Sing loud, draw emotional circles, or be alone in a room: report from art workshops of the charitable organization «Perspektivy» in PBS no. 3
Since 2000, at the psychoneurological boarding school No. 3 in Peterhof for adults, there have been art workshops organized by the «Perspektivy» charity organization. On the ground floor of a large building of 6 floors there is a space allocated with a hall, ornate corridors, a private kitchen, a gym and rooms for painting, ceramics and textiles, a theater studio, a culinary studio and even a computer room. Every day dozens of wards of the boarding school come here to not only engage in art professionally, but also simply to take a break from monotonous life: here they can do things that are prohibited in the department due to bureaucracy.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Знакомство
Было 7 утра, когда моя электричка остановилась на станции «Старый Петергоф». На платформе уже ждали удивительно для раннего времени бодрые директор по связям с общественностью благотворительной организации «Перспективы» Евгения Соколовская и исполнительный директор Екатерина Таранченко. Ради этого задания редакции я впервые оказалась в Петербурге, да и вообще в России, с марта 2022 года и, надо признаться, до того никогда не была в ПНИ.
За последние полтора года работа волонтеров и НКО была осложнена принятием нескольких законов. 20 июля 2023 года были приняты поправки к федеральному закону «О психиатрической помощи», откуда исключили 38 поправку, предусматривающую создание государством независимой службы защиты прав граждан с психическими расстройствами. Без этой нормы даже небольшие изменения, которые были уже достигнуты волонтерами в отношении прав людей в ПНИ — не будут полноценно работать. Когда рядом с человеком с психическими особенностями нет рядом кого-то независимого, кто заметить нарушения и защитит безмолвного жителя интерната — игнорировать нормы закона не заставляет труда.
Сохраняются многочисленные препятствия для подопечных, которые стремятся покинуть интернат. Так и не появилась возможность распределительной опеки, которая могла бы помогать недееспособным гражданам с психическими расстройствами не отправляться прямо в интернат в том случае, если их родственники умирают и нет никого, кто готов оформить полную опеку над ними. Кроме того, несмотря на все надежды для волонтеров, в закон так и не внесли подробное разъяснение о запрете на «физическое стеснение», в том числе привязывание людей, живущих в ПНИ. Сотрудники интернатов регулярно неправильно толкуют эту норму, а волонтеры спорят по поводу трактовки этой нормы.
Но в своей истории я рассказываю не об этом — а о другой стороне жизни одного интерната в Петергофе, подопечные которого чудом избежали всей тяжести новых законов. Например, у них есть редкая для российских ПНИ возможность спускаться на первый этаж устроенных «Перспективами» арт-мастерских — пространства, где можно отвлечься от своих однообразных будней — не есть, пить, спать, смотреть телевизор или гулять по четкому расписанию. Кроме того, здесь они банально могут уединяться в комнатах, — что является большой привилегией, когда живешь в палате на 5-6 человек. А еще пообщаться на равных со своими преподавателями.
Нам повезло — утро выдалось солнечным, хоть и морозным. Прогулка от станции до интерната занимает около 20 минут через лес. Я спрашиваю Екатерину, с чего все началось — и как в ПНИ вообще случились мастерские.
— Сам интернат по нашей просьбы выделил отдельные помещения, — рассказывает Екатерина, — Наши волонтеры и педагоги регулярно работают и в мастерских, и в отделениях. Помогают ребятам в бытовой жизни, а также занимаются с ними в студиях. До 2000 года толковой занятости для подопечных в интернате практически не было. Были только «ручки» и «бахилы»: сборка шариковых ручек и соединение резинки и полиэтилена для того, чтобы получались бахилы.
Даже этой, казалось бы простой, работой могло заниматься очень ограниченное количество людей — достаточно самостоятельные и способные делать что-то руками. А «Перспективы» изначально работали с самыми слабыми «ребятами» — с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями.
Я сразу подмечаю интересную деталь: работники и волонтеры «Перспектив» называют своих подопечных именно «ребятами». Позже выяснится, что и сами подопечные в интернате часто ласково говорят друг о друге «ребятки».
Пешеходная дорога заканчивается, машины ездят туда-сюда и нам приходится лавировать. Вскоре мы оказываемся перед большим зданием за забором, в проходной которого душно. Охранник просит подождать, время тянется, мы слышим обрывки его диалога с кем-то на том конце провода: «Ага… Да… Тут какие-то девушки пришли… Ага… Хорошо, пропускаю!» — мы записываем свои имена в специальную тетрадь и оказываемся на территории интерната.
