The discussion: how to keep in step with everything without falling into toxic productivity

USEFUL

Photos: by heroes of article

Cover: Tima Illarionov "Workshop"

17 January, 2023

In December, we held a personal exhibition for artist Tima Illarionov titled "On bird's rights," which included a debate program focused on productivity and the question of how to balance multiple responsibilities.

The discussion was moderated by Marina Antsiperova, chief editor of the Gathering magazine and author of the Telegram channel "Love them all." The panel of guests included media manager and author of the Telegram channel "On the bottom" and podcast "Successful Success," Oksana Smirnova, head of TSUM Online design and production and author of the Telegram channel "No filter," Nastya Poletaeva, CMO and co-founder of the brand agency "RIOT" and author of the Telegram channel "The state of flow," Nailya Aslanova, co-owner of the communication agency "Team +1" and author of the Telegram channel "Be my quarantine," Kristina Sitnikova, and the featured artist Tima Illarionov.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Марина Анциперова, главный редактор журнала Объединение и автор телеграм-канала Love them all

Марина Анциперова: Сегодня наша дискуссия посвящена продуктивности и наболевшей теме — как все успевать? Мои друзья в Instagram в 7 утра успевают на йогу, потом позавтракать чем-то полезным, провести блестящий брейншторм с коллегами, отправить нужные письма, оптимизировать все процессы, а после встретиться с семьей, слетать в Париж, вернуться, и вечером — снова поработать.

Кроме того, мы поговорим о том, как проживать несколько жизней. Кажется, сегодня, помимо того, чтобы делать свою основную работу, хороший специалист должен продвигаться и рассказывать о себе миру. Было бы классно, если бы он успевал еще кучу других дел и совмещал с другими задачами.

Лично у меня было смешное утро, я позвонила маме и рассказала, сколько всего собираюсь сделать. У меня был идеальный таймлайн со слотами по полчаса, просчитано время перемещений. Но я не успела ничего из того, что должна была сделать до дискуссии: в Москве выпало столько снега, что было просто невозможно перемещаться по городу. И это хорошая метафора: все попытки слишком сильно контролировать и структурировать эффективность жизни — рано или поздно сбиваются на реальность. Расскажите, как вы боритесь с ситуацией, когда все идет не по плану?

Наиля Асланова: Мне кажется, важно не скатываться в токсичную продуктивность, где ты расписываешь каждые полчаса: не пытаться сделать все идеально и не страдать перфекционизмом. В итоге, ты никогда не делаешь ничего идеально, потому что постоянно в каких-то руминациях о том, что нужно сделать и всего себя вложить. Я не прилагаю все усилия для дела, просто делаю это достаточно хорошо. Есть классная книга про эссенциализм. Ее основная мысль — главное не делать то, чего не хочешь. Вчера у Насти видела забавную историю про правила высокоэффективных людей. Не отвечай, не ходи, откажись тут, откажись здесь — и тогда будешь успевать то, что тебе надо сделать.

Марина Анциперова: Мне еще понравилось, что неэффективные люди делают то, что от них хотят, а эффективные — делают то, что нужно им. Раз уж заговорили о перфекционизме, хочу передать микрофон Насте, в моих глазах она тот самый перфекционист. Но, может быть, это мое восприятие. Расскажи, как на самом деле?

Настя Полетаева: Знаете, когда кто-то выложил анонс сегодняшней дискуссии, моя подруга по-доброму написала, что она обожает, когда на дискуссии «как все успевать» приглашают людей без детей. В тайминг человека можно впихнуть бесконечное количество всего, ты можешь что-то не сделать. Но когда у тебя появляются дети, то понимаешь, что, на самом деле, до их появления ты успевала вообще все.

Конечно, на самом деле, никто ничего не успевает, это картинка из соцсетей. Я не знаю, как остальные, но я всегда думаю, что могла бы сделать больше. Здесь вопрос правильного распределения приоритетов. У меня не всегда это получается. Проходит много времени, и я думаю, что если бы по-другому инвестировала свое время и внимание, то находилась бы в другой точке.

