Dialogue of culture and charity: how can artists help foundations and foundations help artists?

USEFUL

Author: Angela Gurtsieva

Photos: by Bang Bang Education PR

23 June, 2023

In May, the Jewish Museum and Tolerance Center's Department of Inclusion and the Bang Bang Education School of Visual Culture and Contemporary Professions organized a discussion titled "Change and Change: A Dialogue of Culture and Charity." They brought together leaders from charitable and cultural foundations to explore mutual assistance and how culture can enhance charitable efforts.

For The Gathering, the panelists shared their thoughts on how curators, artists, and charitable foundations can support each other. They also discussed successful cultural projects, including those in the NFT format, that have received foundation support. Discover the valuable insights on the intersection of culture and philanthropy and the collaborative potential for creating positive change.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

Тамара Тотчиева

руководительница отдела комьюнити онлайн-школы Bang Bang Education, модератор дискуссии

Тема на стыке искусства, дизайна и благотворительности очень близка школе и команде. Мы в Bang Bang Education активно занимаемся развитием социальных проектов, в частности, взаимодействуем с центром «Сёстры» и планируем разработать для него айдентику. Мы также развиваем инклюзивное направление в рамках школы — для нас это очень важная ступень и зона ответственности.

Сотрудничество искусства, дизайна и благотворительности может привести к более эффективному решению социальных проблем, увеличению взаимной поддержки и созданию более глубоких связей между людьми и сообществами путем социального импакта, эмоциональной связи, образования и вдохновения, расширения совместной аудитории и взаимной выгоды.

Екатерина Селезнёва

куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности

Связь благотворительности и культуры глубока и естественна, так как оба эти способа проявления себя отражают желание общества поддерживать разделяемые ценности и фокусировать внимание на человеческом измерении. Для фокуса нужно поле: площадка, нарратив и среда, открытая к диалогу. 
Отдел инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности регулярно выступает в роли инициатора и пространства для подобных дискуссий. 

Открытая среда — это пространство, в котором не страшно задавать вопросы и делиться опытом, преумножая общие ресурсы. Мы стараемся сделать наш музей именно такой зоной как для экспертов, так и для посетителей. Инклюзию обычно связывают именно с инвалидностью, но само это понятие намного шире. Наши программы направлены на создание психологически безопасной среды в школе, дома и музее — через поддержку просветителей и посетителей, а также на создание диалога «равный — равному» между благотворительностью, креаторами и аудиторией.

В этом году Центр толерантности Еврейского музея запустил новую инициативу — медиастудию «Рекомендую». Участники с инвалидностью и волонтеры культуры учатся там создавать креативный контент об искусстве, чтобы стать проводниками творческих инициатив и площадок столицы для своих сообществ. Мы надеемся, что многие читатели и участники дискуссии присоединятся в будущем к нашему проекту в роли экспертов, площадок или амбассадоров. Разговор о благотворительности, дизайне и культуре может стать инклюзивным — и в этом случае достигнет своих ключевых целей.

Екатерина Шергова

директор фонда «Подари жизнь»

Помогать благотворительным фондам можно не только большими деньгами: 65 % пожертвований в фонд «Подари жизнь» — от частных лиц, и большинство составляют в среднем 500 рублей. Кроме того, помогать фонду можно как донор крови или волонтер.

Художники, как и в целом деятели искусства, могут помогать фондам искать и находить новый язык и новый взгляд на то, как рассказывать аудитории про социальные проблемы. Чтобы не пугать и манипулировать на чувстве вины, а вдохновлять. Через тонкое, художественное переосмысление мы по-настоящему можем привлекать внимание людей к проблемам, в решении которых нужна их помощь.

Безусловно, нельзя забывать и про важность так называемой арт-терапии для людей, которые проходят сложный этап в жизни. Так, например, подопечные нашего фонда — дети с онкологическими заболеваниями — проходят через очень тяжелое лечение. Когда к ним в гости приходят художники и помогают им увидеть мир сквозь больничные стены с помощью рисунка и живописи, у детей в прямом смысле слова появляются силы, настроение. А правильный настрой, как говорят врачи, очень помогает в лечении.