Вокруг много высоких деревьев, на улице снежно и спокойно, несколько молодых парней в валенках машут нам рукой и улыбаются. Мы пересекаем двор, оказываемся в отдельно стоящем здании и сразу окунаемся в атмосферу «Перспектив»: место, где практически нет запретов на самовыражение, где постоянно что-то происходит, где все подопечные могут почувствовать свободу в несвободной атмосфере интерната.
Нас громко встречают двое — молодой человек в коляске с игрушечной таксой на коленях и девушка в спортивной форме. Парень представляется Борей и спрашивает наши имена, интересуясь, кто мы такие и зачем приехали к ним в гости. Девушка, узнав, что мы журналисты, тут же предлагает прийти к ней в спортивный зал, где она научит нас играть в настольный теннис.
— Как твоя собака? — спрашивает Евгения Борю.
— Нормально!
— Погладить ее можно? Не кусается?
— Конечно, можно! — Евгения кладет руку на плюшевую голову и аккуратно гладит игрушку, — Что-то я здесь дрожу, прямо холодно! Пойду оденусь!
Борис и его пес исчезают из коридора, но вокруг нас становится все больше людей. Кто-то задает вопросы Екатерине, кто-то просит достать им мобильный телефон или сим-карту, кто-то просто с интересом наблюдает за новыми людьми. Кажется, что происходит все и сразу. Мы оставляем верхнюю одежду в кабинете работников «Перспектив», где знакомимся с куратором арт-мастерских, Ильей. Он соглашается провести экскурсию и ведет нашу делегацию через несколько витиеватых коридоров.
По пути мы натыкаемся на девушку, которая широко улыбается и держит на руках собаку коричневого цвета — уже живую.
—О, а это Глина! Собака нашей преподавательницы художественной мастерской и сама Таня — медиатор студии, — знакомит нас Катя Таранченко.
Художественная мастерская
Наше появление в мастерской вызывает взрыв эмоций у художников, которые до этого спокойно работали за своими столами. Мы тут же оказываемся в водовороте внимания и бесконечного желания показать все картины, что были созданы в этих стенах с начала основания мастерских за более чем 20 лет. Один из художников оказывается рядом со мной, он громко и протяжно здоровается: «Оооооо! Привеееет!», и крепко жмет мою руку. Этот ритуал он проделывает со всеми, кто вошел в комнату.
Тихий мужчина, который стоял в углу, неизбежно приковывает к себе внимание. Он одет в светлый свитер в полоску, а на шее красуется экстравагантная бабочка и цепочка бронзового цвета с маленькой игрушкой из киндер-сюрприза. Позже нам расскажут, что зовут этого мужчину Слава, и все свои бабочки он шьет для себя сам.
За одним из столов мы видим художницу Веронику Вепреву, чей особый стиль — это разноцветные круги. Сегодня она создает работу в розовых тонах: преподавательница рядом помогает Веронике переворачивать лист бумаги нужной стороной и обмакивать кисточку в краску.
— В этом процессе очень важно не навязывать, а помогать, выступая скорее медиатором, а не преподавателем, — делится с нами медиатор Таня, с чьей собакой Глиной мы недавно познакомились в коридоре.
В сентябре 2023 года у Вероники открылась большая выставка «Мне снится, как в снегу солнце расходится» в арт-резиденции «Перспектив» в «Нормальном месте». Все пространство выставки было завешено яркими и экспрессивными кругами на контрастных фонах, а сама Вероника под это событие перекрасила волосы в синий цвет. Сегодня художница уже без выкрашенных в яркий цвет волос, и рисует по большей части у себя в комнате, но нам повезло ее увидеть в мастерской.
— Есть ребята, которые приходят к нам из отделения в мастерскую именно как художники: они знают, чего хотят, и от нас, как от медиаторов, требуется организовать им рабочее пространство, — поделилась Таня, — с этими ребятами мы пробуем разные техники, выступаем для них именно как кураторы, помогаем попробовать себя в различных медиумах, если они того просят.
За соседним столом работает художница Галя: перед ней лежит большой лист бумаги с ярко-красными кругами, которые напоминают клубнику. Вокруг них Галя наносит узор в виде черных полукругов — очень кропотливо и медленно, аккуратно вычерчивая каждую линию.
