October highlights in Paris: Paris+ par Art Basel and other art fairs
Cover: Аnna Imhof's work at the Galerie Buchholz booth, source: Telegram channel 'look at this artwork!'
26 October, 2023
The contemporary art fair Paris+ par Art Basel is a major international event that brings together hundreds of galleries and artists from Europe and Asia. In honor of the fair, exhibitions and events are held in key places in Paris, and a vibrant monumental work of art appears on the Place Vendôme.
We talked with colleagues who visited Paris this season and shared their stories about why futurology and mysticism have become one of the main artistic trends; which property was the most expensive on Paris+; and how to become the owner of a painting by rising star Issy Wood.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Дарья Кузнецова
сооснователь онлайн-галереи Shift, автор телеграм канала «Твой самый легальный дилер»
На «настоящей» международной ярмарке я в первый раз. В родной Москве я возглавляла сначала HSE ART GALLERY, а затем собственную Shift, смонтировала и продала четыре стенда. Поэтому, высадившись в Гран-Пале-Эфемер, я уже смотрела на все аналитически и с пониманием. И так как посещение ярмарки совпало с моими парами по арт-менеджменту для художников, то перед собой я поставила задачу выделить общие художественные тренды, доминирующие направления и медиумы, чтобы поделиться своими наблюдениями со студентами и вами. Список оказался небольшим, но любопытным.
Начну с миниатюр, или работ маленького формата. Это тренд, который держится уже не первый год, и был замечен мной на параллельной Paris+ ярмарке Paris Internationale. Видимо, в эпоху всеобщей миграции, диджитал номадов, кризиса и отсутствия у художников условий для комфортного художественного производства небольшие холсты и фотографии стали достаточно популярными, особенно в недорогом сегменте. Например, маленькие вещи были и на стендах серьезных галерей вроде David Zwirner и White Cube.
В работах художников на ярмарке выделяется обращение к телесности. Пройдя по всем 7 ярмаркам, проходившим в Париже, можно было бы собрать настоящего Франкенштейна, так как количество написанных рук, шей, пяток выходило за мыслимые границы. Тема телесности в последние годы вновь набирает популярность, в особенности среди молодых художников. Дело тут, видимо, в новой ментальности, осознании важности своего физического и психологического состояния, словом, wellness и внимание к себе. Помимо прочего, тело играет важную роль в понимании таких аспектов идентичности, как гендер, сексуальность, раса и этническая принадлежность. Еще с 60-х годов прошлого века, во времена появления первых перформативных практик, проблематика телесности стала интересом не только художественным, но и социальным. Хотите соответствовать этому тренду — ловите на сайте «Объединения» работы Полины Майер.
Неон прошел путь от сугубо утилитарного инструмента рекламы до излюбленного художественного материала таких художников как Джозеф Кошут, Дэн Флавин и Трейси Эмин. Традиционно привлекающее внимание прохожих свечение Таймс-сквер теперь обращает на себя внимание любителей искусства, а создатели неоновых произведений по праву считаются «скульпторами света». Смыслы и концепции, заложенные в эти объекты, могут разниться от прокламации важных лозунгов до личных, интимных заметок и личных переживаний, никто не отменял вместе с тем абстрактные инсталляции и культовые вещи минималистов. Что касается зеркал, их присутствия в работах художников, то их символического значение — олицетворение истины и правдивого видения мира без прикрас, — претерпело изменения. Сегодня в эпоху social network одержимости мораль смешалась с эгоизмом, и зеркала теперь, как в сказке Пушкина, являются объектом самолюбования, вместо горькой правды они готовятся сказать, кто на свете всех милее.
Объекты, сюрреалистически или с иронией обыгрывающие повседневность. Их действительно много, это в основном лишенные своего привычного функционала реди-мейды: «повесившие голову» грабли, обмотанный вокруг уха топор, различные крючки, сплетенные в любовном экстазе гвозди, сгоревшие спички и другие.
Футурология, мистика и прогнозы нашего непростого будущего. С уверенностью могу сказать, что это не маниакальное увлечение гаданием на таро и выстраиванием личной жизни согласно звездному небу и инста-шарлотанкам. Турбулентное затяжное безвременье толкает нас на все мыслимые и немыслимые варианты прогнозирования. В сочетании с еще непрошедшей модой на big data и машинное видение этот тренд рождает интересные и многозначительные работы, как например у Andrew Edlin Gallery или лондонской галереи Pillar Corrias.
