Gallerist Sergey Guschin: "If we like what artist does, then we’re ready for the high stakes"

INTERVIEW

Author: Alexandr Blanar

Photos: Mark Prenston, Daniel Grier

24 December, 2024

The readers of The Gathering are probably already familiar with Sergey Guschin. In 2006, he opened his gallery Fragment in Moscow — that’s how his journey in art began. In December of 2024, Sergey Guschin is a New York gallerist, where his Fragment gallery has been actively working for more than three years.

What’s the difference between the contemporary art life in New York and other parts of the world, where the art world is headed these days, and how to survive, find new collectors, and not give up during these stirring times — Sergey Guschin shared with the gallerist of Serene, Alexandr Blanar.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

ТЫ СРАЗУ ЖЕ ДУМАЛ О ГАЛЕРЕЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ, КОГДА ОТКРЫВАЛ FRAGMENT В МОСКВЕ?

Нет, не сразу. Сразу было понятно, что нужно работать с международным рынком и ставить амбициозные цели. Все изменилось в 2018 году, когда мы организовали две выставки в Нью-Йорке в рамках программы галереи Vacation в Нижнем Ист-Сайде (каждый месяц был отдан новой галерее). Одним из проектов была выставка Александра Щуренкова. Представь мое удивление, когда накануне открытия про нас написал Artnews и включил эту выставку в список «Девяти арт-событий, которые стоит посетить в Нью-Йорке на этой неделе»... В 2019 году меня пригласили в специальную трехмесячную программу Residency Unlimited в Нью-Йорке, я тогда стал первым (и единственным) gallerist-in-residence. Это был интересный опыт: встречи с кураторами, художниками, галеристами. Но больше всего мне понравились несколько воркшопов, посвященных тому, как правильно составлять бюджет галереи и развивать карьеру художников. Эти знания я применяю до сих пор.

Ну и, конечно, в 2019 году мы приняли участие в своей первой американской ярмарке — NADA в Майами. Именно тогда стало понятно, что нужно открывать собственное пространство. Однако пандемия отодвинула эти планы на несколько лет.

США И НЬЮ-ЙОРК НАПОЛНЕНЫ ГАЛЕРЕЯМИ, ARTIST-RUN SPACES, PROJECT SPACES. КАК ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ХУДОЖНИКОВ, ДОГОВАРИВАЕТЕСЬ С НИМИ РАБОТАТЬ И ЧТО ВЫ ИМ ПРЕДЛАГАЕТЕ ОТЛИЧНОГО ОТ ДРУГИХ ПРОЕКТОВ? ПОЧЕМУ КЛАССНЫЕ ХУДОЖНИКИ ИДУТ К ВАМ?

Интересно, что, находясь в Москве, было проще привлекать востребованных международных художников, чем в Нью-Йорке. Здесь выше конкуренция, и многие уже работают с другими сильными галереями. Но мы не отчаиваемся. Знаешь, очень вдохновляет, когда после четырех отказов тебе отвечает студия Вольфганга Тильманса и дает работы для выставки, или когда фонд Феликса Гонсалеса-Торреса готов с тобой — коммерческой галереей, а не музеем — сотрудничать. Поиск художников — это постоянный скаутинг, как в спорте. Мы — маленькая, но амбициозная галерея, и этот процесс не останавливается ни на секунду.

Что мы предлагаем художникам? Иногда больше, чем другие галереи в Нью-Йорке. Например, мы можем предложить сольный проект выпускнику Columbia University, в то время как другие галереи предложат лишь групповой проект. Или подать художника на ярмарку еще до начала сотрудничества. Это, конечно, риск, ведь пока непонятно, что ждет художника и как он будет развиваться, но, с другой стороны, почему бы и нет? Если нам нравится, что делает художник, и мы в него верим, то мы готовы к высоким ставкам. Бывали случаи, когда художники уходили в большие галереи, но это естественный процесс для арт-рынка. Работа с художниками — это всегда совместная работа. В идеальной ситуации рост галереи и художников должен идти параллельно, каждый двигает другого все выше и выше. К этому мы и стремимся.

