Experts on Yayoi Kusama and Louis Vuitton collaboration
Seems like everybody is talking about a new collection by Louis Vuitton and Japanese artist Yayoi Kusama. We asked experts, curators, producers and those who collaborate with artists themself about their opinion on this loud collaboration and what they consider the most successful one in the world of art and fashion.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Ольга Погасова
Куратор, искусствовед
Вердикт: «есть гениальный маркетинговый расчет, но нет искусства».
Хорошая коллаборация — это когда двум сторонам есть что сказать друг другу и вместе им интересно. Их общая цель: объединиться и создать что-то новое, что будет иметь больший вес вдвоем, чем поодиночке. Например, сотрудничество Эльзы Скиапарелли со всеми главными художниками-сюрреалистами — Сальвадором Дали, Жаном Кокто, Рене Магриттом, Мерет Оппенгейм и многими другими. Их всех объединяла общая идея — препарировать этот мир и наконец понять его. Каждый работал в своем жанре (живопись, графика, скульптура и так далее), но, оказываясь в новом для себя поле высокой моды, открывал новые ракурсы и грани, расширял свой собственный взгляд и взгляд аудитории.
Сотрудничество Louis Vuitton и Кусамы для меня находится в поле маркетинга. Эти оба кейса (и сейчас, и 10 лет назад) попадут в учебники по маркетингу, как самые успешные рекламные кампании модных брендов, но окажется ли достаточно примитивная сумка в горошек в институте костюма Метрополитен? Скорее всего нет. Потому что здесь есть гениальный маркетинговый расчет, но нет искусства.
Обратимся к истории. Известный паттерн Кусамы появился в результате одного из ее частых психологических приступов. Горошки с тарелки стали выходить за ее пределы и разбегаться по комнате. Все ее работы с бесконечно повторяющимся паттерном — это попытка внушить зрителю ее состояние галлюцинации, показать, как она видит мир, подарить опыт расширенного сознания и выйти за пределы обыденной оптики. Конечно, ничего подобного в этой коллаборации не происходит, кроме грубого присвоение языка художницы и его эксплуатации в коммерческих целях. В 60-е годы у Кусамы была своя коллекция — авангардные топы, платья, блузы — почему бы Louis Vuitton в рамках коллаборации не сделать маленькое капсульное переиздание? Это было бы как раз интересно! Во-первых, и коллекционеры бы купили; во-вторых, это была бы дань уважения художнице; и в-третьих, это бы повысило ценность всей коллаборации.
А как же новая армия поклонников художницы, которых приведет LV? Во-первых, я не думаю, что это вообще произойдет. Потому что на кроссовках, майках и сумках ее самый известный паттерн выглядит крайне плоско и неубедительно. Погружаться дальше в ее мир — неинтересно. Я надеялась, что хотя бы оформление магазинов будет напоминать о ее вовлекающих инсталляциях. Но, оказавшись в LV на Елисейских полях, — тоже была разочарована. Пространство наполнено преимущественно диджитал экранами, которые похожи на очередной павильон Дубай Экспо, но ничего общего с культурным пространством не имеют.
Все элементы рекламной кампании: надувная кукла художницы (назовем это вау-объект), робот, диджитал-экраны, фильтр в инстаграм и даже приложение с AR игрой в декорациях Кусамы — стандартный и обезличенный набор успешного проекта, ориентированного на широкого потребителя. Отличный набор для хорошего финансового результата. Думаю, он не заставит себя ждать. Уже сейчас большинство сумок в бутике в Париже с отметками «sur commande» (прим.ред — «на заказ»).
Бренд идет по проторенному пути и не готов на риски и эксперименты. В результате выходит надежно и скучно. Не испытывайте иллюзий, что стали ближе к искусству, купив что-то из Louis Vuitton в горошек. Лучше потратьте эти деньги на настоящее произведение искусства молодого художника. Глядишь, и через 50 лет его надувная кукла появится на крыше какого-нибудь бутика в Лондоне, Нью-Йорке или Париже. А если хотите сумку LV, купите просто классическую, — как оду гениальному ремесленному мастерству Франции. Такая сумка как раз находится в коллекции института костюма Метрополитен.
Анастасия Полетаева
Руководитель управления дизайна и продакшена TSUM Online, журналист, автор телеграм-канала «Без фильтров»
Вердикт: «сумки и аксессуары отлично продадутся и станут коллекционными».
