КСЮША ОБУХОВСКАЯ

мастерская

ФОТОГРАФИИ: КАТЯ ТЮМЕНЬЕВА

15 July, 2021

Ксюша Обуховская — диджитал-художница и студентка Школы Родченко. Ее проект совсем недавно победил в open-call Nova Art, посвященный теме технологий и телесности в новой реальности.
Встретились с художницей в ее мастерской и поговорили о ежедневных ритуалах, опыте работы с NFT, ее переходе из классического медиума в диджитал и ближайших выставочных планах.

КАК ДАВНО ТЫ ХУДОЖНИЦА?
Если отсчитывать от момента, когда я перестала бояться называть себя художницей — то два года. Если говорить о какой-то внутренней идентификации, то, наверное, она появилась лет пять назад. Я училась рисовать сама, когда была подростком и начинала с небольшой графики, а потом перешла к широкоформатной живописи и к объектам. Сейчас меня больше интересуют новые- и трансмедиа: мне нравится работать с цифровыми медиа (CGI, играми и найденными материалами в интернете) и их взаимодействием с физическим пространством — такое вот балансирование между мирами.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ В ТВОИХ РАБОТАХ?
Глобально меня заботит, как интернет, государственные структуры, технологии, большие корпорации и другие демоны позднего капитализма обретают контроль над телесностью, ментальностью человека, над нашей информацией. А также то, как мы на это реагируем, какие травмы это нам на носит. Понимаю, что во многом эти темы — последствие моего продолжительного бэкграунда в журналистике.

НАД КАКИМИ ПРОЕКТАМИ ТЫ РАБОТАЕШЬ СЕЙЧАС?
Я учусь на первом курсе Школы Родченко, и сейчас большая часть моих проектов относится к школе. Но здесь нам дают полную свободу, это очень круто. В данный момент я работаю над двумя учебными проектами — видеоигрой, которая станет путешествием по городу, охваченным чрезвычайным положением, и инсталляцией, созданной методом 3D печати и генеративного видео. Видеоигра — пожалуй, самый сложный челлендж, так как в этом году я первый раз села за изучение Unity, софт для разработки и дизайна игр. Другой большой проект — это работа над трансмедиа работой о будущем небинарной медицины.

ПОЗДРАВЛЯЕМ С OPEN-CALL, КОРОРЫЙ ПРОВОДИЛА ГАЛЕРЕЯ ANNA NOVA!
Я стараюсь не пропускать опен-коллы, и Nova Art не стал исключением, тем более мне очень близка тема конкурса и работы Донны Харауэй. У меня давно зрела совершенно нердовская идея, которая появилась после просмотра 'Связанные насмерть' Дэвида Кроненберга, которую конкурс вдохновил меня довести до законченного вида. Звезды сошлись и концепция выиграла, чему я была очень удивлена и рада!

КАК УЧЕБА В ШКОЛЕ РОДЧЕНКО ПОВЛИЯЛА НА УВЛЕЧЕНИЕ ДИДЖИТАЛ ИСКУССТВОМ?
Я поступала в Школу, потому что четко решила осваивать новые медиа, почувствовала, что я больше не могу говорить о волнующих меня вещах через живопись, которая порой кажется мне очень декоративным и коммерческим медиумом. Тем не менее, здесь я начала не только заниматься CGI, но и инсталляцией. Сейчас прошел год, и я уже могу сказать, что так интенсивно я не работала над собой очень давно. Скажу честно, многие вещи действительно очень сложные — как технические дисциплины, так и теоретические. В целом опыт показал, что всему можно научиться. Тем более в школе очень семейная атмосфера, все друг другу помогают и коллаборируют.

КАК ПРОДАВАТЬ ДИДЖИТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ? КАК ПОВЛИЯЛО ПОЯВЛЕНИЕ NFT?
Три моих работы продаются на Snark, но пока я не могу никак оценить этот опыт. Вообще по началу NFT казались мне классной возможностью для цифровых художников, сейчас мне все это кажется скорее проблематичным. Например, экологический урон, который наносит минтинг какой-нибудь трешовой гифки с лягушонком пепе, стремительная институализация этой практики, от которой изначально хотели уйти, тенденция создавать NFT из живописи и скульптур галерейных художников, расщепление мира на товар. Тем не менее, мне нравится как некоторые цифровые художники работают с блокчейном, как с медиумом — например, Эзра Миллер. В целом, я бы тоже была рада, если бы мои NFT оказались в чей-то коллекции, потому что цифровым художникам с точки зрения продаж и финансов, наверное, тяжелее всего.

