How to do everything in time when you have a special child?

USEFUL

Photos: by the speakers of the article

Cover: Markus Martinowicz, "Kissing the Mother"

29 June, 2023

In continuation of the article on how to do everything when you have children, the Gathering magazine also decided to learn how to plan your time if your child is with special needs.

The psychiatrist Artyom Efremov, the methodologist of the Anton is Right Here Foundation, Maria Degteva, and the mother of a child with special needs, Natalya Gnidenko, helped us with this.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Артём Ефремов

врач-психиатр

1.

Важно планировать и делегировать. Планирование дел, занятий и отдыха поможет выработать оптимальный график. Делегирование части обязательство партнеру, родным, друзьям и педагогам даст возможность уделить время и себе любимым. Например, можно спланировать занятия с дефектологов таким образом, чтобы те 40-50 минут, пока ребенок будет занят, вы могли провести в кафе по соседству за прочтением книги, или пока ребенок занимается адаптивной физкультурой, вы могли в это время сами позаниматься спортом.

2.

У всех возникают в жизни ситуации, когда уже нет сил ни на что, ничего не радует, хочется все бросить. Можете заранее придумать для себя награду, которая могла бы вам дать сил и мотивации, например спрятанная в укромном месте коробка любимых конфет, сертификат с открытой датой на массаж, — те самые мелочи, которые вам приносят удовольствия. Если никакие мелочи вас уже не радуют, то стоит обратится за помощью к психологу, который поможет вам пережить сложный этап в вашей жизни.

3.

Важно иметь в голове, а лучше и на бумаге план,цели и задачи, к которым вы стремитесь. Фиксируйте свои достижения, дайте себе право быть «неидеальными» родителями. Воспитание детей — это долгий путь, который начинается ещё до рождения ребенка и не заканчивается никогда, и будет круто, если вы будете получать удовольствие не только от достижения целей, но и самого процесса.

Наталья Гниденко

мать ребенка с расстройство аутистического спектра

Ввиду нерезко выраженных поведенческих особенностей наша рутина не сильно отличается от рутины большинства семей. У нас нет сложностей с гигиеной, переодеванием, налажены ритуалы пробуждения и подготовки ко сну. Есть постоянное расписание занятий. Из особенностей, которые приходится учитывать в повседневной жизни и которые могут создать проблемы, хочу отметить стереотипные маршруты и ритуалы, связанные с ними. В школу и из школы мы ходим определенной дорогой, на тренировки едем определенным транспортом, возвращаемся так же (в метро — определенный вагон, определенное место). С некоторыми родственниками прогулки у сына тоже строго «регламентированы». Но мы работаем над этим вопросом. Сын расстраивается, когда что-то идет не по плану, но истерик уже практически нет.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Невозможно быть идеальным родителем, главная задача - быть достаточно хорошим родителем. У нас с мужем у обоих есть здоровый эгоизм. Ребенок — это важная и большая часть нашей жизни, но не вся жизнь. У нас относительно свободный и гибкий график работы, это позволяет выстроить оптимальное расписание жизни. Сын уже ходит в школу, поэтому есть несколько свободных часов. Домашняя рутина распределена примерно поровну: я бóльшее количество часов провожу на работе, супруг работает частично удаленно. Благодаря этому у меня есть время для тренировок. Мне помогает поддерживать ментальное здоровье спорт. Ну и работа тоже заставляет переключаться.

Я совершила «ход конем» 5 лет назад: отвела сына на роллердром. Теперь у нас есть общее хобби с пользой для жизни — мы вместе катаемся на роликах. И тренировки теперь можно планировать параллельно. Это удобно и весело. Аналогично я выбрала ребенку тренера в бассейне, где сама плаваю. Теперь мы часто плаваем вместе. В этом учебном году мы впервые попробовали оставить сына своим родителям в другом городе на каникулы. Эксперимент оказался весьма удачным. Ребенку пришлось «прокачать» самостоятельность и коммуникацию в естественных условиях, так как бабушки и дедушки не столь хорошо знают его привычки. А мы немного выдохнули. Теперь практикуем это на постоянной основе.

Сложно давать какие-то советы: мы все в разных ситуациях, у нас разные дети… но некоторые моменты все же стоит отметить.

