Where the beauty gets created: at Zhenya Vlasova’s studio in Moscow Oblast

studio visit

Author : Sasha Shapiro

Photos: Sergei Misenko

21 January, 2025

Zhenya Vlasova is an artist and illustrator who primarily works with graphics. Her focus is on human mistakes, emotions, empathy, and kindness toward one another.

We visited Zhenya’s studio to talk about honesty and the portrayal of women in pop culture, as well as the process of creating a personal soda and drawing from life.

This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

ЖЕНЯ, ТВОЯ МАСТЕРСКАЯ РАСПОЛОЖЕНА У ТЕБЯ ЖЕ В КВАРТИРЕ. НАСКОЛЬКО ТЕБЕ КОМФОРТНО РАБОТАЕТСЯ В ТАКОМ ФОРМАТЕ?

Мне нравится, что я одна в мастерской, но есть и свои минусы. Хотелось бы идти куда-то и по дороге набираться приятного визуального опыта, замечать детали вокруг…

Раньше, когда жила на Таганке, я снимала мастерскую вместе с коллегами. Было хорошо, но все-таки мне больше нравится работать одной. Сейчас я живу в Подмосковье в большой квартире и работаю здесь.

ПОЧЕМУ ТЕБЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ В ОДИНОЧЕСТВЕ?

Это немного странно, потому что мне некомфортно находиться в одиночестве, но работать я предпочитаю одна — в своем мире. Практика — это особенный секретный процесс.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТВОЯ РАБОТА?

Мои работы всегда начинаются с текста. Сначала я записываю мысли — свои или чужие, — а потом их рисую. Наверное, мне хочется рассказывать о работах уже после того, как я их сделала, а не во время. Поэтому хочется одиночества.

КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ, ЧТО РАБОТА ГОТОВА?

Я понимаю это интуитивно. Вообще, это хороший вопрос, потому что он предполагает критерии качества. Мне с этим помогло обучение. Моя преподавательница, художница Лиза Ольшанская, часто говорила про «сделанность» — работа не должна выглядеть как набросок, она должна быть оформлена. Еще для меня важно, чтобы работа была аккуратной, но не замученной.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ СОБСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПОНЯТЬ, ЧТО РАБОТА ЗАВЕРШЕНА?

С этим мне обычно помогает фотография: если на снимке работа выглядит хорошо, значит, она готова. Обычно на фотографиях все выглядит хуже, чем в жизни. Так обычно говорят про живопись, я работаю в основном с графикой, но живописцы говорят мне, что моя графика нестрогая.

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ОНА НЕСТРОГАЯ?

Графика — это в основном работа с контрастом, с контраформой. А я минимально работаю с формой, скорее с цветом и сюжетом. Думаю, моя работа все-таки ближе к живописи.

ТЫ УПОМИНАЛА, ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ОСТАВАТЬСЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ, РАБОТАТЬ С ПРОИСХОДЯЩИМ В НЕЙ. КАК ТЫ В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ ПОНИМАЕШЬ СВОЮ ПРАКТИКУ?

Я недавно для себя сформулировала, чем мне так нравится Дэвид Шригли. Он всегда остается в своем контексте, всегда верен себе, но при этом — отвечает на мировую повестку. И часто он попадает в нерв общества. И мне бы хотелось к этому приблизиться: не изменять себе, думать о своих чувствах, но при этом попадать в кого-то еще. Желательно, в большую аудиторию

ВАЖЕН ЛИ ТЕБЕ ОБМЕН ОПЫТОМ С КОЛЛЕГАМИ?

Примерно год назад я организовала группу Роста. Сейчас в группе семь человек, мы даем друг другу фидбек, но не на конкретные проекты, а скорее в контексте постановки целей или выбора тем для работы. Конечно, мне важно услышать мнение художниц и художников, которых я считаю классными.

