Who Invented This and How It Works: The Art Gallery Team at the Yeltsin Center in Yekaterinburg
This year marks the tenth anniversary of the Yeltsin Center in Yekaterinburg. The Center has become a notable cultural venue largely thanks to the work of its Art Gallery. Among its realized projects are exhibitions of Ural-based artists, participation in the Ural Industrial Biennial, and collaborations with international colleagues.
We spoke with the Art Gallery team about who collects contemporary art in Yekaterinburg, how inclusive programming is evolving, and what has changed in recent years.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Светлана Усольцева
руководитель Арт-галереи
РАССКАЖИ, КОГДА ТЫ ПРИСОЕДИНИЛАСЬ К КОМАНДЕ?
Я работаю в Арт-галерее с весны 2023 года. Меня пригласил Илья Шипиловских — директор Арт-галереи с 2015 по 2022 годы — с которым мы дружим и вместе работали в Уральском филиале ГЦСИ и на Уральской индустриальной биеннале. Со всеми коллегами я была знакома раньше — часто приходила на выставки, лекции и дискуссии, профессионально или лично общалась.
Еще с 2021 года вместе с Анной Литовских я работала как приглашенный исследователь. Мы собирали архив современного искусства Екатеринбурга на базе проекта RAAN, созданного Музеем современного искусства «Гараж». Спустя полгода в Ельцин Центре в Круглом зале показали на выставке «Давай построим лодку, вода придет потом» часть исследования, связанного с деятельностью художников объединения «Атомная провинция». Вместе с Мариной Соколовской и Ильей Шипиловских работала над выставкой «Девяностые детей». Мы несколько раз переносили открытие, и оно состоялось уже тогда, когда я начала работать в Арт-галерее.
КАК ИЗМЕНИЛАСЬ РАБОТА С ТВОИМ ПРИХОДОМ?
Я пришла в такое время, когда перемены, неопределенное состояние стали частью нашей жизни. И это сказывается на нашем планировании, проектах и программах, необходимости и возможности быстро принимать решения, инициировать собственные проекты, договариваться с партнерами, художниками. Мы анализируем, что работает, меняем форматы и меняемся сами.
Работа с партнерами, зарубежными художниками сейчас или, например, 6-7 лет назад — это огромная разница. Мы сосредоточились на исследовательских проектах, больше работаем с местным контекстом. Но и приглашаем кураторов, трансформируем привозные проекты, инициируем собственные и реализуем самостоятельно или с партнерами.
Особенно ценно, когда желание что-то сделать не заканчивается на разговорах: «А давайте сделаем это вместе», — а мы берем и действительно делаем. Для меня из последнего – это две выставки «О-Сеть. Экспериментальная эстетика и новые медиа в СССР», я давно хотела поработать с командой «Смены» и Фондом «Галеев-Прометей». И «Двадцать один длинный, один короткий». Это важная выставка и классно, что с Антоном Козловым и Галей Шубиной, сокуратором выставки, мы говорим на одном языке.
КАК СЕЙЧАС СТРОИТСЯ РАБОТА В ГАЛЕРЕЕ? ЧТО ВАЖНО ДЛЯ ТЕБЯ?
Командой Арт-галереи мы обсуждаем как работать с художественной средой и что нужно художникам, кто наш зритель и как меняются его интересы, в каком контексте мы находимся, что делают другие институции в Екатеринбурге, России, что мы можем и не можем сделать. А главное — что нам важно сделать сейчас, как это меняет зрителя, город, нас и зачем это всё. На мой взгляд, без искреннего желания, нашего в первую очередь, и заинтересованности многих — партнеров, кураторов, художников и других, трудно сейчас делать проекты. Это не всегда получается, какие-то проекты откладываются, переносятся, отменяются, но радует, когда всё складывается.
КАК ВЫ ДЕЛИТЕ ОБЯЗАННОСТИ В ТАКОМ ПРОЦЕССЕ?
Любой проект или мероприятие курирует, координирует кто-то из команды. Он лучше всех знает о нем. Но на разных этапах — от обсуждения до реализации, мы поддерживаем друг друга. И для меня важно, что коллеги предлагают и реализуют свои идеи, в нашей командной работе не теряются индивидуальность и интересы каждого.
То, что мы делаем, ценно не только для нас — восьми сотрудников Арт-галереи, но и для большой команды Ельцин Центра. Поэтому, мы всегда приглашаем на наши мероприятия, проводим экскурсии для коллег и не важно, где они работают — в юридическом департаменте, отделе кадров или научном.
КАК АРТ-ГАЛЕРЕЯ ВПИСЫВАЕТСЯ В КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ЕКАТЕРИНБУРГА?
Арт-галерея открылась вместе с Ельцин Центром 10 лет назад — в ноябре 2015 года. За это время были и масштабные и камерные проекты. Независимо от размера, они про людей и для людей. И всегда поддерживаются публичной программой — встречами, экскурсиями, лекциями, дискуссиями. Я бы даже сказала, что выставка — это только начало, повод для разговора со зрителем, для работы с художниками.
Культурный ландшафт Екатеринбурга всё время меняется. Проекты и институции открываются и закрываются, художники и зрители приезжают и уезжают. Мне бы очень хотелось, чтобы они возвращались. Но, чтобы ни происходило, мы часть важных процессов и жизни, личной и профессиональной, многих людей.
КАК КОНТЕКСТ ВЛИЯЕТ НА ВЫСТАВКИ?