КАК СКЛАДЫВАЕТСЯ ТВОЙ РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС? РИТУАЛЫ, ПРИВЫЧКИ?
Мои ритуалы часто зависят от этапа работы и медиума. Обычно я очень рано просыпаюсь, гуляю с собакой, сажусь за учебу в зуме (или еду на пару), а потом начинаю заниматься проектами — иногда очень хаотично. Например, когда я делаю 3D сцену и персонажей, то включаю какой-нибудь электронный плейлист на NTS, пью очень много колы, и время просто испаряется. Часто еду в мастерскую, ставлю графику рендериться, а в это время занимаюсь объектами, пробами материалов или просто хожу из угла в угол. На этапе ресерча, я просто в тишине обкладываюсь литературой, которая у меня хоть как-то ассоциируется с концепцией, или надолго погружаюсь в интернет и просто кормлю себя образами. Важный ритуал — это списки и графики, чтобы не потеряться в проектах и усмирить тревожность.

РАССКАЖИ ПРО МАСТЕРСКУЮ, КАК ТЕБЕ ЗДЕСЬ РАБОТАЕТСЯ?
Это моя первая мастерская, я заселилась в нее совсем недавно и все еще привыкаю и обставляюсь. На самом деле — это рабочее место мечты, потому что здесь нет мебели, лишних вещей и есть белые стены, в отличие от моей квартиры, в которой слишком много вещей и бегает собака, которая таскает у меня тюбики с краской. Я очень легко отвлекаюсь, а в студии просто нет отвлекающих факторов.
Мастерская находится в панельке в новых Черемушках — как в фильме 'Ирония судьбы'. У меня очень нежное отношение к югу Москвы, потому что здесь прошло мое детство. А через дорогу — Воронцовский парк, где я обедаю тейкэвэем в перерывах между работой.
В мастерской хранится большая часть работ, которые мне пока что удалось перевести. В ней две зоны — одна рабочая и вторая рабочая. Одна за столом с ноутбуком, а все остальное пространство для скульптур и живописи. Я очень четко разделяю отдых и работу, поэтому расслабляюсь в других местах.

ВНУТРЕННИЕ УСТАНОВКИ, МАНИФЕСТ?
Мне кажется, что реальность меняется каждую секунду, и я вместе с ней, поэтому я не даю себе установок и скорее хочу от них избавиться. Думаю, что для меня важно препарировать эту странную хаотичную реальность. Мне хочется, чтобы когда люди смотрели на мои работы, они что-то ощущали и начинали смотреть на вещи под неожиданным для себя углом. Ну, и чтобы им не было скучно при этом, как и мне, когда я делаю свои работы.

БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ?
В планах две выставки в Школе Родченко в июне, одна в Петербурге, пару заявок на опен-коллы, а осенью я уеду на полгода в парижскую школу новых медиа по обмену (если не наступит новый мировой кризис), надеюсь, что там тоже получится что-то сделать. В целом планирую учиться и развивать свои скиллы.

ЧТО ТЕБЯ ВДОХНОВЛЯЕТ?
Меня может вдохновить что угодно, я пытаюсь как можно больше читать, смотреть и слушать. Больше всего меня вдохновляет музыка — я слушаю ее всегда, когда не читаю, что-то смотрю или сплю. Музыка, наверное, как ничто другое, может вдохновить на абстрактно-сенсорном уровне, сообщить мозгу что-то, что потом в нужный момент всплывает и помогает создавать работу. Думаю, что вдохновение принимает разные формы у всех — иногда это какая-то реакция на проблему, аффект или событие, которую ты перерабатываешь в работу.

РОССИЙСКИЙ ХУДОЖНИК?
Михаил Максимов, Таус Махачева, мои преподаватели в Школе Родченко
ИНОСТРАННЫЙ ХУДОЖНИК?
Timur Si-Qin, Lu Yang, Эзра Миллер, Anne Imhof
ГАЛЕРЕЯ, МУЗЕЙ?
Hamburger Bahnhof, New Museum, галерея 'Основа', Société Berlin
ПРОЕКТ?
'Deep Sea Blue Surrounding You' Laure Prouvost
ФИЛЬМ?
'Экзистенция' Дэвид Кроненберг
КНИГА?
Сборник стихов Аллена Гинзберга

мастерская

ФОТОГРАФИИ: КАТЯ ТЮМЕНЬЕВА

15 July, 2021