство волнения, когда впервые вижу абсолютно новое произведение, за развитием которого до этого так долго следила через эскизы, тексты, фотографии, переписки.
ЕБ: Кажется, что на моей стороне все основные сложности уже позади, но я понимаю, что некоторые проблемы перекочуют и в следующие проекты. Среди них дефицит или даже отсутствие некоторых инсталляционных материалов вроде конкретных видов багета и бескислотного картона, нюансы с точной колеровкой краски, сроки производства и поставки каких-то вещей.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ СЕЙЧАС ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
КС: В последний год я выбираю фокусироваться на людях, чем на идеях. Я ощущаю потребность заниматься персональными проектами, которые затрагивают сложные и личные истории, работают с субъективностью и пространством переживаний. Сейчас для меня очень важна чуткость и внимательность к «частному». Я думаю, что в обозримом будущем вижу себя в небольших, камерных проектах и инициативах.
Помимо этого, для меня важно поддерживать связи и сохранять пространство для разговора внутри моего профессионального и дружеского круга. В текущих условиях это требует дополнительного вовлечения, и я могу сказать, что воспринимаю эту задачу как важную часть своей работы.
ЕБ: Любопытно, что мой фокус пока наоборот больше смещен на идеи и на групповые проекты. Мне нравится следить за объединениями, коллективами и плодами их совместной работы. Сейчас мне также важнее видеть разнообразие тем — так сказать, иметь выбор. Если говорить о музейном и выставочном поле, то особенно привлекают проекты с документальной основой или вообще об истории какого-либо явления, не связанного напрямую с искусством — вроде выставки «Москва без окраин. Фили» в Музее Москвы, до которой обязательно дойду, или «Фальконье. Архитектура света» в Музее архитектуры.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
ЕБ: В этом году в проекте будут сменяться не только художники, но и команда от Музея, поэтому следующие итерации Garage Archive Commissions уже готовятся другими тандемами коллег. Проект Олега Баранова можно посмотреть до середины июня, а лучше — сходить на медиацию по нему.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
КС: Сейчас я провожу больше времени в библиотеке и за книгами дома, чем на выставках. Но обязательно хожу смотреть проекты друзей и в целом предпочитаю более камерные пространства и негромкие проекты. Очень люблю Музей Вадима Сидура и их выставочную программу. Последняя выставка, на которой я была и которую оценила — «Глупая душа» Алисы Гвоздевой в галерее «Люда» в Санкт-Петербурге. Давно слежу за этой художницей, было очень здорово посмотреть ее новые работы.
ЕБ: Мне особенно интересны музейные пространства, выставочная архитектура — то, каким образом представляются объекты и что их окружает. Последний мой «культурный» поход был, например, в недавно открывшийся Музей Динамо — посмотреть, как там все оформлено и устроено.
На самом деле за многими инициативами я слежу онлайн. Например, за студией «Тихая» из Нижнего Новгорода, галереей par nik из Архангельска или пространством «Координата» в Санкт-Петербурге. То, что не могу или не успеваю посмотреть вживую, часто тоже добираю онлайн, в том числе в социальных сетях друзей и коллег.
Никита Нечаев
куратор программы Garage Digital
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Garage Digital — программа музея «Гараж», занимающаяся поддержкой художественных практик, связанных с техносоциальными проблемами и сетевыми культурами. Она существует как онлайн-платформа, где доступны цифровые комишны и грантовые работы художников, текстовые и медиа материалы, сопровождающие программы, анонсы и документации онлайн и оффлайн событий.
В прошлом году в рамках программы было собрано постоянно действующее оффлайн пространство в Музее — компьютерный класс «Ушедший мир». Оно работает в открытом формате (каждый может прийти и поработать или пообщаться там, познакомиться с художественными проектами, созданными в рамках Garage Digital, кураторскими подборками игр и материлов архива Музея). Также это и место для семинаров, воркшопов и встреч сообществ, ориентированных на получение новых скиллов или исследование технологий и виртуальных миров в гуманитарном разрезе.
Также мы сделали опен-колл для образовательных или самоорганизованных сообществ, при помощи которого они смогут бронировать компьютерный класс для своей деятельности, так или иначе близкой к сюжетам проекта.