Я веду календарь и живу по нему. Если чего-то в нем нет, — значит этого нет в моей голове. В двух календарях, рабочем и личном, фиксирую даже самые странные мелочи, — например, написать подруге. Еще я не очень много сплю, около 5-6 часов. А так никаких особых секретов нет.

Марина Анциперова: После того, как ты ушла из журналистики в бизнес, изменилось ли твои планирование и эффективность?

Настя Полетаева: Да, стало намного спокойнее. Это одна из причин, почему я ушла из медиа. Я всегда работала в бутиковых изданиях. Кроме того, что они очень классные, они известны тем, что у них очень большие амбиции, но не очень большие опции для их достижения. Например, у медиа масштаба РБК есть смены выходного дня, есть ночные редакторы. Там, где я работала, ничего такого не было: ты закрываешь ноутбук, и уже в пролете, потому что кто-то в этот же момент продолжает работать. Просыпаешься и, во сколько бы ты не встала, — ты так же в пролете, потому что Америка в это время не спала.

В Esquire это было большой проблемой, потому что поле, с которым мы работали, это не только мода, но вообще все. Этот темп перестал мне нравится. Раньше я вкладывала кучу сил и отдача была больше, а потом это закончилось. Сейчас я перешла в ЦУМ: не самая спокойная компания, особенно когда все переживают большие изменения. Но темп работы нравится мне гораздо больше.

Тима Илларионов: В моем случае все работает просто. Например, татуировка — это вещь, которую можно запланировать на определенное время, и ему очень легко можно следовать. Не надо к этому готовиться, не надо морально настраиваться — просто приходишь и делаешь. С преподаванием то же самое — я даю уроки по академическому рисунку. Когда все идет по накатанной, не нужно готовиться к занятию. Если человек приходит с непривычным запросом, то просто быстро включаешься на месте. Что татуировка, что урок — три часа, и ты свободен.

Что касается художественной практики, то здесь все противоположно. Как художник я не люблю долго делать что-то одно. Поэтому могу порисовать сегодня, полепить скульптуры завтра. Сейчас у меня в планах миллион всего. Возможно, через месяц можно будет сказать, что Тимофей делает игрушки и мебель.

Наиля Асланова, маркетинг-директор и со-основательница бренд-агентства БУНТ, автор телегам-канала «состояние потока»

Марина Анциперова: Ты пропускаешь дедлайны?

Тима Илларионов: Да. Часто. Свои дедлайны — постоянно. Если это дедлайн к выставке, то нет. Эту выставку мы начали планировать уже давно. Заниматься развеской и продакшеном — за две недели до начала. Я думал, что же мне за это время надо сделать: это я сделаю в среду, это в четверг, это в пятницу. Один день ты пропустил и что-то не сделал — все. Дела смещаются и, в итоге, картины вешаются в 11 часов вечера, а завтра — открытие.

Постановка вопроса «как все успевать?» в моем случае некорректна. О таком вообще речи не идет, потому что я как художник, на данном этапе развития могу себе позволить найти день, в который ничего не буду делать. Я могу раз в две недели просто играть в Playstation и смотреть сериалы. Даже когда я планирую свободный день, то все равно обычно еду в мастерскую, потому что в два часа дня я, уже выспавшись, посмотрел все, что хотел, и могу поработать.

Наиля Асланова: Мне интересно, а ты операционкой занимаешься? Каждый день выкладываешь в stories свои работы?

Тима Илларионов: Да, в какой-то момент я понял, что это очень важно. Вот пример: мы недавно возвращались с женой из бара, она предложила идею, которая должна была давным-давно прийти в мою голову. Раньше я делал, допустим, 15 эскизов татуировок и сразу выкладывал их. Она предложила выставлять по одной, но зато каждый день. Это сработало просто как взрыв. Люди начали постоянно мне писать.

Наиля Асланова: Ты запись сам ведешь? Тебя не грызет такая работа?

Тима Илларионов: Да, я все веду сам.

