Где создается красота: в мастерской Максима Трулова и Ксюши Ласточки

studio visit

Автор: Марина Анциперова

Фото: Варвара Топленникова

21 July, 2022

Побывали в мастерской Максима Трулова и Ксюши Ласточки, а наш главный редактор, Марина Анциперова, поговорила с Максимом о совместной работе в студии, узнала, как кофе стало символом объединения художников Нижнего Новгорода и почему в этом городе такое крепкое комьюнити.

РАССКАЖИ, КАК ВЫ НАШЛИ СВОЮ МАСТЕРСКУЮ?

Это помещение всегда было мастерской, здесь до нас работал Олег Вдовин, ныне покойный художник из Нижнего Новгорода. На тот момент он увлекался запрещенными веществами, и его выселили отсюда, сказав, что он слишком сильно хулиганит. Майя Ковальски рассказала нам про эту мастерскую.

А ВЫ УЖЕ РАБОТАЛИ С КСЮШЕЙ НА ТОТ МОМЕНТ?

Да, и как раз искали мастерскую.

Я ЗНАЮ, ЧТО ВАША МАСТЕРСКАЯ РАБОТАЕТ КАК ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ВСЕХ: МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАМИ И ПОПИТЬ КОФЕ. ВЫ С САМОГО НАЧАЛА ПРИДУМАЛИ, ЧТО БУДЕТЕ ТАК РАБОТАТЬ?

Это всегда было такое место, потому что мастерская — это часть андеграундного клуба, который был в Нижнем лет 15 назад. Он назывался «Соль», и мастерская, в которой мы находимся, одно из пространств этого места. Сейчас естественно клуба нет и все комнаты «Соли» занимают разные ребята, которые занимаются, например, керамикой, наша соседка Марина, либо Коля Бугров, наш сосед, который вообще на все руки мастер, и мы часто обращаемся к нему за советом. Когда мы туда заехали, мы решили, что мастерская всегда будет открыта и начали звать всех знакомых и не очень на кинопоказы. Мы убирали работы и показывали всякие странные фильмы. Потом мы начали делать дни открытых дверей и на некоторые особенные проекты переформатировали пространство мастерской в выставочное пространство. Допустим, была выставка «Времени больше нет», где в центре композиции был гроб, в котором Ксюша хотела похоронить свою депрессию. Мы убрали все работы, оставили только экспозицию выставки Ксюши. Там было огромное количество повторяющихся образов, которые она рисовала каждый день скорее в терапевтических целях. Она копировала, копировала, копировала их на стены. Мы завесили все лишнее, и мастерская работала как выставочное пространство 9 дней. На 9-ый день, ссылаясь на православные каноны, мы устроили вынос гроба и сожгли его недалеко от Волги.

ЧТО САМОЕ БЕЗУМНОЕ ВЫ ДЕЛАЛИ В ЭТОЙ МАСТЕРСКОЙ? ИСТОРИЯ С ГРОБОМ ЗВУЧИТ ЭПИЧНО.

Наверное, как раз выставка с гробом. Были другие выставки, но они были более безобидные. Был проект «Hollow world» — полый мир, про наше увлечение керамикой и что она должна быть полая внутри, поэтому «hollow». Все объекты из керамики, которые мы делали: и Ваня, и Ксюша, и я, мы выставили зимой в сделанном мини-городе из картона и насыпали туда пластикового ашановского снега.

Я НИ РАЗУ У ВАС НЕ БЫЛА, НО ПО ФОТОГРАФИЯМ КАЖЕТСЯ, ЧТО У ВАС ТАМ ТАКОЙ ЧЕРНО-БЕЛЫЙ МИР.

Да нет, там были и цветные работы. Ваня иногда работает в цвете, у него есть «уголок цветного безумия». Но в основном такая сдержанная гамма сложилась у нас.

Мы часто шутим, что это на самом деле это не мастерская, а кофейня. Ты придешь в «Тихую», и скорее всего тебе предложат кофе — так же и у нас. Это связано с тем, что между многими художниками в Нижнем есть определенная «кофейная связь». Связь эта зародилась во времена нашего общего уличного прошлого и того, что нас связывал раньше один человек. Он как раз показал, что можно рисовать не только на улице, а на тех же стенах, только в музеях или вообще делать совершенно новые вещи. И мы тогда все с ним сделали первую выставку в центральном выставочном комплексе, а затем и под «Арсеналом» в Кремле.

