How to live in a world where it feels like there is no truth? “Yasno” psychologist replies
Military conflicts split people apart, even those who don’t participate in them directly and are located outside of conflict zones. People support different sides, and this leads to quarrels and resentments, and sometimes to a cooling of friendships and family ties.
Together with Marina Volkova, a psychoanalytic psychotherapist and psychologist at the Yasno service, we are looking for a way to hear ourselves and each other. What are the reasons for what is happening to us, and how you can help your loved ones — read in this material.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Масштабные перемены в мировосприятии многих людей начались ещё с глобальной эпидемии ковида. Мне кажется, что на памяти ныне живущих поколений еще не было заболевания, которое охватило бы весь земной шар и при этом унесло множество жизней — кроме, пожалуй, вспышки ВИЧ / СПИДа в 70-е — 80-е годы, ставшей в том числе и мировоззренческим, и культурным потрясением. Ковид, который посеял во многих людях чувство уязвимости перед быстрой, мучительной и безвременной смертью, перед хрупкостью человека, оставил ощущение близкой, но невидимой угрозы, от которой сложно защититься — и почти ушел из новостной повестки. Но мы не успели выдохнуть — и на смену пришли новостные хроники о (слово, запрещенное в России) между Россией и Украиной, косвенно связанном с участием и других стран — информационным и финансовым, через поставку техники и вооружений. И вот последние недели в новостной повестке все громче звучит тема Израиля и Палестины, а люди переживают о возможном приближении третьей мировой войны.
По подсчетам историков, за последние 3,5 тысячи лет на Земле не было ни одного года без войн. А сумма дней мира за это же время составляет всего около 300 лет.
Несмотря на это, наиболее ярко в общественном сознании, кажется, представлены две мировые войны XX века. По словам Джона Бойтона Пристли, «война — это незаживающая рана, которую получил мир». Масштаб, кровопролитность и ужасы обеих мировых войн, затронувших десятки стран и уничтоживших миллионы людей, привели к осознанию необходимости предотвращения подобных катастроф в будущем. Пришло понимание, что войны могут вести к глобальным последствиям, а при применении ядерного оружия — и к уничтожению человечества. Были разработаны международные стандарты гуманного обращения с пленными, ранеными, гражданским населением; запрещены пытки и жестокое обращение с людьми в ходе военных конфликтов.
Послевоенные поколения, пережившие ужасы войны, выросли со стремлением к миру. Эти настроения распространились в обществе — хотя чувство близости к возможной трагедии, напряженности и неопределенности было рассеяно в воздухе в период Холодной войны и гонки вооружений, а локальные военные конфликты продолжали безостановочно вспыхивать по всему миру вплоть до сегодняшних дней. Однако они редко проблематизировались и становились объектом пристального внимания мирового сообщества.
В конце XX — начале XXI века развитие медицины и здравоохранения, гуманитарного права, рост продолжительности жизни и сокращение крупномасштабных военных конфликтов укрепили чувство безопасности и защищенности многих людей. А вот события, которые разворачиваются в сегодняшнем мире, а также характер их освещения — нанесли по нему серьезный удар. Зато пришло чувство, что мир — это место, где нет справедливости: с хорошими людьми, которые не виноваты — в нем случаются плохие вещи. А еще — в нем есть много агрессии, которая часто становится разрушительной. Психика многих людей перегружена этим осознанием, и справляться с потоком агрессии — и от окружающих, и своей собственной — становится все сложнее.
Пандемия вызвала рост социальной тревожности и напряженности — но в то же время сплотила людей в борьбе с опасностью и усилила чувство солидарности. У человечества был общий враг — новый вирус — и страны сообща искали решение проблемы. Высокий уровень стресса, помноженный на сравнительно быструю смену состояний (паника — кратковременное спокойствие — неполное восстановление — новая паника) приводят к «раскачке» психики, делают ее более уязвимой к любым воздействиям, повышают эмоциональную лабильность. Усталость от стресса провоцирует агрессию.
И это становится «фоном», на котором люди бодро друг друга мочат в соцсетях. И тут вопрос не только в происходящем «здесь и сейчас», а к тому, что отношение к текущим событиям легло людям на и без того «разогретую» психику — причем разогретую качественно и задолго до израильско-палестинского конфликта.