— Галя долго создает свои работы. Эту картину она рисует уже полгода, и весь процесс скорее напоминает вышивание, — рассказывает медиатор и показывает другую, готовую работу художницы, — Кажется, Галя создавала ее примерно год: сначала карандашный рисунок, потом обводка, цвет и заполнение фона.
В мастерской появляется еще один художник — высокий мужчина сорока лет, который не разговаривает, но жестикулирует и явно чего-то требует. Найдя взглядом Катю Таранченко, он широкими шагами подходит к ней и что-то пытается объяснить.
— Это Лёша Сахнов, один из самых известных художников нашей студии. Он работает в основном с папье-маше и создает большие объекты, например, как этот, — Евгения указывает на большой дом, примерно метр на метр размерами, который сделан из папье-маше. У дома открываются двери и окна, снаружи он белый, но, заглянув внутрь, можно увидеть, что все краски прячутся там.
Алексей Сахнов работает и с видео, и с фото, и с графикой. Его рисунки — это размашистые линии шариковой ручкой с четко очерченными потолком, плинтусами, дверьми, — как будто бы это он сам бродит по листу бумаги своим характерным шагом, ограниченный этими неуютными пространствами.
— Так как Лёша создает большие объекты, ему требуется личная мастерская. К сожалению, здесь слишком много людей, и это мешает работе. Сейчас мы много делаем для того, чтобы Лёша мог чаще выезжать из стен интерната: на встречи с кураторами и другими художниками или в арт-резиденции, — рассказывает сотрудница арт-студии «Перспектив» Татьяна.
Алексей уже заметный и состоявшийся художник. Например, его выставки проходили в Мраморном дворце, в Музее Анны Ахматовой, Музее стрит-арта, центре современного искусства «Винзавод», галерее Kunsthalle nummer sieben), в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства (уточнить еще международные или другие крупные проекты).
— Я не была в комнате Лёши, но говорят, что у него под кроватью целый клад разных найденных штук: фотоаппаратов, ноутбуков, техники — всего того, что получилось выменять. Никто точно не знает, откуда он это берет! — рассказывает Катя Таранченко, — Cегодня вот он попросил у меня телефон, говорит, что потерял, хотя совсем недавно ему приносили другой.
Компьютерный класс
Мы выходим из светлого пространства студии и вновь оказываемся в коридорах. Координатор арт-студии Илья ведет нашу делегацию к другому классу, толкает дверь, и мы входим в компьютерный зал, где пятеро парней и преподаватель увлеченно сидят перед экранами. Кто-то что-то рисует, кто-то сидит перед микрофоном и записывает экспериментальный подкаст, а кто-то просто что-то изучает. Эта комната не столь светлая и напоминает чем-то любой классический кабинет айтишников, заставленный, в том числе, разными приборами и техникой. Преподаватель мастерской, Рома, рассказывает:
— Мы с ребятами делаем все, что только можно делать за компьютерами. Обучаем и максимально вовлекаем в процесс, используя иногда адаптированные для них вещи. Бывает, что придумываем что-то в процессе, например, сейчас у нас есть идея делать что-то типа своих подкастов, и все вместе мы над ней работаем.
В ходе разговора мы узнаем, что в 2016 году благотворительная организация «Перспективы» здесь создала электронный музыкальный проект. Рома называет это «звукоизлечением».
— Здесь никто не старается быть похожим на других: а в музыке это значит, что никто не копирует другого. Получается процессуальная история, записанный живой перформанс, целый процесс исследования звука.
Один из постоянных посетителей студии, Юра Кольцов, любит долго и монотонно изучать звуки, прослушивая их по несколько раз и выбирая для себя нужный. За плечами музыканта есть опыт выступления на трехдневном рейве на Gamma Festival. У другого подопечного студии, Андрея, был опыт выступления на Дворцовой площади на фестивале «Будь с городом» в 2018 году.
— У Андрея огромная продуктивность, и он создает большое количество техно-музыки, хотя я очень не люблю это название, — рассказывает Рома и параллельно включает для нас трек, который переносит всех куда-то на техно-вечеринку. Этот альбом был по итогу передан в музыкальный лейбл и даже приносит процент с продаж.
Керамическая мастерская
В керамической мастерской несколько человек работает с мозаикой, а кто-то раскрашивает изделия. Среди всех присутствующих выделяется Саша Румянцев, который широко улыбается и рад вниманию к его работе.
