Where the beauty gets created: at Vova Perkin’s studio

studio visit

Author: Vladimir Serykh

Photos: Pavel Borisov

23 December, 2024

Vova Perkin performs simultaneously in multiple roles. He is a rather productive artist who advances both in creating new works and preparing personal projects. At the same time, he is a curator who manages the projects of his colleagues at the “Our Utopia” association. Not to mention collaborating with major brands, publishing books, or participating in markets.

Read about how he manages to do it all in our newest interview.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Я ПРЕКРАСНО ЗАПОМНИЛ НАШЕ ЗНАКОМСТВО. ЭТО БЫЛИ МОИ ПЕРВЫЕ ДНИ РАБОТЫ В ММОМА — МЕНЯ КИНУЛИ В САМОЕ ПЕКЛО СОВМЕСТНОГО ПРОЕКТА С «АЗБУКОЙ ВКУСА». ПЕРВЫЙ ИЛИ ВТОРОЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ: МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ НА МОНТАЖЕ И НАЧИНАЕМ КЛЕИТЬ ДЕСЯТКИ (ЕСЛИ НЕ СОТНИ) ТВОИХ ГРАФИЧЕСКИХ ЛИСТОВ И РАССТАВЛЯТЬ ПО МАГАЗИНУ ТВОИ МЯГКИЕ ИГРУШКИ. А УЖЕ ЧЕРЕЗ ПАРУ ДНЕЙ Я РАЗВЕШИВАЛ ОРАКАЛ ПО ШЕСТИ АДРЕСАМ ЦЕЛУЮ НОЧЬ. ПРОХОДИТ ЕЩЕ НЕДЕЛЯ — И МЫ СМОТРИМ ВИДЕО, ГДЕ ВАСИЛИЙ ЦЕРЕТЕЛИ РАЗГОВАРИВАЕТ…

С дядей Грибой!

ДА! И С ТЕХ ПОР ПРОШЛО — СТРАШНО ПОДУМАТЬ — ТРИ ГОДА. У ТЕБЯ ЗА ПЛЕЧАМИ КРУПНАЯ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА, НЕСКОЛЬКО ПЕРКИНАЛЛЕ, КНИГИ И ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ. КАК ЗА ЭТО ВРЕМЯ ИЗМЕНИЛСЯ ВОВА ПЕРКИН?

Перкин наконец может без сомнений сказать, что он — художник. В начале карьеры всех одолевают сомнения, но кажется, что я наконец от них избавился. Поворотным событием стала персональная выставка в ММОМА, где были собраны работы, созданные за последние 8 лет. Я провел по ней очень много экскурсий, в какой-то момент сотрудники музея даже удивлялись моей активности. Мне же повезло увидеть сотни новых людей и, что важно, заново взглянуть на свои работы. Тогда и произошла трансформация, начался какой-то новый виток моего пути. Сейчас я стал мыслить иначе. Дальше Перкин будет идти по городам.

МЕНЯ ЭТО В ТЕБЕ УДИВЛЯЕТ. СО СТОРОНЫ ТЫ КАЖЕШЬСЯ ЯРКИМ, В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ ЛЕГКОМЫСЛЕННЫМ ХУДОЖНИКОМ. НО НА ДЕЛЕ ПРЕТЕНДУЕШЬ НА ТОТАЛЬНОСТЬ, КОГДА ГОВОРИШЬ О СВОЕМ ИСКУССТВЕ.

Дело в том, что я не провожу границы между личной жизнью, искусством или работой. Все движется в естественном потоке, так же случаются и коллективные проекты в рамках «Нашей Утопии». При этом мы работаем вдолгую. У меня, например, до 2026 года уже расписаны проекты.

НЕ КАЖДЫЙ ХУДОЖНИК (И ДАЖЕ МУЗЕЙ) МОЖЕТ ПОХВАСТАТЬСЯ ТАКИМ ГОРИЗОНТОМ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Надо ведь жить дальше и планировать свою жизнь. Планы — они, конечно, капканы. Но шаг за шагом нужно двигаться в намеченном направлении. Работать гораздо удобнее, когда ты знаешь, чем займешься после того или иного проекта. Я даже не могу объяснить это точнее — возможно, я просто счастливый человек и привык так жить.

ЕСЛИ НЕ СЕКРЕТ, НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ ТЫ СЕЙЧАС РАБОТАЕШЬ?