1.

Особенное родительство — это не спринт, это ультрамарафон. Чтобы успешно преодолеть дистанцию нужно правильно распределять ресурсы. Временные, физические, финансовые. Должен быть план, расписание. И в этом расписании обязательно должны быть остановки для отдыха, восстановления сил. Я искренне убеждена, что перераспределение затрат в пользу «занятия для родителя» хотя бы 1 раз в неделю (это могут быть танцы, спорт, рисование, лепка, психолог и так далее) в долгосрочной перспективе окупится с лихвой.

2.

Критически важно обучаться родителям, так как обучение ребенка происходит в среде 24/7, а не только за столом специалиста. В это имеет смысл вкладываться.

3.

Не надо бояться или стесняться просить помощи. И принимать помощь, когда предлагают. И конкретизировать, что для вас будет помощью. Часто наши родственники и друзья просто не знают, как помочь. Не бойтесь того, что все будет сделано не идеально. Лучшее — враг хорошего.

4.

Не прячьтесь. И не прячьте ребенка. Это трудно, я знаю.

5.

Ну и последнее, пожалуй, но не по важности: хвалите себя. Хвалите ребенка. Мы склонны концентрироваться на негативе, сломайте в себе этот шаблон мышления. Старайтесь замечать все то хорошее, что происходит в вашей жизни, фокусируйтесь на этом. Так легче и продуктивнее. Это придает сил.

Мария Дёгтева

ведущий методист фонда «Антон тут рядом»

Фонд получает регулярные обращения от множества родителей аутичных детей и взрослых из разных регионов России. Поступающие запросы очень разнообразны: от материальной помощи на реабилитацию до советов по выбору образовательного или медицинского маршрута. Проблема заключается в том, что жизнь родителей людей с особенностями в нашей стране является «задачей со звездочкой». Все является непонятным и неочевидным: постановка правильного диагноза и поиск подходящего сада или школы, определение жизненного пути после школы, реабилитация и социализация детей. Надо признать, что в нашей стране практически не предоставляется доступная помощь при родительском стрессе и выгорании.

В условиях собственных ограниченных ресурсов мы все время ищем возможность оказать системную помощь, чтобы помочь большему количеству семей. На данный момент фонд предоставляет следующую помощь родителям: бесплатная юридическая помощь от нашего штатного юриста, консультации по выбору образовательного маршрута и просветительские курсы для родителей «АУ».

Консультации по образовательному маршруту проводятся на основании исследования «Дети, которых нет», которое было проведено фондом в 2021 году. В нем мы подробно изучили ситуацию в Санкт-Петербурге с ранней помощью, постановкой диагноза, возможностью образования и социализации. Мы начинали проводить консультации только для родителей детей до 16 лет, проживающих в Санкт-Петербурге, но за последнее время узнали много нового из общения с родителями и прохождения курсов «АУ», что значительно расширило географию консультаций и возраст детей.

Курсы «АУ» были созданы в феврале прошлого года как попытка помочь и поддержать как можно большее количество родителей. Мы пригласили лучших специалистов и врачей, составили список лекций. На данный момент уже проходит третий курс для родителей взрослых детей. На этих курсах приглашенные специалисты затрагивают самые разнообразные темы: от аутизма, сенсорной интеграции и адаптации до психологической поддержки родителей и даже совместной медитации. Самым важным, что нам удалось достичь на курсе, является объединение родителей в сообщества, где они делятся информацией и поддерживают друг друга.

На данный момент мы работаем над открытием ресурсного центра. В ресурсном центре будут предоставляться программы интенсивов для родителей и детей по следующим направлениям: поведенческая терапия, сенсорная интеграция, логопедия и альтернативная дополнительная коммуникация, факультативные занятия для дошкольников, младших школьников и подростков, лекции и семинары для родителей, программа «Ранняя пташка», группы психологической помощи, консультации для родителей детей и взрослых, и многое другое. Важно отметить, что ресурсный центр будет работать не только с детьми, но и с взрослыми.

USEFUL

Photos: by the speakers of the article

Cover: Markus Martinowicz, "Kissing the Mother"

29 June, 2023