Where the beauty gets created: at Anna Demina’s studio

studio visit

Author: Sasha Zhirnova

Photos: Varvara Toplennikova

14 February, 2024

The new face of our «Studio visit» section is the young artist Anna Demina, who works with classic graphic and pictorial techniques while experimenting with materials and often using wood.

We had the opportunity to visit her studio and speak about her journey from iconography to contemporary art, why painting nature is more interesting than painting people, and what places of power inspire the artist.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

КОГДА ИСКУССТВО ПОЯВИЛОСЬ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ? ТЫ С САМОГО ДЕТСТВА ЗНАЛА, ЧТО БУДЕШЬ ХУДОЖНИЦЕЙ?

Мои родители художники, мама — график, папа — скульптор, но я до старшей школы не думала, что пойду по их стопам. Я фантазировала об очень многих профессиях! И археологом хотела быть, и физикой серьезно заниматься, но, в целом, это было, скорее, проявлением любознательности, чем серьезными увлечениями.

КАК ТЕБЕ СЕЙЧАС РАБОТАЕТСЯ С РОДИТЕЛЯМИ ХУДОЖНИКАМИ? ВЛИЯЮТ ЛИ ОНИ КАК-ТО НА ТЕБЯ?

Думаю, что на меня с детства оказывало определенное влияние то, что родители художники. Это все-таки очень интересно! И очень хотелось их удивить, сделать что-то своими руками. Сейчас мы советуемся друг с другом, иногда просто показываем свои работы. Особенно интересно смотреть мамины пленэрные картинки и зарисовки, у нее получаются очень живые акварели!

РАССКАЖИ О СВОЕЙ МАСТЕРСКОЙ. ГДЕ ОНА НАХОДИТСЯ И КАК ДАВНО ТЫ В НЕЙ РАБОТАЕШЬ?

Я работаю в мастерской с ноября прошлого года. Мысль о том, что у меня будет свое пространство казалась фантастической, но я вдруг встретила человека, с которым захотелось объединиться, место, в котором мы сейчас постепенно обживаемся и в котором нам очень хорошо.

ПОЛУЧАЕТСЯ, ВЫ ДЕЛИТЕ ОДНО ПРОСТРАНСТВО ВДВОЕМ С КЕМ-ТО. МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ РАССКАЗАТЬ, С КЕМ ВЫ ЕГО ДЕЛИТЕ И КАКИМ ОБРАЗОМ?

Мы с Настей Горбуновой познакомились в лаборатории для молодых художников «Азы», при NII SREDA, по завершении которой она планировала съезжать из своей старой мастерской, а мне тоже она была нужна. Так слово за слово и вот мы уже поехали смотреть помещение и на следующий день подписали договор. Было очень волнительно. У Насти свой бренд керамики vague ceramics.

МЕШАЕТ ЛИ ВАМ РАБОТА ДРУГ С ДРУГОМ ИЛИ, НАОБОРОТ, ВДОХНОВЛЯЕТ И ДОБАВЛЯЕТ МОТИВАЦИИ БОЛЬШЕ РАБОТАТЬ?

Нам хорошо работать вместе, после переезда выяснили, что у нас даже плейлисты похожие. У Насти молодой бренд керамики, и мне очень нравится, что она делает. В перерывах на кофе обсуждаем дела, рабочие и бытовые моменты, делимся идеями и, конечно, поддерживаем друг друга.

КАКУЮ ЧАСТЬ ТВОЕЙ ЖИЗНИ ЗАНИМАЕТ МАСТЕРСКАЯ?

Я стараюсь ходить в мастерскую как на работу. Это было одной из главных для меня задач — разделить рабочее время и нерабочее, потому что, работая дома, я сильнее уставала. Получалось так, что я работала все время, но и отвлекалась часто, переключаясь на быт, и не могла концентрироваться на чем-то одном долго.