Любой военный конфликт — это противостояние как минимум двух враждующих сторон, между которыми происходит поляризация и раскол. Восприятие людей, которые эмоционально затронуты конфликтом, расщепляется на черное и белое: «мы» — хорошие, «они» — плохие. Формируется образ врага: противник расчеловечивается и демонизируется, что дает возможность морально оправдать насилие в его адрес. Это упрощает восприятие ситуации, избавляет от необходимости видеть сложность и противоречивость реальности.
С другой стороны, обычно укрепляется чувство солидарности внутри «своей» группы: той, с которой человек идентифицирует себя, к которой чувствует свою причастность или принадлежность. Угроза группе воспринимается как угроза лично ему, его здоровью и жизни, ценностям и убеждениям. Это в свою очередь способно усиливать рост агрессии, направляемой на противодействие врагу.
Даже если мы не участвуем в боевых действиях — наше восприятие может быть глубоко затронуто подобного рода расщеплением.
В этом случае люди, которые идентифицируются, как «свои» — будут казаться хорошими, давать чувство опоры, с ними человек будет стремиться к сплочению. В то же время, «чужие» — могут быть восприняты как источник опасности: если ты поддерживаешь врага моего народа / группы, с которой я себя соотношу — значит, ты мой враг.
Человек в этой ситуации сталкивается с внутренним конфликтом: он может ждать, что его друзья и близкие — окажутся с ним «в одной лодке», будут разделять его взгляды — ведь именно его взгляды разумны и правильны. И так склонны думать обе стороны, вовлеченные в конфликт: «мы морально правы — а они злы», «именно мы понимаем происходящее правильно — а они одурачены». И тогда я должен или «уничтожить» тебя (символически: например, полностью прервав с тобой общение), или сделать тебя «своим» (отсюда — попытки переубедить кого-то из знакомых, «перетянуть» на свою сторону) — и через это разрешить внутренний конфликт.
Важно помнить, что у каждого из нас разные источники информации. Хотим мы того или нет, пропаганда влияет и на нас, и на тех, кто находится по другую сторону конфликта. Люди поддаются пропаганде неосознанно, и в этом ее главная сила. Но не обязательно разделять чужую позицию, чтобы относиться к ней с пониманием — желание разобраться, на чем основаны взгляды другого человека, помогает сохранить эмоциональную выдержку и не включаться в противодействие с близкими. Если удастся это заметить — это может помочь сохранить отношения.
Помните, что вы взаимодействуете с человеком, который выражает свое мнение — а не направляет в вашу сторону пулемет: напоминайте себе, что перед вами не «чудовище», не «персональный враг» — перед вами человек, и вы не видите всех тех предпосылок, которые привели его к той точке зрения, которой он сейчас придерживается.
Более того, наша эмоциональная реакция может затрагивать не взгляды другого человека как таковые — а ассоциативный ряд, который рождается в нашем сознании, когда мы слышим о его взглядах — и который мешает нам увидеть и понять другого. Даже если вас с человеком разделяет отношение к происходящему, его причинам и желаемым последствиям — скорее всего, у вас есть общие ценности: например, вы оба хотите мира, а не войны, оба глубоко сочувствуете жертвам среди мирного населения и хотите, чтобы конфликт как можно скорее закончился — мирным урегулированием, а не уничтожением одной из сторон. Проверьте это в вашем диалоге.
Стоит помнить, что между теми, кто находится в зоне конфликта, и теми, кто наблюдает за ним «со стороны», все же есть разница. Жизнь первых реально находится под угрозой — хотя со временем адаптационные процессы нашей психики могут сглаживать остроту реакции: психика приспосабливается к среде, а часть чувств — «замораживается». В этом случае мы, например, видим, что человек спокойно ведет какую-то деятельность, хотя на фоне — где-то в непосредственной близости — слышны взрывы.
В зоне особого психологического риска — недавние релоканты, которые пытались избежать одной угрозы, но встретились с другой: может казаться, что это окончательно подрывает чувство безопасности.
При этом те, кто наблюдает за конфликтом, могут испытывать ничуть не меньший стресс и получить травму свидетеля.
Этому способствуют, к примеру, распространяемые в социальных сетях материалы, где подробно описана чья-то жестокая смерть, или она запечатлена на фото или видео. Если вы встречаете такие материалы — не проверяйте свою психику «на выдержку», с ними не стоит знакомиться в целях сохранения собственного психического здоровья). К тому же, в событиях внешнего мира мы видим уже знакомые нам сюжеты. Это очень влияет на их восприятие. И они же во многом являются источником переживаемых нами эмоций.