Контекст места и времени, происходящего в разных сферах, оказывают огромное влияние. Арт-галерея — это часть Музея Бориса Ельцина, где постоянная экспозиция больше выстроена вокруг 1990-х годов и значении этой эпохи для жизни современной России. В Арт-галерее мы работаем с искусством XX и XXI веков, осмысляем разные периоды, обращаемся и к 90-м годам, в том числе через призму современного искусства.
Мы не классический музей и не можем уйти в научную деятельность (публикации, участие в конференциях) или работу с коллекцией (пополнение, атрибуция), думать только о сохранении, прошлом. Мы создаем выставки здесь и сейчас, задаем вопросы, приглашая зрителей к размышлению о себе, окружающем мире, и неважно, это выставка авангарда или современного художника.
Пространство Арт-галереи вытянутое, дугообразное и располагается на двух этажах. Оно само уже задает нам определенные рамки. И с этими ограничениями мы всё время работаем. Высота потолка три метра не позволяет нам показать масштабные инсталляции. Но, например, два объекта выставки «Двадцать один длинный, один короткий» расположили в открытых пространствах Ельцин Центра. Для нас и посетителей Ельцин Центра (а это значительно больше людей, чем приходят в Музей и Арт-галерею) это был новый интересный опыт. Кто-то проходил мимо, не замечая инсталляций, у кого-то срабатывало включенное наблюдение — они останавливались, узнавали зачем это здесь и что это такое. И затем приходили на выставку в Арт-галерею.
ТВОЙ КУРАТОРСКИЙ ОПЫТ ПОМОГАЕТ В РАБОТЕ С ХУДОЖНИКАМИ?
Я очень люблю художников. И, мне хочется верить, что этот опыт помогает и не только с художниками. Для меня кураторский проект — это исследование, высказывание, возможность работать с художниками, пространством, партнерами. Совершенно разные работы авторов (или одного) собрать в цельную историю, в которой не потеряется и само произведение.
Сейчас у меня значительно меньше кураторских проектов. Практически всё рабочее время, которое не ограничивается рабочими часами, занимает текущая деятельность в Арт-галерее — это и планирование, и обсуждение, и встречи, и координация. Это похоже на сонастройку как в кураторском проекте.
У нас много идей и планов, что-то пока не получается реализовать или требуется больше усилий, времени. Но большую часть мы обязательно сделаем.
ТЫ ГОВОРИЛА О КОНТЕКСТЕ МУЗЕЯ — ЕСТЬ ЛИ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ОГРАНИЧИВАЮТ ИЛИ РАСШИРЯЮТ ДРУГИЕ ОТДЕЛЫ?
В Ельцин Центре, кроме Арт-галереи и Музея, есть отделы, занимающиеся публичной программой — концертами, кинопоказами, лекциями, конференциями. Коллеги собирают коллекцию, ведут научную работу, работают с разной аудиторией – детской, подростковой, старшего возраста, в инклюзивном направлении. И здорово, когда на нашей выставке в Арт-галерее мы объединяем эти усилия, интересы, находим точки соприкосновения. Например, так организовали концерт в Екатеринбургском метрополитене в рамках публичной программы выставки «Поколение дворников и сторожей».
БЫЛИ ЛИ В ГАЛЕРЕЕ ВЫСТАВКИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С КОНТЕКСТОМ ЕЛЬЦИН ЦЕНТРА?
Конечно, и их много. Например, проект «По обе стороны Уральских гор», подготовленный совместно с Музеем современного искусства PERMM к 300-летию Екатеринбурга и Перми Ильей Шипиловских и Наилей Аллахвердиевой. Проект состоял из двух выставок — работы екатеринбургских художников были показаны в PERMM, а пермских художников — в Арт-галерее. Или выставка Александра Гронского «Время и место». Или кураторская группа во главе с Оксаной Будулак в прошлом году собрала выставку «Сердце не камень», объединив молодых красноярских художников и коллекцию из музейного центр «Площадь Мира».
Арт-галерея всегда работала и работает с разными художниками, темами, в том числе и исследующими Екатеринбург, его архитектуру. Как это было на выставке «В спорах рождается город». На мой взгляд важно — зачем это делать и как.
БЫЛИ ЛИ МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ? КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРОИЗОШЛИ С 2023 ГОДА?
Думаю, что многим не хватает масштабных культурных проектов. Например, такого уровня как Уральская индустриальная биеннале современного искусства. В Арт-галерею периодически заходят и спрашивают о ней. Шестая, и, мне хочется верить, что не последняя, была в 2021 году.
Масштаб проектов изменился не только в Ельцин Центре, но и в институциях города. Многие больше ориентированы на зрителя, глубину темы, на качество реализации. И в этом нет ничего плохого. Не благодаря, а скорее вопреки, в Екатеринбурге появляются самоорганизации, выставки не в музейных и галерейных пространствах, мастерские у художников.
Для нас важны проекты, объединяющие художников, партнеров, институции. Например, таким проектом стала первая ярмарка современного искусства Atrium, организованная нами в Ельцин Центре весной 2025 года.
ЧТО ПОМОГАЕТ СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ И ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТАТЬ ПРИ ТАКИХ ВЫЗОВАХ?
Команда. Обсуждения с коллегами, совместный поиск решений. Еще — это желание. Продолжать планировать и делать, даже если это какое-то время будет «в стол».
