Breastfeeding at the museum: about normality, feelings and missing infrastructure
Breastfeeding has been a subject depicted in the paintings of renowned artists, both in Russian and foreign art. However, even in prominent museums worldwide, such as the Boston Museum of Fine Arts and the Tretyakov Art Gallery, protests regarding breastfeeding in exhibition halls where these artworks are displayed still occur among both employees and visitors.
To shed light on this issue, we spoke with Karina Ibragimova, a mother and the founder of By Patronus, a brand of transfer tattoos for children and parents. Karina shares her personal experience and thoughts on how art can support breastfeeding mothers. Additionally, we reached out to Ksenia Ledeneva, Head of Visitor Relations at the Museum of Cryptography, to discuss the assistance provided to nursing mothers and parents in the museum.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Что чувствуют женщины, когда кормят детей грудью в публичном месте?
КАРИНА ИБРАГИМОВА
мама, основатель бренда переводных татуировок для детей и родителей By Patronus
Для меня опыт кормления своего ребенка грудью был первым в жизни. Младших братьев и сестер у меня не было, и я не видела, как это происходит. Когда я жила в Москве, видеть кормящую маму мне было непривычно. То есть для меня кормление грудью было всегда чем-то очень закрытым. Когда появилась дочь, было непонятно, как относиться к тому, что ты хочешь жить социально активной жизнью и при этом у тебя есть маленький ребенок на грудном вскармливании. Я жила российской повесткой, но находилась в Европе, и разницу ощутила сразу, как стала мамой.
В российских группах поддержки женщины делились тревогой касательного того, как им кормить своих детей, а у меня такой проблемы не было. Меня тронули тогда, помнится, истории с тем, что женщин выставляли из кафе и музеев, в Москве, за кормление грудью (в 2019 году посетительницу Третьяковской галереи выгнали из музея за кормление грудью в выставочном пространстве. Посетительница при этом использовала специальный капюшон на рюкзаке, который скрывает голову ребенка — прим. ред.). Это такая холиварная тема, но потому горячая.
Помню, как собирала фотографии картин, на которых женщины кормят грудью младенцев. Мне нравились все изображения, которые нормализовали процесс кормления, — крестьянки в поле, женщины в городе. Меня это поддерживало что ли, давало чувство сопричастности с прекрасным, но таком простом и жизненном действии, воспетым художниками разных эпох. С чем-то очень интимным, но не постыдным.
Внутри себя я ощущала диссонанс. Мне казалось, что нужно бы стыдиться, но мне не было стыдно. Как же так? Вот, — говорила я себе, — смотри, сколько женщин из других поколений кормили своих детей. Есть и скульптуры, и маленькие фигурки из дерева, и картины. Это просто нормально, вот и все. Я себя в этой нормальности и поддерживала.
Кормление грудью осуждается в патриархальном обществе, а я категорически не хочу считаться с правилами патриархата. Мне не кажется стыдным кормить грудью при людях, и я не испытывала стыда от кормления грудью в общественных местах. Я не хочу принимать на себя чувство вины, которое активно навешивают в комментариях под обсуждениями данной темы. Чувство стыда от кормления ребенка в публичных местах — неприятное и деструктивное. Оно не поддерживает матерей, которым и так сложно социализироваться из-за стресса, бессонных ночей, тревоги и страхов. Маленький человек зависит от тебя полностью, и это огромная ответственность, если ты осознанно подходишь к родительству.
Стыд возникает как закономерная реакция, но он не должен прекратиться сам по себе: должна прекратиться причина, которая его вызывает, должны измениться социальная норма и приемлемость тех или иных действий, но это все разбивается о патриархальные установки о роли женщины, субъективизации тела и груди. И как раз такие статьи и обсуждение кейсов в этом помогают.
Мне посчастливилось жить и растить дочку в Нидерландах. Я получала только поддержку и добрую реакцию. Везде брала Миюшу с собой, и никогда с этим не возникало проблем. Я кормила ее в Рейксмузеуме, в Музее Ван Гога, в Стеделийк Музеуме, даже в доме-музее Рембрандта — сидя, прямо в центре зала, а если лавочек не было, то стоя. У меня никогда не было шарфа, и я ничем не прикрывалась. Никто не говорил ни слова, люди только улыбались, и столько поддержки было в этом, столько умиления. А еще меня ни разу не просили пройти в специальную комнату или туалет. Хочешь кормить — пожалуйста.