  • Проект «Hollow world»
    Проект «Hollow world»

КАКОЙ У ТЕБЯ ФИРМЕННЫЙ РЕЦЕПТ КОФЕ?

Я просто воронку делаю, она как раз в мастерской и стоит. В «Тихой» капельная кофеварка, но нам просто такой объем кофе не нужен. Пока.

А КАКИЕ ЗЕРНА ЛУЧШЕ ВСЕГО?

Наверное, «Сварщица». Мы недавно созванивались с Антоном Мороковым, и я его спрашиваю: «А что у "Сварщицы" самое кислое посоветуешь?». На что он ответил мне, что там все примерно одинаково кислотное, разъедающее желудок. И я думаю «самое то, надо брать!». Вот заказал, скоро побегу забирать. Даже на основе этого можно представить, как обстоит жизнь в Нижнем: заказываем кофе на несколько мастерских. Кофейная связь.

КАК ПОЯВИЛСЯ ВАШ ФИРМЕННЫЙ ПЕРСОНАЖ С БОЛЬШИМИ УШАМИ? ПОЧЕМУ-ТО ЕГО ЧАСТО СЧИТАЮТ ЧЕБУРАШКОЙ.

Это не чебурашка. У Ксюши есть даже работа, где она нарисовала рядом чебурашку и этого персонажа с подписью «you are not me». Она экспериментировала, и в какой-то момент ей захотелось сделать вот эти большие уши. И почему-то это сразу начало ассоциироваться чебурашкой. Мы не против. Ксюша не дает никогда имена и считает, что это какая-то излишняя привязанность. Она часто с грустью расстается с работами, поэтому они все безымянные. Но точно не чебурашки.

ЕСТЬ ЛИ У ВАС В МАСТЕРСКОЙ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ ВЫ НИ ЗА ЧТО НЕ ПРОДАДИТЕ?

Это, наверное, все работы Ксюши, потому что она никогда не хочет их продавать. Какие-то работы есть просто как память, но они даже не в выставочной зоне, а обычно спрятаны где-то глубже. Есть еще Аркадьич, которого мы точно не продадим. Это домовая мышь, которая у нас живет в контейнере из-под икеи, ее соседи поймали. Аркадьич не продается.

А КАКИЕ САМЫЕ БОЛЬШИЕ ОБЪЕКТЫ ВЫ ДЕЛАЛИ В ЭТОЙ МАСТЕРСКОЙ?

Великан, который был на выставке «Your mum’s knight» в «Futuro». Инсталляция «Rise and shine» в высоту 8 метров, в длину 30. Мы, естественно, делали его не сразу целиком, а по частям.

А ВЫ ЧТО БОЛЬШЕ ЛЮБИТЕ: МАЛЕНЬКИЕ ВЕЩИ ИЛИ БОЛЬШИЕ?

Наверное, большие, судя по проектам. Даже вот тот фургон из работы «Cure All», который был в Гараже, тоже достаточно большой. Метра 3, наверное, в длину. Такой внушительный. Керамика в основном маленькая, хотя Ванек любит и большие керамические объекты. Когда как.

  • Выставка «Your mum’s knight» в галерее Futuro
    Выставка «Your mum’s knight» в галерее Futuro
  • Работа «Cure All»
    Работа «Cure All»

РАССКАЖИ, КАК ПРОХОДИТ ВАШ ОБЫЧНЫЙ ДЕНЬ?

Приходим, кофе пьем, что-то рисуем. Ванек обычно раньше с утра приходит, но долго разгоняется, Ксюха наоборот сразу, с ходу, не допивая кофе, начинает работать. Я допиваю. Потом уже что-то начинаю делать.

ВСЕ ЖУРНАЛИСТЫ В КАЖДОМ ИНТЕРВЬЮ СПРАШИВАЛИ ДУБОСАРСКОГО И ВИНОГРАДОВА, КАК ОНИ РАБОТАЮТ ВДВОЕМ, КАК УСЛОВНО ДЕЛЯТ ХОЛСТ. А КАК У ВАС ЭТО УСТРОЕНО? ХОЧЕТСЯ ПОШУТИТЬ: КТО-ТО РИСУЕТ РУКУ, А КТО-ТО НОГУ?

