Where the beauty gets created: at the studio of Sasha Posokh
Sasha Posokh is an artist and architect from Moscow. Sasha combines different formats and works at the intersection of art and design, as well as architecture and collage, and conducts digital experiments which transform into objects.
We had the chance to visit Sasha’s studio and spoke with him about his collaborations with other artists, his approach to arranging a creative space, and what mediums he would like to work in next.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
МОЖЕШЬ ОПИСАТЬ СЕБЯ 5 СЛОВАМИ? ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ЧТО-ТО СОВЕРШЕННО СПОНТАННОЕ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
Случайность. Пластик. Окно. СДВГ. Пила.
КАКУЮ ЧАСТЬ ТВОЕЙ ЖИЗНИ ЗАНИМАЕТ МАСТЕРСКАЯ?
Мастерская получается как офис. В последнее время я прям к определенному утреннему времени приезжал и сидел здесь весь день. Наконец обжился.
А КАК ТЫ ПРИШЕЛ К ТОМУ, ЧТО ТЕБЕ НЕОБХОДИМА МАСТЕРСКАЯ В ЖИЗНИ? В КАКОЙ МОМЕНТ СВОЕЙ ПРАКТИКИ ТЫ ОСОЗНАЛ НУЖДУ В НЕЙ?
Я делал дома, в своей комнате, несколько пеноблоков для ресторана, когда еще учился в МАРШе (прим. — архитектурная школа МАРШ), а это очень пыльная работа. Пыль сильно оседала по всей комнате, а потом и по всей квартире. И вот, года 2 или 3 назад я понял, что мне нужна мастерская для таких штук.
НО У ТЕБЯ ВСЕ СУПЕР АККУРАТНО ВЫГЛЯДИТ, ЕСТЬ КАКОЕ-ТО ЗОНИРОВАНИЕ. СРАЗУ ПОНЯТНО, В КАКОЙ ЧАСТИ МАСТЕРСКОЙ КАКОЙ МЕДИУМ ТЫ ТВОРИШЬ. ОБЫЧНО ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ СЕБЕ МАСТЕРСКУЮ ХУДОЖНИКА КАК КАКОЙ-ТО КАТАРСИС И ВЕЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПОРЯДОК, А ТУТ ВСЕ ТАК СКЛАДНО.
Это, наверное, из-за архитектурного образования. Оно неосознанно сказывается на повседневной жизни.
КСТАТИ, А НАСКОЛЬКО ВООБЩЕ АРХИТЕКТУРА ПОВЛИЯЛА НА ТВОЕ МИРООЩУЩЕНИЕ?
Мне кажется, что даже по работам и по темам, которые я затрагиваю, это сильно заметно. Даже эти комнаты, какие-то брутальные материалы типа гипса и пеноблока. Но при этом нельзя сказать, что это стопроцентный успех, когда ты идешь на архитектурный. Там из огромного количества студентов только несколько человек начинают делать какие-то крутые штучки. Я, помимо изучения архитектуры, хотел быть иллюстратором, и в самой архитектурной практике, в учебе меня больше интересовала графика, чем пространства и их функции. Мне хотелось художественно экспериментировать со всякими инструментами, что я и делал все пять лет: учился и угарал с графикой и цветом.
В ПРОШЛЫЙ РАЗГОВОР ТЫ УПОМИНАЛ, ЧТО ОКОНЧИЛ МАГИСТРАТУРУ ПО АРХИТЕКТУРЕ, А ТЕПЕРЬ, ТЫ УЖЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. КАК ТЕБЕ СМЕНА РОЛЕЙ?
Да, я преподавал в МАРШе для детей, прошлым и этим летом. Мы делали город будущего — огромный город, где дети придумывали дома и как все устроено, а потом лепили это из скульптурного пластилина. С детьми было, с одной стороны, проще, а с другой — сложнее. Но нравилось, что с ними не нужно иметь огромного авторитета, чтобы преподавать, достаточно просто быть взрослым с какими-то навыками. Мы протестировали свои теории по обучению, по геймификации образования и пришли к тому, как вообще лучше и эффективней обучать. Старались, конечно, не совершать ошибок в учебе, с которыми, наверняка, каждый сталкивался: лекции должны быть не скучными, нужно постоянно выводить студентов на какое-то взаимодействие друг с другом. Было классно.
А ТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕШЬ КАК-ТО С ДРУГИМИ ХУДОЖНИКАМИ?
Мы общаемся с Тимой Илларионовым и даже задумали совместный проект с комнатами. Еще много работал с Антоном Ревой, мы вместе делали видео и музыкальные клипы. Для Асапа Роки была работа, для Айсултана Сеитова.
НАСКОЛЬКО ПО-РАЗНОМУ ТЫ ОЩУЩАЕШЬ СЕБЯ В СОЛО ПРОЕКТАХ И КОМАНДНОЙ РАБОТЕ?
Когда коллаборирую, то тут скорее проект точно будет доведен до конца, но в основном я все один делаю. Мне так комфортнее. При этом я понимаю, что всего не сделать в одиночку. Стремлюсь к тому, чтобы работать с кем-то еще, чтобы можно было подключать других людей. Так получается целая тусовка.
МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ О НАЧАЛЕ СВОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ? КАК ОНА МЕНЯЛАСЬ СО ВРЕМЕНЕМ И К ЧЕМУ ТЫ В ИТОГЕ ПРИШЕЛ?
Я рисую с детства, поэтому конкретной точки отсчета нет. В детстве трудно понять, что ты хочешь быть художником, ребенком особо не понимаешь, что такое искусство. Ты просто рисуешь и тебе нравится. Если никто не мешает, то есть шанс стать художником. Вот мне никто не мешал, и из-за этого я эту любовь пронес через всю жизнь к этому самому моменту. Когда я был в школе, то хотелось стать художником для компьютерных игр, а в институте — уже иллюстратором. Но в институте на меня оказала влияние абстракция, смысл которой ты не считываешь без слов. Теперь же я стремлюсь объединить все медиумы в один: чтобы и абстрактно было, и смысл чем-то задавался. Например, названием, которое актуализирует даже абстрактную работу. Мне нравятся такие странные соединения.
В РАБОТАХ У ТЕБЯ МНОГО РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ ПРОСТРАНСТВА И МЕСТА: «ГИПСОВЫЙ ТЕЛЕВИЗОР», «НЯНДОМА» И «ТРОПАРЁВО ТРИП» ПОДСВЕЧИВАЮТ МЕСТНОСТЬ ВОКРУГ. У ТЕБЯ ЕСТЬ “МЕСТА СИЛЫ”?
Сложно сейчас сказать, будто бы все эти связи во время (здесь было слово, запрещенное в РФ) и всего происходящего обрываются. Ты постоянно находишься в какой-то слабой позиции, защищенности особо не чувствуешь. Только чисто по воспоминаниям: у меня есть такое место, которое называется Новый Свет, в Крыму, куда я с детства ездил, там классный поселок и море. Но после 2014 года ездить туда уже стало невозможно. В общем, места силы все пропали, а новых еще не появилось. Хочется, чтобы мастерская стала таким пространством.
В ТВОИХ ПРОЕКТАХ ЯВНО ПРОЧИТЫВАЕТСЯ ИЗОБИЛИЕ МЕДИУМОВ, КАЖЕТСЯ, БУДТО У ТЕБЯ ЕСТЬ ВСЕ: И КАКИЕ-ТО 3D ШТУКИ, И НЕОЖИДАННЫЙ ГИПС, И ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕБЕЛИ. А БЫЛ ЛИ МАТЕРИАЛ, С КОТОРЫМ ТЫ ПРОБОВАЛ РАБОТАТЬ, НО ТЕБЕ НЕ УДАЛОСЬ ПОДРУЖИТЬСЯ И ВПЛЕСТИ ЕГО В СВОИ РАБОТЫ?