КАК ТЫ ПРИШЛА К ТОМУ, ЧТО ТЕБЕ НЕОБХОДИМА МАСТЕРСКАЯ? В КАКОЙ МОМЕНТ СВОЕЙ ПРАКТИКИ ТЫ ОСОЗНАЛА НУЖДУ В НЕЙ?

Я долгое время работала с очень маленькими форматами, с деревом, а когда переходила на размеры от полутора метров, это значительно усложнило жизнь моей семье. Кроме того, живопись — это работа с разбавителями, растворителями, и не всегда эти штуки приятно пахнут. И, если я к этому привыкла и не обращаю внимания, то моим родным было сложно.

А КАК ВООБЩЕ ТВОИ РОДНЫЕ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ, ЧТО ТЫ ХУДОЖНИЦА?

Поддерживают! Мне в этом плане повезло, потому что почти все в семье художники — никто не удивляется и не спрашивает: «Ну, а работаешь-то кем?».

КАКИМ ОБРАЗОМ СКЛАДЫВАЕТСЯ ТВОЯ РУТИНА В МАСТЕРСКОЙ?

Ритуалов пока нет. Но, думаю, через некоторое время обязательно появятся. Все обычно — работаю, прокрастинирую (тоже увлекательно), снова работаю.

ТЫ ЧАСТО ВЗАИМОДЕЙСТВУЕШЬ С ДРУГИМИ ХУДОЖНИКАМИ? ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ТАКАЯ ПОТРЕБНОСТЬ?

Да, конечно! Я очень люблю общаться, хотя иногда по мне не скажешь. Мне сложно общаться в большой компании, скорее, я разговорюсь с кем-то один на один. Я рада, что у меня есть соседка по мастерской. Это хорошо, когда есть возможность отвлечься от работы на разговор, или, наоборот, благодаря этому настроиться на работу.

РАССКАЖИ, ПОЖАЛУЙСТА, О СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. КАК ОНА МЕНЯЛАСЬ СО ВРЕМЕНЕМ И К ЧЕМУ ТЫ СТРЕМИШЬСЯ?

Я работаю периодами «графика — живопись», иногда эти периоды длятся год или полгода. Сейчас в мастерской я чувствую, что могу перейти на большой формат, меня это очень воодушевляет. Готовлю серию больших живописных пейзажей.

ТО ЕСТЬ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ОТ ТЕБЯ СТОИТ ЖДАТЬ БОЛЬШИЕ ФОРМЫ?

Да! Хочется попробовать сделать панораму на несколько метров, чтобы была возможность полностью погрузиться и погрузить зрителя в новое пространство. Но и с маленькими работами на дереве я продолжаю работать!

КАКИЕ ОСНОВЫ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ В СВОЕЙ ПРАКТИКЕ?

Я стараюсь подбирать основу в зависимости от идеи. Сейчас, например, в «свободных мастерских» я учусь работать с объектами, для меня это что-то совсем новое. До этого я много работала с деревом в качестве основы, потому что мне этот материал близок идейно. В институте у меня был диплом с реставрацией иконы, и я прониклась к материалу.

РАССКАЖИ О ТОМ, ГДЕ ТЫ УЧИЛАСЬ И КАК ТАК ВЫШЛО, ЧТО ТВОЙ ДИПЛОМ — ЭТО РЕСТАВРАЦИЯ ИКОНЫ? ЧТО ТЕБЕ ДАЛ ЭТОТ ОПЫТ?

Я окончила МГАХИ им. В.И. Сурикова факультет живописи, мастерская Айдан Салаховой, и параллельно — отделение реставрации. Мне очень нравилось заниматься кропотливой работой с иконами и открывать для себя новые возможности в современном искусстве.

КАК ОТ РЕСТАВРАТОРА ИКОН ТЫ ПРИШЛА К СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ?

Мне больше хотелось заниматься искусством, писать картинки, этюды, я недолго работала реставратором, быстро поняла, что мне не подходит. Но, думаю, реставрация во многом сформировала меня как художницу и мой подход к работе.

