Where the beauty gets created: at the nomad studio of Polina Rukavichkina

studio visit

Author: Katya Savchenko

Photos: Ilya Nikitin. The photographs were scanned and developed with the support of the Perspektiva photo laboratory

07 May, 2024

Polina Rukavichkina is an artist and photographer who graduated from the Rodchenko School just three years ago. Despite her recent graduation, she has already been a resident at the Garage Museum studios, participated in the Blazar and |catalog| art fairs, and opened her personal exhibition at the new Museum ART4 "Tupik" art hub.

Exclusively for The Gathering, curator Katya Savchenko interviewed the artist about her workspace, projects created "for money" and "for art," and the place her medium, photography, holds in contemporary art.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

ПОЛИНА, Я УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ РАЗ СТАЛКИВАЮСЬ С ТЕМ, ЧТО ФОТОГРАФЫ КАК БУДТО МЕНЬШЕ СКЛОННЫ ИМЕТЬ ОТДЕЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ, ИХ РАБОЧЕЕ МЕСТО «КОЧУЕТ». ВОТ И ТЫ РАБОТАЕШЬ ИЗ ДОМА, В ДОРОГЕ И С МЕСТ СЪЕМОК. ДЛЯ ТЕБЯ ВООБЩЕ ВАЖНО ИМЕТЬ ОТДЕЛЬНУЮ МАСТЕРСКУЮ?

Важно, но у меня, в силу разных рабочих и личных обстоятельств, сейчас действительно кочевой образ жизни, я очень часто переезжаю. Но в любых обстоятельствах первое, что я себе устраиваю в каждом новом месте, — это рабочий стол. Получается базовая единица рабочего пространства, где стоит мой компьютер, монитор, коробка с техникой. Еще мне часто приходится работать в дороге, потому что я снимаю и для медиа, а там сроки всегда горят.

Конечно, я мечтаю о том, что у меня когда-нибудь будет дом с большой классной мастерской. Я чувствую, как отсутствие достаточного рабочего пространства влияет на мою практику. Например, я не могу попробовать какие-то объемные вещи: скульптуру, инсталляции, резать фотографии — потому что непонятно, что с ними делать потом, если придется съезжать. А когда имеешь постоянную мастерскую можно экспериментировать и делать мероприятия. В прошлом году я была резиденткой мастерских Музея «Гараж», и мастерская там была для меня важна в том числе как место для встреч и обсуждений. Я бы хотела продолжить делать такие встречи и у себя дома, но пока что стульев на всех не хватает. Еще для моей практики очень пригодилось бы пространство для работы с последовательностью фотографий, чтобы я могла их развесить или разложить на столе, делать макеты книжек и экспозиций.

Я ХОТЕЛА ПОДРОБНЕЕ ПОГОВОРИТЬ С ТОБОЙ ПРО ТВОЮ РАБОТУ ДЛЯ МЕДИА. ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ И КУЛЬТУРНЫХ РАБОТНИКОВ ВОПРОС СОЧЕТАНИЯ «РАБОТЫ ДЛЯ ДЕНЕГ» И РАЗВИТИЯ ПРАКТИКИ — ВЕЧНАЯ БОЛЬ. ЗАНЯТИЕ ТОЛЬКО ИСКУССТВОМ НЕ ВСЕГДА ПОЗВОЛЯЕТ КОМФОРТНО ЖИТЬ, А СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ОБЪЕМ «РАБОТЫ ДЛЯ ДЕНЕГ» ОТНИМАЕТ ВРЕМЯ, ЧТО МЕШАЕТ ПРАКТИКЕ РАЗВИВАТЬСЯ. КАК ТЫ СОВМЕЩАЕШЬ ЭТИ ОБЛАСТИ?

Я переехала в Москву из Минска с двумя осознанными целями: учиться фотографии как современному искусству и снимать для хороших медиа. Я никогда не чувствовала, что одним искусством смогу удерживать себя на плаву. Но я не воспринимаю коммерческие съемки обязательно как работу только ради денег. Благодаря им я встречаюсь с интересными героями, оказываюсь в местах и ситуациях, в которые я бы иначе никак не могла попасть, и это бывает очень полезно. Например, мой художественный проект Melting Armour отчасти произошел благодаря рабочей съемке. Я снимала в Сортавала для образовательного проекта «Кружок» и познакомилась со студентами местного колледжа. Эти подростки и стали героями проекта.

