Where the beauty gets created: in the Anna Andrzhiyevskaya’s Barcelona studio

studio visit

Author: Marina Antsiperova

Photos: Evgeniy Garkusha

09 March, 2023

Over the past year, Anna Andrzhiyevskaya, a female artist known for her colourful and surrealistic creations, has collaborated with various brands such as befree clothing and "Like a Sun" candles. During our visit to her studio in Barcelona, where she resides with her husband and dog, we discussed the emergence of commercial projects in her career, the influence of surrealism on her art, and some unexpected experiences she encountered in Spain.

Andrzhiyevskaya's art has been featured in notable institutions such as the Museum of Russian Political History, the Saint Petersburg Museum of Art, the Museum of Modern Art in Antwerp, the Museum of Modern Art PERMM, the Saint Petersburg Street Art Museum, as well as in private collections. Her intricate works evoke the complexities of surrealistic poetry and transport viewers into vivid, colourful dreamscapes.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

ГДЕ ТЫ СЕЙЧАС НАХОДИШЬСЯ?

Я в Барселоне. Так получилось, что теперь моя мастерская — одна из комнат дома. Я здесь с июля. Испанию я выбрала по нескольким причинам: прежде всего, здесь есть множество способов для легализации проживания и еще классная фишка — можно податься на долгосрочную визу, находясь в стране. В какой-то степени мы просто ткнули пальцем и поехали. Я здесь впервые, а вот Женя, мой муж, уже был в Испании, но не в самой Барселоне, поэтому мы выбрали этот город. Мне важно быть в культурной среде, а Барселона — именной такая. Если честно, Испания превзошла мои ожидания. Я рада, что я тут.

КАК ДУМАЕШЬ, ЭТО ПОВЛИЯЛО НА ТО, ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ, НА ТВОЙ СТИЛЬ ИЛИ НЕТ?

После начала (здесь было слово, запрещенное в РФ) у меня был период, когда я вообще ничего не могла делать. Сейчас вроде как снова могу. Наверное, все изменилось, и стиль тоже.

Скорее изменилась тема, с которой я работаю — теперь пишу про побег, укрытие или убежище. Я ехала сюда на машине через всю Европу, это путешествие стало для меня очень мощным опытом.

КАЖЕТСЯ, ЧТО КАК ТЫ УЕХАЛА, КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ТЕБЯ ПОШЛА НА ВЗЛЕТ. Я ЗНАЮ КАК МИНИМУМ ПРО КОЛЛАБОРАЦИЮ С BEFREE И ПРОЕКТ «КАК СОЛНЦЕ».

Да, это так. Коллаборация с Befree тянется долго, мы работали над коллекцией год-полтора (там очень сложный и многоэтапный процесс производства), и она только вышла. Проект свечей с «Как Солнце» начался летом. А вообще, я думаю, что это работает примерно так: чем больше коллабораций ты делаешь, тем больше коллабораций ты делаешь. Я только в начале этого пути.

ТЫ САМА ДОВОЛЬНА? СВЕЧИ, КАК МНЕ КАЖЕТСЯ, ПОЛУЧИЛОСЬ ВООБЩЕ СУПЕР. Я ЛЮБЛЮ ВСЕ СТРАННОЕ, А ОНИ МАКСИМАЛЬНО ТАКИЕ. ЭТО ТВОЙ ПЕРВЫЙ ОПЫТ С АРОМАТАМИ?

Да, это мой первый опыт, но я очень хотела этого. Я заметила, что многие художники начинают работать с ароматами. Помню, была резидентка в «Открытых мастерских» на Винзаводе девушка-парфюмерша. Еще в музее PERMM была классная работа с ароматами. Конечно, меня это все очень интересовало, но я не знала, как к этому подступиться, поэтому более чем довольна получившимся. Мне хотелось, чтобы они все были на контрасте: присутствовали сладкий и горький, природный и технический ароматы. Мне вообще нравятся такие запахи битума, бензина и свежего асфальта.

Я ВСЕГДА ТЕБЯ ХОТЕЛА СПРОСИТЬ, КАК ТЫ ПРИДУМЫВАЕШЬ ВСЕ ЭТИ CRAZY ОПИСАНИЯ СВОИХ РАБОТ. ОНИ ПОЧТИ КАК КОРОТКИЕ СТИХИ С СОВЕРШЕННО БЕЗУМНЫМИ ПЕРСОНАЖАМИ: БЕЛКИ-ЖОНГЛЕРЫ, ГИЕНЫ-ДРЕССИРОВЩИКИ, АНГЕЛЫ-АКРОБАТЫ И СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. КАК ОНИ ВСЕ К ТЕБЕ ПРИХОДЯТ?

Нет, я не пью и не употребляю наркотики. В какой-то степени для меня утомительно делать описания.