ЧТО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ В РАБОТЕ?

Я вдохновляюсь образами природы, воспоминаниями о прогулках в лесу, в поле, воспоминаниями о поездках. Чаще всего, когда появляется свободное время, я стремлюсь куда-нибудь ненадолго уехать.

У ТЕБЯ ЕСТЬ МЕСТА СИЛЫ?

В поездках направления не так важны, главное — с кем. Есть заветная мечта — отправиться в путешествие с любимым человеком, с палаткой и котами (у меня двое, рыжие). Но это, конечно, безумие! Я очень ценю возможность путешествовать на машине, мне нравится чувство свободы. Если выбирать направление, куда я бы хотела поехать, думаю, всегда могу назвать север. Север за Мурманском, вокруг Архангельска, Белое море, Ладога.

В ТВОИХ РАБОТАХ И ПРАВДА МНОГО ПРИРОДЫ. ПОЧЕМУ ТЫ ВЫБРАЛА ПИСАТЬ ИМЕННО ПЕЙЗАЖИ?

Мне нравится, что в пейзаже получается максимально честно говорить со зрителем. В природе можно найти ответ на волнующий вопрос, легче быть искренним, нет нужды притворяться кем-то еще.

Мои работы — это пейзажи-порталы, пейзажи-воспоминания. Мне нравится, когда получается затронуть воспоминания и чувства зрителя, иногда в названиях я рассказываю маленькие истории, фрагменты о путешествиях, как бы дополняя уже заданное изображением состояние.

КАК БЫ ТЫ ОПИСАЛА ВИЗУАЛЬНЫЙ ЯЗЫК СВОИХ РАБОТ?

Мерцание, невыразимое, созерцательная мечтательность, но одновременно напряжение, тревожность, а иногда и отчужденность прекрасного, много нежности и сострадательности.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЛЮБИМЫЕ ХУДОЖНИКИ ИЛИ ХУДОЖНИЦЫ? РАВНЯЕШЬСЯ ЛИ ТЫ НА КОГО-НИБУДЬ?

Недавно я надолго зависла с альбомом Андрея Красулина, впечатлили его работы — объекты и живопись. Думаю, важно следить и за тем, что делают молодые художники, что вообще происходит в художественной среде в других городах и странах.

КАК ДУМАЕШЬ, КАКОЙ ХУДОЖНИЦЕЙ ТЫ БУДЕШЬ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ?

Сложно сказать. На самом деле, хочется просто работать и пробовать разное, экспериментировать с основами и материалами, находить формы, объекты. Понимать, что и зачем я делаю. Продолжать быть честной по отношению к себе.

Мне нравится, что я меняюсь, нравится, как именно. Есть чувство, что все происходит, как надо. Я думаю, картины, которые я сейчас пишу, адекватны моему состоянию, потому что для меня это, действительно, не просто пейзажи, эти образы рассказывают о том, как я чувствую мир. Я планирую через год, пять лет и двадцать продолжать прислушиваться к себе, будь я в гармоничном состоянии или растеряна — все это имеет смысл.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ МЕЧТА ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ВЫСТАВКЕ?

Во-первых, я очень доверяю кураторам и ценю их работу, я уверена, что хорошие экспозиции рождаются в соавторстве художника и куратора, во-вторых, идеальное часто скучно, наверное, на самой удачной выставке я буду уже фантазировать о новой.

НАД ЧЕМ ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?

Я делаю серию больших пейзажей, изучаю возможности нового формата, да и свои возможности.

Очень жду персональную выставку «Я буду ждать, когда взойдет заря», которая откроется 14 февраля в Postrigay Gallery. А дальше — небольшое путешествие, и снова в мастерскую, работать, прокрастинировать, снова работать.

studio visit

Author: Sasha Zhirnova

Photos: Varvara Toplennikova

14 February, 2024