A good example: Grecht's exhibition "Fairy tale. Dream" at LAF
Until February 28, the Limonov Art Foundation is hosting the project "Fairy Tale. Dream" — a solo exhibition by the anonymous St. Petersburg artist Grecht. "Fairy Tale. Dream" is a total installation of wooden objects and sculptures that together form a mythical city.
We asked Anna Yakubova, curator and executive director of LAF, about the preparation of the exhibition and the characters that populate Grecht's artistic world.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Анна Якубова
куратор
О художнике и его работах
Грехт — анонимный петербургский художник, собиратель невиданного фольклора, «вольный каменщик», балансирующий на грани средневекового и барочного Gesamtkunstwerk. Мастер деревянного фантомного зодчества из найденных и заведомо нефункциональных материалов-инструментов. Создатель абсурдных скульптур-тотемов, изображающих метаархеологические маски, отсылающие то ли к венецианским атрибутам карнавала, то ли к древнеегипетским божествам, то ли к облику чумных докторов.
Простые по форме, местами незатейливые и неизменно изящные в своей дикости, объекты Грехта прорастают дополнительными смыслами, при всматривании с позиции истории искусства. В них читается «наследие» и наскальных рисунков, и пластики иконографической традиции, и модернизма первой волны с его спазмами, запечатленными экспрессионистами, и искусства информель, и арт-брюта, и детских набросков. Однако ни одна из его работ не отсылает и не воспроизводит никакой конкретный стиль или течение. Грехт — художник подполья болотных земель, научившийся всему сам, создающий рукотворную историю небывалых народов и культур.
О выставке-инсталляции
Проект «Сказка. Сон» готовился в течение двух лет и по сути является квинтэссенцией художественного метода автора. Это самое масштабное соло-высказывание художника — тотальная инсталляция, вобравшая в себя скульптуры и объекты, созданные специально для проекта. Триумфальные ворота, сторожевые башни, мельницы, часовни, смотровые площадки, цыганские повозки, дома-скворечники, кроватки-лилипуты и стулья-гулливеры — это таинственный город из сна или покинутая мастерская сказочного художника, который, вполне возможно, любит гулять по туманной набережной Обводного канала. Здесь говорят на неведомом языке зауми и абсурда, носят странные одежды, поют особые песнопения, возносят кубки с волшебным отваром. Здесь, в самых неочевидных уголках, спрятались обитатели этого незримого города, они наблюдают и перешептываются — слышите?
Экспозиция состоит из переплетений дорог и маршрутов города из сновидений. Как и в любой архитектурной застройке, есть общий план, представляющий собой изображение всего комплекса сооружений, со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства домов сокрытых жителей, и даже транспортных путей. В основе же возведенного города неизвестной нам цивилизации — самодостаточные постройки-артефакты со следами жизни невидимых персонажей, непонятных, гротескных, где-то мистических, где-то наивных и тревожных художественных образов. Сказка — ложь, да в ней намек. Существует ли этот мир — загадка, но где грань реальности и вымысла?