Благотворительность может быть и даже должна быть нескучной, красивой и привлекательной для людей — чтобы культура благотворительности развивалась, помощь другим становилась нормой и ни у кого не возникало вопросов, почему в ней нужно участвовать. Поэтому профессионалы культурной сферы как раз могут быть проводниками, примером, инфлюенсерами в том, чтобы интегрировать благотворительность в обычный досуг людей при помощи аукционов, благотворительных культурных вечеров. Кроме того, конечно, нужно и можно делать все, чтобы культура была инклюзивной, то есть доступной для всех.

Катрин Борисов

арт-директор фонда и галереи Ruarts

Я много лет развивала и продолжаю развивать сферу современного искусства. Благотворительность на институциональном уровне появилась в моей работе в 2016 году, когда Ruarts накопил достаточно материальных ресурсов для создания грантовой программы. Фонд проводит открытый конкурс для художников, на котором они могут выиграть грант на выставочные, издательские или образовательные проекты. Помощь художникам нужна всегда и зачастую именно для того, чтобы реализовать проект.

Приоритетные критерии при выборе проекта: актуальность и возможность реализовать проект в России в течение года. В прошлом году фонд в рамках грантовой программы представил многочастный проект мультимедийной художницы Дианы Капизовой «Бесконечное эхо ракушки» в пространстве на Трубниковском. На выставке были экспонированы две новых видеоработы и созданная специально для проекта керамика.

К участию в конкурсе мы приглашаем российских художников, готовых к самостоятельной реализации собственных проектов. При подаче заявки художники должны предоставить концепцию проекта, эскизы, перечень предполагаемых материалов и смету, которая не превышает размер гранта.

Финансовую помощь фонда можно назвать благотворительностью, хотя в рамках культурной институции такого уровня, как Ruarts, художники получают не только грант, но и опыт, возможность воплотить в жизнь собственный проект. Для некоторых художников поддержанные нами проекты могут стать первыми выставками в их биографии. Персональная выставка в значимой институции может быть началом большой карьеры, сделать художника узнаваемым. Со своей стороны мы часто предоставляем помещение, если речь идет о выставочных или образовательных проектах, работу профессиональной команды фонд и, конечно же, материальный ресурс.

На дискуссии я подчеркивала, что саму культуру помощи необходимо поощрять в обществе с самых ранних лет. В семье важно показывать детям пример благотворительности, делать ее привычной. Если принять за данность, что культурные институции воспитывают и развивают лучшие моральные качества в человеке, то тогда, конечно, можно сказать, что музей или галерея своей просветительской, образовательной и выставочной деятельностью может помочь вырастить эмпатичного, отзывчивого и помогающего человека. Хотелось бы верить, что когда-нибудь благотворительность не будет чем-то особенным, подвигом, а станет нормой для каждого из нас.

Мария Баландина

управляющий директор фонда «Друзья»

После февраля прошлого года было сложно понять, как фонду «Друзья» перестроить коммуникацию и фандрайзинговую стратегию. ​​Мы привыкли отмечать каждый новый год в своей истории красивыми благотворительными инициативами, объединяющими людей с общими ценностями — видеть и создавать красоту, делиться теплотой и эмоциями. Мероприятия в прежнем формате больших шумных вечеринок стали неуместными. В итоге «Друзья» придумали коллаборацию, которая помогла фонду собрать и поддержать аудиторию в элегатном и тонком формате. По случаю восьмилетия фонда мы подготовили проект, который представляет собой симбиоз искусства, благотворительности и бизнеса, — выставку под названием “Vis-à-vis”. Она проходила в ММОМА на Петровке с 22 мая по 4 июня. В экспозицию вошли работы современных художников из частных коллекций друзей фонда, которые куратор Алина Пинская концептуально выстроила в выставку. Главная идея проекта выражена уже в его названии — vis-à-vis, что переводится с французского как «лицом к лицу». То есть, с одной стороны, это может быть встреча с прекрасным — например, c искусством или единомышленниками. А может быть и столкновением со сложной социальной проблемой или человеческой болью. Но искусство обладает невероятной созидательной силой, которая озаряет жизнь людей в любые, даже самые трудные времена. Поэтому мы решили, что это идеальный формат фандрайзингового мероприятия сегодня. Параллельно с выставкой мы проводим «тихий» благотворительный аукцион работ, представленных в рамках экспозиции. Разумеется, все вырученные средства будут направлены на развитие благотворительных программ нашего фонда — Московской школы профессиональной филантропии и Платформы интеллектуального волонтерства ProCharity.