ПРАВДА? КАЖЕТСЯ, ЧТО ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ.

Да, но поэтому они такие короткие. В них я просто перечисляю все, что нарисовано, это не трактовка, но мне очень нравится, когда в живописи есть символизм. Этого очень много в аллегорических картинах. Обычно, аллегорические символы у старых мастеров одни и те же, и они просто используют их от работы к работе. Современные художники, начиная с 20 века, массово придумывают свою типологию, какой персонаж или предмет что значат. Самое простое — паук у Луиз Буржуа, который символизирует ее мать. Мне это интересно. Хотя, с другой стороны, я не хочу обременять зрителя своей трактовкой. Мне хочется, чтобы любой человек мог на эмоциональном уровне что-то считать и придумать свою историю с нелинейным повествованием.

ЕСЛИ ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ АЛЛЕГОРИЯ, ТО В КАРТИНАХ, ПОЛУЧАЕТСЯ, ЕСТЬ МОРАЛЬ?

Нет, морали в них точно нет. Я не мыслю в таких категориях, это не поучительное искусство. Но логика и нарратив есть. Например, чаши в картах таро — это то, что связано с эмоциями. Символика передает эмоции. Или лягушка: в русских народных сказках — часто является проводников из потустороннего мира в реальный, поэтому она у меня тоже часто встречается.

КАК РОЖДАЕТСЯ СЮЖЕТ? ТВОИ СНЫ КОЧУЮТ В КАРТИНЫ? Я ПОМНЮ, ЧТО ТЫ ГОВОРИЛА, ЧТО ТВОИ РАБОТЫ, КАК ОБРЫВКИ САМЫХ ЯРКИХ СНОВ, НАСКОЛЬКО ЭТО ВСЕ ПЕРЕСЕКАЕТСЯ?

Обычно это все-таки не пересказ сна. Меня просто интересует какая-то тема или вопрос и я хочу рассказать историю, но стесняюсь быть совсем откровенной со зрителем. Именно поэтому я стараюсь сохранить некоторую дистанцию и создаю такие странные образы. Мне кажется, что в целом мое послание зрители понимают. Достаточно названия как ключа к произведению.

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧЕМ ДАЛЬШЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ СТАНОВЯТСЯ ТВОИ РАБОТЫ?

Да, общая динамика такая. Сейчас мастерская меньше, поэтому они снова уменьшились.

СМОТРЮ, КАК ТЫ ИНТЕРЕСНО РАБОТАЕШЬ НАД КАРТИНАМИ. ПРАВИЛЬНО Я ПОНИМАЮ, ЧТО СНАЧАЛА РИСУЕШЬ ФОН?

Да, я сначала рисую фон, делаю белую подкладку под всех персонажей и важные детали. Это нужно, чтобы они были более яркими.

ПОЧЕМУ ТЫ, КСТАТИ, НЕ РИСУЕШЬ СВОЮ СОБАКУ?

Как это не рисую. Она везде!

КСТАТИ, ЕСТЬ КАКИЕ-НИБУДЬ НЕОЖИДАННЫЕ РАДОСТИ ОТ ЖИЗНИ В ИСПАНИИ? НАПРИМЕР, ОЛЯ АВСТРЕЙХ ГОВОРИТ, ЧТО В ТЕЛЬ-АВИВЕ ОЧЕНЬ ДЕШЕВЫЕ ОГРОМНЫЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ ХОЛСТЫ. ПОРАЗИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ, ВСЕ ДОРОГО, А ЭТО ДЕШЕВО.

Я нашла практически все подрамники на улице рядом со своим домом. Это было странно, потому что с них очень небрежно срезали работы, просто посередине вырезали прямоугольники.

КАКИЕ У ТЕБЯ БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ?

Так получилось, что у меня достаточно далекие планы. Пока самый ближайший — это резиденция в октябре в Каталонии. Остальное пока неизвестно. Хочу поработать с местными галереями: их тут множество. Очень интересно, что здесь очень большое внимание уделяется графике, в том числе печатной фотографии и, что совсем странно для меня, большой скульптуре. Я понимаю, что здесь коллекционеры имеют большие загородные дома и, так как тут редко бывают дожди, они могут ставить искусство у себя в саду.

КАК ПРОХОДИТ ТВОЙ ДЕНЬ В БАРСЕЛОНЕ?

Я сейчас очень интенсивно учу испанский язык. Получается, что я как школьница, которая учится в первую смену. Первую половину дня посвящаю занятиям, а потом отдыхаю и делаю свои дела.

А У ТЕБЯ ЕСТЬ КОЛЛАБОРАЦИЯ МЕЧТЫ?

Да! Мне очень нравится, какие коллаборации с художниками делала Скиапарелли.

studio visit

Author: Marina Antsiperova

Photos: Evgeniy Garkusha

09 March, 2023