В этом году мы уже были на юге. Затем Андрей Малахов позвал нас на север — в центр современного искусства «Сияние» в Апатитах. В следующем году мы шагаем на восток. Третья Перкиналле пройдет в трех городах. В этом нам помогает Вольгинский завод литьевых пластмасс — наш партнер, который, несмотря на трудные времена, берет на себя ответственность по перевозкам и очень помогает в организации выставок.

Не могу раскрыть все карты, но скажу, что эти города родные для некоторых участников нашего коллектива. Насчет проектов, которые запланированы на 2026 год, мы пока ведем разговоры с площадками.

ЗВУЧИТ ТАК, БУДТО Я ГОВОРЮ НЕ С ХУДОЖНИКОМ, А С ДИРЕКТОРОМ МУЗЕЯ. МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ, КАК ВОКРУГ ТЕБЯ ОБЪЕДИНЯЮТСЯ ЛЮДИ И КТО СТОИТ ЗА ВСЕМИ ПРОЕКТАМИ — ВРОДЕ ПЕРКИНАЛЛЕ И «НАШЕЙ УТОПИИ»?

Наверное, мой главный соратник, без которого не получилось бы «Нашей Утопии», — это Дима Маконда. В 2015-2016 годах мы стали делать с ним первые выставки. Уже тогда меня черт пнул — в голову пришла идея ездить с ними по городам. Уже в 2016 году мы поехали в Казань, где показали самый неудачный проект. Но там же встретили Лизу Плаксу. Так мы и находили новых соратников. Может быть, это судьба. Ты просто не ожидаешь, что встретишь новых людей, — они сами появляются в твоей жизни и становятся ее частью. Лиза, например, тогда даже не пробовала рисовать. А сегодня ее огромные холсты уже висят в частных коллекциях — какой талант раскрыли!

А ЧТО В ПРИНЦИПЕ ЗНАЧИТ «НАША УТОПИЯ»?

«Наша Утопия» — это единый блуждающий организм. И вместе с тем это карта, на которой отмечены ее жители: Вова Перкин, Дима Маконда, Сережа Фили, Лиза Плакса, Дима Рае и Арчиликий. Туда попадает вся наша жизнь, окружение, другие художники. Мы в какой-то степени архивируем всю нашу жизнь. Мне всегда было интересно, а что скажут люди про нас лет через сто? Вот они тоже спросят: а что такое «Наша Утопия»?

Обычно в таком случае открывают книги, написанные про художников. Читают, где они были, что делали, с кем общались, куда ходили. Это все, конечно, обрастает мифами и выдуманными историями. А мы выступаем за точность. И на нашей карте можно найти и мастерскую Сергея Борисова, и музей АРТ4 (который мы прозвали баней Мухи-Цокотухи), и что-нибудь еще. Она разрастается не только благодаря мне, но и благодаря другим людям — это коллективная работа.

ОБЫЧНО ТАКОЙ РАБОТОЙ ЗАНИМАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ. НО ВЫ РЕШИЛИ САМИ ПИСАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ.

Эта идея пришла нам в голову на первой Перкинале. После первых экскурсий я понял, что никто из зрителей ничего не понимает. И чтобы объяснить контекст, я стал вводить в рассказ какие-то локации. Люди стали легче ориентироваться в нашем воображаемом мире. Каждая локация — например, Республика Банания, территория Сережи Фили и моя республика Брокколя — отличается стилистически.

И эта карта подвижна, мы обновляем ее каждый год. Раньше, например, республику бананов и брокколи разделяла стена. Но в прошлом году эта стена сломалась — мы сделали две огромные картины, где бананы вместе с брокколи сносят преграду. Мы архивируем все изменения. И надеюсь, в будущем выпустим целую книгу про ее историю.

Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЛ, ЧТО В ТЕБЕ ЕСТЬ ТАКАЯ ТЯГА К АРХИВАЦИИ ВСЕГО И ВСЯ.

Я в принципе люблю коллекционировать, собирать что-то, архивировать и потом во всем этом рыться. Но я хочу, чтобы это все выходило в свет, — с теми же книгами все сложно. Нужно собрать много материалов, идей, вложить в нее много труда и времени.

ТЕБЕ ЕГО ХВАТАЕТ, КСТАТИ?

Не хватает, к сожалению!

ТО ЕСТЬ МЫ ЕЩЕ И НЕ ВИДИМ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ?

