How to communicate at vernissage and after?
Автор: Александр Бланарь
Иллюстрации: Сергей Тиснек
04 October, 2024
A vernissage is a multi-layered event. It’s a beautiful celebration, champagne, words of congratulations, nicely dressed friends and acquaintances. But it’s also a professional event where you can finally display the result of work done by the gallery team, artists, and curators. It’s an active start of work for the whole gallery team especially those who manage sales.
Let’s put the artistic aspect aside and imagine that everything gets constructed strictly according to plan, and you have a ready-made exhibition to open the project. In this article, Aleksandr Blanar, the Serene gallery director, Telegram channel blanar.art author shares the basic rules and recommendations from contemporary art specialists on how to communicate at vernissages.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Приглашение на выставку
С пиар-поддержкой, мне кажется, многим уже все понятно, но на всякий случай повторим небольшой свод правил.
Иметь пресс-релиз с названием выставки, участниками, датами начала и окончания выставки, адресом галереи, а самое главное — фотографиями работ, представленных на выставке. В идеальном мире собирается пресс-папка, где есть как минимум 3-5 фотографий, обязательно с подписями (автор, название, техника), и за две недели до открытия рассылается журналистам. Дальше постоянно напоминаем о своей выставке, даже после того, как она открылась. Кроме того, обязательно в эту же папку добавляются кадры экспозиции, как только вы сможете это сделать.
Следующая важнейшая составляющая — это гости. Гости открытия отчасти становятся лицом вашей выставки, все интересующиеся смотрят, кто к вам пришел, составляют таким образом мнение о событии и принимают решение надо ли им обязательно отправиться к вам на выставку.
Гостей открытия можно разделить на несколько групп, каждая из которых одинакова важна для того, чтобы считать вернисаж удачным:
• Это арт-профессионалы, чье присутствие очень важно для вашего профессионального статуса, другие художники, кураторы, сотрудники музеев и институций.
• Светские гости, модные гости, за которыми следят — если хотите, инфлюенсеры, к чьему мнению прислушиваются и доверяют. Они нужны для светской хроники — один из самых сильных инструментов в общении со зрителями после открытия.
• Коллекционеры, потенциальные коллекционеры и арт-дилеры, в общем, люди, которым вы будете продавать искусство.
Раньше приглашение было принято рассылать за две недели до открытия. Сейчас, когда все во всем не уверены, можно ограничиться и одной неделей. Главное не забыть напомнить о своем событии за день или в день открытия.
День открытия
Хорошо иметь представление, кто к вам все-таки дойдет в день открытия. Несмотря на такое понимание, за час до вернисажа я всегда испытываю невероятный стресс, что никто сегодня не дойдет. Обычно меня успокаивают фотографы и коллеги, в результате явка почти всегда замечательная. Но ничем этот страх побороть не могу.
Для Москвы и Санкт-Петербурга наличие алкогольных напитков и светского фотографа — обязательно. Все остальные составляющие по вашему усмотрению. Но не стоит забывать, что главное в этот вечер — современное искусство, которое вы показываете гостям.
Общение с коллекционерами или с потенциальными покупателями искусства
Если мы рассматриваем уже не просто гостей, а коллекционеров или потенциальных коллекционеров, то тут также необходима подготовка заранее.
Хорошую инструкцию по общению с клиентами дает экс-глава представительства аукционного дома Phillips в России Теа Курсуа:
«Если речь идет о вернисажах в своей галерее, тут стоит начать с клиентской базы, которая регулярно должна пополняться новыми контактами, важно вносить все детали, связанные с искусством: что купил, что когда-либо запрашивал, что понравилось или нет, где есть недвижимость, чтобы предлагать работы туда и другое.
Каталог выставки до открытия должны получить активные клиенты, а не все гости.
На самом открытии важно уделить внимание всем, не стесняйтесь вежливо останавливать затянувшуюся беседу и переходить к другому человеку — все понимают, что это ваша работа.
Безразличная беседа с бегающими по гостям глазами взволнованного сотрудника галереи — не самая приятная ситуация для клиента. Лучше не долго, но сфокусировано.
Сразу фиксируйте интерес клиента к конкретной работе и предупреждайте, что отправите все детали в ближайшее время. Мой стиль — фоллоуапить до получения положительного или отрицательного ответа. Без ответа я запрос не оставляю».
После вернисажа
Фотографии всем рассылаются сразу же на следующий день. А также не забудьте их отправить редакторам светской хроники.
Каталоги или информацию о конкретных работах лучше отправлять на следующий день сразу же тем, кто проявил какой-то интерес, спрашивал цену работы, но почему-то еще не забронировал работу. Первые дни после открытия самые важные, потому что ваши клиенты и потенциальные коллекционеры вдохновленные вашим открытием очень расположены к покупкам.
Важно также проанализировать, кто из приглашенных гостей не смог по разным причинам дойти до открытия и назначить для них индивидуальные туры.
Бонус-трек: совет для художников
Небольшой совет молодым художникам — не стоит воспринимать открытия, как возможность презентовать себя и свои проекты галеристам и кураторам. Весь их фокус в день вернисажа направлен на рассказ о выставке и представленных работах. Но это хороший момент для знакомства, хотя упор в разговоре все же стоит делать на проект, который презентуется сегодня. Это вежливо, приятно, а также показывает, что вы не просто пришли рассказать о себе, а что вы знаете, куда пришли и зачем. Обменяйтесь контактами и уже через пару дней предложите встречу, где можно дальше говорить о сотрудничестве.
Простые советы для гостей
Несмотря на то, что открытие выставки — это рабочее мероприятие, не стоит забывать о том, что это праздник. Не надо портить атмосферу своим дурным настроением или настроем, попробуйте вдохновиться искусством, улыбайтесь, и если не получается, то можно уйти пораньше.
Автор: Александр Бланарь
Иллюстрации: Сергей Тиснек
04 October, 2024