Влада Позднякова
главный специалист
РАССКАЖИ, КАК ТЫ ОКАЗАЛАСЬ В АРТ-ГАЛЕРЕЕ.
Поворотным моментом для меня стал второй курс магистратуры по современной философии в УрФУ. Тогда я работала в Центре Современной Культуры — небольшой галерее на факультете, где проходили выставки. Это был мой первый опыт: я писала тексты, готовила пресс-релизы, помогала с монтажом.
Позже начала рассылать резюме в интересующие меня институции. Примерно через полгода в Арт-галерее Ельцин Центра расширялся штат сотрудников, и меня пригласили на собеседование. Руководитель Илья Шипиловских делал ставку на молодых кураторов — для меня это стало шансом.
ЧТО СТОИТ ЗА РАЗРАБОТКОЙ МЕРОПРИЯТИЙ, КАК ВЫ ИХ ПРИДУМЫВАЕТЕ?
По каждому проекту мы проводим совещания, где обсуждаем, как раскрыть выставку через сопутствующие события. Для нас важно не просто показать экспозицию, а сделать ее интересной и понятной для разных зрителей.
Например, работая с выставкой Владимира Куприянова, мы понимали, что это глубокий и тонкий проект. Чтобы идеи не остались только на уровне визуального восприятия, мы добавили философский и культурный контексты. Так появился цикл «Смотрим с философом» — три встречи, каждая из которых строилась вокруг разных текстов. Мы обсуждали телесность и эротику в фотографии, опирались на работы Вальтера Беньямина и Ролана Барта, чтобы дать зрителям интеллектуальные ориентиры. Наша задача как институции — выстроить мост между идеями выставки и восприятием зрителя.
КАКИЕ ФОРМАТЫ СОБЫТИЙ У ВАС ЕСТЬ?
Мы стараемся охватывать разные аудитории и предлагаем несколько форматов. Это могут быть экскурсии от медиаторов, локальные рассказы с историческим контекстом или современный взгляд на искусство. Иногда приглашаем лекторов из других городов, а иногда — местных экспертов, чтобы по-новому раскрыть тему.
Есть формат «Один разговор» — нечто среднее между экскурсией и лекцией. Мы вместе идем по выставке и обсуждаем одну тему, например, архитектуру или градостроительство. Также устраиваем коллаборации с медийными гостями, что делает обсуждения живыми и необычными.
Мастер-классы проводим редко, но если на выставку приходят подростки, сотрудничаем с детским отделом. Недавно, например, провели мастер-класс по мотивам одной из выставок — получили хороший отклик.
РАССКАЖИ, КАК УСТРОЕН ПРОЕКТ «НИША»: КАК ВЫ ПОДБИРАЕТЕ ХУДОЖНИКОВ, РАЗВИВАЕТЕ РЕЗИДЕНТСТВО И СТРОИТЕ РАБОТУ С УРАЛЬСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СООБЩЕСТВОМ?
В проекте «НИША» мы работаем с современным уральским искусством и стремимся стать точкой притяжения для тех, кому интересно не только московское или петербургское искусство, но и что-то более локальное и искреннее. В команде с Никитой и коллегами я занималась в основном концептуальной частью — люблю придумывать метафоры, которые помогают говорить о сложных вещах простым языком, например название можно понять и как «пространство дополнительных смыслов» и как способ «занять свою нишу». Это внутренняя игра, которая облегчает коммуникацию с разной аудиторией.
Мы поддерживаем уральских авторов — не обязательно коммерчески успешных, а тех, кто нас вдохновляет. Проекту скоро год, и я разработала систему резидентства: приглашаем художников на групповые выставки и мастер-классы. Например, Катя Поединщикова — наша резидентка — участвует в выставках и занятиях. Через ее практики зрителям проще понять, как рождается современное искусство.
Что касается продаж, офлайн-направление хорошо работает с туристами и посетителями Ельцин Центра, но мы хотим развивать онлайн-продажи, чтобы работы могли покупать и в других городах. Для многих искусство стало ностальгическим якорем, напоминанием о Екатеринбурге. Нам очень нужен сайт — пока это в планах, но мы над этим работаем.
РАССКАЖИ О ЛЮБИМОМ ПРОЕКТЕ ГАЛЕРЕИ?
Все проекты для меня особенные, и к каждому я испытываю теплые чувства. Но особенно близка выставка, посвященная Дмитрию Пригову. Это был один из последних проектов с участием зарубежных институций, и для меня он стал очень личным — выставка называлась «Поколение дворников и сторожей». Она была мне хорошо знакома, я вложила в этот проект много себя.
Особенно запомнился концерт на станции метро «1905 года» и сама экспозиция, где показывали фрагмент концерта 1993 года в клубе «Сфинкс» — именно там познакомились мои родители. Этот проект был сделан с большой любовью, несмотря на ограниченное время и ресурсы.
Одним из ключевых событий стал фестиваль «Туча на стилобате» — отсылка к рынку на Шувакише 1980-х годов. Я попыталась воссоздать похожую атмосферу в Ельцин Центре: концерты местных исполнителей, мастер-классы и маркет винила. Несмотря на дождь, мероприятие получилось живым и насыщенным. Этот проект до сих пор вызывает у меня теплые воспоминания и гордость — он стал важной вехой для институции и для меня лично.
Юля Чертихина
специалист по работе с посетителями
ТЫ БЫЛА У ИСТОКОВ СОЗДАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ АРТ-ГАЛЕРЕИ. РАССКАЖИ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ.