Некоторые активности в компьютерном классе принимают формы постоянных семинаров или лабораторий (иногда переходящих в онлайн или гибридные форматы из-за распределенности участников), ориентированных на профессиональное сообщество. Например, семинары «Операционные изображения» отталкиваются от проблематики связи технологий, власти и образа в работах режиссера, художника и эссеиста Харуна Фароки. Они организованы как встречи видеохудожников, на которых разбираются теоретические и практические вопросы, связанные с производством видеоэссе.
Постоянная команда Garage Digital сейчас — это главный куратор Музея Катя Иноземцева, продюсер и менеджер программы Ольга Лисагор и я, куратор программы. Также мы всегда ориентированы на сотрудничество со всеми отделами и направлениями работы Музея — инклюзивным, архивным, просветительским и издательским. К примеру, сейчас в компьютерном классе инклюзивный отдел организует курс по геймингу для незрячих и слабовидящих посетителей, а художественный коллектив DOA при поддержке просветительского отдела открыл новый сезон курсов компьютерной грамотности для людей старшего возраста, в том числе ситуированный в сегодняшних вызовах в медиасреде.
Самое сложное сейчас — это работа с сетевыми культурами, находящимися в центре наших интересов. Разговор о них предполагает открытость и публичность, поддерживать адекватный уровень которых сейчас невозможно.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС И НА ЧЕМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Работая с техносоциальной проблематикой, нам сейчас особенно важно анализировать современную медиасреду и производство образов с использованием инструментов цифровой среды — с учетом ее милитаризированной генеалогии и критическим взглядом на нее. Этот язык не был артикулирован в русскоязычном пространстве, хотя разработан в продолжительной традиции в международном контексте. Мы в том числе пишем об этом (простым языком) в нашем свежем телеграм-канале.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Сейчас у нас нет слишком далекого горизонта планирования — но мы надеемся продолжать обозначенные выше векторы работы. Летом мы обратимся к киберфеминизму как теоретическому и социальному движению, связанному с эмансипацией, автономностью и DIY-культурой в патриархальных средах — это будет художественное исследование на базе архива Музея. Надеемся, что мы также уделим внимание аудиальным феноменам в технологиях, их онтологиям и политикам. Первым опытом в такой работе был недавний сезон Радио «Станция», откликающийся на темы «Ушедшего мира».
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
World Wide Web.
Вера Ежкина
менеджер по развитию издательской программы
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Сейчас в рамках издательской программы Музея мы проводим презентации новых книг, запустили книжный клуб и готовимся к старту второго сезона подкаста «Уроки МХК». МХК в школе был одним из моих любимых уроков, где можно было узнавать много нового по разным темам и расширять горизонты (а еще у нашей преподавательницы МХК была фамилия Барклай-де-Толли, и это придавало урокам изюминку). В нашем подкасте хотелось создать атмосферу таких классных уроков, где можно вместе с преподавателями узнавать новое о кино, искусстве и всем на свете, не бояться задать глупый вопрос. В первом сезоне ведущие подкаста Катя Суверина, редактор издательской программы, и Валера Леденев, независимый арт-критик, говорят с авторами книг: — Наумом Клейманом о кино, Надей Плунгян о советском искусстве и его влиянии на женщин, Алексеем Конаковым о невероятном. Мой любимый выпуск — про архитектуру, там Катя и Валера увлекательно обсуждают советский модернизм c Анной Броновицкой и Николаем Малининым. Именно этот выпуск пришлось записывать дважды, так как в первый раз были проблемы со звуком. Продюсер подкаста Марина Романова приложила много усилий, чтобы собрать всех участников второй раз, так как в тот момент все буквально были разбросаны по разным континентам. Наверное, главная сложность — это как раз собрать всех спикеров из разных стран, городов и временных поясов на один слот и создать атмосферу для разговора, который увлечет слушателя. Второй сезон тоже должен быть интересным: уже записан выпуск про историю колониализма и книгу «Ориентализм» Эдварда Саида и выпуск про дизайн с Марией Савостьяновой.
Мы также запустили свой книжный клуб, который стал довольно популярен в этом году. Думаю, это запрос на то, чтобы побыть в кругу своих. Нам тоже захотелось обсудить книги «Гаража» с нашими читателями. Первый сезон проходит с мая по сентябрь, и мы обсуждаем книги из серии «ГАРАЖ.txt». Встречи проходят раз в месяц, каждую встречу модерирует кто-то из сотрудников Музея. У книжного клуба есть проектный менеджер, Настя Робакидзе, и она связывается почти со всеми отделами Музея для согласований концепции, площадки, продвижения, участия ведущих и волонтеров.
