Who invented this and how it works: a team behind contemporary art fair |catalog|
The |catalog| Contemporary Art Fair was initiated by the Galleries Association to support the principles of solidarity in the art market and is organized with a horizontal approach. In the spring edition of the fair, there are 54 participating galleries from across Russia, almost twice as many as in the debut winter season.
In this article, we delve into the working process of the Contemporary Art Fair team and learn how they select participants.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Софья Троценко
инициатор ярмарки, основатель ЦСИ Винзавод
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Как одновременная игра на четырех роялях.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Ярмарка |catalog| инициирована Ассоциацией галерей, которая создана как горизонтальная организация для объединения галерей и поддержки арт-индустрий. Если буквально — это самоорганизованная институция, у которой есть инициаторы. Нет никакого дяди, который придумал и руководит проектом по своим правилам, а вы как хотите. Все правила придумывают сами галеристы и работают по ним. Являясь главными агрегаторами и двигателями арт-рынка, логично, что галеристы организовали свою ярмарку.
КАКОЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СЕЙЧАС НУЖЕН?
Открытость и взаимная поддержка. Это необходимо всегда, и сегодня наиболее актуально на институциональном уровне, не только как частные инициативы.
ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ОТБИРАЮТСЯ РАБОТЫ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА FRESH TALENTS?
В рамках специального проекта Fresh Talents в этот раз студенты Свободных мастерских ММОМА под кураторством Дарьи Камышниковой покажут работы-размышления, собранные вокруг темы пейзажа. Художников всегда отбирает куратор.
Алина Крюкова
инициатор и учредитель ярмарки, галерист
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Постоянно находить решения. Я знаю множество ответов на слово «невозможно». Через пару лет, наверное, смогу издать пособие.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Я не устану повторять, что время агрессивной конкуренции прошло и необходимо переходить в модус партнерства. В солидарных жестах заложен огромный потенциал созидательной энергии, которая может любую отрасль или сферы изменить в короткие сроки. Именно поэтому ярмарка, как результат кооперации галеристов на базе Ассоциации, может стать показательным примером не только успешного институционального проекта, но и механизмом реализации и интеграции новых правил и стандартов.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
Конечно! Всегда с большим любопытством что-то для себя открываю у коллег и пополняю свою коллекцию. В Anna Nova и Futuro что-то уже присмотрела, обязательно изучу стенд Е.К.Арт.Бюро и Iragui.
ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННОМУ ИСКУССТВУ НУЖНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ?
Сложный и простой вопрос одновременно. Рынок современного искусства состоит из отдельных игроков, реализующих свою политику, опирающихся на свои правила или представления о том, как должно быть. Когда же появляется объединение и происходит опыление друг друга опытом, многие процессы начинают обретать характер упорядоченной системы, обычаи и разрозненная практика ложатся в основание стандартов и дорожных карт. Результатом этого становится прозрачность и открытость для новых игроков и тех, кто напитывает рынок деньгами.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ |CATALOG| ОТ ДРУГИХ ЯРМАРОК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА?
Мы еще одна профессиональная ярмарка современного искусства, которых теперь в России пять. Все игроки оказываются в ситуации равенства (стенды равных размеров и место определяется жеребьевкой) и изначального доверия к профессиональной биографии галереи. У нас нет ограничений по количеству художников, но в весеннем выпуске мы просим показывать хедлайнеров галереи, а в декабрьском выводить на рынок хотя бы одно новое имя. Также у ярмарки есть музыкальный куратор — музыкант и композитор Глеб Андрианов, который собрал не только ежедневное звучание ярмарки, но и выступит с концертом 13 апреля. Завершится ярмарка в воскресенье сольным выступлением Владимира Мартынова с этюдом «На пришествие героя».