Всё стартовало в 2017 году с выставки «Единомышленники». Тогда к нам приехали специалисты из Музея «Гараж», работавшие с инклюзией. Мы многое у них переняли, и это стало отправной точкой для развития направления. Примечательно, что именно галерея первой в Ельцин Центре занялась инклюзией, а специализированный отдел появился позже. Приобретенный тогда опыт до сих пор важен для работы Арт-галереи.
КАК СТРОИТСЯ РАБОТА ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ СЕЙЧАС?
В Ельцин Центре инклюзивный отдел, музей и галерея действуют в единой концепции, но у каждого свой фокус. Центральный отдел задает общую стратегию, а музей и галерея реализуют ее в своих программах. Я отвечаю за инклюзивные проекты в галерее, моя коллега Яна — в музее, а Полина и Настя работают в инклюзивном отделе Ельцин Центра. Мы распределяем задачи и поддерживаем друг друга, обмениваемся идеями и экспертизой, чтобы каждый мог реализовать свою часть работы, сохраняя общий подход.
ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ ЧТО-ТО В ИНКЛЮЗИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ ГАЛЕРЕИ?
Мы не только продолжаем работать с людьми с инвалидностью, но и сформировали собственное сообщество. Сейчас у нас есть постоянные участники инклюзивных программ, с которыми мы поддерживаем связь как офлайн, так и онлайн. Некоторые из них с нами с самого начала. Например, наша постоянная посетительница экскурсий для глухих и слабослышащих Татьяна Лугвина, также художница, теперь сама проводит мастер-классы на русском жестовом языке в Арт-галерее. Это важный шаг — мы начинаем делегировать ответственность и вовлекать людей с инвалидностью в организацию программ.
КАКИЕ СЕЙЧАС ЕСТЬ ФОРМАТЫ СОБЫТИЙ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ АУДИТОРИИ?
Хотя в галерее нет отдельного сотрудника для инклюзивных программ, мы регулярно проводим адаптированные экскурсии для людей с инвалидностью и для многих это стало привычным. Нам важно не просто организовывать события, а формировать культуру участия.
Сейчас востребованы мастер-классы для глухих и слабослышащих — места разбирают мгновенно. Моя коллега работает с незрячими и слабовидящими людьми и с людьми с РАС: для них мы адаптируем экскурсии и создаем специальные программы совместно с инклюзивным отделом.
Сообщество незрячих и слабовидящих людей растет медленно, но у нас есть постоянные участники, с которыми выстраиваются долгосрочные отношения. Для нас важно не только проводить программы, но и поддерживать эти связи.
Мы также запускаем небольшие циклы встреч, например, о self-care или о том, как искусство помогает справляться с трудностями. Это только начало, но уже заметны положительные изменения, и мы готовы дальше развивать инклюзивные проекты.
МНЕ ИНТЕРЕСНО ОБСУДИТЬ ТВОЕ ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ — КЛУБ ВОЛОНТЕРОВ. ПОЧЕМУ ГАЛЕРЕЕ ВАЖНО ИМЕТЬ СВОЙ КЛУБ?
Волонтеры — неотъемлемая часть нашей истории. Многие из тех, кто начинал с нами, теперь работают в крупных институциях по всей стране или реализуют собственные проекты. Для них у нас есть кружок, где мы знакомимся с современным искусством, общаемся, придумываем и вместе реализуем различные проекты для выставок в Арт-галерее. Поскольку в команде всего восемь человек, крупные события, например, ярмарку современного искусства, невозможно провести без волонтеров. Мы стремимся вовлекать людей, интересующихся искусством, в нашу деятельность.
Программы для волонтеров разрабатываются под конкретные выставки. Хотя нет регулярных встреч, проектная работа мотивирует активно участвовать и вовлекаться. Мы создаем условия для участия в выставках и других событиях, а также делимся опытом, предлагаем небольшие поощрения, например, бесплатные билеты в кино и другие мероприятия Ельцин Центра.
КТО ЧАЩЕ ВСЕГО ПРИХОДИТ В АРТ-ГАЛЕРЕЮ ЕЛЬЦИН ЦЕНТРА?
С недавнего времени мы используем планшеты для опроса посетителей. Уже видно, что основная аудитория — молодые люди от 20 до 35 лет: студенты, работающие взрослые, довольно разнообразная группа. Хотя возрастная категория постепенно расширяется, основная масса все же до 35 лет.
ЕСТЬ ЛИ АУДИТОРИЯ, КОТОРУЮ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПРИВЛЕЧЬ, НО ПОКА ОНА НЕ ЗАДЕЙСТВОВАНА?
Да, это подростки. Мы работаем с ними мало, в основном из-за высокого возрастного ценза выставок, но есть и трудности: часто они приходят самостоятельно, иногда попадают в нашу целевую группу, но в целом их вовлеченность пока низкая. У нас нет специалистов, работающих именно с подростками, и не всегда хватает ресурсов для этой аудитории. Для подростков нужна отдельная программа и больше внимания, чтобы повысить их интерес и участие. Поэтому мы планируем усилить работу в этом направлении в ближайшем будущем.
Айрат Нигматуллин
специалист
КАК ТЫ НАЧАЛ РАБОТАТЬ В АРТ-ГАЛЕРЕЕ?
Я пришел в Ельцин Центр студентом и работал смотрителем-консультантом. Потом стал администратором в Арт-галерее, а недавно перешел в отдел, который занимается организацией выставок.
КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ТВОИ ЗАДАЧИ, КОГДА ТЫ ПЕРЕШЕЛ С ПОЗИЦИИ АДМИНИСТРАТОРА НА СПЕЦИАЛИСТА?
Роль администратора у нас довольно необычная. Помимо основных обязанностей, таких как встреча посетителей, проведение экскурсий и медиаций, администраторы могут подключаться к разным задачам в зависимости от потребностей. Со временем меня больше заинтересовал монтаж выставок — я помогал коллегам с технической подготовкой и воплощением проектов. Сейчас основная моя задача — координация выставок, но я продолжаю участвовать в командной работе, наблюдаю за процессами и помогаю, где нужно.
КАК ВЫ РАСПРЕДЕЛЯЕТЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ С КОЛЛЕГАМИ?
У нас почти нет задач, которые выполняет только один человек. Мы все вовлечены, но в разной степени. В зависимости от проекта я могу отвечать за координацию или вести весь проект целиком. Раньше мы не делили обязанности по ролям, работали как единая команда, сейчас стараемся фиксировать ответственность более четко. Это помогает лучше понимать, кто за что отвечает.
МОЖЕШЬ РАССКАЗАТЬ ИНТЕРЕСНУЮ ИСТОРИЮ ИЗ РАБОТЫ НАД ВЫСТАВКОЙ?
Когда мы монтировали выставку творческого объединения «Бурятский андеграунд» (БАТО), одна из ключевых работ приехала буквально за десять минут до открытия — под стеклянным колпаком в витрине. Колпак был в плохом состоянии, и нам с Никитой пришлось в спешке его устанавливать, боясь, что он треснет. Это был стресс, но всё прошло успешно, и зрителям, кажется, понравилось.
БЫЛ ЛИ ПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ТЫ ВЕЛ ПОЛНОСТЬЮ?
Мой последний крупный проект — выставка «Как тебя зовут» с Катей Юшкевич. Я отвечал за нее со стороны галереи и разрабатывал публичную программу. Мы провели несколько мероприятий, и я доволен результатом, как и куратор — это очень приятно.
КАК ОЦЕНИВАЕШЬ ПОЛЬЗУ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СВОЕЙ РАБОТЫ?
Трудно оценить напрямую, ведь работа с выставками — очень индивидуальный процесс, зависящий от институции и ее контекста. В университете мой фокус не был на современном искусстве — интерес и опыт пришли уже с практикой в Ельцин Центре. В студенческие годы мы делали выставки в рамках учебных проектов, я участвовал в монтаже и получил первые навыки именно там.
ГДЕ ИСКАТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ?
Не могу говорить за всех, но считаю важным посещать проекты разных институций. Например, Уральский филиал Пушкинского музея и Синара Арт — значимые площадки. Также полезно подписаться на каналы, как e-катарсис, чтобы быть в курсе культурной жизни города. Если хочешь заниматься этим профессионально, важно быть в контексте всех событий и понимать их суть.
Никита Перфильев
специалист
МНЕ РАССКАЗАЛИ, ЧТО ТЫ ПРИДУМАЛ ГАЛЕРЕЮ «НИША» В АРТ-ГАЛЕРЕЕ. КАК ПОЯВИЛОСЬ ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ?
Мы заметили, что вокруг нас сформировалось сильное сообщество — в основном художники с Урала. Мы хотели дать им возможность зарабатывать, а зрителям — возможность приобретать работы. При этом ставим перед собой амбициозную цель — сформировать в Екатеринбурге культуру коллекционирования. Это не просто слова, а наша миссия.
Отдельный бренд «НИША» появился как попытка устранить внутреннее противоречие в названии нашей институции. Арт-галерея Ельцин Центра никогда не занималась системной продажей искусства, несмотря на слово «галерея». Мы всегда были выставочным залом — площадкой для кураторских проектов, а не коммерческих.
ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ В 2023 ГОДУ?
За прошедший год многие поняли, что нужно выживать: художникам — зарабатывать, институциям — поддерживать команды и процессы. Пространств для честного высказывания стало меньше, где-то они исчезли. Это спровоцировало рост интереса к ярмаркам, новым галереям и коммерческим форматам. Мы почувствовали необходимость создать пространство, где художники получат видимость, поддержку и возможность продавать работы.
ГДЕ РАЗМЕСТИЛАСЬ ГАЛЕРЕЯ «НИША»?
У нас есть большое помещение, которое раньше во время выставок использовалось как продолжение основного пространства и по совместительству являлось нашим офисом. Мы решили превратить его в отдельную зону для продажи искусства. Это был постепенный и осторожный шаг, но очень логичный.
КАК ОЦЕНИВАЕШЬ ДОСТУПНОСТЬ РАБОТ?
У нас много работ до 100 тысяч рублей, чтобы работы были доступны тем, кто просто пришел на выставку и увидел что-то близкое. Большинство покупателей — не коллекционеры, а обычные зрители, часто это первая или вторая покупка. Продажи не системные, но регулярные — примерно одна работа в неделю. Для нас это хороший результат.
ЧЬИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫ ПРОДАЕТЕ?