Марина Анциперова: Наиля задает этот вопрос, потому что она, как сооснователь креативного агентства, очень много работает с креативными людьми, часть из которых операционку не переваривает и стремится ее делегировать. Я скажу по своему опыту, что, на самом деле, таких художников, как ты, не так уж много. Например, Дмитрий Аске — человек фантастической организации, которому ни галерея, ни менеджер не помогают, потому что это не нужно. Он сам очень классно управляет проектами и распределяет время. Обычно художники воют от того, что нужно считать налоги и вести бухгалтерию. А еще очень классно, что ты сказал про то, как нужно вести социальные сети.

Тима Илларионов: У меня, например, холсты копятся быстрее, чем я их выкладываю. И бывает, когда у меня доходят руки что-либо запостить, старая работа уже неактуальна, и я выкладываю более свежую. К вопросу о том, насколько все успевать самому, — только что девчонки из Объединения очень помогали с выставкой, и в первый раз в жизни я не организовывал все один. Это невероятно. Ты продолжаешь заниматься своей частью работы, но помимо этого вокруг обрастает проект: доставка вовремя, наклейки наклеены, листовки распечатаны, — просто честь и хвала!

Марина Анциперова: Поэтому нужна команда. Я бы хотела спросить Оксану, ты успеваешь столько всего: и подкасты, и личный бренд. Есть ли у тебя команда и четко распределенное время на каждую из этих активностей?

Оксана Смирнова: Во-первых, я не все успеваю. Ты классно сказала о том, что смотришь Инстаграм человека и видишь, что он все успевает. Мне кажется, это самое большое заблуждение. Вчера я смотрела статистику топ-выпусков нашего подкаста «Успешный успех», и в нее попал выпуск о токсичной продуктивности. Токсичная продуктивность – это не забить максимально свой календарь. Если ты действительно хочешь так сделать и тебе в этом комфортно, то ради бога. Токсичная продуктивность — это когда человек выкладывает истории о том, что он якобы все успевает и не выкладывает свои факапы. Команды по моим личным проектам у меня нет, потому что они маленькие.

Тима Илларионов, художник

Марина Анциперова: Кристина, как ты все успеваешь? Все мои друзья, у которых есть коммуникационное агентство, говорят, что даже если ты планируешь на год вперед, все равно в итоге все открытия случаются в одни дни.

Кристина Ситникова: Мое агентство называется «Команда+1», — и это не просто так. Наша основная сильная сторона — это командность и ее формирование. С течением времени я поняла, что без команды в рабочем плане я не так уж много значу. Умение ее сформировать и делегировать задачи, — очень важны. Нужно доверять и давать свободу, — тогда ваши коллеги вас удивят. Если нет, то проблема не в команде, а в вас.

Марина Анциперова: Если ты не успеваешь, то понимаешь, что мало ресурса?

Кристина Ситникова: Да, безусловно. Если кто-то из нас что-то не успевает, то мы можем миксовать между собой задачи, поэтому мы практически не факапим, хоть и бывает разное. Как команда мы все успеваем, и я лично чувствую это. Я даже календарь не веду особо. При этом у меня есть полное ощущение, что я успеваю и делаю все в удовольствие. У меня никогда не бывает, что я просыпаюсь и думаю: «Блин, этот проект, этот ужасный клиент». Я всегда очень вдохновленно отношусь к работе.

Марина Анциперова: Мне кажется, твой секрет в том, что в свое расписание ты добавляешь приятные вещи. Когда-то я открывала молодежное биеннале, мы встретились с тобой в субботу, ты сказала, что у тебя в расписании был массаж или что-то такое. Я никогда не понимала, как все московские менеджеры с утра успевают ходить на спорт или еще куда-то, потому что лучше я с утра встану и буду работать, чтобы закончить это хоть как-то пораньше. Сейчас я занимаюсь с тренером, которая мне сказала, что если это для меня важно, то надо занести тренировки в календарь. Мне кажется, ты не устаешь не потому, что выбираешь любимые проекты, а потому, что можешь балансировать, и делаешь своей рутиной то, что восполняет ресурс.

Кристина Ситникова: Я тоже лукавлю и не рассказываю, что встаю без будильника уже 10 лет, занимаюсь с утра спортом, медитирую и правильно питаюсь, а по вечерам прекрасно провожу время с друзьями в театре или музее. Конечно же, меня это восполняет, но это стало нормой жизни. Как по-другому?