Татьяна Немировская
основатель PR-bureau vesnaskoro, которое отвечает за PR ярмарки
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Большое вдохновение и круглосуточные чаты. Сотни художников, галеристов, журналистов, профессионалов и публики. Большое счастье соединять всех и быть причастным к созданию чего-то нового. Четыре дня бесконечного общения и получения огромного объема информации — о новых работах, рынке, подходах, портфолио, интересах.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Потому что именно это — самая прочная основа любого рынка. И уверена — любого бизнеса. Прозрачность в договоренностях и озвучиваемых правилах игры, в составлении портфолио и провенанса. В случае ярмарки был придуман важный ход — с жеребьевкой по выбору стенда. Все решает случай. С этого выпуска ярмарка запускает аккредитацию для дилеров. Еще один принцип системности и прозрачности. Счастлива наблюдать, как эти процессы развиваются на наших глазах. Успех первого |catalog| это показал и сегодня мы видим потрясающий результат — в ярмарке приняли участие почти в два раза больше галерей, чем прошлой зимой.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
Очень люблю работы Лизы Бобковой и всегда за ними слежу. На прошлой ярмарке влюбилась в работы Паши Бумажного на стенде галереи Futuro, точно обращу внимание на работы Артема Филатова и Дениса Патракеева, всегда с удовольствием наблюдаю за стендами pop/off/art и галереей Марины Гисич. И очень надеюсь увидеть на ярмарке новые имена, которых не знала раньше! Ну и надеюсь, что collectors preview даст возможность купить одной из первых что-то интересное.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ БИЗНЕС И ПОСРЕДНИКИ В ФОРМИРОВАНИИ АРТ-СРЕДЫ?
Бизнес — большой катализатор. Во все времена, лучше всего мы это помним по эпохе Возрождения: покровители искусств и их заказы становились точкой отсчета создания шедевров. Сегодня бизнес хорошо умеет поддерживать музеи и отдельно художников, инвестирует в создание резиденций, продвигает свой бренд с помощью коллабораций с искусством, а кто-то формирует коллекции. Все это создает импульс, расширяет конкурентное поле, открывает новые имена. Сегодня можно легко назвать пять городов, где усилиями меценатов созданы арт-резиденции — а все это поддержка художников, места для мастерских и создание новых работ.
ДЛЯ КОГО СОЗДАН ПРОЕКТ |CATALOG|?
Для всех, кто хочет следить за рынком, кто умеет выстраивать стратегию коллекции и для тех, кто хочет купить первую работу, но не знает, с чего начать.
Марго Макарова и Уля Савич
команда newnow, разработали концепцию и визуальный код ярмарки
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Создавать новую вселенную. Не Marvel, но супер-герои в таком деле проявляются особенно.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Пока траектория движения в нашей среде напоминает американские горки — весело, местами опасно и никогда не знаешь, что ждет за поворотом. Прозрачность — звучит как утопия, но ассоциация прилагает достаточно много усилий, чтоб сформировать свод принципов для ориентира. А в рамках ярмарки все интереснее наблюдать за сюжетом, когда на старте у всех участников одинаковое количество фишек, никаких привилегий. Игра становится интереснее!
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
В силу своей деятельности, мы натуры увлекающиеся, очаровывающиеся, но удивительно похожи тем, что обе никогда не планируем покупки. Мэтч с произведением искусства может быть спонтанным, но чаще при живом контакте. Мы ярмарку воспринимаем во всем ее многообразии и выделяем для себя не только объекты, представленные галереями, но и специальные проекты |catalog| — благотворительный проект limeted edition с тиражными работами Валерия Чтака и Гоши Острецова, музыкальная программа, курируемая командой Cinematica. Предпочитаем знакомиться и доверять своему внутреннему отклику.
КАКИМ БЫЛ ЗАПРОС СО СТОРОНЫ ОРГАНИЗАТОРОВ, КОГДА ВЫ НАЧИНАЛИ ОБСУЖДЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КОДА?
Визуальный код ярмарки — это далеко не начальный этап нашей работы, он формируется из общей идеи, которая определяет метод коммуникации. |catalog| как издание, каждый выпуск которого начинается с чистого листа, был рожден из запроса на многосерийность, профессиональный опыт, экспертность и горизонтальный подход.