Иногда бывает и так, что кто-то рисует руку, кто-то ногу. Зачастую все эти ушастые персонажи и вообще персонажи — это Ксюхи. Я рисую мир, в котором они обитают. Допустим персонаж, вокруг него домики. Вот эти домики с вероятностью в 90% я делал. Ну или, если есть какие-то другие персонажи, менее мимишные, скорее всего, тоже делал я .

ВЫ СПОРИТЕ?

У нас как-то это естественно получается. Если Ксюха долго мучится над какой-то рукой, то ее делаю я. Она может изначально знать, какой объект она точно не хочет делать: «Тут ты будешь рисовать детальный дробовик, который я точно не буду делать, или детальный меч, который мне точно не хочется». Я такой: «Окей, я буду рисовать меч». Например, я придумал какой-то городок или сюжет и говорю, что там нужен персонаж, который будет грустить или который будет сидеть вот так. Ксюша соглашается нарисовать его.

КАК МЕНЯЮТСЯ ВАШИ ТЕМЫ И ПЕРСОНАЖИ СО ВРЕМЕНЕМ? МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА ГОДА ОНИ КАК-ТО ПОГРУСТНЕЕ СТАЛИ.

С 24 числа точно стали погрустнее. Первые работы были совсем мрачняком. Мы еще с декабря начали пробовать масло, и как-то понеслась вся эта масляная живопись. Мы наносим на деревянные подрамники рандомно-фактурную шпаклевку, как-то хаотично, а потом уже поверх этого шершавого рисунка делаем масляную работу. Из-за сложной ситуации с (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ) случилось так, что все они стали более грустные.

МНОГО ПЛАНОВ У ВАС ОТМЕНИЛОСЬ?

Мы должны были с «Тихой» делать огромную выставку, которую разрабатывали полгода до этого, и открыться в феврале. Выставка как раз и про кофейную связь, и про что-то большее, чем кофейная связь. Все объекты были спланированы, все чертежи сделаны, уже решили запускать производство. И тут это. Это самое обидное, потому что мы с ребятами все продумали, это было настолько ностальгическое, настолько близкое. Они (прим. — «Тихая») как раз должны были открыться нашей совместной выставкой. Это, наверное, самая большая и горькая из потерь. Очень грустно. Может когда-то мы все-таки это сделаем, но все это остается пока в неизвестном «когда-нибудь». Международные проекты тем не менее не отменились. Вот Ванек сейчас уехал в резиденцию в Хельсинки, мы планируем в резиденцию в Латвию, в которой были уже месяц назад и хотим снова продолжить проект. У нас открывается коллективная выставка в Тайване.

ИНТЕРЕСНО, КАК ВАС ВОСПРИНИМАЮТ В ТАЙВАНЕ?

Очень забавно, потому что кажется, будто открылся какой-то портал к южнокорейским коллекционерам, которые обрушились волной на нас. Не знаю, откуда они взялись, как будто у них какой-то чатик южнокорейских коллекционеров, в который мы попали, и они все начали массово писать.
Они тоже пишут теплые слова поддержки. Мол «не волнуйтесь, все пройдет, выстоим, мы также болеем и за вас».

МАША КОРОЛЕВА, ХУДОЖНИЦА «ОБЪЕДИНЕНИЯ», УЧИЛАСЬ В ПИТЕРЕ, ГДЕ ЕЙ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИЛИ, ЧТО НЕ НАДО РИСОВАТЬ АБСТРАКЦИЮ, АБСТРАКЦИЯ — ПРОШЛЫЙ ВЕК, АБСТРАКЦИЯ — ЭТО ВООБЩЕ НИКОМУ НЕ НУЖНО. К ТЕБЕ ПРИХОДЯТ СЕРЬЕЗНЫЕ ХУДОЖНИКИ И ГОВОРЯТ: «ПОЧЕМУ НЕ РИСУЕШЬ ПЕЙЗАЖИ»?