КАКИЕ ХУДОЖНИКИ СЕЙЧАС ВОСТРЕБОВАНЫ ИЗ МОЛОДЫХ? И ПОЧЕМУ, ПО-ТВОЕМУ МНЕНИЮ?

Это очень широкий вопрос. Часто молодые художники, востребованные рынком и востребованные классными и важными институциями, — разные. Свои звезды есть в каждом из ценовых сегментов, также многое зависит от медиума, в котором работает художник. Если смотреть на (условно) молодых художников и реакцию вторичного рынка на них, то одними из самых востребованных среди тех, кто работает с живописью, будут, к примеру, Салман Тур и Саша Гордон. У них есть и свой уникальный, хорошо узнаваемый, визуальный стиль, и важная личная история, и свое большое комьюнити. Их успех вряд ли был бы возможен, если бы они не жили в США — и в частности в Нью-Йорке. Это первый в мире рынок искусства, и такие фантастические взлеты на 90% случаются именно здесь.

Если говорить про наших художников, то здесь показателен пример Рейчел Дженг, которой в январе 2024 года мы сделали ее первую персональную выставку. Тогда сразу две работы у нас купил музей AMOCA из Уэльса. А в ноябре на ее сольнике в лондонской Saatchi Yates, которой открыла дочь Чарльза Саатчи, новые работы стоили уже в три раза дороже. Проект очевидной будущей, сверхновой, звезды, турецко-китайской художницы Рей Сяо, которая сейчас переехала в Нью-Йорк, мы покажем в январе 2025 года. Это самая молодая художница, с которой галерея Fragment работает на данный момент. Ей всего 24.

КАК ИЗМЕНИЛАСЬ ТВОЯ БАЗА КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕТВОРК? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ КАКИЕ-ТО ПРАВИЛА ПО ОБЩЕНИЮ, ЗНАКОМСТВАМ?

Изменилась на 100%. Переезд и все события, из-за которого он произошел, кардинально повлияли на галерею. Надо сказать, что из тех коллекционеров, кто раньше покупал у нас работы, остались только два человека, и я бесконечно благодарен им за эту преданность. Остальные просто исчезли, многие перестали отвечать на сообщения. Но это их право, и я принимаю это как часть процесса.

Сейчас поиск коллекционеров происходит через ярмарки, новые знакомства, через других коллекционеров и рекомендации друзей-художников. В современном мире художник обладает огромной силой: за ним следует армия поклонников, некоторые из которой нередко становятся новыми клиентами галереи. Таким образом, художники не только создают искусство, но и активно привлекают новых коллекционеров. Как я сказал выше, это совместная работа.

КОЛЛЕКЦИОНЕР ТВОЕЙ МЕЧТЫ — КАКОЙ ОН? МОЖЕТ, ОН УЖЕ СУЩЕСТВУЕТ?

Тот, кто верит в галерею и поддерживает программу галереи на постоянной основе, а ты со своей стороны всегда предлагаешь лучшее, что есть в галерее. Ну и, конечно, это тот, кто стал твоим другом — и такие есть.

  • Рей Сяо ''Snowflakes dissolving in their own sticky blood''
    Рей Сяо ''Snowflakes dissolving in their own sticky blood''
  • Рей Сяо ''Сyclone v10 Absolute''
    Рей Сяо ''Сyclone v10 Absolute''
  • Данини ''I decided to multiply''
    Данини ''I decided to multiply''
  • Илья Федотов-Федоров ''Blue snake''
    Илья Федотов-Федоров ''Blue snake''
  • Данини ''On the opening of the 60th Venice Biennale''
    Данини ''On the opening of the 60th Venice Biennale''
  • Тайлер Кристофер-Браун ''He doesn't live here no more''
    Тайлер Кристофер-Браун ''He doesn't live here no more''

НАСКОЛЬКО ДАЛЕКО В НАШЕМ НЕСТАБИЛЬНОМ МИРЕ ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ ПРОГРАММУ ВЫСТАВОК И ЧТО НА НЕЕ ВЛИЯЕТ? ЧЕМ ВЫ ОТЛИЧАЕТЕСЬ ОТ ДРУГИХ ГАЛЕРЕЙ В СВОЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ?