Еще коммерческие съемки помогли развить находчивость и быстроту, которые очень полезны в искусстве. В коммерческой съемке ты несешь ответственность перед фоторедактором: ты обязан сделать хорошие фотографии и уложиться в срок и бюджет. Работая в таких условиях, быстро понимаешь, что фактор успеха не в абстрактном вдохновении, а в умении настроить определенное состояние ума и зрения, когда это необходимо.

ДАВАЙ ПОГОВОРИМ ПРО ПРОЕКТ MELTING ARMOUR, КОТОРЫЙ ТЫ УПОМЯНУЛА. ТЫ ПОКАЗЫВАЕШЬ ЕГО СЕЙЧАС В АРТ-ХАБЕ «ТУПИК» В МУЗЕЕ АРТ4. О ЧЕМ ОН?

Он про уязвимость и скрытое насилие. Эти темы меня глубоко интересуют и проявляются так или иначе во всех моих проектах. Для этой серии мне хотелось снимать именно подростков. Мне кажется, быть подростком значит находиться в очень уязвимой позиции: по сути твоей жизнью управляешь не ты сам, а твои родители, но и внешнее давление нарастает, появляется много обязательств. Это может сопровождаться ощущением одиночества и бессилия. Например, по моим наблюдениям, в эмиграции подросткам приходится особенно тяжело — там они не управляют ничем, взрослые растеряны, а ребята зависят от них гораздо сильнее. Мне хотелось дать место этой неуслышанной и неувиденной фигуре.

Для меня важно фиксировать именно частный опыт. Кто-то может сказать, что это недостаточно большая или важная тема, но я так не считаю. Я на всю жизнь запомнила как художник Кирилл Савченков, мой преподаватель в Школе Родченко, на лекции по истории современной фотографии говорил, что достаточно точно описанный личный опыт становится общечеловеческим. И я очень разделяю именно такой взгляд. Мне бы хотелось быть похожей в некоторых важных аспектах на Оксану Васякину, но в фотографии. То, что она делает в литературе, мне супер близко.

Снимая в Сортавала, мне еще хотелось показать, что это за мир, где эти подростки находятся, как этот мир, который выстроили для них взрослые, и к созданию которого они не успели стать причастными, ощущается. Сортавала — город в Карелии, близкий к финской границе, и как многие приграничные города, он очень непростой в смысле наслоений исторических, культурных и политических нарративов. Поэтому в Melting Armour, помимо портретов, много снимков самого Сортавала, интерьеров, разных символических объектов. В этом проекте гораздо больше снимков пространства, чем в моих предыдущих сериях.

ДЛЯ МЕНЯ В ЭТОМ ПРОЕКТЕ УЯЗВИМОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЕЩЁ И НА УРОВНЕ ТВОЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОДРОСТКАМИ КАК ФОТОГРАФА. В ТВОИХ РАБОТАХ ОНИ ВЫГЛЯДЯТ ИСКРЕННЕ, КАК БУДТО МОГУТ БЫТЬ СОБОЙ, ХОТЯ ПО СУТИ ВЫ ДРУГ ДРУГУ СОВСЕМ НЕЗНАКОМЫЕ ЛЮДИ, И ТЫ ИХ СНИМАЕШЬ, ЧТО ОБЫЧНО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПОЗИЦИЮ ВЛАСТИ. КАК ТЫ ЭТОГО ДОБИВАЕШЬСЯ?

Уязвимость здесь должна быть обязательно взаимной. Мне не близка позиция художника как авторитарного творца, для меня важны равенство и обмен, построение именно доверительных взаимоотношений между фотографом и героем. Нужно обязательно показать, что ты тоже боишься, переживаешь, не стремишься скрыть свои эмоции, и тогда настает момент, когда вы с героем друг друга «увидели». В теории фотографии есть понятие contact driven, как раз описывающий этот подход. Насколько я знаю, в российской фотографической практике такой метод работы не так часто встречался до последнего времени, но сейчас я вижу все больше единомышленников среди молодых фотографов.