Мы понимаем, что Екатеринбург — не Москва и не Петербург, здесь другая аудитория и масштабы: какие-то схемы, которые работают для Москвы и Петербурга, здесь не работают, здесь меньше людей. Поэтому ориентируемся на молодое искусство и авторов, которые живут и работают здесь и сейчас. Большинство — молодые художники, например, Екатерина Антошкина, Ксюша Маркелова, но есть и mid-career artist, например, Вова Селезнёв, Фёдор Телков. Исходя такой из логики, мы стремимся, чтобы покупать искусство не было роскошью — чтобы это могли позволить себе люди, буквально проходящие мимо.
ВЫ ОРИЕНТИРУЕТЕСЬ НА УРАЛО-СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ?
Да, одна из наших целей — стать точкой, куда обращаются, чтобы купить искусство не из Москвы или Петербурга. Урал — удобный логистический узел, где пересекаются пути из разных регионов.
КТО ДЛЯ ВАС ИДЕАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР?
Человек, который покупает не просто «картину на стену», а осознанно выбирает, интересуется художником, идеологией и ценностями искусства. Он понимает, что искусство — не только эстетика, но и смысл.
«Пиджаки» у нас ничего не покупают, и мы не для них. Наше искусство не для бизнес-сувениров или статусных кабинетов, у нас другая эстетика и глубина. Наиболее перспективная аудитория — молодые люди из IT-сектора, обычно до 40 лет, открытые к новым смыслам. У них есть средства, и они восприимчивы к нашим предложениям. Один из таких впервые пришел и сразу купил работу за 50 тысяч — это не классический коллекционер, но именно с такими историями мы работаем.
РАБОТАЕТЕ ЛИ ВЫ С «ВОСПИТАНИЕМ» КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ ЧЕРЕЗ ПУБЛИЧНУЮ ПРОГРАММУ?
Да, начали через программу ярмарки. Например, на выставке «Двадцать один длинный, один короткий» мы рассказывали об искусстве конкретного коллекционера Антона Козлова. Эта выставка показывает, как можно общедоступно работать с искусством, как например, это делает Антон Козлов через социальные сети. В то же время у нас шла ярмарка ATRIUM, на которой были работы по доступным ценам — таким образом, наша аудитория тоже могла себе позволить купить работы и начать коллекционировать.
КУДА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ ИДТИ ЗА СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
Конечно, в Арт-галерею Ельцин Центра. А также к нашим друзьям — Дом Метенкова, Синара-Арт, Музей Андеграунда. Время от времени, я занимаюсь выставками в баре Нельсон Совин.
СКАЖИ, ПЕРЕСЕКАЕТСЯ ЛИ ВЫБОР ХУДОЖНИКОВ В БАРЕ С ТЕМ, ЧТО ВЫСТАВЛЯЕТСЯ В ГАЛЕРЕЕ «НИША»?
Обычно бывает так, что каких-то художников, которых показывал в Нельсоне, я забирал выставляться в галерею «НИША». В целом, интерес к коммерческой стороне взаимодействия с продажей искусства у меня начался с Нельсона — там довольно хорошие условия, есть деньги на продакшен и гонорары. Как-то я даже продал работу в баре за 250 тысяч рублей.
КАК ТЫ НАЧАЛ ДЕЛАТЬ ВЫСТАВКИ В БАРЕ?
До меня там проходили выставки, но нерегулярно. Меня позвали, чтобы наладить процессы — выстроить выставочную программу так, чтобы каждые 2-3 месяца была новая выставка. Начинали мы с выставки Насти Франц, она как раз тогда вернулась из Петербурга. И для нее это стало новой точкой входа в екатеринбургскую художественную среду. Еще были выставки Степы Пантелеева, Сони Содерберг, Кате Колпаковой, Диме Кудваю а.к.а Пес. Собственно, это те художники, чьи работы мы продаем и в галерее «НИША».
Мария Склярова
специалист
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В ЕЛЬЦИН ЦЕНТРЕ?
Я — самый новый сотрудник Арт-галереи, отработала здесь полгода. До этого работала в частной галерее современного искусства, которая занималась в основном коммерческой деятельностью — ярмарками, выставками и продажами современного искусства. Со временем поняла, что хочу реализовывать более масштабные проекты. Когда в Ельцин Центре появилась вакансия, я уже была знакома с частью команды и понимала, чем они занимаются — в итоге пришла сюда работать.
ТЫ РАБОТАЕШЬ НА ПОЗИЦИИ СПЕЦИАЛИСТА. ЧЕМ ЗАНИМАЕШЬСЯ?
Специалисты обычно прикрепляются к конкретным проектам и координируют их — от коммуникаций с командой до взаимодействия с кураторами и художниками. На нас лежат бюрократические и менеджерские задачи. Ближе к открытию все равномерно подключаются к реализации. Мы естественно распределили обязанности: кто больше общается с галереями, кто с художниками, кто отвечает за публичную программу. Но крупные проекты, например ATRIUM, делаем вместе, и разграничить роли сложно.
ЧЕМ ТВОЯ РАБОТА СЕЙЧАС ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПРЕДЫДУЩЕЙ?
В прежней галерее я была так называемой «галерейной девочкой», на которой висели все задачи: концепция выставки, транспортировка, договоры, продажи. В какой-то момент пришло понимание, что необходимы перемены, и я решила перейти в более структурное, некоммерческое место. В том числе мое искусствоведческое образование подтолкнуло меня к этому. Год назад коллеги запустили галерею «НИША», и мой опыт из коммерческой среды также оказался полезен.
КАК ИМЕННО ПОМОГАЕТ ТВОЙ ОПЫТ? ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ?