Сейчас программа сформирована на следующий год и частично на 2026-й. Сольные проекты уже зафиксированы, а для групповых — обозначена тема и примерный список художников. В этом году мы открыли девять выставок, и это действительно много. В следующем — я планирую сделать шесть проектов.

Что касается отличий, то обычно небольшие галереи, такие как наша, не так часто берутся за групповые выставки на сложные темы. Но после переезда в новое пространство в Нью-Йорке, мы, к примеру, показали проект про квир-абстракцию с тринадцатью значимыми художниками — от Вольфганга Тильманса до Гордона Холла и Кэрри Ямаока. А летом показывали выставку, посвященную стигматизации людей, живущих с ВИЧ, где были представлены работы Феликса Гонсалеса-Торреса, Джойс Макдональд, Хантера Рейнольдса, Клиффорда Принса Кинга и документация легендарного перформанса Dumb Type ''S/N'' 1994 года, которая в Нью-Йорке была показана впервые за 20 лет. Вообще галерея Fragment работает в основном с художниками, которых относят к так называемым маргинализированным сообществам.

ЧТО ГАЛЕРИСТУ ПРИХОДИТСЯ ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РАЗВИВАТЬСЯ, ПОМИМО ВЫСТАВОК И ПРОДАЖ С НЕЕ? КАКОЙ У ВАС ФУНКЦИОНАЛ ЕСТЬ ЕЩЕ КАК У АРТ-ДИЛЕРОВ, ЛЕКТОРОВ, ЧТО ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ КЛИЕНТАМ?

Я разделяю всю свою деятельность как в функциональном плане, так и в бюджете. Есть галерейная деятельность. Сюда входит все, что касается галереи Fragment: выставки, ярмарки и работа с художниками галереи и приглашенными авторами. Есть работа арт-дилера, и это уже другая задача — поиск классного искусства для коллекционеров, и внимание к художникам не из нашего пула. Мы активно развиваем это направление. Например, летом мы запустили закрытый телеграм-канал Inner Circle с годовой подпиской для коллекционеров, где мы публикуем подборки самого актуального мирового искусства, рассказываем про тенденции и рекомендации по тому, что покупать здесь и сейчас. Мне очень нравится этот проект, и на 2025 год у нас на него большие планы — сделать его более системным и масштабным. Мы хотим создавать собственную аналитику, и сейчас готовим отчет про «биеннальный эффект»: о том, как крупные выставки влияют на карьеру художника. Кроме того, у меня есть любимые рубрики в этом канале: «Искусство до $10 000» и «Музейная покупка», чтобы каждый коллекционер мог найти что-то по своему вкусу.

Что касается образовательной деятельности, у меня есть курс про галерейный бизнес, который я провожу раз в квартал. Он рассчитан не на коллекционеров, а больше на тех, кто хочет открыть галерею или просто понять, как работает арт-рынок.

ЯРМАРКИ — ЗАТРАТНАЯ СТАТЬЯ ДЛЯ ГАЛЕРИСТА, НО ПРИ ЭТОМ ОЧЕНЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ. КАК ВЫ ВЫБИРАЕТЕ ЯРМАРКИ ДЛЯ УЧАСТИЯ, КОГО ТАМ ПОКАЗЫВАТЬ И ЧТО ДАЕТ ВАМ УЧАСТИЕ В ЭТИХ ЯРМАРКАХ? В ВАШЕЙ ИСТОРИИ ЕСТЬ И ЕВРОПА, И США, КУДА БЫ ТЫ ДЕЛАЛ АКЦЕНТ ДЛЯ МОЛОДОЙ ГАЛЕРЕИ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА?

Ярмарки действительно являются затратной статьей, и многие отмечают, что после пандемии они уже не приносят таких результатов, как раньше. Издержки выросли (это и стоимость стенда, и логистика, и другие сопутствующие расходы), а отдача существенно сократилась. Тем не менее, ярмарки остаются одним из возможных способов привлечения новых клиентов и представления художников широкой профессиональной публике.