В ЧЕМ КЛЮЧ К КОНЦЕПЦИИ И ЧТО, ИСХОДЯ ИЗ НЕЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ СДЕЛАТЬ?
Первый |catalog| был выпущен в стенах исторического здания Первой образцовой типографии. Новая ярмарка — это новый слой в истории, архивация момента во времени. Каждый выпуск — это чистый лист, постепенно наполняющийся содержанием, где каждая глава — галерея, страница — художник, а словом является произведение искусства. |catalog| — это краткое содержание времени, выраженное в форме.
P.S.: Услышали сегодня от коллеги комментарий: кнопка catalog на сайте вашего проекта очень напоминает ярмарку, давайте переименуем? Да, мы про тот catalog, который в прямом смысле «каталог» — подборка работ с фото и описанием, каталог, который подразумевает предложение. Получается, за что боролись, на то и напоролись?
Клим Колосов
генеральный директор ярмарки
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Держать фокус на долгосрочных целях, ярмарка — это только шаг, ступень, веха, не больше, но и не меньше. Беречь консенсус и взаимное доверие: когда яркие люди с яркими идеями собираются вместе, необходима качественная модерация, и нельзя оставлять неучтенных интересов. Искать и находить баланс между ослепительным шоу и бытовой гигиеной — и в целом между желаемым и технически выполнимым.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Пусть это останется загадкой.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
Вот на что смотрю — Батынков у Крокина, Флоренские у Тотибадзе, объекты Одинцова в лаунже BKSQ, и что-то небольшое у Елены Куприной-Ляхович.
МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ ЯРМАРКУ |CATALOG| ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ И ЕСЛИ ДА, ТО ПО КАКИМ КАЧЕСТВАМ?
По формальным признакам это скорее анти-институциональное начинание, компания-устроитель не имеет связи с государством, учредители — частные лица плюс Ассоциация АГА, которая создана и управляется независимыми галеристами.
КАКИЕ ЗАДАЧИ СЕЙЧАС СТОЯТ ПЕРЕД ТЕМИ, КТО УЧАСТВУЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОЦЕССА?
Если смотреть на художественный процесс как совокупность жизненных циклов отдельных артефактов от первого авторского озарения и до финального места на скрижалях, то позитивная задача — способствовать свободе создания, рыночного оборота, медийного распространения произведений, защищать права создателей и хранителей, а также просвещать публику и взращивать таланты. А негативная задача — не стать посмешищем, изобретая велосипед на квадратных колесах и копируя практики карго-культа. Но это высоко в горах, не в нашем районе.
Есфирь Панек
директор Ассоциации галерей (АГА)
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Создавать пространство для обмена опытом, вдохновением и двигать развитие современного искусства здесь и сейчас.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Арт-рынок развивается довольно стихийно, как его не пытается обуздать аналитика и инструменты фондового рынка. Для качественного и устойчивого развития доверительные отношения и открытое сотрудничество просто необходимы. Равные права, понятные правила игры и доступный вход в коллекционирование — хороший фундамент для развития современного искусства.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
Ярмарка — настоящая лавка чудес, глаза разбегаются от выбора. Но как часть коллекции для меня особенно выделяется тиражная графика Валерия Чтака lcatalog| limited edition в рамках благотворительной инициативы ярмарки. Не просто пополнение коллекции, но и возможность поддержать художника и разделить с ним его ситуацию. От этого работа становится только ценнее историей, где есть место простым и понятным человеческим чувствам.
КАКИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ СТОЯТ ПЕРЕД АССОЦИАЦИЕЙ ГАЛЕРЕЙ?
Ассоциация галерей как главный навигатор по российскому арт-рынку сосредотачивает свое внимание на проблемных зонах сферы, где решение можно найти, объединив опыт и знания разных экспертов. Сейчас наши основные стратегические направления это систематизация ценообразования, создание прозрачности арт-рынка и формирование профессиональной этики между его участниками. Так как над решением этих задач работают непосредственные участники арт-рынка, то все выпускаемые Ассоциацией документы выходят прикладными и рабочими в ежедневной галерейной рутине.