Весной у нас вышло несколько долгожданных книг. Для каждой книги мы проводим презентацию, к каждой из них подходим как к отдельному проекту. Презентациями занимается Саша Фудин, менеджер по маркетингу и дистрибуции. Прямо сейчас мы готовим презентацию книги Элеоноры Шафранской «Усто Мумин: превращения» в Ташкенте и Нукусе. В конце июня ожидаем выход книги «Обстоятельства речи. Коммерсантъ-Weekend 2007–2022» — сборник статей, которые были опубликованы в течение последних 15 лет в пятничном приложении к газете «Коммерсантъ».
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС?
Мне кажется важным фокусироваться на своей работе — она придает смысл как год назад, так и сейчас.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Сейчас общаемся с магазинами и дистрибьюторами: хочется наладить зарубежную дистрибуцию, чтобы наши бумажные книги были доступны в разных странах. Книги уже можно купить в Казахстане, Грузии, Ереване, Латвии и некоторых других странах. Вместе с No Kidding Press мы недавно провели исследование, чтобы понять, чего не хватает нашим читателям за границей.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Я очень люблю заходить в книжные магазины, рассматривать новинки и тематические выкладки. Уже некоторое время я живу в Берлине. В Германии один из самых развитых книжных рынков в мире, и здесь много книжных магазинчиков на любой вкус. В одном из книжных на районе к весеннему сезону выложили на витрину книги с зелеными обложками (совсем как «Подписные Издания»). На той витрине спокойно соседствуют книги Хемингуэя, Генриха Бёлля и, неожиданно, раритетное издание книги Wassjok und Seine Freunde (немецкий перевод советского «Васёк Трубачёв и его товарищи»).
Антон Дворцевой
координатор экскурсионного отдела
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Я координирую экскурсионный отдел Музея, и сейчас наш главный проект — «Прогулки с Гаражом» — серия архитектурных экскурсий по Москве, которые охватывают архитектурные стили, начиная с XX века, от авангарда до капиталистического романтизма. Всего нас в отделе пять человек: я организую работу команды и четыре экскурсовода занимаются исследованиями, создают экскурсионные тексты и маршруты, которые потом проводят. Надеюсь, что это лето не принесет нам экстремальных погодных условий — от этого напрямую зависит, сколько экскурсий мы сможем провести. Не хотелось бы оказаться на прогулке по району Сокол в сорокаградусную жару.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ СЕЙЧАС?
Как и всегда, в нашем случае важно фокусироваться на просветительской деятельности, делать экскурсии, которые наши посетители полюбят, увидят город через иную для них оптику и найдут новые любимые для себя места. Вдруг они никогда не были в районе Крылатское, даже не подозревали насколько интересны могут быть типовая панельная застройка и не знали, что туда привозили Маргарет Тэтчер, чтобы показать ей образцовый современный советский микрорайон.
Важно продолжать исследовательскую работу, не останавливаться ни в коем случае.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Я уже несколько лет мечтаю о том, чтобы запустить школу современного экскурсовода на базе нашего музея, но уже не первый раз в мои планы вклиниваются разные обстоятельства, не зависящие от меня — пандемия, например. Мне хотелось бы в итоге создать подобную школу дополнительного профессионального образования и транслировать огромный опыт, накопившийся за время работы в Музее.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Мы, конечно, профессионально травмированы и от посещения выставок отказаться уже не получается, хотя в последние полтора года ходить в места культуры стало сложнее. Я больше сконцентрировался опять же на городе и на исследовании архитектуры — не только Москвы, но, например, Нижнего Новгорода, который мне очень полюбился несколько лет назад и в который я теперь часто с радостью возвращаюсь.
Виталий Сидоров
старший библиотекарь
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Библиотека Музея — публичное пространство с книжным фондом, включающим в себя издания об искусстве и культуре XX и XXI веков. Большая часть фонда состоит из книг и журналов о визуальных искусствах, архитектуре, фотографии, музыке, кино и театре. Но мы также развиваем разделы, посвященные философским трудам, гендерным и постколониальным исследованиям, урбанистике, социологии, истории и другим направлениям гуманитарной мысли — таким образом мы стараемся поднимать контексты, в которых развивались интересующие нас персоналии и художественные практики. В библиотеке представлены книжные подборки от наших коллег из других активных программ музея: Garage Digital, инклюзивные программы, Garage Academy, а также наших друзей из медиа.