На меня в свое время очень повлиял опыт американского фотографа Алека Сота. Сейчас он широко известен съемками людей, но когда-то не мог снимать никого, кроме своей невесты, собак и пейзажей, пока не принял эту позицию взаимной уязвимости. С другой стороны, у меня много друзей среди учеников Марины Разбежкиной. Через них я тоже очень прониклась позицией в документалистике, по которой ты как фотограф, или режиссер, или оператор не можешь быть выше своего героя. В момент, когда ты подумал, что ты выше или лучше, исчезает вся эта магия контакта.

А ТЫ ОБЩАЕШЬСЯ СО СВОИМИ ГЕРОЯМИ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРОЕКТА?

Обычно нет. Чаще близкие отношения не переходят в долгие, но с некоторыми героями связь остается — общее дело становится таким способом друг друга найти. Например, я продолжаю общаться с героиней своей дипломной работы I Will Rip Your Heart Out Полиной и еще парой ребят. Но я всегда стараюсь оставить своим героям что-то на память, фотографии другого толка, скорее бытовые. В Melting Armour есть портрет девочки в белом платье, снятой через штору. Как оказалось, в день съемки был ее день рождения. Она пришла с мальчиком и он ждал, когда я ее досниму. После нашей съемки она попросила меня сфотографировать их вместе, пока они нарядные. Чаще всего моим героям совсем не важен сам художественный проект, но им бывает очень приятно оставлять у себя какие-то свидетельства о том, какими они были в тот момент, с кем они были вместе, что делали.

КОГДА ТЫ ОПИСЫВАЛА MELTING ARMOUR ТЫ ГОВОРИЛА, ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ПЕРЕДАТЬ ПРОЕКТОМ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ПРИСУТСТВИЕ ЧЕГО-ТО «В ВОЗДУХЕ», НО ЭТО ЖЕ ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ. ТЫ НЕ БОИШЬСЯ, ЧТО ЗРИТЕЛИ УВИДЯТ В ТВОИХ РАБОТАХ ЧТО-ТО СОВСЕМ ИНОЕ?

Вообще, мне кажется, многие начинают заниматься искусством, потому что это способ передать то, на что не хватает слов. Не просто так существует понятие «визуальный язык» — это какой-то язык, который может транслировать такие вещи, которые словами передать невозможно или очень сложно. Это и для самого автора очень важный момент: ты выносишь сложное для описания переживание во внешний мир, на него кто-то другой отзывается, и тогда ты веришь, что оно реально, другие его тоже видят.

Я еще не попадала в ситуации, когда коммуникация с моими работами приводила бы зрителей совсем в другое место. Бывали интересные находки: они увидели что-то, что я не увидела, но в целом все считывают, что я в свои проекты закладываю. Для меня это магия — я никогда не могу поверить в то, что это действительно происходит. На самом деле произведение заканчивается у зрителя в голове, я придерживаюсь этой концепции. Не всем художникам интересно, что там у зрителя, но мне всегда интересно. Мне близка позиция открытого диалога о моих работах, процесс коллективного размышления, а не авторитарная позиция — вот я художник, и сейчас я вам расскажу, как вы должны понимать мою работу. По этой причине я очень люблю, когда на выставках проводится медиация. Для выставки в АРТ4 мы организовали две медиации с Мариной Романовой, она куратор программ медиаций в Музее «Гараж».

ВЫСТАВКА MELTING ARMOUR В «ТУПИКЕ» — ПЕРВЫЙ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПУБЛИЧНЫЙ ПОКАЗ ТВОИХ РАБОТ. ДО ЭТОГО ТВОИ ПРОЕКТЫ МОЖНО БЫЛО УВИДЕТЬ ТОЛЬКО НА ДИПЛОМНОЙ ВЫСТАВКЕ СТУДЕНТОВ ШКОЛЫ РОДЧЕНКО И В МАСТЕРСКИХ МУЗЕЯ «ГАРАЖ». ТЫ ВОЛНОВАЛАСЬ?

Может прозвучать дерзко, но нет. Это, конечно, моя первая персональная выставка, но меня очень хорошо подготовил к ней мой опыт в мастерских «Гаража». Раньше у меня вообще была фобия показывать свои работы. Когда я поступила в Школу Родченко к Игорю Мухину, мне было всего 18 лет, а туда обычно берут ребят от 23 и старше. Учиться было и интересно, и тяжело, и я очень стрессовала, и не участвовала ни в одной групповой выставке, потому что мне казалось, что мне рано. Даже не хотела защищать диплом, пока не познакомилась с Марго Овчаренко. У нас случился коннект, она стала куратором моего диплома, и я сделала I Will Rip Your Heart Out.