Конечно! Много времени и сил уходит на переписку, составление планов, разговоры, взаимодействие с площадками. А нужно еще не забывать писать картины! Многое я успеваю, но книжки действительно требуют от тебя отдачи. На одну уходит около года. Виктор Гоппе мне как-то сказал, что иногда нужно откладывать вещи на потом. Например, пишешь холсты четыре месяца, потом занимаешься книгой. Я пока его совету не следую, но буду пытаться.

А ТЫ САМ УЧАСТВУЕШЬ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ВСЕХ ПРОЕКТОВ? Я ПОМНЮ, ЧТО НА ПРОЕКТЕ С «АЗБУКОЙ ВКУСА» МЫ БУКВАЛЬНО ВМЕСТЕ РАБОТАЛИ НА МОНТАЖЕ.

Мне нравится контролировать все процессы. В последнее время мне с этим помогает Лиза Плакса — она берет на себя половину всего менеджмента. Когда я работал с музеем, то было полегче: там помогала команда профессионалов. Но в случае с Перкиналле все ложится на наши плечи.

Но я не жалуюсь. Одно удовольствие, например, переписываться с художниками — особенно со старшим поколением. С площадками проще взаимодействовать на месте, поэтому мы часто приезжаем в другой город. Да-да, нет-нет — и вот уже все проблемы решены. Нам в этом смысле стали доверять. Мы смогли себя зарекомендовать как слаженная команда.

ХОЧУ УЙТИ ОТ МЕНЕДЖМЕНТА В СТОРОНУ НЕПОСРЕДСТВЕННО ТВОЕЙ ПРАКТИКИ. НЕДАВНО Я ЛИСТАЛ ТВОЙ INSTAGRAM И НАТКНУЛСЯ НА ФОТОГРАФИЮ, ГДЕ ТВОЯ КАРТИНА СТОИТ ВПРИТЫК К РАБОТЕ ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ. И ДО МЕНЯ ДОШЛО — НА САМОМ ДЕЛЕ ТЫ ОЧЕНЬ БЛИЗОК К ВОТ ЭТОЙ ЦЕРЕТЕЛЕВСКОЙ МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ. ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО РАНО ИЛИ ПОЗДНО ТЫ САМ БУДЕШЬ РАЗРАБАТЫВАТЬ ДИЗАЙНЫ АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК В РОДНОМ МАЙКОПЕ, КАК ЭТО ДЕЛАЛ В СВОЕ ВРЕМЯ ЦЕРЕТЕЛИ.

Я рад, если люди это видят, потому что я и им, в том числе, вдохновляюсь. И мне в целом симпатичны художники, которые занимаются творчеством на протяжении всей жизни. Не каждый это сможет. Некоторые не выдерживают дистанцию ни в десять, ни в пять лет. Когда я вижу такие масштабы, то испытываю белую зависть. И, конечно, я сам хотел бы постоянно расширять поле своей деятельность — и к остановкам бы приложил руку.

Но я бы не стал брать на себя ответственность оформления всего мира. Разнообразие — это прекрасно. Я бы привлек весь свой коллектив и каких-нибудь еще художников.

ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ КАКУЮ-ТО СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ХУДОЖНИКАМИ?

Я всегда говорю, что у нас три учителя — Сергей Борисов, Андрей Бартенев и Виктор Гоппе. Это мастодонты старшего поколения. Сергей Борисов — вообще человек эпохи, я считаю. Как только он начинает что-то рассказывать, ты уже сидишь с открытым ртом. Мне кажется, я и мои друзья продолжаем их традиции — как минимум, потому что проводим с ними много времени и сохраняем их истории. Наверное, это самое главное. Искусство должно идти вперед.

СТОИЛО ЗАГОВОРИТЬ О СОВЕТСКОМ ИСКУССТВЕ, КАК МЫ ВДРУГ СТАЛИ ГОВОРИТЬ ЛОЗУНГАМИ…

Я бы хотел сделать десятиэтажную мозаику с любым лозунгом! На доме, где находится наша мастерская, уже есть такая. И там написано: «Мы новый мир построим». Хочется что-то добавить: меня с манифестом, Маконду с флагом…

МЕНЯ ВООБЩЕ УДИВЛЯЕТ, КАК ТЫ СО СВОИМ КРУГОМ СУЩЕСТВУЕШЬ ВНУТРИ ТОГО, ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ «СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ». ТВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ БАРТЕНЕВА И В КАКОМ-ТО СМЫСЛЕ СОЧИНСКОЙ «ГИЛЬДИИ КРАСИВЫХ». ИХ ЮЖНОЕ ЛЕГКОМЫСЛИЕ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ПРОТИВОСТОИТ МОСКОВСКОЙ СЕРЬЕЗНОСТИ.