Не хочется давать оценку коллаборации Louis Vuitton с позиции «нравится/не нравится». Эти сумки и другие аксессуары, безусловно, отлично продадутся и станут коллекционными. Это значит, помимо прочего, что если вы прямо сейчас думаете, какую сумку купить, то берите в горошек: такого рода вещи всегда будут цениться на вторичном рынке, не устареют (из-за ценности), ну и touch of art — это всегда приятно. Также я знаю от коллег по индустрии, как нежно команда LV любит Яеи, как много лет выстраивает с ней отношения — и это видно, например, по ретроспективе ее творчества, которую бренд приурочил к запуску коллекции. Что касается маркетинговой кампании — то, как она сделана, совсем не в моем вкусе. Я вижу демонстрацию гигантских бюджетов, которые своей вычурностью убивают все тонкое в коллекции. Хотя маркетинг, особенно в люксе, должен, на мой взгляд, добавлять продукту притягательности и рассказывать историю. В этом случае история получилась про муляж художницы на пол-Парижа и голую Беллу Хадид в видео с очень спорным арт-дирекшеном, а место притягательности заняли охваты.
Мне очень нравилось, как Раф Симонс работал с фондом Энди Уорхола в Calvin Klein. У меня есть одна из футболок с принтом из их совместной серии. Но, как мы помним, история Рафа в бренде не закончилась счастливо, так что не уверена, что это хороший пример. Очень здорово коллаборируют с художниками Lemaire, классные отсылки всегда делала Фиби Файло в Celine. Если мы говорим про охватные коллаборации, то это Loewe x Studio Ghibli, конечно.
Анастасия Ландер
Специалистка по маркетингу и коммуникациям арт-рынка
Вердикт: «привлекательность коллаба для меня измеряется отрицательными величинами».
Как маркетолог и человек, когда-то работавший в LVMH, я прекрасно понимаю, какого размера махина стоит за коллаборацией и какие кнопки целевой аудитории нажимаются цветными кружочками и большой роботизированной Кусамой. Однако не могу не согласиться с мнением Джорджины Адам, которая, пожалуй, первая, и пока единственная, в арт-медиа публично и, так сказать, институционально подняла вопрос об этичности коллаборации. Джерри Гогосян aka Хильдe Линн Хильфенштайн я сейчас не беру во внимание, хотя она очень громко критиковала коллаб. Но она пока все-таки анфан террибль арт-сцены, а вот op ed Адам в The Art Newspaper — это не жук чихнул.
Художница давно больна, много лет живет в психиатрической клинике, в последние годы вообще практически утратила агентность в силу дряхлости. Кто ставил подписи под контрактами с брендом? Кто давал разрешение на роботов? Что думает по этому поводу сама Кусама — и думает ли, в курсе ли она вообще? От этих вопросов я отмахнуться не могу, в публикациях на них ответов не дается, поэтому привлекательность коллаба для меня сведена не то, что к нулю, — измеряется отрицательными величинами.
Меня поразила недавняя история Джеймса Таррелла и Lalique: когда он сделал флаконы за пятизначные суммы. Там было и узнавание таррелловской игры света и цвета, и его геометрия, и ДНК бренда отражена в стекле, естественно — все идеально, включая высокую цену, и бренд при этом приобретает некий акцент, не крича о себе на каждом шагу, не делая из люкса массовости.
Лима Липа
Руководитель пиар-направления и спецпроектов бренда Befree
Вердикт: «критику в адрес коллекции я не поддерживаю».
Так как я сама занимаюсь креативным дирекшеном арт и фэшн коллабораций, то, конечно, слежу за тем, что происходит в этом поле в мировом контексте. Основная задача бренда в коллаборациях — это создать гармоничный союз, который будет отражать видение обеих сторон. И коллаборации LV с Яей Кусамой считаю образцовыми, в этом смысле. Их первое сотрудничество было 10 лет назад, креативным директором бренда был Марк Джейкобс, и уже тогда LV сделали из своих магазинов тотальные инсталляции. Концепт Кусама не создавала, но все согласовывала — и те идеи, что ей не понравились, не реализовались.