Наиля Асланова: Я ненавижу утреннее время, я никогда не занимаюсь спортом по утрам, встаю поздно. Самое главное принимать себя, подстраивать график под свои нужды и не пытаться их переманить от других, когда видишь в stories, что кто-то встал рано, позанимался спортом и съел полезный тост, посчитав калории. Я часто шучу, что сделала свой бизнес, чтобы не вставать рано. Важно жить так, чтобы не перемалывать себя каждую секунду и не пытаться постоянно найти хаки для мотивации. Так ты будешь гораздо продуктивнее. Не надо смотреть, как делает Маша в Инстаграме, нужно быть в гармонии с собой.

Настя Полетаева: Согласна, нужно слушать себя. Почему я веду календари? Не потому что я хочу запихнуть туда все дела, а потому что я очень системный человек. Мне важно запланировать два раза в неделю спорт и массаж, потому что если я этого не сделаю, то найду 350 причин почему можно еще поработать. Так что для такого человека как я — планирование очень работает.

Еще хотела сказать две фразы, они дурацкие, но почему-то запали в душу. Первая: «главный враг успеха — бездействие». Люди постоянно не могут найти себе времени, боятся что-то сделать и, в итоге, не делают ничего. Те супер успешные люди, у которых каждый день появляется новый проект или бизнес, делают очень много попыток. Вторая фраза: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Кто сказал, что можно все успевать и что нужно это делать? Окей, ты попытался сделать много всего, что-то не получилось, едем дальше.

Стивен Кинг в своем пособии «Как писать книги» рассказывал, что у него есть расписание — и он пишет по 30 страниц каждый день. Здесь нет такого, что кто-то клевый креатор и ничего не планирует, а кто-то задрот и у него все в расписании. Все зависит от типа личности. Когда организованного человека заставляют жить без планирования, у него ужас и страх, как и для свободных художников подъем в 7 утра. Чтобы понять, какой темп жизни тебе подходит, нужно понять, кто ты есть.

Наиля Асланова: При этом, мне кажется, что у меня структура уживается с хаосом. Я не могу жить в организации, где все расписано, и не могу быть вечно на чилле, иначе просто начну ложиться в шесть утра, разжираться и так далее. Мне нужно постоянно собирать себя, но при этом давать расслабляться, потому что могу все возненавидеть. Иногда посмотреть тупое видео на Youtube — это плюсик к тому, чтобы в понедельник сделать все дела быстро и хорошо. Для креатора очень важно уметь отдыхать. Какую-то идею нельзя обычно придумать по расписанию, бывают периоды, когда креативная чакра заканчивается и ее надо восполнять.

Настя Полетаева, руководитель управления дизайна и продакшена TSUM Online, журналист, автор телеграм-канала «Без фильтров»

Марина Анциперова: У меня несколько лет назад была серия интервью с дизайнерами, и я спрашивала, что они делают, когда нет вдохновения, сколько времени могут потратить на придумывание идеи. Все смеялись и говорили, что вдохновение вдохновением, но есть суровая реальность жизни — дедлайн. Тот момент, когда просто нужно остановиться и сдать тот результат, к которому ты пришел. А еще вдогонку расслаблению вспомнила забавное слово знакомого коуча — состояние, когда организму ничего не надо делать, она называет «день-пельмень».

Все рассказали о том, как устроено их расписание, кроме Оксаны: скажи, какой секрет успеха у тебя и героев твоего подкаста?

Оксана Смирнова: Я могу вставать поздно, не могу спать только пять часов, мне нужно полные восемь. Конечно, я адепт календарей, но это не панацея. Нет никаких гарантий от того, что ты поставишь себе задачу на какой-то слот и точно ее сделаешь. Просто когда ты что-то записываешь, это становится более осязаемым. Однажды я запланировала все: и рабочие часы, и спорт, и массаж, и культурную программу. На вторые выходные я словила себя на мысли, что после вечернего пилатеса, я должна встретиться с другом на чай, а хочу домой полежать. Это дает мне понимание, что в календаре я должна выделить время на то, чтобы ничего не делать.