Я всем рекомендую выбирать ярмарки следующим образом. В первую очередь — это ярмарки в вашем домашнем регионе. Это позволит привлечь локальных клиентов и повысить узнаваемость. Для нас это Нью-Йорк и ярмарки в Америке в целом. В 2024 году мы участвовали в таких мероприятиях, как The Armory Show (Нью-Йорк), Expo Chicago (Чикаго) и Dallas Art Fair (Даллас).

Следующим шагом стоит выбирать ярмарки, которые работают на репутацию, развитие сообщества и укрепление позиций. Уже второй год подряд мы участвуем в Loop Art Fair, которая специализируется на видео. У этой ярмарки отличный состав участников, и она проводится только по приглашениям.

В 2025 году мы немного изменили свою стратегию. Конечно, мы подаем заявки на участие в самых крупных ярмарках, но пока остаемся в листе ожидания и еще не вошли в список основных участников (хотя это лучше, чем полный отказ). Также мы ориентируемся на модные и обсуждаемые ярмарки, которые проводят отбор по приглашениям. Посмотрим, какие результаты принесет такая стратегия.

Изучив возраст галерей, участвующих в секциях для молодых галерей на ведущих ярмарках, можно отметить, что в среднем им по 7–10 лет. Так что мы как раз подходим под этот критерий.

Шкатулка для флешки с видеоартом Джимми Бокена

Маска Ильи Федотова-Федорова

НА КАКИЕ ДРУГИЕ ГАЛЕРЕИ ТЫ РАВНЯЕШЬСЯ? А КОГО БЫ ТЫ НАЗВАЛ ИЗ ГАЛЕРЕЙ, КТО СХОЖ С ВАМИ ПРОГРАММОЙ ИЛИ ПОХОЖ НА ВАС?

Конкуренция на этом рынке действительно высока, особенно в Нью-Йорке, где требования к галереям значительно выше. В такой среде естественно равняться на тех, кто кажется более успешным. Мне нравится то, что делают Emalin и Ginny on Frederick (обе из Лондона). Из более крупных игроков особенно нравится программа P.P.O.W (Нью-Йорк). Конечно, интересных галерей гораздо больше.

ПРЕДСТАВИМ, ЧТО ВАС ПРИГЛАШАЮТ УЧАСТВОВАТЬ В ART BASEL (ЛЮБОЙ ИЗ ЧЕТЫРЕХ ГОРОДОВ). КАКОЙ БЫ ГОРОД ТЫ ВЫБРАЛ И ПОЧЕМУ, И КОГО БЫ ТЫ ПОКАЗАЛ?

Не буду тут оригинальным. Я бы выбрал основной Art Basel и сделал бы групповой стенд с художниками галереи. Но вот над темой стоит подумать.

ТЫ ПОСТОЯННО ЧИТАЕШЬ ОТЧЕТЫ, ПУБЛИКУЕШЬ АНАЛИТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ, ЧТО ДИКО ВАЖНО. ПОНЯТНО, ЧТО НУЖНО БЫТЬ ИНФОРМИРОВАННЫМ. НО НЕ ВСЕГДА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ПОЗИТИВНАЯ И В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ СКОРЕЕ МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ОПУСТИТЬ РУКИ. НЕ ХОЧЕТСЯ ЛИ ТЕБЕ ПЕРЕСТАТЬ ЧИТАТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ ИНТУИТИВНО? КАК ТЫ СПРАВЛЯЕШЬСЯ С ТЕМ, КОГДА НЕТ ВДОХНОВЕНИЯ НА НОВЫЕ СВЕРШЕНИЯ И ВЫСТАВКИ?

Я занимаюсь этим восемь лет, и, конечно, периодически возникали моменты, когда хотелось опустить руки. Но я дал себе срок — пять лет в новом городе, чтобы посмотреть, как будет все развиваться. Нет ничего плохого в том, чтобы признать: не получилось, и начать заниматься чем-то другим. Статистика в таких случаях не особо помогает.