Одна из стен мастерской полностью заставлена изделиями художников. Здесь можно увидеть кружки и тарелки с узнаваемыми логотипами «Перспектив» — котами и коровами. Рисунки для этого мерча создал художник Альберт Котов. Рядом стоят вазы, похожие на пальто, с широкими воротниками и большими пуговицами, но без человека внутри этого пальто. Выглядят очень игриво!
— Ребята не работают на гончарных кругах, мы используем другую технику, адаптированную под их особенности. Это, в основном, лепка из пласта, жгута, формовка. Наш главный керамист, Саша, делает свои изделия из пласта, а круглые, те самые пальто, сделаны из двух половинок мисок — то есть это такой своеобразный паззл. Кстати, это авторский стиль Саши, с этими пальто он создает не только вазы, но и, например, кружки, — рассказывает руководительница керамической мастерской «Перспектив» Татьяна.
Театральная мастерская
Заходя в театральный зал, мы проходим мимо двери в отдельную комнату: здесь все подопечные могут оставаться наедине с собой, отдыхать от толпы или репетировать.
Комната заставлена разными инструментами — от синтезатора до барабанов тамтам. Нас встречает Слава, который отвечает за музыкальное направление:
— Здесь мы занимаемся и групповыми, и индивидуальными занятиями. Иногда проводим занятия здесь, а иногда я прихожу в отделение к тем, кто не может спуститься. Общее число всех, кто приходит на занятия, примерно 50-60 человек. Мы не обучаем игре на инструментах, а скорее предоставляем возможность выразить себя. Например, в этой комнате ребята могут громко петь, что в отделении, конечно же, пресекается.
В этом же пространстве проводятся занятия с просмотром и прослушиванием концертов на проекторе. В ходе таких просмотров подопечные могут учиться различать на слух инструменты и звуки, а также просто наслаждаться музыкой.
Также в этой комнате проводится театральная мастерская, которую сейчас ведет Лида Клирикова.
— Лида пришла в «Перспективы» в качестве волонтера в 16 лет. Потом ушла учиться, стала режиссером театра кукол, актрисой Большого театра кукол и вернулась к нам уже опытным педагогом, — рассказывает Евгения, — вместе с ребятами она делает постановки, создает декорации и кукол для своих спектаклей. В группе Лиды сейчас занимаются 12 человек, и идет работа над экспериментальными проектами, в которых будет возможность задействовать еще большее количество подопечных с отделений ПНИ.
В этих же стенах зародился спектакль «Основные моменты» режиссера Елены Шифферс — дочери режиссера и философа Евгения Шифферса, чью традицию «театра мертвого дома» она продолжает. Международный проект «Театр без границ» работает с 2007 года, подопечные «Перспектив» — участники театральной труппы — регулярно гастролировали не только по Петербургу, но ездили в Швейцарию и Германию. Новый спектакль «Основные моменты» был создан в 2022 году, и его вторая часть будет показана скоро в Петербурге, 18 апреля, на сцене Упсала-цирка в рамках программы фестиваля «Арлекин».
— Это, конечно, совсем другой театр. Обычная театральная постановка подразумевает за собой работу на результат, а тут важнее сам процесс, проживание совместного опыта. И здесь совсем нет игры и фальши, наши особые артисты прямо живут и говорят от себя. Это дает очень интересный эффект. Особенно когда начинаются тексты Бродского или Ахматовой, и ты хотя бы немножко понимаешь, кто перед тобой играет. Например, Альберт Котов, который раньше даже не говорил… Это сильно воздействует, но с пониманием бэкграунда актеров — еще сильнее, — рассказывает о своих впечатлениях Евгения.
В отделении
Психоневрологический интернат №3 — это огромное здание, в котором существуют свои правила и распорядки. Здесь, по состоянию на 12 декабря 2023 года, проживают 1094 человек: мужчин — 778, женщин — 316.
Прерывая наше исследование первого этажа, мы надеваем бахилы и маски, и отправляемся в отделение — нас готовы принять и рассказать о том, как устроена жизнь тех, у кого нет возможности спускаться на первый этаж арт-мастерских.
В 2023 году в ПНИ №10 случился громкий скандал: учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», автор проекта «Регион заботы» Нюта Федермессер в ночь на 19 апреля записала видеообращение, в котором рассказывала о семи летальных исходах юных подопечных интерната за последние полтора года. Прошло множество проверок, было возбуждено уголовное дело, но ответом государства стали поправки в закон «О психиатрической помощи», которые не узаконили возможности создавать службы, защищающие права пациентов в ПНИ.