Я всегда смотрю на ситуацию с разных сторон и, мне кажется, некорректным обвинять бренд в неэтичности и пытаться его кэнселить, ссылаясь лишь на домыслы, возраст и психическое состояние художницы. Луиз Буржуа работала до 99 лет, Алексу Катцу 95 лет, и его выставка сейчас проходит в музее Guggenheim. Да, в этом возрасте наверняка сложнее решать многие задачи и вопросы, но работа и чувство значимости для художников крайне важны, — это придает сил и мотивации. И, если говорить о Кусаме, то ее знакомые и люди, которые имели честь работать вместе с ней, писали в Инстаграме, что Яей всегда была одержима идеей мировой известности выше уровня Энди Уорхола, а ее команда — это невероятно преданные японцы, которые буквально молятся на нее и заботятся как о своей маме. Звучало убедительно. То есть LV, фактически, исполняют ее мечту. Никто из художников не может похвастаться такими вложениями со стороны брендов в их пиар. Думаю, тот факт, что Кусама вышла фотографироваться возле витрин, тоже говорит о том, что она в курсе происходящего и не такая беспомощная, как некоторым видится.
По поводу коллекции: конечно, продукт имеет значение. И критику в адрес коллекции я не поддерживаю. Не могу сказать, что я бы носила все из коллекции, но и про свои проекты я так не мыслю — «надену это или нет». Я смотрю на продукт в коллаборациях, как на часть истории художника и бренда, и в этом смысле коллекция LV x Yayoi Kusama не вызывает у меня вопросов или претензий.
Есть много коллабораций, которые меня поразили. Если брать из культовых и музейных, то Alexander MсQueen и Дэмьен Херст хорошо совпали в своих визуалах и рассуждениях про смерть, а Comme des Garçons и Синди Шерман — раздвинули границы привычной рекламы. Их совместный кампейн для бренда стал сильным художественным высказыванием и знаковым событием для мира моды. Также я бы выделила коллаборации, создателей которых связывала крепкая дружба. Наверно, самый известный и знаковый такой союз — это Эльза Скиапарелли и Сальвадор Дали, и вообще, они did it first. Невероятно трогательная дружба и талантливый тандем был у Хельмута Ланга с Луиз Буржуа. Из более современных — это Стерлинг Руби и Раф Симонс, мне нравится некая романтичность и расслабленность их подхода.
Из мира стритвира мои любимки — Palace и Nike. Они подкупают своим остроумием, умением выстраивать нарратив, легкостью и последовательностью. У Palace особенно выделяю их коллаборацию с Юргеном Теллером, потому что он подкупает ровно тем же. А у Nike проект Nike Craft со скульптором Томом Саксом, который сотрудничает с брендом на протяжении 10 лет. Сакс — отличный сторителлер, художник и дизайнер, а еще обаятельный красавчик.
И, конечно, я люблю коллаборации Befree с российскими современными художниками, потому что вкладываю в них свое время, видение и любовь.
Дарья Эпин
Куратор, продюсер
Вердикт: «проект мощный с точки зрения охвата, но вещи вышли скучнее».
Проект мощный, с точки зрения охвата, локаций и масштаба инсталляций, но сами вещи вышли скучнее, чем вся (кажется, намеренная) драма вокруг. Концептуально, мне коллаб кажется очень гармоничным: абсолютно логичное продолжение «автоматизма» техники художницы, сопряженное ассоциативно с паттерном повторяющихся лого на вещах LV.
Помню тот прошлый корнер в Selfridges, и выглядел он, конечно, космически.
Я всегда за коллаборации с художниками, потому что это значимая поддержка для них, но и замечательный медиум общего «окультуривания» массовой аудитории. И, кажется, что это шаг вперед для LV: истинно жутко было, когда они вместе с Кунсом сделали сумки с Ван Гогом. Абсолютно никакого оммажа, а на вид просто дешевая штамповка.
Я восхищаюсь тем, как Björk находит уникальных фэшн-дизайнеров, художников, музыкантов для коллабораций. Ее работа с Джеймсом Мэри, который делает для нее волшебные маски — perfect match. Она делала большую VR выставку с Samsung и Vive, которая очень круто показала возможности технологий большой аудитории. Еще очень уважаю инициативы брендов, поддерживающие молодых авторов. Например, Volchok, которые всегда коллабятся с оригинальными художниками.
Секрет успешной коллаборации — это уважение сторон друг к другу, ну и, конечно, сама креативная мысль, философия проекта. Не навязчивый брендинг, а смысловая и техническая поддержка.
У меня есть много объектов, которые остались с моих прошлых проектов, например, есть графика Сергея Филатова из коллаборации с Cartier, есть рулон обоев с бабочками из проекта Дэмиена Херста с Prada, футболка с принтом Яна Югая и Даниила Антропова из проекта для Ultima Яндекс Еда, скульптуры Тани Клят с запахами Nose Perfumes.