Вообще нет, пока мне все удается. Тут опять же влияние архитектуры и общее любопытство ко всему вокруг. Например, мне нравится не только саму работу делать, но и упаковку к ней: чтобы и коробка красивая, и какие-то дополнительные брошюрки внутри. То есть отношение к искусству как к продукту. У меня многие работы условно имеют внутри хаос, а снаружи аккуратная рамка.
А ЕСТЬ ИДЕИ, С ЧЕМ БЫ ЕЩЕ ХОТЕЛ ПОРАБОТАТЬ ИЗ МЕДИУМОВ?
Наверное, с глиной. Хочется больше с ней работать. Кажется, что мне это нравится из-за того, что когда ты ее обжигаешь, она сразу становится чем-то, резко материализуется в физический мир. Также как и с гипсом: ты очень долго мучаешься с ним, а потом заливаешь, и за 30 минут он проявляется в пространстве. А до этого мучаешься и думаешь, что получается какая-то куча мусора. И с глиной также: она вроде бы никакая, а потом обжег ее — и она вдруг стала чем-то блестящим и прикольным.
КАК ПРОИСХОДИТ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ К СОЗДАНИЮ ТВОИХ РАБОТ? НАПРИМЕР, КОГДА ПИШЕШЬ ТЕКСТ, ТО ЕСТЬ ЭТАП ПРЕРАЙТИНГА — ИЗУЧАЕШЬ ПОДРОБНЕЕ СВОЮ ТЕМУ, ПРОБУЕШЬ ПОСТАВИТЬ ЕЕ В РАЗНЫЕ КОНТЕКСТЫ, ДЕЛАЕШЬ КАКИЕ-ТО ЧЕРНОВЫЕ ВАРИАНТЫ. КАК У ТЕБЯ? ЕСТЬ ЭСКИЗЫ, ЧЕРТЕЖИ ИЛИ КАКИЕ-ТО СКЕТЧИ ПЕРЕД ТЕМ КАК СЕСТЬ И НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЧТО-ТО МАСШТАБНОЕ?
Всегда по-разному. Иногда делаю макеты, но вообще я отдаю предпочтение контролируемой случайности в процессе работы. Даже названия я всегда придумываю не под работу, а у меня просто лежат какие-то словосочетания или фразы в телеграм-канале. Потом появляется работа и они вместе с названием образуют еще какой-то смысл на этом стыке. Еще свои последние 3D штуки я вообще не рисовал руками, а сделал алгоритм, который случайным образом делает форму. Нравится иметь случайность, которую я сам могу взять в рамки.
КАК ВООБЩЕ ОТНОСИШЬСЯ К МАСШТАБУ В РАБОТАХ, МОЖЕШЬ ВСПОМНИТЬ СВОЙ САМЫЙ МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗМЕРАМ?
Вот сейчас я делаю башню метр восемьдесят из гипса для KOSHTA WEEKEND. Еще в Кривоколенном была моя крупная ручная работа «Любимой теще». Мне хочется делать больше вещи, пеноблоки и всякую мебель.
А ПО ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РЕСУРСАМ, ВЛОЖЕННЫМ В ПРОЕКТ, ЧТО БЫЛО САМЫМ МАСШТАБНЫМ?
Да они все довольно вымученные. У меня недавно диагностировали СДВГ. Я раньше думал, что я лентяй и дурачок, а оказалось, что у меня СДВГ. Любой дедлайн означает, что я буду вымучивать все в последний момент. Но сейчас все намного легче, и настроение улучшилось наконец-то. Я теперь всем рассказываю, что для меня это большое открытие, которое я вообще сделал благодаря рилсам, этой моде на осознанность, когда люди рассказывают, как они себя ощущают с разными диагнозами, в том числе с СДВГ. Куча мыслей, десять голосов в голове, только они все твои. А теперь все круто, прям супер. С СДВГ я в общих чертах за всю свою жизнь научился справляться. В последний момент, но все всегда было сделано. А теперь все еще лучше.