Читальный зал открыт для посетителей с 11 до 22, а регистрация занимает пару минут — после нее вам доступно собрание из пятидесяти тысяч изданий. Все издания в читальном зале находятся в открытом доступе: не нужно заранее бронировать книги, можно просто прийти и найти что-то самостоятельно либо вместе с дежурным библиотекарем. Работать с книгами из фонда можно только на время пребывания в библиотеке — домой, к сожалению, книги не выдаем. Но любые материалы можно сфотографировать или отсканировать на местном сканере и продолжить работу уже с собственными цифровыми копиями.
Два раза в месяц медиатор библиотеки проводит экскурсии в фонде редкой и ветхой книги, где можно посмотреть книги художника, зины, авторские издания, фотокниги и раритетные издания XVII–XX веков и обсудить, в каких нюансах отражается культура книгопечатания в разных эпохах. Также у нас стартовал новый формат экскурсий по библиотеке, в которых медиаторами выступают художники наших Мастерских.
В составе команды библиотеки трудятся 10 человек, которые занимаются работой непосредственно в пространстве библиотеки и коммуникацией с посетителями, каталогизацией фондов, ведением первичного учета изданий, попадающих в фонд, партнерствами с другими библиотеками и музеями, организацией процессов книжных обменов, комплектованием, разработкой публичной программы.
Самое сложное в нашем деле — это находить баланс в комплектовании тематических разделов. Главный наш фокус — художники и художественные события и книги, помогающие понимать искусство. Но, например, видно, что в 2022 и 2023 годах возрос интерес к изданиям о социальных и политических отношениях в российском и международном контекстах — и на него хочется откликаться. У нас есть разделы, посвященные социологии и истории — книги по этим дисциплинам необходимы фонду для формирования комплексного понимания, в каких обществах и в какой обстановке жили и работали культурные деятели. Но в этом приходится быть максимально избирательными.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ И НА ЧЕМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
В рамках экскурсий в фонд редких и ветхих книг мы обсуждаем с читателями разные формы авторских издательских работ в искусстве, а также книги как произведения искусства, как самостоятельные проекты художников. Таким образом нам хочется расширить горизонт представлений о книгоиздании: показать, как авторы выходят из систем коммерционализированного производства и распространения книг и берут всю инициативу в свои руки; рассказать, как художники переосмысливают книгу как объект или носитель информации и создают художественные работы в форме книги художника.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Мы планируем и дальше знакомить читателей с малым полиграфическим искусством, как современным, так и в исторической перспективе. Продолжим пополнять собрание авторскими изданиями и книгами художника.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Вообще, я редко куда-либо хожу — обычно тогда, когда собираемся компанией с друзьями и коллегами. С ними я и гоняю в Электротеатр, театр им. Евгения Вахтангова и на выставки в «ГЭС-2», Пушкинском, ММОМА, ЦТИ «Фабрика» и Винзаводе.
Арина Нестерова
кураторка программы Garage Screen
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Я кураторка Garage Screen— кинопрограммы Музея «Гараж». С 2012 года и по сегодняшний день мы показываем фестивальное и экспериментальное кино, делаем ретроспективы и показы классики мирового кинематографа. Вместе с менеджером Славой Александровым мы организовываем кинопоказы и образовательные программы. Я выбираю фильмы и составляю программы, а Слава героически ищет права и оформляет все документы к показам, а также контролирует подготовку копий. Еще с нами работает пиарщица Аня Наумова — благодаря ей о наших показах узнают зрители, а о фильмах из программы выходят новые критические статьи.
Сейчас в лектории Музея каждую неделю проходят показы архивных фильмов, важных для понимания истории кино, а также новинок проката. 11 июня мы покажем документальную картину «Рем» режиссера Томаса Колхаса о его отце — архитекторе и мыслителе Реме Колхасе. В 1975 году с командой архитекторов он создал бюро ОМА, создавшее грандиозные проекты, в числе которых фонд Prada в Милане и наше здание «Времена года». В течение четырех лет Томас следовал за своим отцом и снимал его во время работы, занятий спортом, открытий выставок, и такая минимальная дистанция между режиссером и героем позволяет зрителю почти лично познакомиться с героем и узнать о его размышлениях о статусе звезды, философии в архитектуре и одиночестве визионера.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС, ЧЕМ ЗАНИМАТЬСЯ И НА ЧЕМ ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Ответ на этот вопрос возникает интуитивно, появляются темы или отдельные группы посетителей, которые становятся импульсом для создания какой-то программы. Прошлый год мы завершили большой программой фильмов, снятых режиссерами-участниками движения Сопротивления во Франции. В этом работаем над программой кино женского взгляда и лабораторией феминистской кинокритики — расскажу о ней дальше.