Такие к нам не приходят, это хорошо. Но Ксюха на такое натыкалась, даже ходила на подготовительные в «Муху», а потом поступила в питерский институт кино и телевидения. Все время обучения она слышала постоянно, что не надо рисовать так, как она рисует, надо рисовать по-другому. И это, мне кажется, особенностью питерской школы, что они под какую-то классику с березками заточены. Нет, я не обобщаю, наверное, там есть и прогрессивные художники в этих учебных заведениях. Но вот даже в институте кино и телевидения, где должны обучать компьютерной анимации, совершенно прошловековые учителя по 70 лет, какому моушену они тебя научат? Моя школа — это, в основном, самообразование, с 17 лет я стал заниматься граффити. Мы с Ваней всегда рисовали в тандеме, и всегда это были персонажи, либо фотореальные объекты.

ТЫ САМ ИЗУЧАЛ, КАК РУКА УСТРОЕНА?

Да. Если надо нарисовать что-то материальное, в какой-то момент мы с Ваней делали фотореализм, и банально изучали анатомию. Светили на руку фонариком, чтобы понять, как должен свет падать, читали всю информацию об этом.

ВЫ СВОЙ СТИЛЬ САМИ КАК ОПРЕДЕЛЯЕТЕ?

В какой-то момент мы назывались уличными иллюстраторами, но это давно в прошлом. Это было, когда мы рисовали исключительно графичные объекты на улице или крепили что-то на стенах в Нижнем. Хочется говорить универсальным языком, который понятен всем. Мы пытаемся донести какие-то проблемы и аспекты нашей повседневной жизни и повседневных реалий, которые через наших персонажей будут понятны всем. Если это (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ), то и во вселенной этого персонажа тоже (здесь было слово, запрещенное законодательством РФ).

ВЫ РАБОТАЕТ В РАЗНЫХ МАТЕРИАЛАХ, КАК ВЫ ИХ ВЫБИРАЕТЕ? В КАКОЙ МОМЕНТ ПОНИМАЕТЕ, КОГДА НУЖНО ДЕЛАТЬ ЖИВОПИСЬ, А КОГДА КЕРАМИКУ? МЕНЯЕТЕСЬ ЛИ ВЫ КАК ХУДОЖНИКИ? ВЛИЯЕТ ЛИ КОНЦЕПТУАЛЬНО ВЫБОР МАТЕРИАЛА?

Наверное, быстрее работает Ксюха просто из-за своих особенностей. Что керамика, что масло — у нее всегда очень быстрый темп работы. Я работаю медленно и концентрируюсь на каких-то деталях. Над всеми детализированными штуками я сижу дольше, люблю погружаться и углубляться в миры, которые мы создаем.

Как мы пытаемся понять, когда что нужно делать? Если смотреть на истории с керамикой, то мы давно заглядывались на объемные предметы. С помощью нее можно сделать объемных персонажей и какие-то детали их быта. Также давно привлекала цветовая плавность. Это не про то, что мы уходим в палитру цветную. Допустим, в черно-белых цветах сделать, но чтобы они были какие-то объемно-плавные, в плоском пространстве, но при этом объемные. Мы много работали с акрилом, но хотелось попробовать масляные объемы, масляную плавность. Вот Ксюха решилась, потом подтянула меня за собой, теперь мы окунулись в эту безумную бездну масляных штук. До этого мы не особо с ними работали, что-то у нас вызывало нюансы, а сейчас по-настоящему углубляемся в этот материал, очень интересно.

СКАЖЕШЬ, КАКИЕ ХУДОЖНИКИ НА ТЕБЯ ПОВЛИЯЛИ?

Мне кажется, на меня очень сильно повлияли прежде всего мультфильмы, которые я смотрел в детстве. Помню у меня были видеокассеты, штук 7, все по номерам, назывались Текс Эйвери, это мультипликатор такой. Мне кажется, я целыми днями это смотрел, потом что-то подобное пытался рисовать. Думаю, это главное влияние.

КАК ДУМАЕШЬ, ПОЧЕМУ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ТАК КЛАССНО РАЗВИВАЕТСЯ УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО?

Все мы (сейчас известные современные художники) раньше рисовали, и на тот момент сложилось какое-то комьюнити с помощью Василия Рагозина. Он тогда и собирал его, помогал делать первые выставки в Нижегородском выставочном комплексе, потом в «Арсенале». Мы часто с ним все пили кофе, потому что он работал в кофейном бизнесе. С тех времен и существовало такое сообщество. Сейчас оно немного по-другому работает, но все равно есть какие-то связующие точки, вокруг которых оно строится, есть такое наследие. Я вижу, как молодые ребята появляются, что еще кто-то есть, кто будет после этих ребят, что что-то еще живет с того времени. Круто.