Текстиль не сбавляет оборотов в качестве и количестве с времен «бума» на последних Венецианской биеннале и Документе. Из известных авторов на Paris+ выделяется участница обоих вышеназванных смотров, польско-румынская художница Малгожата Мирга-Тас (галереи Foskal, Karma International) с большими текстильными панно в стиле пэтчворк. На другом стенде наша соотечественница и также участница биеннале Евгения Манчева, работу которой на ярмарке представляла галерея Vallois.
И немного о стендах, которые понравились мне больше всего. Однозначного ответа у меня нет, однако есть такой метафорический пьедестал почета, на котором расположились:
-
Carlos/ Ishikawa с великолепными работами Исси Вуд и Эвелин Таошенг Ванг
-
Sprüth Magers, у который весь стенд очень целостный, с соблюденным балансом между ломающей четвертую стену живописью Анне Имхоф, ирреальным Андреа Шульце и объектами Розмари Трокель
-
Загадочная neugerriemschneider с отсутствующим сайтом, зато имеющимися лего Ай Вейвея, инсталляцией про серебряные шашлыки Риркрита Тираваньи и огромным текстильным панно Томаса Байреля.
Даша Елистратова
сооснователь галереи Mute. и автор телеграм-канала «Преемник Обриста»
В этом году мне удалось спланировать и посетить не только Парижскую версию Art Basel — Paris+, но еще и Frieze, который проходил в Лондоне за неделю до. Все происходящее в Париже показалось эффектнее Лондона, контраст бросается в глаза. На Paris+ , в отличие от Frieze, больше концептуального искусства: много инсталляций и скульптур, а картины в общей массе менее яркие визуально и больше «на подумать». И это, как мне кажется, влияние немецких галерей, которых тут довольно много (на Frieze же доминировали британские и американские галереи).
Гуляя по Grand Palais (где проходит Paris+), почти не выделяешь отдельных стендов, но замечаешь конкретные работы или конкретных авторов, которых галереи специально берегли для ярмарки. Из того, что выделила себе я — это потрясающее полотно Анне Имхов на стенде галереи Buchholz, там же много ее хорошей графики, которая продается по более доступным ценам; потом — Андреас Эрикссон у берлинской галереи с непроизносимым названием neugerriemschneider (у которой помимо первого еще был представлен Олафур Элиассон и Риркрит Тиравания); и чудесная работа на ножках художника из Косово Патрита Халилая в Mennour gallery (очень нравятся его работы еще с тех пор, как увидела его сольную выставку в Хрустальном дворце Мадрида).
Звание самых ярмарочных художников все еще держит тройка Трейси Эмин, Георг Базелиц и Аниш Капур. Их опять можно найти в количестве более трех штук на одну ярмарку. Однако, по степени популярности, в этот раз их звание пошатнули два полотна Марка Ротко, которые две влиятельные галереи выставили аккурат к его ретроспективе в Louis Vuitton Foundation. Например, на стенде у Pace работа Ротко была выставлена за скромные 40 млн евро и получила звание самого дорогого объекта ярмарки.
Параллельно Paris+ проходило еще две ярмарки от искусства — Paris Internationale и Asia Now. Первая — сателлит с молодым искусством, вторая — собирает галереи и художников из азиатского региона. Мне обе показались очень интересными и по составу, и по формату. Вообще, классно, что в Париже встречаешься с таким дайверсити во всем: и в ценовом, и в контентном отношении. С Paris Internationale никак не могу забыть работы двух художников: Ю Нисимура и Марка Камиля Хаймовица. Ну и, конечно, сама площадка ярмарки — Le central téléphonique — потрясающе обрамляет все искусство внутри: гулять там с этажа на этаж было сплошным эстетическим удовольствием.