Ухудшение ситуации на рынке заметно не по отчетам, а по тому, как коллекционеры покупали (или не покупали) за последние два года. С прошлого лета мы особенно ощутили падение, но все надеются на весну, возможно, тогда ситуация изменится. По крайней мере, среди моих коллег в Нью-Йорке есть небольшой оптимизм. Осталось только дожить до весны.

«ВСЕМ НУЖЕН СЧАСТЛИВЫЙ ГАЛЕРИСТ» — ТВОЯ ЦИТАТА ИЗ ТВОИХ КУРСОВ. СЛОЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ЭТОМУ ОБРАЗУ? КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ГАЛЕРИСТ В ОБЩЕНИИ С ХУДОЖНИКОМ И В ОБЩЕНИИ С ГАЛЕРИСТОМ?

Нельзя быть всегда счастливым галеристом, увы! Рынок диктует условия, при которых ты не можешь выйти и сказать: «Все плохо, ничего не продается». Сразу возникнут вопросы: а почему плохо? Плохие художники? В чем дело? Но это все ерунда. Нужно находить баланс: нельзя все время жаловаться, но и нельзя постоянно утверждать, что «у нас все отлично», если это не так. Я за правду, какой бы сложной она ни была.

Сейчас такое время, когда галереям и художникам действительно нелегко, и их успех зависит от множества факторов — от простой удачи до грамотного планирования. Волшебной палочки, которая могла бы все изменить, просто не существует.

За последний год в Нью-Йорке закрылось очень много классных галерей, которые участвовали во всех Art Basel и Frieze. А потом — в один момент: «Мы закрываемся». Другой пример — бум, который был в Мексике в 2022 году, тоже закончился. Почти все американские галереи, открывшие там свои пространства, закрылись. Схожая ситуация наблюдается и в Лос-Анджелесе.

Меня, конечно, злит то, что все ждут от тебя постоянного успеха, но успех не вечен. Сейчас действительно тяжело, и нам нужна поддержка. Однако мы не просто просим денег — мы предлагаем отличное искусство. Все наши художники встроены в мировую систему искусства, у всех классное образование и потрясающие работы.

ПРОСТРАНСТВО В НЬЮ-ЙОРКЕ, ПОСТОЯННЫЕ ЯРМАРКИ, АРТ-ТУРЫ, ТВОЙ ИНТЕНСИВ, НЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ КОМАНДА. КАКИМ ОБРАЗОМ СТРОИТСЯ ДЕНЬ ГАЛЕРИСТА И СИЛЬНО ЛИ ОН ИЗМЕНИЛСЯ В СРАВНЕНИИ С ТВОИМ ДНЕМ ГАЛЕРИСТА В МОСКВЕ?

Насчет команды ты прав, она действительно очень небольшая, все делают два человека (включая меня). Развитие бизнеса на новом рынке требует значительно больших усилий. Приходится искать баланс и расставлять приоритеты (да, избитая фраза, но что поделать). Что изменилось? Теперь я сам сижу в галерее и на ярмарках, а помимо этого монтирую выставки, крашу стены, делаю рассылки, загружаю фотографии на сайт. Приходится даже приглашения на выставки с презентациями верстать самостоятельно. Зато я вспомнил, как работать руками.

Однако работа галериста — это на 80% работа за компьютером: ведение всевозможных баз и таблиц. А это мне действительно нравится. Так что мой день не то чтобы изменился, просто я понял, что могу делать еще больше, чем раньше.

  • Паскаль Бихлер ''A Letter of Glass''
    Паскаль Бихлер ''A Letter of Glass''
  • Джулия Грецулеску ''Wild Сard''
    Джулия Грецулеску ''Wild Сard''
  • Мартина Грлич ''Memory Projects''
    Мартина Грлич ''Memory Projects''
  • Джозеф Лиатела ''Ex-Voto''
    Джозеф Лиатела ''Ex-Voto''
INTERVIEW

Author: Alexandr Blanar

Photos: Mark Prenston, Daniel Grier

24 December, 2024