ВДОГОНКУ К УПОМЯНУТОМУ ДЭВИДУ ШРИГЛИ. У НЕГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЗНАВАЕМЫЕ РАБОТЫ, НО МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО ТАК МОЖНО СКАЗАТЬ И ПРО ТВОИ. КОГДА Я ИХ РАЗГЛЯДЫВАЮ, ТО ЧУВСТВУЮ, ЧТО ОКАЗАЛАСЬ В СОЗДАННОМ ТОБОЙ ЖИВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ. СКАЖИ, КАК ДОЛГО ТЫ СТРОИЛА И ИСКАЛА СВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ?

Начну с того, что я училась на иллюстратора, а в этом направлении считается, что иметь собственный стиль — необходимо. Так ты станешь более успешным коммерчески, тебя будут узнавать, приходить именно за твоим стилем. Я училась у Виктора Меламеда, он известный график, сотрудничал с изданиями The New Yorker, Rolling Stone, в общем — настоящий мастодонт. И он всегда нам говорил, что нужно не искать свой стиль, а решать задачи. Конечно, его мнение сильно повлияло на мое, я старалась не искать свой стиль, а просто работать. Хотя иметь свой стиль — облегчает работу.

Главное — не гнаться за трендами. Сегодня на уровне разных ярмарок современного искусства и биеннале можно увидеть, как художники стараются попасть в тренд. Мне кажется, это ловушка, которая заставляет автора снова и снова делать одно и то же.

ДУМАЮ, ЧТО СТИЛЬ МОЖНО ПОНИМАТЬ НЕ ТОЛЬКО ВИЗУАЛЬНО, НО И ШИРЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЮЖЕТОВ ТОЖЕ МОЖНО НАЗВАТЬ СТИЛЕМ.

Думаю, что в России очень литературо-центричное общество. Допустим, в той же Франции все угорают по философии, а у нас — любят литературу, считают важной частью своей жизни. Мне кажется, на меня это тоже повлияло, поэтому я так заморочена на сюжетах. Иногда, чтобы разгрузить мозг, я делаю какие-то работы про форму.

А ЧТО ТЫ ЛЮБИШЬ ЧИТАТЬ? И КАКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ТЫ ИСПОЛЬЗУЕШЬ В РАБОТЕ?

Я люблю автофикшн, это мой любимый жанр. То, что я использую в работе, далеко не всегда связано с моим чтением. Иногда беру что-то совсем простое, например, комиксы «Марвел», в которых много разных архетипов. И, конечно, «Морфология волшебной сказки» Владимира Проппа — оттуда можно многое почерпнуть.

РАССКАЖИ О СВОИХ ГЕРОИНЯХ.

Я часто рисую женщин, они больше всего меня вдохновляют. Думаю, это началось еще в детстве, когда было очень радостно рисовать какую-нибудь принцессу. Но сейчас я понимаю, что рисовать только принцесс не очень полезно. Я хочу, наоборот, наделять героинь обычными человеческими качествами.

Еще моя личная боль — мужчины-герои из поп-культуры могут быть некрасивыми, несексуальными, но харизматичными и цепляющими взгляд, а женских персонажей такого рода по-прежнему мало. Мне хочется, чтобы женщины не флексили своей сексуальностью. Конечно, это тоже важная часть идентичности, но мне хочется выдвинуть на первый план общечеловеческую, а не гендерную харизму.

ТЫ УПОМИНАЕШЬ, ЧТО ТЕБЕ ВАЖНО ДОБРОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗРИТЕЛЮ. РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ.

Когда я говорю о добром отношении к зрителю, то имею в виду, что хочу, чтобы ему было мягко и комфортно. Я несколько раз наблюдала, как молодые художники подходят к своим проектам как к терапии, выплескивая свои эмоции и переживания. Такое искусство вызывает у меня тяжелые чувства. Я делала так сама, и это мне не нравится. Хочу, чтобы мои работы были комфортными, любящими, сострадательными. Я хочу, чтобы зритель почувствовал, что о нем позаботились, что его понимают.

ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО, А ЧТО ИМ СКОРЕЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ?

Наверное, если работа задумана как диалог со зрителем, то это искусство. И диалог, конечно, можно вести в разной интонации. Я выбираю добрую.

СНОВА УПОМИНАЕТСЯ ЗРИТЕЛЬ, ЗНАЧИТ, ОН ТЕБЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖЕН! А БУДЕТ ЛИ РАБОТА ЯВЛЯТЬСЯ ИСКУССТВОМ, ЕСЛИ ТЫ ЕЕ НИКОМУ НЕ ПОКАЖЕШЬ, ПРОСТО ОСТАВИШЬ В МАСТЕРСКОЙ?

Думаю, да, она будет искусством. Разговор или диалог можно вести не только с конкретным зрителем. Мне кажется, так было с начала времен — люди оставляли картинки на стенах пещер, чтобы общаться с потомками или современниками.

ДА, НО ПЕЩЕРНЫЕ РИСУНКИ МОЖНО ПОНИМАТЬ И КАК ЧАСТЬ КУЛЬТА — НАПРИМЕР, ЛЮДИ ВЕРИЛИ, ЧТО ЕСЛИ ИЗОБРАЗЯТ БИЗОНА, ТО СМОГУТ ПОЙМАТЬ ЕГО НА ОХОТЕ.

Тогда эти рисунки — разговоры с Богом, разговоры с духом. Возможно, я просто не встречала художников, которые рисуют только для себя.

В ТВОЕМ ПРОФИЛЕ В ИНСТАГРАМЕ НАПИСАНО, ЧТО ТЫ ХУДОЖНИЦА, АРТ-ДИРЕКТОР И, САМОЕ ГЛАВНОЕ, СОДА-МЕЙКЕР. ЭТО ШУТКА ИЛИ ПРАВДА?

Да, это правда, мы с мужем придумали газировку и до сих пор ее делаем. Я придумываю вкусы, а муж занимается всем остальным. Наш изначальный замысел — сделать напиток без сахара, на который не подсаживаешься. Мне нравится делать вкусы, искать новые сочетания, опираясь на барную культуру. И да, мне важно, что это безалкогольный напиток.

А ДИЗАЙН БАНОЧКИ — ЭТО ТВОЯ РАБОТА?

Да, я вообще люблю дизайн. Мне нравится создавать систему, внутри которой можно сделать одну единицу.

КОМФОРТНО ЛИ ТЕБЕ СОВМЕЩАТЬ В ЖИЗНИ ТАКИЕ ДОСТАТОЧНО РАЗНЫЕ РОЛИ — ДИЗАЙНЕРКИ И ХУДОЖНИЦЫ?

Кажется, это даже мое преимущество: занимаясь дизайном, я получаю деньги. А это уже позволяет быть более честной в художественной работе, например, не гнаться за продажами.

ДУМАЮ, ЧТО ХУДОЖНИКУ ВООБЩЕ НЕПЛОХО ИМЕТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДА, ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ ЧЕСТНЫМ В ИСКУССТВЕ. НО МОЙ ВОПРОС БЫЛ ИМЕННО ПРО СОЧЕТАНИЕ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВА; И ТАМ, И ТАМ ЕСТЬ ЭСТЕТИКА, СЮЖЕТ, НО ВЫРАЖАЮТСЯ ОНИ ПО-РАЗНОМУ И ИМЕЮТ РАЗНЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ. ПОЭТОМУ МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, КАК ОЩУЩАЕШЬ ЭТО ТЫ.

Мне надо подумать над этим. Но, опять-таки, Меламед как мастер сильно повлиял на меня. Он всегда говорил, что самое интересное происходит на стыке — на стыке стилей, на стыке дисциплин. И я думаю, что это правда так. В том числе поэтому я так стараюсь опираться на литературу — чтобы стоять на двух ногах, а не на одной.