Выставка “Vis-à-vis” стала наглядной иллюстрацией миссии нашего фонда — соединять разные миры, в этом случае это бизнес, искусство и благотворительность. Так, ​​специальным сюрпризом для гостей открытия стал перформанс DUO от «Упсала-Цирка», созданный вместе с партнерами выставки компаниями V2Group и Hutton, которые проспонсировали создание этого перформанса. А по просьбе другого нашего партнера, ALROSA Diamonds, художница Мария Серебрякова создала уникальную ювелирную скульптуру «Капли», которую, как и другие работы с выставки, можно приобрести на нашем онлайн-аукционе.

Меценатство — это частный случай благотворительности. Этим термином описывается именно масштабное участие высоко состоятельных людей в благотворительных проектах на бескорыстной основе. Пример меценатства: Московская школа филантропии проводила выездной образовательный модуль в Тарусе, где наблюдала яркий местный меценатский кейс. Исмаил Ахметов уже более 11 лет развивает городские пространства, восстанавливает школы. Благодаря ему уже открыт для посетителей отреставрированный Дом Литераторов в Тарусе, в котором в том числе живет известнейший итальянский мозаичист мирового уровня Марко Бравура, развивающий мозаичную мастерскую.

Благотворительность может быть модной. Например, о фонде «Помощь», созданном Никитой Кукушкиным, я с удивлением услышала от знакомых, далеких от моей профессиональной сферы. Этот успех я объясняю тем, что фонд смог найти свой язык, в том числе визуальный, эстетический, который смог захватить молодую модную аудиторию, ранее чуждую благотворительности.

Недавно фонд «Друзья» совместно с консалтинговым бюро Digital & Analogue Partners запустил проект «Токены Друзей». Это благотворительный NFT-дроп коллекции фотографий Limitless Horizons («Безграничные горизонты»), а также образовательная площадка с материалами, которые помогут фондам разобраться, что такое NFT и как создавать и запускать собственные NFT-проекты в России. Автор «Безграничных горизонтов» — фотограф и известный юрист Роман Бевзенко. Коллекция включает в себя токены его фотографий, сделанных в Кении, ОАЭ, Сербии и Марокко — местах традиционно экзотизированных популярной культурой. Роман не видит различий между природными и архитектурными памятниками, фиксируя мир таким, какой он есть и каким, возможно, он не будет уже в ближайшем будущем. Сегодня фотография — один из главных методов переосмысления искусства, поэтому она кажется весьма актуальной для нашего новаторского проекта.

Все собранные средства пойдут на развитие нашей цифровой Платформы интеллектуального волонтерства ProCharity. На своем примере мы хотим показать, что не надо бояться экспериментировать и использовать возможности, который дает цифровой мир. В частности, технологии блокчейна позволяют делать благотворительные активности более прозрачными.

Год назад мы вместе с аналитическим агентством MINDSMITH сделали масштабное исследование об использовании криптовалют в благотворительности. Его итоги показали, что каждый второй опрошенный фонд хотел бы принимать пожертвования в криптовалютах, но не знает как. Их общая позиция заключается в том, что массовое использование криптовалют в благотворительности будет только тогда, когда один или несколько крупных фондов станут «пионерами» и покажут на своем примере, что это возможно, доступно и прозрачно. Фонд «Друзья» как инфраструктурная организация решил взять на себя эту роль и, объединившись с лучшими юристами цифрового права, на своем примере показать, как некоммерческие организации могут работать с технологиями блокчейна прозрачно и законно.

На сайте «Токены Друзей» мы подробно рассказываем о каждом шаге, который совершаем в рамках проекта, чтобы любой российский фонд смог использовать современные и законные инструменты для привлечения пожертвований. Также этот проект будет полезен любому человеку, который интересуется технологиями блокчейна и хочет расширить свои знания и поучаствовать в решении социальных проблем, используя передовые цифровые инструменты. Это наш вклад в развитие благотворительности в России, наш шаг к новой эре открытости и доверия технологиям.

USEFUL

Author: Angela Gurtsieva

Photos: by Bang Bang Education PR

23 June, 2023