Из лайфхаков, которые помогают мне в последнее время: я стала собирать список удовольствий, которые хотела бы успеть за этот месяц. Это очень классно, когда у тебя есть основная работа и какие-то личные проекты, которые ты хочешь успевать. Мне помогает письменная практика, будь то дневник или личная страница. Еще я люблю попробовать что-то новое. Однажды решила, что мне важно, чтобы в моем телеграм-канале про коктейли каждый день выходили посты. При желании все начало получаться. Если что-то доставляет удовольствие, то ты всегда найдешь на это время.

Настя Полетаева: К концу года я поняла, что начала выдыхаться. И на прошлой неделе в среду в обед я просто уехала на бокс, и ничего страшного не произошло. Если есть выстроенная система работы, но ты чувствуешь, что нужно позаботиться о себе, то важно это сделать. Например, у меня в календаре есть слоты «не занимать», это может быть несколько часов, а может быть — оба выходных дня. С одной моей подругой, которая ведет расписание в ежедневнике, мы однажды хотели назначить встречу, — семь дней подряд у нее были заклеены стикерами. Оказывается, это дни, когда она ни с кем не видится и сидит одна дома, ничего не делает.

Оксана Смирнова: Моя подруга и ее муж ведут совместный календарь. Например, у нее важное событие в воскресенье утром, значит нужно лечь пораньше. Она пишет это в их календарь, чтобы он знал об этом, и они ничего не планировали вместе. Я никогда не слышала о тайм-менеджменте в паре.

Кристина Ситникова, совладелец коммуникационного агентства «Команда +1», автор телеграм-канала Be my quarantine

Марина Анциперова: Наиля, я хотела узнать, где ты находишь столько времени на свои соцсети, потому что их можно смотреть как сериал в реальном времени!

Наиля Асланова: У меня есть классный совет для людей, которые работают в графике 5/2. Я такое не люблю, потому что иногда устаю уже к четвергу и меня бесит эта тема «дожить до субботы». Поэтому я приняла решение, что работаю и отдыхаю, когда хочу. Если я чувствую, что у меня есть силы, то как-то насильно заставлять себя отдыхать, — странно.

К вопросу о том, как я так активно веду соцсети. Для меня — это хлеб. Если я не буду делать так, чтобы о моем агентстве знали все, то к нам не будут приходить клиенты. Как сказал Тима, ты можешь быть каким угодно классным, но если об этом не рассказывать, то об этом никто не узнает. Я выделяю часа два в день на ведение соцсетей. В Телеграме устанавливаю отложенные посты, которыми могу что-то закрыть, но нужно быть в тайминге, если хочешь развивать соцсети.

Оксана Смирнова: Вчера у подружки спросила про график 5/2, как она с этим справляется. Она поделилась крутой штукой: не надо делить рабочее время действительно на пять рабочих и два выходных. Она делит неделю на три крупных слота:понедельник, вторник — это один слот, когда нужно начать и завершить часть задач; среда, четверг — второй такой же слот для следующих задач; а пятница — уже лайтовая, подведение итогов. Все ведь в мышлении. Если ты себе придумал, что нужно успеть что-то за два дня, то так проще. В айфоне можно установить «фокусы» — это что-то вроде режимов: личный, рабочий, потрясающая вещь. И вообще можно настроить режимы под себя, где у тебя, например, исчезают красные кружочки-счетчики непрочитанных сообщений в мессенджерах. Это гениально. Жизнь может стать намного проще, потому что нет постоянного давления.

Настя Полетаева: Подруга подсказала, что она на понедельник ничего не планирует. Когда у тебя график 5/2, то ты плавно входишь в неделю, готовишься к задачам, до пятницы усиленно работаешь, а в конце — закрываешь неделю.