Я помогаю с договорами, учитываю интересы и художников, и покупателей. Опыт многозадачности позволяет исполнять разные функции — у меня есть на это силы и терпение. В Ельцин Центре учусь делегировать процессы и отвечать за более конкретные направления. Важно, что здесь есть команда, которая поддержит и подскажет. В начале часто уточняла у коллег детали работы, потому что крупная институция работает иначе, чем маленькая галерея.
ПОЧЕМУ ТЫ СВЯЗАЛА РАБОТУ В АРТ-ГАЛЕРЕЕ С ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ?
Меня увлекают музейное дело и реставрация. В бакалавриате я писала диплом по музеефикации современного искусства, а в магистратуре изучала консервацию, реставрацию и реинсталляцию произведений современного искусства. В коммерческой галерее есть ограниченный круг художников, которых регулярно показывают, а в Арт-галерее Ельцин Центра задачи шире — ставятся более масштабные цели. Например, выставка коллекции Антона Козлова, кураторы Света Усольцева и Галина Шубина, представили срез современного российского искусства нулевых и десятых годов. Или выставка Владимира Куприянова, демонстрирующая фотографические эксперименты 80–90-х. Сейчас мои задачи преимущественно функциональные, но надеюсь в будущем делать собственные выставки.
КТО ПОКУПАЕТ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ?
Выделю две категории коллекционеров. Первая — крупные бизнесмены, которые сами владеют арт-площадками, например, Галерея Синара Арт, Главный Проспект, Ural Vision Gallery. Вторая — upper-middle class, люди, которые осознали важность окружать себя не только дорогими вещами, но и произведениями искусства. За последние пять лет, особенно после ковида, я заметила рост интереса к камерным и в то же время более доступным формам искусства — керамике, текстилю, графике.
КАК РАБОТАТЬ С КОЛЛЕКЦИОНЕРАМИ НА УРОВНЕ ИНСТИТУЦИИ?
Через события — открытия, ярмарки, специальные экскурсии для коллекционеров. Для городов вне Москвы это остаётся открытым вопросом, где важен элемент эксклюзивности. Мы думаем об этом в рамках галереи «НИША», которая работает с урало-сибирскими художниками, мало представленными в Москве и Петербурге.
Расскажи о любимом проекте Арт-галереи.
Особенно запомнился проект, с которым открывался Ельцин Центр — «90-е forever» московского куратора и галериста Елены Селиной. Тогда я была студенткой и волонтером, и смогла наблюдать за процессом организации выставки. Этот проект стал важным этапом в осмыслении российского искусства 90-х — сложного периода, мало задокументированного. Он показывал важные трансформации того времени. Из недавних проектов особенно выделяю презентацию работ из коллекции Антона Козлова — в городе давно не было проектов такого масштаба.
Анжелика Пичулёва
администратор
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В АРТ-ГАЛЕРЕЕ?
В Арт-галерее я работаю второй год, а в Ельцин Центре — уже четыре. В моей жизни всегда были два возможных пути — психология и история искусства. До этого я была администратором в Ельцин Центре, а затем устроилась в Арт-галерею. Администратор в Арт-галерее занимается работой с посетителями, водит экскурсии и медиации, а также помогает в реализации публичной программы к выставкам.
ПОМОГАЕТ ЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РАБОТЕ?
Очень помогает, особенно в общении с посетителями выставок. Я больше работаю как администратор, и нам важно вести диалог, отвечать на вопросы. Часто слышу от людей: «Зачем это?», «Что это?», «Почему?». Психологические знания помогают мне лучше понимать их, перефразировать вопросы и объяснять выставку с разных сторон.
РАССКАЖИ О ПОСЛЕДНЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ, КОТОРЫЙ ВЫ ПРОВОДИЛИ В ГАЛЕРЕЕ.
К выставке Владимира Куприянова мы организовали фотолабораторию для подростков 15–17 лет под названием «Перемена». Она длилась неделю, и в конце участники представили свои работы. Проект был направлен на обучение подростков взаимодействию с искусством — они учились создавать фотографии своими руками, как настоящие художники.
Мы пригласили специалистов из фотоклуба “Magenta”, которые подготовили одноразовые камеры и обучили ребят основам работы с пленкой. Важной частью стала прогулка по заброшенным районам рядом с Ельцин Центром — здания там стали не просто фоном, а частью истории, которую подростки передавали через свои снимки.
КАК УДАЛОСЬ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ПОДРОСТКОВ СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ?
Работа с теми, кто пришел по собственному желанию, шла намного лучше. Если подросток увлечен, например, фотографией, отдача просто колоссальная. Они начинают видеть мир по-своему, по-новому. Но есть и возрастные особенности — некоторые могут замкнуться. Бывали случаи, когда девочки не хотели участвовать, и тогда важно было не давить, а мягко объяснить, что это не домашнее задание и никто не заставляет. К счастью, сейчас есть культурные центры, где подростки могут раскрыться и познакомиться с единомышленниками вне школы.
ПОЧЕМУ ДЛЯ ВАС ВАЖНО РАБОТАТЬ С ПОДРОСТКАМИ?
Это очень уязвимая группа, которая часто чувствует себя покинутой и непонятой. Важно создать для них пространство, где они могут найти себя, развиваться и чувствовать безопасность. В этот период формируется личность, и такие инициативы помогают подросткам получить поддержку и направление в жизни.
КУДА ТЫ ХОДИШЬ СМОТРЕТЬ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО В ЕКАТЕРИНБУРГЕ?