ЖЕНЯ, ЕЩЕ ХОТЕЛА У ТЕБЯ УЗНАТЬ ПРО РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ. ЗНАЮ, ЧТО ПЕРИОДИЧЕСКИ ТЫ ЭТИМ ЗАНИМАЕШЬСЯ. РАССКАЖИ ПРО ЭТУ ПРАКТИКУ.

Я очень это люблю! Это довольно интересный процесс, особенно, если рисовать модель в небольшом пространстве. Я не эзотерик, но в такие моменты хорошо чувствуются энергия и настроение модели.

Я работала над проектом «Кабинет эмоционального обслуживания», но не доделала его, потому что началась (здесь было слово, запрещенное в РФ). Я тогда снимала мастерскую, куда приходили люди, рассказывали о своих проблемах и болях, а я в это время рисовала их портреты. Результат не всегда был точным внешне, но при этом люди говорили, что узнают себя. Или говорили, что я использовала их любимый цвет. Как это возможно? Это ведь были не только мои знакомые, но и те, кого я видела впервые в жизни. Эта эмпатия во время живого рисования дает мне много сил, заряжает.

СТАВИШЬ ЛИ ТЫ ПЕРЕД СОБОЙ КАКУЮ-ЛИБО ЦЕЛЬ, ОТПРАВЛЯЯСЬ РИСОВАТЬ МОДЕЛЬ?

Бывает, что из удачных набросков я забираю позу. Но вообще все происходит по-разному: иногда я долго хожу, все получается, получается, а потом — раз, и все наброски неудачные, слабые. Так что рисование с натуры — это еще и процесс смирения с тем, что не все можно контролировать, не всегда получается классно рисовать. И да, это классный способ провести время. Советую всем попробовать, даже тем, кто не рисует.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ОБЫЧНО ДЛЯТСЯ СЕССИИ?

Когда я училась, к нам в качестве модели приходил танцор. В какой-то момент он уехал в Нидерланды, и все по нему очень скучали. Мы рисовали его из раза в раз, а он принимал динамические позы, мог замереть на какое-то время.

Отвечая на вопрос, длительность сессии начинается от минуты и может доходить до 40 минут или даже часа, но, конечно, с перерывами для модели.

А ПОПРОБОВАТЬ СЕБЯ МОДЕЛЬЮ, КАК ТЫ ДУМАЕШЬ, КАКОВО ЭТО? У ТЕБЯ БЫЛ ТАКОЙ ОПЫТ?

Во время учебы приходиться моделить в любом случае — вокруг тебя только художники. Или на наброски может не прийти модель, и в итоге вы рисуете друг друга. Это приятно — узнавать, как люди тебя видят. Иногда тебя видят лишь как объект для рисования, это, конечно, разные вещи. Наверное, мой манифест во время набросков — обращать больше внимания на человека, а не на, допустим, композицию. Порой люди на набросках похожи на манекенов. Мне кажется, что лучше нарисовать криво и косо, но человека, а не манекена.

ЭТО ПО-ДОБРОМУ…

Да. Но в это же время такой подход воспитывает внимательность, а она — важное качество для художника.

КАКИЕ ЕЩЕ КАЧЕСТВА ТЫ НАЗВАЛА БЫ ВАЖНЫМИ ДЛЯ ХУДОЖНИКА?

Трудолюбие. И ирония — не стоит слишком серьезно относиться к себе.

КАК У ТЕБЯ ДЕЛА С ЭТИМИ КАЧЕСТВАМИ, ВИДИШЬ ЛИ ТЫ ИХ В СЕБЕ?

Думаю, у меня бывают проблемы с самоиронией: я могу что-то слишком серьезно рассказывать, обижаться на что-то, воспринимать критику на свой счет. Но я работаю над этим. А с трудолюбием у меня все в порядке.

studio visit

Author : Sasha Shapiro

Photos: Sergei Misenko

21 January, 2025