Все потому, что отношение к телу в Нидерландах и России — разное. Например, бани в Нидерландах (и в Германии тоже) — общие, и в них запрещено ходить в купальниках, только голышом. Никто не стесняется тела, потому что в наготе нет сексуальности. Это, наверное, связано с сексуальным просвещением в школах. По статистике, в Нидерландах очень низкий процент ранних незапланированных беременностей, абортов среди несовершеннолетних, ЗППП. Детей учат названиям половых органов, тому, что ты можешь сказать «нет» и «стоп», если тебе не нравится. Уважать границы чужих людей и уметь защищать свои.
А еще в Нидерландах очень лояльное отношение к детям в принципе. В ресторане дети могут шуметь и бегать — и никто не сделает замечание. С младенцами приходят на шумные веранды, в бары. Я работала в ресторане, и мама с малышом в шумном зале было нормой. А малыши могли быть еще совсем красненькими, рожденными прям позавчера. В музеях это нормально. Музеи — человечные, открытые и доступные для всех. Там есть пандусы и лифты, и если ты с коляской, то пройти везде — не проблема. В музеях есть гиды для незрячих, есть программы для маленьких детей, устраиваются тусовки с диджеями для молодежи. Детство ценится, поэтому и к матерям отношение очень поддерживающее.
В России же ты в метро спуститься не можешь, потому что на большинстве станций нет пандусов. Так что даже до музея добраться сложно. Все мои подруги гуляли вокруг панелек, где жили, с малышом. Среда недоступна. Соответственно, если город не приветлив к мамам, то их и не видно. Значит, редкие столкновения с мамами будут восприниматься как погрешность.
Как музеи могут поддерживать кормящих женщин?
КСЕНИЯ ЛЕДЕНЕВА
руководитель отдела по работе с посетителями в Музее Криптографии
Мы в Музее криптографии прекрасно относимся и к кормящим мамам, и к папам и очень рады, когда в наш музей приходят целыми семьями. Чтобы посетителям с маленькими детьми было комфортно, у нас есть специальная комната родителя и ребенка, где можно и покормить, и перепеленать, и просто отдохнуть, удобно расположиться в кресле. Правда, у нас нет возможности для подогрева молока, но мы всегда готовы в нашей офисной части помочь с этим. Кроме того, в экспозиции почти во всех залах есть удобные лавки, где можно присесть. Родителям с маленькими детьми мы предлагаем использовать наши облегченные коляски, пока они смотрят экспозицию.
Еще у нас есть Changing Places — сложно перевести на русский, но назовем это «комнатой с поддержкой», там есть кушетка, ширма, электроподъемник. В основном это место используют посетители с инвалидностью или родители детей с инвалидностью, которым требуется ассистирование при посещении туалета. Но там также можно расположиться и покормить или переодеть малыша.
Мне кажется, это самые базовые опции, наличие которых делает посещение музея, в том числе нашего, в принципе возможным. Большинство наших посетителей не проживает рядом с музеем, они приезжают издалека, а, значит, самым необходимым мы точно должны их обеспечить. Каждый наш посетитель может нуждаться в какой-то поддержке, а родители вообще довольно много находятся в стрессе, и мы это понимаем. В нашей команде есть ребята с маленькими детьми, мы много общаемся, они делятся своей болью при посещении публичных мест. Поэтому стараемся быть отзывчивыми к потребностям родителей с грудничками.
Что касается способов поддержки матерей в музеях, то тут стоит говорить о комплексном подходе: необходимо создание определенных комфортных условий в музее (где сотрудники могут помочь, а туалеты и места для отдыха адаптированы для людей разных возрастов), так и разнообразного контента, который позволит провести время в музее, причем как совместно с ребенком, так и по отдельности.
Мне кажется, что сейчас большинство музеев в России смотрят в сторону создания комфортных условий для родителей с грудничками. И в целом пересматривают свое отношение к посещению родителей с детьми, поэтому выставки часто дополняются предметами, которые именно нужно трогать, игровыми элементами (горками, например) и всем тем, что дает разный опыт и может увлечь детей разного возраста.