Мастерские Музея «Гараж» дали мне то, что не дала Школа Родченко. В мастерских постоянно происходили экскурсии для важных гостей, кураторов, коллекционеров. Часто нужно было очень быстро подготовиться к встрече с ними, показать свою мастерскую, представить свои проекты, уметь быстро и интересно рассказать про свою работу. Там же я написала свой первый цельный artist statement. Это был такой очень полезный «краш курс».

СРЕДИ ВСЕХ ХУДОЖНИКОВ, КОТОРЫЕ ВЫСТАВЛЯЮТСЯ СЕЙЧАС В «ТУПИКЕ», ТЫ ЕДИНСТВЕННАЯ РАБОТАЕШЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С ФОТОГРАФИЕЙ. У МЕНЯ ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ МОЖНО ЧАЩЕ УВИДЕТЬ В МУЗЕЯХ И ГАЛЕРЕЯХ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ИМЕННО НА ФОТОГРАФИИ, ЧЕМ В ТАКИХ ИНСТИТУЦИЯХ, КАК МУЗЕЙ АРТ4. КАК БУДТО СУЩЕСТВУЕТ НЕГЛАСНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ЭТОГО МЕДИУМА В ОТДЕЛЬНУЮ СФЕРУ. КАК ЭТО ОЩУЩАЕТСЯ ДЛЯ ТЕБЯ, КАК ДЛЯ МОЛОДОЙ ХУДОЖНИЦЫ?

Сначала я очень чувствовала это разделение, грустила, потому что мне казалось, что в современном искусстве фотография мало кому интересна. А потом я поняла, что пока я так думаю, все вокруг меня так и выстраивается. Я, конечно, подумала, что это мысль в духе аффирмаций и «марафонов желаний», но все равно решила поставить под сомнение эту аксиому про фотографию как что-то отдельное. И мне кажется, у меня получается. Я вижу интерес со стороны галерей и кураторов, возможности появляются, вопреки пессимистичным прогнозам друзей из фотографического комьюнити. А вот если есть в голове установка, что ты от всех очень сильно отличаешься и никто тебя не понимает, то будешь и себя маргинализировать, и медиум свой.

В тех же мастерских «Гаража» у меня был большой опыт показа своих фотографий людям, которые профессионально ей не занимаются. Многие, когда комментировали, оговаривались, что ничего не понимают в фотографии. Но я не считаю, что для того, чтобы видеть и чувствовать работу, нужно специально изучать ее медиум.

КАКИЕ У ТЕБЯ ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ? ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС НАД КАКИМИ-НИБУДЬ НОВЫМИ ПРОЕКТАМИ?

Я готовлю выставку фотографической серии, которую снимала еще до Melting Armour, но никак не могла доработать. Проект будет называться Family Portrait или Let Me Speak To Your Loneliness, может придет и другое название — я еще не решила. Это история про одну близкую мне семью.

Еще я решила поработать с перформансом. Сейчас камера служит своего рода преградой, защитой в моем контакте с людьми и я хочу попробовать убрать ее, установить прямой непосредственный контакт. Может быть, это пошло и недостаточно «нишево», но я очень люблю Марину Абрамович. Еще подростком я узнала про нее и про Пину Бауш, на меня они очень сильно повлияли. Мне кажется, проекты Абрамович очень точно отражают важное для меня ощущение взаимной уязвимости. Например, в ее перформансе «Ритм 0», зритель мог взять любой предмет со стола, от розы до скальпеля, и использовать его на теле художницы. И эта работа полностью про зрителя, а не про художницу. Меня восхищает степень изящества, с которой такой минимальный жест может привести к такому глубокому прострелу слоев, по-моему это и есть настоящая гениальность. Возможно, я никогда не буду настолько точна, но мне бы очень этого хотелось.

studio visit

Author: Katya Savchenko

Photos: Ilya Nikitin. The photographs were scanned and developed with the support of the Perspektiva photo laboratory

07 May, 2024