В июле 2023 года Нюта Федермессер выступила на заседании комитета по здравоохранению Госдумы. Она пыталась убедить депутатов не принимать поправки в закон, однако он был принят. Все эти действия, по мнению общественных деятелей, приводят к тому, что системы интернатов в России становятся еще более закрытыми, у подопечных значительно снижаются возможности выписки, а значит — практически нет шансов устроить самостоятельную жизнь и интегрироваться в общество, оставаясь на всю жизнь только в стенах интернатов.
— Для многих выпускников из детских интернатов перевод во взрослый, конечно же, большой стресс. Здесь им приходится столкнуться со взрослыми, самостоятельными людьми и ужиться с ними. В комитете по социальной политике мы стали говорить о том, что таким ребятам нужно особенное отделение, в котором с ними будет больше взаимодействия с персоналом, больше внимания и ухода. Хочется, чтобы для них был выработан индивидуальный подход, и к сожалению, мастерские здесь никак не смогут помочь. Нужны воспитатели, которые будут больше времени уделять подопечным. В ПНИ №3 есть такое отделение — некий пилотный проект, где персонал обучен правильно ухаживать и учитывать все деформации тела при перемещении ребят, — по пути в 11-е отделение рассказывает Катя Таранченко.
Мы проходим в палаты, в которых стоит примерно 5-6 кроватей, на некоторых из них лежат ребята. Рядом с ними таблички с указанием имени, возраста и веса, а также памятки о том, как часто и в какие положения нужно их переворачивать. Кто-то отсутствует — врачи говорят, что у них сейчас лечебная физкультура.
Самая большая проблема во всех интернатах — это отсутствие персонала и невозможность обеспечить всем должное внимание. В итоге, в таких условиях все подопечные просто лежат по кроватям и смотрят в потолок, что приводит к сильным ухудшениям их физического и психического состояния. После скандала в ПНИ №10 в ПНИ №3 добавили персонал, и, по словам врачей, сейчас здесь каждый день гуляют с подопечными, выводя их по очереди на улицу.
Для всех в этом отделении требуется постоянный уход и наблюдение: кто-то может сам пользоваться коляской, остальным требуется специальная вертикальная платформа, которая помогает развиваться физически, не терять форму и не впадать в депрессию. Кроме того, все эти упражнения, в конце концов, могут привести к тому, что люди становятся более самостоятельными.
Переходя из одной палаты в другую, наше внимание обращают на шкаф с верхней одеждой и обувью — это некая гарантия того, что людей здесь выводят на прогулку. Как рассказывают волонтеры, работников некоторых ПНИ, утверждающих, что у них есть прогулки, просьба показать верхнюю одежду подопечных заставала врасплох.
В женской палате светло, сквозь зеленые занавески в комнату проникает рассеянное зимнее солнце. Нас встречают три девушки — двое в колясках и одна на стуле в углу. Катя Таранченко рассказывает, что это Настя, «Перспективы» добились ее перевода в третий ПНИ после того, как в другом интернате увидели ухудшение ее состояния. Настя стала закрытой, практически не ела и впадала в депрессию.
Мы заканчиваем наш обход отделения в холле, в котором устроено что-то типа общей гостиной: стоят несколько кресел, большой шкаф и телевизор, на котором сейчас показывают боевик с Первого канала. Уюта комнате придает большое количество растений, которые выстроены стеной прямо рядом с окном. Перед телевизором сидит женщина и двое мужчин, один из которых на инвалидной коляске. Перед выходом он оборачивается в нашу сторону и спрашивает: «Почему вы только к дуракам ходите? А к нормальным не ходите?».
— Здесь много людей, ко всем не сходишь, — отвечает кто-то.
Кулинарная мастерская
— Ну что, суп? — улыбаясь, Евгения предлагает нам всем отправиться на обед.
Наша экскурсия заканчивается в кулинарной мастерской «Перспектив». Здесь проходят занятия, на которых подопечных учат пользоваться ножом, варить для себя еду или даже заваривать чай. Действия, которые в быту кажутся обычными, для тех, кто с детства живет в интернатах, являются чем-то неизведанным и странным. Эта мастерская важна для всех людей, проживающих в интернате, потому что здесь они учатся самостоятельной жизни. Кроме того, если у кого-то из них появится шанс выйти из-под опеки интерната в Дом сопровождаемого проживания, то с этими навыками будет гораздо проще наладить свой новый быт.