Еще в начале этого года мы выпустили детскую книгу об истории и теории кино «Вот это кино!», где главная героиня — пионерка мира кино Алис Ги Блаше вместе с чудесным песиком посвящает детей в теорию и историю кино.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Недавно мы объявили опен-колл на участие в лаборатории феминистской кинокритики. Женские голоса чаще заглушают, но в последнее время активистки и художницы отвоевывают свое право на громкое звучание. Я хочу создать ситуацию встречи авторов, разделяющих идею необходимости феминистской оптики при разговоре о кино и включения социального контекста в критические тексты.
В июне в Музее можно будет посмотреть международную программа фестиваля Beat Film Festival, а с 14 по 16 июля пройдет уикенд фильмов Южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо — кроме всеми любимых «Паразитов» мы покажем его дебютный полный метр «Лающие собаки не кусают».
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Хожу в Музей истории ГУЛАГа и смотреть кино в «ГЭС-2» и Центр «Зотов» — у коллег прекрасные кинопрограммы. И еще я часто зависаю на сайте архитектурного бюро Рэма Колхаса OMA — это тоже своего рода культурная площадка. Там можно изучать все архитектурные проекты и задумки, которое бюро реализовывало или разрабатывало по всему миру с 1978 года.
Женя Купцова
продюсер
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Один из проектов, который я продюсирую в Музее, называется Радио «Станция».
Это радиошоу, в котором независимые музыканты, художники и сообщества при помощи звука и связанными с ним практиками осмысляют и рефлексируют окружающую нас реальность на материалах исследовательских программ «Гаража». Мы работаем с очень разными музыкантами, и они находят довольно неочевидные подходы к часто сложному материалу. Нам нужно придать этому единство. И, как мне кажется, это тот еще челленж.
Мы запустили два сезона радио, которые спроектированы разными способами.
В первом сезоне мы работали с независимыми музыкантами и сообществами, которые создавали работу на основе материалов из архива Музея. Концепцию и список участников сформировали мы, а затем вместе с музыкантами изучали архивные материалы и находили сюжеты. В итоге получилось 10 аудиоработ, в которых реконструируются малоизвестные эпизоды (пост)советского периода.
Второй сезон — кураторский. Мы задали тему сезона и к работе над ним пригласили исследователя Евгения Былину, который нарративно простроил его и подобрал саундартистов. Участники размышляли о вопросах, которые находятся в фокусе проекта «Компьютерный класс “Ушедший мир”» и программы Garage Digital: о метафоре «ушедшего мира», неоднозначности памяти, ее мутациях и способах фиксации. Этот сезон довольно сложный для непогруженного слушателя, поэтому куратор сезона записал комментарий к каждой работе, в котором проанализировал идеи и приемы звукового искусства.
Постоянная команда радио — Аня Пигарева, Соня Романова, Никита Нечаев, Лена Имамова и я. У нас нет какого-то очень четкого разграничения по функционалу. У «Станции» каждый сезон — новая тема. Это позволяет нам заниматься тем, что интересует конкретного участника команды. Но если говорить про какие-то базовые функции — концепцию, тему, участников — то их мы обсуждаем и формируем вместе. Я в основном отвечаю за весь процесс производства: от коммуникации с музыкантами до передачи материалов на релиз.
О ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ ГОВОРИТЬ СЕЙЧАС?
Сложный вопрос, я так и не выработала для себя какую-то стратегию, но мне кажется, что сейчас важно вообще говорить, рефлексировать, строить себя и мир.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Мы уже занимаемся проработкой двух сезонов радио. Один выйдет уже совсем скоро и будет выстроен вокруг Дома Наркомфина.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Я с прошлого года полюбила контркультурный центр «Поле». Нравится, что они постоянно трансформируются и экспериментируют: поработали с театром, стали фестивальным центром BEATа, провели на своей площадке двухдневный фестиваль медиа искусства и осуществили еще много разных преобразований.