А С КЕМ ТЫ СОВЕТУЕШЬСЯ СЕЙЧАС?

С Ксюшей, Мишей и Таней (прим. — Миша и Таня Овчаренко — основатели галереи Lazy Mike), с Майей.

А ВЫ К ВЕЩАМ ПРИВЯЗАНЫ? НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ИСКУССТВО, КОТОРОЕ ВЫ ДЕЛАЕТЕ, «ПРО ВЕЩИ», ПРО ОБЪЕКТЫ. А С ОБЪЕКТАМИ НЕ ОТ МИРА ИСКУССТВА У ВАС КАК ОТНОШЕНИЯ?

Тут есть некоторая привязанность. Ксюша очень любит свой дом и свои вещи. Самое болезненное в путешествиях это то, что ей не хватает дома именно как ее убежища.

У ТЕБЯ ЕСТЬ КАКАЯ-НИБУДЬ СМЕШНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ? НАПРИМЕР, СКОЛЬКО У ТЕБЯ ШАПОЧЕК?

Шапочек немного, на самом деле. Из любимых вещей — майки.

А У ТЕБЯ ЕСТЬ КОЛЛЕКЦИЯ ДРУЗЕЙ-ХУДОЖНИКОВ? СОБИРАЕШЬСЯ САМ ИСКУССТВО?

Да, это началось очень-очень давно, когда стрит-арт художники обменивались наклейками, потом в коллекции появились зины. Теперь в нашей с Ксюшей коллекции помимо графики есть еще какие-то работы. Вот недавно был маркет, ярмарка в Нижнем, который Майя Ковальски делала в Terminal. Мы купили работу молодого художника Бориса Нойманна. Очень крутой паренек, большое будущее у него, мне кажется.

ТЫ КАК-ТО ПОДДЕРЖИВАЕШЬ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ?

Да, мы с Ксюшей пытаемся покупать, когда есть возможность, или наоборот кому-то рассказывать и строить новые мосты для них. Это какая-то преемственность, наверное. Не знаю, какое слово подобрать. Поддержка.

Я ЧАСТО С РАЗНЫМИ ЛЮДЬМИ ГОВОРЮ, И КАЖЕТСЯ, ЧТО РОССИЙСКОЕ АРТ-СООБЩЕСТВО ОЧЕНЬ РАЗОБЩЕНО. А ТЕБЯ СЛУШАЮ И КАЖЕТСЯ, ЧТО В НЕМ МНОГО ПОДДЕРЖКИ. ТЫ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ТАК ЧУВСТВУЕШЬ?

Это особенность Нижнего. Ксюха постоянно говорит, что после Питера — это контраст. Тут художники пытаются поддерживать. Алиса Савицкая с Артемом делают небольшие заметки для приезжих с местами, куда можно зайти, там есть и наша мастерская. Если бы в Нижнем была война между всеми или разобщенность, то картина Нижнего была бы иной, что не пошло бы точно всем нам на пользу. Я не видел в России, чтобы комьюнити пыталось настолько работать. В Москве тусовочность или, как это лучше сказать, группировочность. То есть какая-то группировка возле одной или нескольких галерей. Наверное, из-за этого есть какая-то разобщенность. Ну или потому что Москва очень большая.

МНЕ КАЖЕТСЯ, В МОСКВЕ ВСЕ КОНКУРИРУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ БЕЗ КОНЦА.

Да, но тут, в Нижнем, особо смысла конкурировать нет. Хотя, наверное, есть, но если бы началось разделение сфер влияния, то те, кто приезжают, видели бы обрывочность картины и им бы показалось, что здесь мало всего. А когда они приезжают и видят, что здесь ого-го — это показатель, я считаю.

КАКИЕ У ТЕБЯ ПРАВИЛА ЖИЗНИ?

Не делать то, что не хочется или то, что я считаю неправильным.

studio visit

Автор: Марина Анциперова

Фото: Варвара Топленникова

21 July, 2022