How contemporary female artists comprehend their identity through working with body
Author: Natalia Derikot
Photos: varyakozhevnikova.com; proshkowska.com; new.renaissancevenus; dariiakuzmych.com; lenta.ru
07 July, 2023
We have curated a collection featuring five contemporary female artists who explore the human body — both their own and others' — through various mediums, ranging from performance to painting and photography. These artists delve into diverse experiences, including car accidents, loss of virginity, humanitarian crises, and gender inequality. Our selection exclusively showcases women artists, as it boldly highlights the discriminatory and objectifying treatment of the female body in our society, emphasizing the shifting understanding of the body and physicality today.
Anna Likuy, a psychotherapist at Souma — a platform for physical group therapy — provides insightful commentary on the artists' practices. Founded by her former client Kristina Kozyreva, Souma explores the connections between the artists' works, discoveries, and the methods of body-oriented therapy — an important and relevant domain for reimagining physicality.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Вплоть до конца XIX века тело в искусстве чаще всего воспринималось как сюжет или объект для любования. Это изменилось в XX веке, когда появились новые формы и оптики: радикальные перформансы Марины Абрамович, Аны Мендьеты, венских акционистов, живопись Люсьена Фрейда, гиперреалистичные скульптуры Рона Мьюека. Тело и телесность стали важными инструментами для работы с личным и коллективным опытом.
Движение к глубинному исследованию тела, его связи с социальными и историческими процессами, психикой отдельного человека — общее для всего XX века. В это время появляется и развивается телесно- ориентированная терапия, растут движения за сексуальную и гендерную свободу. Как пишет Оливия Лэнг в книге «Тело каждого: Книга о свободе», история последнего полувека — это во многом история тела, его открытия, свободы и порабощения. Как его можно исследовать через искусство?
Варя Кожевникова
Варя — художница, работающая с фотографией. Участница Хельсинкского и Афинского фотофестивалей, Photobookfest в Москве, Presence в Санкт-Петербурге и др.
Варя исследует женскую природу, природу памяти и психику в целом, работая с телесностостью и исследуя свой и чужой опыт взаимодействия с другими людьми. Художница сочетает документальный и перформативный подход и часто соотносит личную историю с коллективной.
В фотопроекте «Я не уверена» (2018) она воссоздает воспоминания женщин о том, как они потеряли девственность. В интервью с Варей участницы проекта вспоминали само событие, его предысторию и анализировали связь прошлого опыта с настоящим, а художница реконструировала их опыт на снимках. Сама Варя говорит о проекте так: «Сейчас моя дочь превращается в юную девушку, и вдруг я осознала: потерять девственность — это значимое событие, влияющее на всю жизнь, я сделала это «неправильно». Чтобы снизить свою тревожность, я стала «переживать» чужие истории про потерю девственности и превратила это в проект».
В проекте «13.31» (2019) художница осмысляет свой опыт материнства через автопортреты с дочерью. По словам Вари, со временем она сама стала походить одновременно на собственную мать и дочь. В фотопроекте Варя меняется местами с дочерью Лерой — одеждой, ролями — и пытается переосмыслить формат отношений «мать-дочь-подросток», узнать себя в другой и наоборот.
Анна Ликуй: «В жизни женского тела есть несколько важных моментов, связанных с женской идентичностью и сексуальностью: потеря девственности, беременность, роды, отношения с дочерью. Согласно телесно-ориентированной терапии, тело помнит то, как мы проходим каждую из этих фаз, и это отражается на всей последующей жизни. Важные темы будут «фонить» и резонировать при встрече женщины с триггером, прямым или ассоциативным напоминанием о них.
Идеального развития телесности не бывает, мы можем только стремиться к ней. Художницы используют для этого образы, телесные терапевты — работу с ощущениями, эмоциями, телом и конфликтами в нем. Но и те, и другие так или иначе корректируют состояние тех, кто смотрит на произведение или участвует в терапии».
Мария Прошкова
Современная украинская художница, лауреатка специального приза журнала VOGUE, участница American Arts Incubator в Украине. Ее работы хранятся в коллекциях Щербенко Арт-Центра (Украина) и МАМбо (Болонья, Италия).
Мария Прошкова исследует гендерное неравенство, опыт объективации и сексуализации женского тела, насилия над ним, вопросы самоидентификации. В работе «Невидимый труд» (2020) художница проблематизирует обесценивание женской работы: она монотонно вышивает полотенце по схеме традиционной украинской вышивке без использования нитей.
В перформансе «Гнев» в рамках исследования «Анорексия» — переосмысляет собственный опыт работы в модельном бизнесе. Мария стояла посреди галереи в белье телесного цвета и оценивающе смотрела на зрителей. Сама художница говорит об этом так: «Мне хотелось не только выразить свой гнев, но и заставить людей почувствовать — каково это, когда ты всю жизнь под пристальным взглядом».
В инсталляции «Уязвимость» (2017) Мария разместила на полу Музея Шевченко автопортрет — обнаженную фигуру с прижатыми к животу коленями. Большинство посетителей аккуратно обходило инсталляцию, а некоторые реагировали неожиданно: например, один мужчина в письме потребовал убрать работу, потому что он не соглашался на участие в перформансе. Ситуация только подчеркнула неочевидные смыслы «Уязвимости» о том, что женское тело — до сих пор объект не личной, а публичной собственности и оценки.
Анна Ликуй: «Положение тела — это важная информация о человеке, которая им не всегда осознается. Например, поза эмбриона или поза с прижатыми к груди коленями почти всегда, с психологической точки зрения, говорит о незащищенности человека, о том, что именно сейчас он нуждается в безопасности больше, чем когда-либо.