А еще независимый гениальный проект «a39» (правда, гениальный). Это проектный театр в Музее «Москвы», который вырос из «Мастерской Кудряшова» — резидентов театра «Практика». Обожаю их социальные сети — там они ведут довольно неформальный диалог со своей аудиторией, который помогает сделать поход в театр чем-то очень естественным, как поход в кино или на выставку. И, мне кажется, это работает.
Маша Щекочихина
методистка отдела просветительских и инклюзивных проектов
РАССКАЖИТЕ ПРО НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОЕКТЫ, КОТОРЫМИ ВЫ СЕЙЧАС ЗАНИМАЕТЕСЬ.
Особенность работы в отделе просветительских и инклюзивных программ заключается в том, что и мои коллеги, и я одновременно включены в реализацию сразу нескольких очень разных по форме и содержанию проектов, поэтому мне всегда довольно трудно отвечать на подобные вопросы. Не так давно завершился совместный с WLAG (Write Like a Grrrl) цикл встреч по женскому письму в жанре автотеории. Мы также провели artist talk в формате совместной трапезы с художницей Юлей Левин, а сейчас активно готовим мероприятия в рамках проекта «Точка перемещения», посвященного теме миграции и этнокультурного разнообразия… В общем, много чего успеваем делать!
Проект «Точка перемещения» приурочен ко Всемирному дню беженцев, который ежегодно проходит 20 июня. Это открытая площадка для дискуссии о миграционных процессах, разнообразии культур, языков, историй и опыта людей. Он был придуман сообща Музеем современного искусства «Гараж», Музеем Москвы, Государственной Третьяковской галереей, просветительским проектом «Школа языков соседей», Агентством ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и Интеграционным центром для детей беженцев и мигрантов «Такие же дети». Ежегодно каждая из площадок придумывает свои активности и расписание событий, координируясь с другими партнерами только в основных акцентах и принципах. Проект также открыт и для других институций. Например, в этом году мероприятия, приуроченные к «Точке перемещения», пройдут во Владивостоке, Оренбурге, Санкт-Петербурге и Тюмени.
НА ЧЕМ ВАМ КАЖЕТСЯ ВАЖНЫМ СЕЙЧАС ФОКУСИРОВАТЬСЯ?
Сегодня мы концентрируемся на работе с сообществами в формате камерных и регулярных встреч, в которых пытаемся создать атмосферу взаимного доверия, уважения и ощущения безопасности. Если раньше мы довольно часто отдавали предпочтения масштабным публичным мероприятиям с трансляцией на YouTube, то сейчас таких мероприятий стало заметно меньше, но на их место пришли менее видимые и, возможно, более значимые семинарские занятия, лаборатории, мастерские, стажировки и образовательные курсы. Такие форматы позволяют глубже работать с темой, а также добиваться маленьких, но реальных структурных изменений. Например, не так давно мы начали предлагать участникам инклюзивной мастерской «Люстра» делать иллюстрации для нашей сувенирной продукции на заказ. В ходе этой практики мы заключаем трудовые договоры, что является довольно важным для тех людей, которые ранее не вступали в трудовые отношения.
КАКИЕ У ВАС ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ В РАМКАХ ТОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОТОРЫМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ?
Отвечая на вопрос про планы, не могу не отметить, что в последнее время горизонт планирования, конечно, сильно сократился. Нам бы хотелось продолжать работать в направлении изменений привычных музейных форматов на более гибкие и открытые для людей с различным опытом. Думаю, что в ближайшие годы мы все так же будем искать наиболее удачные решения и практики, ошибаться и снова пробовать, а еще находить ценность работы в доверии людей и том, что нам удается поддерживать устойчивые социальные связи.
КУДА ВЫ САМИ ХОДИТЕ СЕЙЧАС, В КАКИЕ МЕСТА КУЛЬТУРЫ?
Я человек с явной профдеформацией, который просто не может не ходить на все последние открывшиеся выставки, поэтому, конечно, в топ мест, которые я посещаю, входят крупнейшие музеи Москвы. Я также стараюсь не упускать из вида театральные премьеры. В последнее время много времени провожу в Сергиевом Посаде, в котором я родилась и выросла. В городе стало появляться все больше культурных инициатив: два года назад запустился проект «Трикотажка», недавно прошла выставка Валерия Чтака, которая сопровождалась публичной программой от местного сообщества, регулярно ставятся спектакли и перформансы на различных экспериментальных площадках.
Author: Angela Gurtsieva
Photos: Mikhail Grebenshchikov
Cover: Anton Donikov
07 June, 2023