“I had the opportunity to make decisions by myself” Anastasiya Kamenskaya on her childhood experience and the importance of freedom of choice

OPINION

Author: Anastasia Kamenskaya

30 June, 2023

Continuing our exploration of the theme of parenthood, we have invited Anastasiya Kamenskaya, a publicist and the editor-in-chief of "RBK Style," to share her heartfelt reflections. Her thoughts manifest as a touching story inspired by Hemuli from Tove Jansson's fairy tales, emphasizing the significance of providing children with continuous joyful experiences. Kamenskaya reminds us of the importance of allowing children the freedom to make their own choices. Join us in reading this insightful article that sheds light on the beauty of nurturing a child's curiosity and autonomy.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

На полке в квартире родителей, где я выросла, уже лет 20 квартирует глиняный хемуль, которого поставила туда мама. Вокруг него менялись настроения, обои, мебель, соседи по полке, а он все стоит. Хемуля слепила я, так что он слегка кривоват. Да и вообще о том, что это герой сюжетов Туве Янссон, можно догадаться только в том случае, если об этом сообщит сам автор, потому что приметы внешности или даже цвет об этом намекнут едва ли. Однако даже такой персонаж из глины может оказаться аллегорией чего-то значимого. Для меня все эти годы он — символ родительской поддержки, ведь и хемулю, и мне можно было быть такими, как мы хотели.

Мое московское детство образца 90-х включало игры в листики (по-прежнему удивляюсь, что нельзя расплатиться ими в магазине), донашиваемые за старшей сестрой наряды, музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки, бассейн, лепку и лето на даче. 90-е закончились, скрипка была спрятана в шкаф, остальное осталось. Не сказать, чтобы все у меня получалось сразу. Математика — мимо, химия — совсем пролет, литература — ну, список книг на каникулы не так уж велик.

Что до музыки, то пианино дома не было, так что сначала я разучивала гаммы у соседа дяди Жени, советского инженера и видного представителя московской интеллигенции. Широта души позволяла ему беззвучно смотреть футбол, пока я терзала клавиши его «Лиры». Потом в доме появился собственный инструмент, который грузчики поднимали на 10-й этаж так мучительно, что родители лишний раз поинтересовались, готова ли я отнестись к занятиям серьезно — не воспитания, исключительно чужих спин ради.

Понимание, что интересно должно быть прежде всего мне, а не кому-нибудь другому, кажется, было у меня всегда. Понимание, что это скорее исключение, чем правило, пришло довольно скоро, стоило лишь увидеть, как одноклассников ругали за четверки, вторые и третьи места на конкурсах или недостаточно удачный, по мнению взрослых, рисунок. Я же увлеченно ваяла из глины кривоватые, но слепленные не без любви, подсвечники-домики, нервничала перед экзаменом по фортепиано, но знала, что какая бы ни была оценка, отвечать мне за нее перед самой собой, ведь это я «забывала» дома ноты вместо того, чтобы доучить тот этюд Черни.

И для удовольствия, и для опыта — пожалуй, подход к моим занятиям можно было бы объяснить так. Мне не говорили, куда, на кого и зачем поступать, куда ехать, а куда нет — у меня была возможность решать самой, а при желании поинтересоваться советом. Объяснялось все довольно просто: когда родители что-то запрещают тебе (естественно, из лучших побуждений, ведь в советском союзе «лучше быть инженером, чем историком»), то, становясь родителем сам, делать то же ты уже не хочешь. Так что услышать, что журналист — профессия не такая стабильная, как, например, юрист, мне не пришлось ни разу. Отменяло ли это бунт, неприятие и противоборство — конечно, нет. Понимаю ли я спустя годы, сколько тем самым было сэкономлено сил и времени — определенно. Пресловутые установки из детства добираются до меня, как и до всех нас, а все описанное — лишь один цветок из букета, но поддержка в любую эпоху перемен (а детство — пора бурная, и не важно, пришлось оно на 90-е двадцатого века или на 20-е — века двадцать первого) — тот якорь, который не потерять ни сейчас, ни потом.

Есть у этой истории и другой герой. Поседевший, но неизменно веселый Юрий Юрьевич, учитель лепки, у которого всегда наготове был мешок конфет, а заодно специально разработанный метод подсчета «заработанных» леденцов и их вручения. Получилось прийти вовремя, убрал за собой рабочее место, привел в порядок кисточки — Юрий Юрьевич раскрывает заветный белый пакет. Те же леденцы продавались в соседнем с мастерской магазине, ими всегда можно было угоститься во время занятий и просто так, но радость от того, что это заслуженная награда, всегда была больше и шире. Никаких кнутов, никаких пряников здесь не водилось, никто не соревновался с другим. У кого-то получалось, у кого-то не очень, у кого-то хемуль выходил неизменно кривым. Но что с того? Опыт, что ты не обязан быть первым и лучшим, но если захочется тебе самому — попытаться можешь, приходил вместе с удовольствием. В конце концов, что может быть лучше, чем измазать фартук и все вокруг глиной и красками.

OPINION

Author: Anastasia Kamenskaya

30 June, 2023