Из комнаты с длинным столом, устланным клеенкой, ведет коридор на кухню, откуда доносится запах домашнего супа. Мы слышим приближающийся звук колес, и через некоторое мгновение нас встречает молодой человек, который резво перемещается по этим помещениям, быстро лавируя между нами на деревянной дощечке с колесиками.
— Это Женя Иванов, наш «повар» Он стал работником «Перспектив», когда вышел из ПНИ в самостоятельную жизнь, и сейчас готовит обед на всю нашу команду. Сегодня овощной супчик, — рассказывают работники «Перспектив», — Женя 26 лет жил в интернате, но недавно переехал в Шушары — получил социальную квартиру. Теперь почти каждый день приезжает к нам сюда работать.
Постепенно за столом собирается все больше людей — приходят волонтеры и работники «Перспектив». Среди них выделяется седой мужчина в возрасте — это Йен, волонтер из Англии, который уже давно в «Перспективах».
— У нас есть программа «Добровольныйсоциальный год», участники целый год помогают подопечным «Перспектив»: ездя по нашим проектам, занимаются с подопечными, гуляют и проводят с ними время. После такой программы, конечно, люди меняются. Интересно, что в отзывах некоторые волонтеры пишут, что это был «лучший год в их жизни». Учитывая занятость — пять дней в неделю — для волонтеров предусмотрены для волонтеров небольшие денежные компенсации на еду: 14 000 рублей, для иногородних — 25 000 рублей, плюс оплата проездов. Раньше было много волонтеров из Германии, сейчас их не очень много, но кто-то возвращается, чтобы навестить своих подопечных, — рассказывает Евгения.
Из кухни появляется Женя:
— Вот, принес вам хлебушек к супу! — все благодарят, суп действительно вышел прекрасным.
— Женя, а ты когда стал жить самостоятельно? — интересуемся мы.
— Квартиру получил в том году, а жить стал с августа. Переехал недавно — было тяжело переезжать и расставаться с ребятками.
Эпилог
Мы возвращаемся в комнату для сотрудников «Перспектив» и ждем Катю, чтобы по тому же пути через лес отправиться обратно в Петербург. Внимание и суета вокруг нас утихли — наверное, подопечные «Перспектив» уже привыкли к нашему присутствию.
— Конечно, по-хорошему ПНИ должны постепенно разукрупнять и расформировывать, — рассказывает Евгения, — Подопечные должны становиться частью общества, социализироваться, жить в Домах сопровождаемого проживания или в своих квартирах. Все это сложно, но для многих людей с тяжелой инвалидностью — возможно, и об этом мы продолжаем говорить.
По очевидным причинам сейчас интернатов становится только больше, а для их полноценной работы и для качественной жизни подопечных требуется гораздо больше рабочего персонала. До сих пор есть ПНИ, в которые не допускаются волонтеры и благотворительные организации. Представители некоммерческих организаций надеялись на то, что в федеральный закон «О психиатрической помощи» войдут ключевые позиции, которые позволили бы улучшить жизнь людей с психическими особенностями. Неизменной осталась и статья 30 закона о мерах физического стеснения и изоляции. Несмотря на то, что в действующей редакции в ПНИ это запрещено использовать, а разрешается исключительно в психиатрических больницах, часто на практике администрации интернатов трактуют норму иначе.
Также происходят нарушения и других прав, которые оказались под запретом в новой редакции закона. В стационарных организациях социального обслуживания теперь запрещено ограничивать права на ведение переписки без цензуры, получать и отправлять почтовые отправления и денежные переводы, принимать посетителей, приобретать предметы первой необходимости, телефон, одежду и пользоваться этим. Также впервые легализовано временное выбытие из интерната: например, в отпуск или на выходные в семью. Для этого по-прежнему требуется согласие директора, но появилась возможность оспорить его решение в региональной комиссии.
Катя выходит из кабинета: закончилась онлайн-конференция, на которой ей нужно было обязательно присутствовать. В коридоре вдруг возникает парень на коляске, он тут же ловит Катю взглядом и спрашивает:
— Катя, а ты пойдешь со мной в отделение?
— Мне надо бежать, я сегодня еще в другой интернат еду.
— В какой?
— В десятый!
— Ой, тогда я хочу с тобой! Работать хочу с тобой!
— Будешь моим помощником?
— Да!
Если вы хотите сделать пожертвование в благотворительную организацию «Перспективы», то пройдите по этой ссылке.