Мы уже привыкли слышать, что нас притягивает «несерьезное» и яркие краски. У меня сложилось ощущение, что мы действительно идем параллельно каким-то другим сложившимся линиям. Но те, кто смотрят на нас с предубеждением, просто не пытались понять наше искусство.

Взять, например, холст «Слоновый сервиз в посудной лавке». Это картина о всех людях, о нашем бытии. Каждый начинает свой путь в качестве маленькой чайной чашечки в семейном сервизе. Кто-то из нас хрупкий как фарфор, а кто-то, наоборот, сделан из сверхпрочного керамического титана. Кто-то изящен в своих формах, а кто-то — груб или прост. Быть может, ваш сервиз разбросало по миру. Или наоборот, вокруг вас много посуды. В конце концов мы все обрастаем «посудными» друзьями, становимся старыми чайниками, окруженными хороводом молодых чашек со сверкающими блюдцами.

У каждого человека свой вкус. Есть те, кто изначально сомневался в наших работах. А потом меняли мнение. Мне кажется, что проблема кроется в другом. В российском искусстве, по мнению зрителей, должно быть страдание. Оно не может быть позитивным или ярким. Хотя я вообще считаю, что в России живет много веселых людей с превосходным юмором.

МЫ СИЛЬНО ВПЕЧАТЛЕНЫ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Но «День опричника» — очень веселый текст!

РАЗ УЖ МЫ ГОВОРИМ В МАСШТАБАХ ВСЕЙ СТРАНЫ, ТО МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ, КАК ТЕБЕ РАБОТАЕТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОСКОВСКИХ ИНСТИТУЦИЙ?

По всей стране разбросаны интересные музеи. Когда мы делали выставку в Майкопе, то удивились, что там настолько прекрасное здание. Там не просто красивые интерьеры, за ними очень нежно ухаживают. И работают соотвественно — как единый живой организм. Мне особенно понравилась хранительница. Мы монтировали скульптуру Яблокожего, названного так в честь города. Майкоп ведь — долина яблок. Она к нему подошла и начала восхищаться: «Боже, какой яблокожий! Я его люблю! Молиться за него буду, боже!». Очень приятная женщина.

Сотрудники музея буквально открывают душу нараспашку. Ты можешь выпить с ними чай, пойти в гости и познакомиться с родственниками. Несмотря на неожиданное закрытие выставки, у меня осталось приятное впечатление от этого опыта.

А МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ПРО СВОЮ ПОСЛЕДНЮЮ КНИГУ?

Это нечто вроде пособия, которое написал Андрей Бартенев, своего рода учебник для молодых художников. Он описывает, как я проделал свой путь, — с самого начала до сегодняшнего дня. Бартенев смотрит на эту историю, скорее, как куратор. Где-то я с ним спорю, где-то соглашаюсь… Словом, это такой диалог, подводящий итоги нашего десятилетнего сотрудничества. Там очень много фотографий, работ, архивных материалов, смешных цитат и манифестов. Ее выпуск поддержало сообщество МИРА в Суздале. Словом, большая книга вышла!

ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ ТЫ И ЕСТЬ МОЛОДОЙ ХУДОЖНИК. НО УЖЕ УСПЕВШИЙ МНОГОЕ: И С БРЕНДАМИ ПОСОТРУДНИЧАТЬ, И ПЕРСОНАЛЬНУЮ ВЫСТАВКУ В ММОМА ПРОВЕСТИ. МЫ УЖЕ ОБРОНИЛИ МНОЖЕСТВО ФРАЗ-МАНИФЕСТОВ, И Я ПРОСТО ХОЧУ СПРОСИТЬ: ЧТОБЫ ТЫ СКАЗАЛ СВОИМ ЮНЫМ (И НЕ ОЧЕНЬ) КОЛЛЕГАМ?

Наверное, банальность в духе: все будет хорошо!

КУДА БЫ ТЫ НИ ШЕЛ?

Давай я лучше расскажу о том, что вертится в моей голове каждый день. Навязчивые идеи — наши путеводные звезды. Первое, что приходит в голову — это и есть то, что тебя тревожит, что заставляет двигаться и что-то делать. Не нужно больше ничего выдумывать, надо действовать.

studio visit

Author: Vladimir Serykh

Photos: Pavel Borisov

23 December, 2024