Мы еще говорили о том, что всегда найдется время на то, что тебе действительно нравится. Мне кажется, так не всегда. Можно неправильно расставить приоритеты. При этом нужно уметь с собой договариваться. Например, ты любишь путешествовать, а сейчас это тяжело. Чтобы полететь в Париж нужно много денег и времени, поэтому я для себя решаю: либо я еду по Золотому кольцу, либо лечу в Париж в тех обстоятельствах, которые есть. Последний месяц я работала удаленно из Испании и казалось, что я отдыхаю, потому что сменилась картинка. Нужно уметь себя слушать.

Оксана Смирнова, медиаменеджер, автор подкаста «Успешный успех» и телеграм-канала «На дне»

Марина Анциперова: У моих друзей есть ребенок, ей пять лет, она часами бегает, а потом может, если родители не будут следить за ее состоянием, просто упасть и заснуть. Если честно, я сама таким грешу: не успеваю отследить момент истощения.

Тима Илларионов: Я заметил за собой, что есть дни, когда настрой разный. Если сегодня тусуемся с друзьями, орем и радуемся, то я точно знаю, что завтра будет дофаминовая яма, и я ничего не сделаю. Тусим в субботу — значит в воскресенье я сижу дома. Я стараюсь отслеживать такие дни. Подруга кидала график «сезонные ритмы в жизни Б.Б. Родомана», где отмечены периоды активности человека в зависимости от сезона. Я понаблюдал за собой — работает. Например, в конце ноября в период предзимья, когда холодно, вроде осень уже заканчивается, но до Нового года еще далеко — так называемая Черная Яма. У меня было такое на последнем курсе магистратуры: октябрь — я готов работать; но вот наступает ноябрь — и я просто засыпаю и умираю за столом.

Стараюсь найти в своей жизни вдохновение. Когда я его чувствую, то могу нарисовать эскизов на полгода вперед. Это перекрывает те дни, когда я понимаю, что не смогу работать. У меня бывало раньше четыре занятия по рисунку в неделю. И когда кто-то не приходил на занятия, то это были счастливейшие часы. Когда ты планировал работать, а работать не надо. Поэтому нужно следить за собой.

Кристина Ситникова: Я послушала нас, все такие прекрасные, у всех есть календари, все планируем. Мне кажется, важно оставлять пространство для чуда и внезапностей, уметь отказываться от планов. Если тебя позвал классный парень на свидание, то откажись ты от этой задачи и сходи с ним, может это любовь твоей жизни! Адаптивность и возможность подстраиваться дает воздух, в котором может произойти то главное, чего мы хотим в жизни, — быть счастливыми, кайфовать и жить в удовольствие.

Вопрос из зала: Что для вас guilty pleasure, когда «день-пельмень»?

Оксана Смирнова: Первый и главный guilty pleasure — фильмы и сериалы про старшеклассников, второе — прийти в бар и капризничать до тех пор, пока бармен не угадает желания и не сделает тот коктейль, который мне хочется.

Наиля Асланова: Я могу часа два смотреть танцоров, как они прекрасно двигаются, а еще очень люблю готовить.

Марина Анциперова: Тоже люблю готовить и звать друзей на ужин. Но мой реальный guilty pleasure — «Авито». Могу проводить там кучу времени, всегда находится миллион всего: какие-то книжки, которые друзья у тебя взяли и потеряли, и другие чудеса.

Настя Полетаева: Представьте ситуацию похмелья, когда вообще ничего не можешь делать, — вот в таких случаях я начинаю разбирать шкаф. Мне нужно все вытащить и разложить нормально. При том, что я вообще не убираюсь и не готовлю в нормальном состоянии, а вот когда мне нужно выдохнуть, это мой guilty pleasure.

Тима Илларионов: Видосики, как старые японские мастера делают ножи. Просто весь вечер ты сидишь и смотришь это. Еще я смотрю как один шведский чел строит бревенчатый дом.

Кристина Ситникова: Я поняла, что теперь с похмелья буду звонить Насте, потому что у нас очень похожий лайфстайл. Но я не разбираю шкафы, я глажу. Я из тех, кто гладит постельное белье, чтобы оно было хрустящее. На фоне в ноутбуке может играть «Гарри Поттер» или «Бандитский Петербург», — и такое бывает!

USEFUL

Photos: by heroes of article

Cover: Tima Illarionov "Workshop"

17 January, 2023