Depression, heritage, god: Tracey Emin and her main themes of work
Tracey Emin, a celebrated multimedia artist and feminist, is widely recognized as a prominent member of the Young British Artists movement and has left a significant mark on the British section of the Venice Biennale. Over the course of her remarkable sixty-year journey, Emin has encountered numerous bitter and traumatic challenges that ultimately transformed into sources of hope and granted her a profound sense of freedom.
In honor of her birthday, we commemorate this special occasion by sharing the most pivotal moments from the life of this renowned British artist.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
«On Margate Sands.
I can connect
Nothing with nothing»
T. S. Eliot
Песочный пляж, круглый год залитый ярким солнцем. В тонко растянутой вдоль пляжа воде отражается голубое небо — самое что ни на есть прелестное во всей Европе, по мнению Уильяма Тернера. Здесь, в городе Маргит, в 1963 году, во времена турбулентного для Англии периода, родилась Трейси Эмин, и здесь же, почти 60 лет спустя, она начала строить музей имени себя.
СЕКСУАЛЬНОСТЬ
Анфан террибль арт-сцены Эмин всегда честна и открыта. Ее первая большая инсталляция, Everyone I Have Ever Slept With 1963-1995 (1995), представляет из себя походную палатку, поставленную в выставочном пространстве, внутри которой были вывешены имена всех сексуальных партнеров Эмин, включая насильственные контакты и себя — with myself, always myself, never forgetting.
Сенсация — так спустя два года будет названа скандальная выставка с работами художников Young British Artists, в которой, помимо палатки Трейси Эмин, будут представлены знаменитые акула в формальдегиде Дэмиена Херста и бюст Марка Куинна, полностью сделанный из замороженной крови художника. В BBC выставку опишут как собрание «кровавых картинок отрубленных конечностей и откровенной порнографии».
Позднее, в 2004 году, Эмин уничтожит Everyone I Have Ever Slept With 1963-1995, как и многие другие свои ранние работы. Когда ее попросят воссоздать работу заново для самой большой своей ретроспективы в Эдинбурге за огромный гонорар, художница откажется: эмоционально она слишком далека от того периода, когда создавала эту инсталляцию. Тем не менее, выраженная сексуальность, интимность и свобода от любых табу навсегда поселятся в творческой судьбе Трейси Эмин.
МЕДИЙНОСТЬ
Медиа сыграют большую роль в становлении Эмин как ключевой художницы Великобритании. В 1997 году ее, известную на тот момент в первую очередь за свои инсталляции, пригласят на дискуссию «Мертва ли живопись?», транслируемую на одном из самых популярных телеканалов Британии. Будучи единственной женщиной в окружении 10 мужчин, Эмин взорвется от злости посреди передачи, чтобы сообщить: все, что говорят окружающие ее эксперты, — лишь замшелая и кустарная критика, не имеющая ничего общего с современной живописью. Игнорируемая всеми сидящими экспертами и даже оператором, она выйдет из зала, матерясь и бросая им вслед, что она пьяна и беззаботна. Передача, после которой имя Эмин появится на устах у всех британцев от мала до велика, приурочена к вручению главной художественной премии страны, The Turner Prize, лауреаткой которой художница станет уже через два года вопреки прогнозам всех критиков. Впоследствии Эмин станет все больше и больше отдавать предпочтение краскам и отвоевывать свое право на титул талантливой живописицы.
ДЕПРЕССИЯ
Лондон, 90-е. Смерть матери, 2 аборта, неудачи в карьере, буллинг от коллег и бывших партнеров, воспоминания о несчастном детстве, бесконечная бессонница, алкоголизм и депрессия.
Вопреки всему, Эмин впитает в себя этот опыт и продолжит работать, запечатлевая всю глубину своих травм и страданий. С тех пор в ее творчестве плотно закрепятся образы сна, предметы постельного белья и, как в инсталляциях My Bed (1998) и To Meet My Past (2002), настоящие кровати, выставленные как инсталляции-свидетельства ее лежачей депрессии.
Тогда же в ее практике появится серия одеял с очень интимными надписями, свидетельствующими о тяжести ее состояния:
• 'I put the sheet in the bottom drain — CRUEL WORLD — I lay there for two days in my piss-stain sheet'
• 'There's no one in this room who has not thought of killing'
• 'Again and again / What’s your name, little girl? / My name is Walking Hell / I give up crying'.
И даже два десятилетия спустя сон и постель вновь возникнут в работах художницы.
В 2018 году в Саду скульптур Национальной галереи Австралии разместится огромная бронзовая скульптура When I Sleep, созданная Эмин и напоминающая фигуру спящей женщины, свернувшейся калачиком. Фигура не выглядит реалистичной: изначально небольшую глиняную фигурку увеличили, как и «большую глину» Урса Фишера, в четырехметровую скульптуру, сохранив следы отпечатков пальцев художницы. Из-за этого, вопреки своим масштабам и тяжелым материалам, бронзовая женщина кажется уязвимой и хрупкой.
Год спустя, на выставке «Две недели слез» в White Cube, Эмин заполонит комнату пятьюдесятью собственными сэлфи. Измученная усталостью и неспособная заснуть, она лежит в ночном белье в постели и делает бескомпромиссные в своей честности фотографии — зрителю видны ее повреждения на лице, мешки под глазами, опухшая от укуса осы губа и послеоперационные швы на веках. «В пик наивысшей физической и умственной слабости — тогда, когда я слишком устала, чтобы думать о чем-либо, — я смотрю на себя».
ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ
2006 год, комитет Великобритании для Венецианской биеннале готовится к предстоящей в следующем году выставке. Внутренний спор накаляется: всем очевидно, что в этом году необходимо сделать выбор в пользу художницы, а не художника (за все время существования биеннале, Великобритания лишь один раз делала соло-выставку женщины-художницы), но мнения комитета разделяются между смелой, зато понятной документалисткой Джиллиан Уэринг и скандальной, непредсказуемой Трейси Эмин. Обе прочно ассоциируются с Young British Artists, обе феминистки и заслуживают выбора комитета.
В последний момент выбор делается в пользу Эмин, которая, к ужасу комиссара павильона Андреи Роуз, приступает к созданию работ лишь за 4 месяца до открытия. Когда Андреа заходит к художнице в студию, чтобы проверить, как идет подготовка к биеннале, Эмин делится с ней своей сумасшедшей идеей: «Я превращу весь павильон в бассейн — в Венеции ведь так мало бассейнов. Я уже попросила Ричарда Роджерса спроектировать его, и он только что подписал все контракты. Бетон для бассейна обойдется в 150 000 фунтов стерлингов, но Speedo (бренд купальников) согласились стать спонсором, и они заплатят нам миллион фунтов. Все посетители получат полотенца с надписью Tracey by Speedo. Мне придется предупредить всех, чтобы они взяли с собой купальник».
Когда совершенно шокированная Андреа спросила, будут ли в павильоне представлены другие работы художницы, кроме построенного бассейна, Эмин рассмеялась. Оказалось, что идея была лишь розыгрышем. Закончив все работы в срок, художница успешно открыла павильон, запомнившийся всем обилием фемининной живописи и нежно-неоновых настенных стихотворений.
БОГ
Дневной свет рассеянно преломляется сквозь витражное стекло церкви. Над ажурной дверью готического собора красным светом горят буквы: I Felt You And I Know You Loved Me. Очередная неоновая работа Эмин 2008 года — интимное послание, в этот раз обращенное к богу. Будучи спиритуальной по своей природе, художница охотно создаст надпись, выполненную, к тому же, собственным почерком — редкость в истории христианской иконографии.
Работа впоследствии вызовет неоднозначную реакцию у многих, в том числе из-за скандальной личности Эмин, и повторит судьбу другой, более ранней работы художницы для другой сакральной локации Ливерпуля: крошечная бронзовая скульптура маленькой птички, созданная Эмин и установленная перед молельней на территории кладбища Святого Иакова, была непочтительно прозвана местными жителями «волнистым попугайчиком на палочке» и дважды украдена, но оба раза возвращена.
НАСЛЕДИЕ
В 2020 году 58-летней художнице диагностируют рак мочевого пузыря. Тяжелая борьба с болезнью, по словам Эмин, которая с самого начала публично будет делиться информацией о своем состоянии, совершенно изменит ее жизнь: только лишившись в ходе операции нескольких органов таза, она сможет остановить болезнь. В послеоперационных интервью artnet она признается: «я не ощущаю себя цельной, ведь у меня забрали части меня, но взамен мне дали нечто, чего у меня не было раньше».
Художница выразит пережитую боль в тяжелых к восприятию диахронных холстах и серии откровенных фотоотчетов под названием «Путешествие к смерти». Оправившись, она продолжит заниматься одним из главных проектов своей жизни и собственной, по ее же словам, лебединой песней — музеем Трейси Эмин в Маргите, родном городе художницы.
Когда-то давно она выкупила помещение бывшей типографии площадью 2 800 квадратных метров. Планируемое изначально стать рабочей мастерской, пространство постепенно превратится в музей — «и мавзолей», — готовый, по задумке художницы, у которой, к слову, ОКР, открыться сразу же после ее смерти: «чтобы, когда я умру, мою работу могли показывать в Маргите именно так, как я хочу». В музее будут размещены ее произведения, огромный архив с 30 тысячами фотографий, 2 тысячами бумажных работ, каталогами и текстами. Отдельно, там будет представлена коллекция произведений «искусства других людей», собираемая художницей на протяжении своей жизни.
По соседству от своей мастерской и — однажды — музея, Эмин создаст арт-резиденцию с мастерскими TKE Studios: «Когда у меня диагностировали рак, я подумала, что не хочу умереть художницей, которая всего-то создала несколько интересных работ. Я хочу создавать будущее».
В 12 студиях уже сейчас под наставничеством Эмин трудятся и развивают свою практику живописцы с разных уголков планеты.
ШТОРМ
200 лет назад, Уильям Тернер приезжал в Маргит, чтобы запечатлеть свирепые морские пейзажи. «В школе мы все знали, что есть такой художник по имени Тернер, — вспоминает Эмин. — Мы слышали истории о том, как он привязывал себя к мачте и рисовал шторм. Конечно, на самом деле он этого не делал, но это было так романтично. Вырасти с такими идеями означало, что быть художником — дико». Дикая и необузданная, чувственная и вечно свободная художница Трейси Эмин из города Маргит без устали подтверждает это вновь и вновь.