На Asia Now особенно понравилась некоммерческая программа, которую курировал художественный коллектив Slavs and Тatars. Они сделали акцент на искусстве из Центральной Азии. Вообще, по ощущениям, в ближайшее время нас ждет большой тренд на искусство из Центральной Азии и бывших советских республик. Художники и институции оттуда начинают обретать видимость и интерес мировой арт-публики. Мне особенно понравилась работа казахской художницы Сауле Дюсенбиной, принты которой украшали колонны холла главного здания ярмарки.
Из всего многообразия арт-событий, которые проходили параллельно ярмаркам, я бы выделила персональную выставку Исси Вуд, которая открылась в Foundation Lafayette Anticipations. Художнице всего 30 лет, но она уже восходящая звездочка не только в арт-мире, но и в мире музыки. Меня особенно цепляет самобытность ее стиля, который издалека не спутаешь ни с кем другим. Уже сейчас ее работы не так-то просто купить: галерея сначала интересуется вашей коллекцией и статусом в мире искусства, по этим факторам будут определять достойны ли вы стать обладателем полотна Исси или нет.
Мария Крупнова
арт-консультант, куратор и автор телеграм-канала DailyPlease
Начать хочется с публичной программы Paris+ Art Basel. Мне понравилось почти все, что было выставлено в садах Тюильри. Особенно выделю три объекта:
-
Пять мраморных листьев художницы Клаудии Комте, которые она очень нежно «распустила» прямо в пруду;
-
Клаудиа Вайзер и ее керамический домик “But round my chair the children run”. Работа сделана из плиток по эскизам художницы и установлена в Тюильри примерно на том же месте, где когда-то были керамические мастерские.
-
Работа художника Оскара Туазона. Это выточенная из мрамора цистерна, но вместо нефти там — питьевая вода.
Еще был Урс Фишер на Вандомской площади, но он скорее не поразил, а дал возможность протянуть ниточку между Москвой и Парижем. Обе алюминиевые скульптуры имеют много общего, и врастают в пространство большого города.
Если говорить про основную программу самого Paris+ Art Basel, то мне понравился блок из 58 галерей, который появился в этом году ближе к Эйфелевой башне. Я бы выделила стенды Andrew Kreps Gallery, Magnin-A, Societe gallery, kaufman repetto gallery.
Magnin-А представляли сенегальского скульптора Сени Ава Камара, что создает деревянные скульптуры на тему рода, корней, семьи. Я недавно была в Капитолийском музее в Риме, где видела очень древние римские скульптуры, посвященные богам плодородия и женщине. И вот то, что сделала Сени Ава Камара — крайне элегантный и современный твист на эту тему, это актуально, красиво и тепло. Вторая художница, которая меня впечатлила — американка нигерийского происхождения Шура Наташа Агунджи.
На стенде Christian Berst gallery мне понравилась художница Анна Зиманкова. Ее волшебные коллажи из ниток, бумаги, обрезок сделаны, на мой взгляд, талантливо и цельно.
Еще в душу запал румынский художник Октав Григореску, и его работа, похожая одновременно на фреску и картину «Последний день Помпеи». Мне очень запомнилась техника: масло выделано так, будто кажется, что ему очень много лет, и это был перенос настоящей настенной росписи на холст.
Если переходить к галереям-мейджорам, то было приятно наблюдать за стендами Esther Schipper и Dawid Zwirner. У них очень добротная подборка.
Esther Schipper выставляли новую работу моей недавней любимицы Аники Йи. У нее оригинальные панно на стыке инсталляции и реди-мейда. Ее композиции недавно показывал Bourse de Commerse. Мне приглянулся объект с цветами и гантелями.
У Dawid Zwirner понравился «Зимний танец» художницы Даны Шульц. Я возвращалась к этому полотну несколько раз за время работы выставки. На картине изображены очень крупные фигуры, которые распирают холст, но при этом очень сильно друг к другу привязаны.
На мой взгляд, смотр молодого искусства Paris International был бодрым, а сам Art Basel — удачным, насыщенным и заряжающим. На ярмарке современного искусства это самое главное — она должна генерировать энергию. Это тот творческий мицеллий, из которого потом прорастают абсолютно любые экономические узлы, человеческие связи и культурные концепции. Это жизнь.
Cover: Аnna Imhof's work at the Galerie Buchholz booth, source: Telegram channel 'look at this artwork!'
26 October, 2023