В терапии, как и в искусстве, различные позы используются для проживания внутреннего конфликта и сопутствующих ему чувств и эмоций, особенно гнева, ярости и ненависти. Работа с положением тела помогает корректировать психологическое состояние человека и дает ему или ей возможность глубже осмыслять свою актуальную ситуацию».
Елизавета Кашинцева
Современная художница, модель, актриса. Закончила Московскую школу нового кино и институт современного искусства БАЗА.
Елизавета Кашинцева начала заниматься искусством в 2017-18 годах, что совпало с консервативным идеологическими поворотом в стране и расцветом культа потребления. Это повлияло на ее практику — художница обратилась к акционизму и радикальным перформансам.
В перформансе «Александр Александрович, мы видим улучшения» (2017) она с завязанными глазами выкрикивала речи губернатора на разделительной полосе в центре Садового Кольца, «примеряя» на себя фигуру власти. В акции «Пятерочка выручает. Великая речь на Дорогомиловском рынке» (2018) художница в мясном отделе рынка отрешенно зачитывала в микрофон список акционных товаров «Пятерочки» вперемешку с телевизионными лозунгами федеральных каналов. Параллельно она терла свеклу на спине полуобнаженного актера Федора Кокорева, поставленного на четвереньки.
По словам критика Егора Софронова, акция воплощает «образ возмездия женщины», загнанной в бытовой и политический кошмар. Елизавета, работающая моделью, переприсваивает и собственную внешность, которую современные медиа используют как модельный стереотип, одновременно возбуждая и угнетая зрителей.
В работе «Внутренняя Магнолия» (2023) — часами лежала в продуктовом магазине без движения, воплощая и перепроживая отчужденный опыт жизни в современном мегаполисе.
Анна Ликуй: «Видя подобные перформансы или их документацию, мы можем сопереживать и присоединяться к чувствам художницы — замирать, застывать, хотеть убежать или вдруг испытывать желание наброситься на «обидчиков».
Все это — телесные реакции, которые мы редко отслеживаем, но которые всегда присутствуют, особенно когда мы загнаны в угол и попадаем в сильный стресс. В таких случаях наш древний «рептильный» мозг включает реакции «бей» или «беги», что может спасти жизнь. Хуже обстоит дело с третьей реакцией — «замри», когда мы будто замораживаемся, впадаем в ступор.
Задача этой реакции — вывести человека из состояния диссоциации, «оторванности» от тела, и вернуть ему или ей более активное реагирование: «бей» или «беги». В телесно-ориентированной терапии много времени посвящается осознаванию и принятию телесных реакций и возвращению телу большей жизненности».
Дария Кузьмич
Украинская художница, живет и работает в Киеве и Берлине. Окончила киевскую Академию изящных искусств и магистратуру по медиаискусству в Берлинском университете искусств.
Дария работает в различных техниках, таких как инсталляция, рисунок, видео, текст. Она фиксируют, как переходные социальные и исторические этапы влияют на человека. В текущих проектах художница исследует переживание травмы и восприятие времени.
Тело и работа с личной историей — важные медиумы Дарии и ее ранних работ, в которых она осмысляет страшную дорожную аварию, изменившую ее собственное тело. В проекте «Принятие» (2014) художница с помощью видео и схематичных рисунков исследует собственную прогулку с хромой правой ногой — то, что считается физическим недостатком, становится эстетической формой орнаментального движения. Позднее Дария расширила это в исследование проекте Eyeontheknee — аккаунта в Instagram, где она задокументировала изменения своих ног после сложной операции.
Анна Ликуй: «Травмы разного рода нередки в жизни любого человека. В этом случае может нарушиться восприятие собственного тела. Для его восстановления можно работать со схемами тела. Например, с помощью телесного резонанса — это техника из телесно-ориентированной терапии, в которой телесные метафоры используют для возвращения клиента или клиентки в собственное тело. В искусстве, как и терапии, часто задействуют этот инструмент».
Натали-Кейт Пангилинан
Российская художница с филиппинскими корнями, главная художница в Буряад театре, Улан-Удэ. Работает на стыке театра и современного искусства.
Более 10 лет Натали-Кейт училась на сценографа, но художнице всегда было интересно исследовать, как ее опыт театрального художника может работать в личном творчестве, где нет актера и режиссера, а есть только автор и зритель, который может вступать в коммуникацию. Художница работает с живописью и изображением в широком контексте.
В проекте «Дальневосточные Венеры» Натали-Кейт наносит фотографии обнаженных женщина на раковины моллюсков, найденные на берегу Японского моря. По словам кураторки Яны Гапоненко, так художница в том числе «поднимает вопрос объективизации человеческого тела, преимущественно женского, в западной истории искусства, в которую вошли мужчины-художники, изображавшие женщин в качестве объекта для любования». В проекте Натали-Кейт также материализует естественность и хрупкость человеческого тела.
Анна Ликуй: «Женщины тонко чувствуют объективизацию их тел со стороны мужчин и культуры. Важная задача здесь — это возврат себе своего тела. Например, с помощью рисунка, фотографии или живописи можно дописать, достроить или создать телесную целостность — это придает ощущение гармонии и опоры на тело.
В телесной групповой терапии мы часто используем техники для раскрытия и признания собственной естественности, хрупкости. Главное, что здесь отличает терапию от искусства — это обязательная атмосфера безопасности и принятия».
Author: Natalia Derikot
Photos: varyakozhevnikova.com; proshkowska.com; new.renaissancevenus; dariiakuzmych.com; lenta.ru
07 July, 2023