Возьмем человека, который в детстве перенес жестокое обращение, подвергался насилию в семье или был жертвой буллинга — есть риск, что он «провалится» в этот ранний опыт и через его призму будет смотреть на происходящее: его психика уже «знает», что насилие — это ужасно, что в мире ему не должно быть никакого места. При этом его психика, как локатор, максимально чувствительна к любым проявлениям насилия. И точно так же, как он не мог противостоять ему в детстве — он не может противостоять ему здесь и сейчас. В этом случае острые вспышки гнева, связанные с травматическим опытом, могут «переноситься» в текущую ситуацию вместе с чувством бессилия. А ненависть к тому, кого человек считает «врагом» и «агрессором» в военном конфликте будет связана с ненавистью, которую он испытывал — возможно, не осознавая этого — к своим обидчикам из детства.
Агрессивное поведение может быть связано с общим «выплеском» напряжения, накопленного за последние годы.
А также напряжения, которое связано с личной историей человека — о которой вы скорее всего вообще ничего не знаете, но которая влияет на его идентификацию с группой, на то, как он интерпретирует происходящее в мире.
Важно помнить, что мы всегда имеем дело не с реальностью как таковой — а с реальностью, которую опосредует наша психика на основании всей суммы предыдущего жизненного опыта. В силу этого — у каждого человека свои фильтры восприятия: нас ранит то, что затрагивает именно нашу идентичность. Этим может определяться сторона конфликта и тот выбор, который делает человек.
И в силу того, что эта идентичность есть у нас — нас затрагивает чужая позиция. Мы слышим про позицию друзей — и возмущаемся, испытываем бурю эмоций. Важно осознать эти чувства, обязательно назвать их словами, дать им отстояться. И только потом — выбирать линию поведения с другим человеком. Это волевой процесс, который управляется идеей: «Я понимаю, что моему близкому больно, мне тоже больно. Но если я вылью на него свою боль — это не принесет облегчения, нам обоим станет хуже». Если вы чувствуете, что сами не справляетесь — желательно найти человека, который более нейтрален и спокоен, который сможет с вами побыть.
Вспомните все способы работы с эмоциями, которые вам известны и которые подходят именно вам: дыхательные техники, техники мышечной релаксации, медитация, физические упражнения, выписывание или проговаривание эмоций, отвлечение, дружеское общение, включение в какую-то деятельность. Важно помогать себе и насколько получается — выдерживать себя и другого. Это большая внутренняя работа — которая так или иначе доступна каждому из нас.
Отдельный вопрос — как реагировать на требование разделить чуждую вам позицию или предъявить свою, чтобы стало понятно, «свой» вы или «чужой». Человек, который этого ждет от вас, чувствует собственную уязвимость. В его глазах мир разделен на две части: «хорошую» и «плохую», и он пытается «удержаться» за «хорошую», а «плохую» — уничтожить. Иногда это значит— уничтожить ее вместе с вами или в вашем лице: то есть, объявить вас виноватым во всех грехах. Потому что то зло, против которого он бунтует, — недостижимо, а вы — рядом: и если вы соглашаетесь с позицией «противоположной» стороны, человек может не разбираться в причинах, а просто «отреагировать» этот внутренний конфликт на вас. В этот момент он не видит вас как человека — это может быть очень больно, но это часть реальности. И здесь вы можете либо признать, что вам сейчас не по пути, либо проявить терпение, дать конфликту отстояться, подождать, пока все стороны эмоционально придут в себя, и попытаться восстановить отношения, вернувшись к чему-то значимому в них.
Мы не можем остановить агрессию в мире, но можем «удержать» ее в самих себе. Важно помнить, что за каждой позицией стоит живой человек со своей историей и своими переживаниями. Важно учиться слушать друг друга, проявлять эмпатию и уважение, даже если взгляды расходятся. Не обвинять, а пытаться понять. Не ранить, а поддерживать.
Близость противоположна отчуждению. Сохранять близость, не уничтожая отношения, оставаться бережными и отказаться от причинения вреда, который возможен, потому что мы не хотим быть его дополнительным источником — это доступный каждому из нас способ привнести в мир что-то хорошее и «выиграть» в битве с самим собой.