Современное искусство в городе можно посмотреть конечно же у нас в Арт-галерее, а также в Уральском филиале Пушкинского музея, в галерее Ural Vision, в галерее Синара Арт, Музее Андеграунда. А с классическим искусством можно познакомиться в музее ИЗО и «Эрмитаже-Урал».
Соня Еременко
администратор
КАК ТЫ НАЧАЛА РАБОТАТЬ В АРТ-ГАЛЕРЕЕ?
В 2023 году я официально стала сотрудницей, но мой путь в галерею начался гораздо раньше — я была волонтером. Сначала посещала разные события, выставки и ридинги, потом всё активнее участвовала в волонтерской программе, где мы разрабатывали квесты, чат-боты и другие способы взаимодействия с выставками для посетителей. Летом 2022 года нам предложили поработать с зинами о художницах Нижнего Тагила, которые были подготовлены Анной Киященко в рамках ее сотрудничества с «Гаражом» и Арт-галереей Ельцин Центра для работы над архивами RAAN. Я люблю Нижний Тагил. И тогда предложила сделать маршрут по объектам нижнетагильского современного искусства. Юля и Влада поддержали идею. Я связалась с художницей Леной Беловой, взяла интервью, составила маршрут, а потом мы с другими волонтерами приступили к созданию арт-критических заметок. В итоге появился «Вагонка трип» — онлайн-маршрут по работам Лены Беловой. Это был мой первый проект еще до работы в команде.
А ТЫ ПОМНИШЬ, С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ТВОЯ РАБОТА В АРТ-ГАЛЕРЕЕ?
Когда я пришла, очень хотела организовать лаборатории и мастер-классы для подростков и детей. Хоть иногда в планы вмешивается возрастной ценз, мы ведем работу и с детьми, и подростками. Летом прошлого года я провела первую для себя подростковую лабораторию вместе с Женей Кутергиным, посвященную выставке «Сердце не камень» о сибирском современном искусстве. С участниками мы обсуждали, как по-новому воспринимать пространство и объекты, например, камень. Знакомились с практиками современных художников и самое главное изучали способы взаимодействия с пространством и людьми. Итогом стала однодневная выставка в Атриуме Ельцин Центра.
ЧЕМ ТЫ ЗАНИМАЕШЬСЯ СЕЙЧАС?
Кроме работы с посетителями и проведения экскурсий, я задействована в инклюзивном направлении — провожу экскурсии с тифлокомментированием для посетителей с РАС и участвую в подготовке текстов в формате easy-to-read. Также веду социальные сети Арт-галереи. В прошлом году мы запустили телеграм-канал.
НА УРАЛЕ ДЕЙСТВУЕТ ПРОЕКТ «ТЕРРИТОРИЯ АВАНГАРДА», ОДНИМ ИЗ ПАРТНЕРОВ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ ЕЛЬЦИН ЦЕНТР. ЧТО ЭТО ЗА ПРОЕКТ? И ЧЕМ ТЫ В НЕМ ЗАНИМАЕШЬСЯ?
«Территория авангарда» — мое первое место работы в культуре, где я получила опыт создания выставок, координации проектов, написания текстов и взаимодействия с локальными инициативами. Проект занимается актуализацией вопросов сохранения конструктивистской архитектуры Екатеринбурга — важной и серьезной задачей. Изначально грантовый, он стал самостоятельным и активно сотрудничает с другими городскими проектами. Сейчас я продолжаю работать с «Территорией авангарда». В прошлом году мы занимались разработкой раздела об Урало-Кузбассе на выставке «Работать и жить» в Зотове. Проект развивается и сейчас: проводим лекции, экскурсии, мастер-классы, создаем маршруты.
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ПОСЕТИТЕЛИ АРТ-ГАЛЕРЕИ ЕЛЬЦИН ЦЕНТРА?
Посетителей много и они разные. Кто-то заходит в галерею под впечатлением музейной части, кто-то обходит музей стороной. Я встречаю гостей на ресепшене, в начале выставки, и замечаю интересное поведение: посетители читают длинный текст, потом замечают easy-to-read и начинают бороться с собой — дочитать кураторский текст или переключиться на упрощенный. Я сама люблю адаптированные тексты и очень рада, что этому вопросу в Ельцин Центре уделяют особенное внимание. Тексты «простыми словами» с инклюзивным отделом создаем для всех выставочных проектов.
КУДА ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ, КРОМЕ АРТ-ГАЛЕРЕИ?
Я люблю гулять по городу. У меня есть любимый маршрут: сесть на трамвай на улице Ленина и доехать до Верх-Исетского пруда или Каменных палаток. Мне нравится наблюдать смену архитектурных стилей.
А еще посещаю события в Сити Центре — бывшем Клубе строителей. Это конструктивистское здание напротив гостиницы «Исеть», другого памятника той же эпохи. Сити Центр стал домом для разных проектов — Центра городских инициатив, Маркет Арки, независимого книжного магазина «Буквально». Совсем недавно сюда переехал Уральский филиал Музея им. А. С. Пушкина.
В этом месте можно посетить и фестивали, например, летом прошла ночь лиминального звука — с девяти вечера до часу ночи посетители слушали музыкантов в разных точках здания. Это потрясающий опыт, который привлек многих горожан. Также я бы отметила Дом Метенкова с выставкой «Веня жив» и Синара Арт, где приглашают молодых художников, с которыми мы поддерживаем связь.