КАК НАЧИНАЮЩИМ КАРЬЕРУ ХУДОЖНИКАМ НАЙТИ СВОЮ ГАЛЕРЕЮ?
Для начинающих художников поиск своей первой галереи может быть захватывающим и важным шагом в их карьере. Единого совета здесь нет. У каждого художника своя история становления. Но я глубоко убеждена, что долгосрочный и продуктивный союз художника и галереи — как брак по любви: одни ценности, цели и доверие. Нелишним будет познакомится с галереей, изучить ее Gallery Statement, направления работы, стиль и каких художников уже представляют. Всегда проще работать и добиваться высот с тем, кто говорит с тобой на одном «языке». Но в основе любого сотрудничества — ценность отношений. Тут новичку подспорьем станет «Кодекс профессиональной этики участников арт-рынка», выпущенный Ассоциацией галерей. Эти рекомендации дадут понимание принципа работы арт-рынка и залога здорового сотрудничества.
Александр Шаров
инициатор и учредитель ярмарки, галерист
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Сложно и интересно одновременно. От ярмарки к ярмарке появляются новые задачи и идеи, которые интересно реализовывать в этом формате, но не без сложностей и проблем.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Прозрачность и горизонтальность уже стали нашим фирменным стилем. По опыту первого выпуска мы видим, что задекларированные нами принципы стали практическим и действенным инструментом для сообщества.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
Всегда хожу по всем стендам и иногда что-то приобретаю, кстати, обычно это молодые имена.
ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ В РОССИЙСКОМ СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ ПОЯВЛЯЛИСЬ НОВЫЕ ИМЕНА И НОВЫЕ ИДЕИ?
Нет однозначного решения, это должен быть комплексный ответ. Чем больше будет институций и таких событий (ярмарок), тем больше шансов, что галереи будут вводить в состав новые имена.
ВИДИТЕ ЛИ ВЫ У РОССИЙСКОГО АРТ-РЫНКА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО В СЕГОДНЯШНЕЕ ВРЕМЯ?
Однозначно не сейчас. В будущем такое возможно, если мы сохраним статус ярмарок и весомость участников и искусства. Сейчас же стоит задача сохранить это и не растерять.
Дмитрий Ханкин
инициатор и учредитель ярмарки, галерист
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Это специфическое удовольствие. Я очень люблю все, что связано с производством. Для меня это всегда определяющее. Производство этой ярмарки сложное, сам дом интересный, поэтому и удовольствия мы получаем от этого поболее, чем от любой другой площадки. У нас есть разный опыт, поэтому мне есть, с чем сравнивать.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Не может быть по-другому, с этого все должно начинаться. К сожалению, мы наблюдаем, например, как на других ярмарках отдельно уважаемая галерея становится жертвой чьих-то интриг. Для каталога этот подход неприемлем. Все те, кто занимается этим делом, — группа единомышленников. Странно что-то скрывать от людей, которые прекрасно осведомлены о том, как устроен мир вокруг. Все станет явным всегда.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
Да кто ж сейчас может сказать, это же ярмарка. Вдруг я увижу что-нибудь, без чего я жить не смогу, и, конечно, постараюсь купить, а лучше выменять или выпросить.
НА ЧЕМ СТРОИТСЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД |CATALOG|?
На том, о чем мы говорили. Это очень прозрачная история, очень ясная, но в сущности, это история труда энтузиастов, работающих на общее дело. Этим объясняется все остальное. Основой организационного подхода, наверное, является некое общее согласие и общее мнение, которое затем становится обязательным. Оно достигается простым большинством.
Можно говорить, что |catalog| — это ярмарка для галерей и галеристов. Мы очень стараемся, чтобы людям нашей профессии с каталогом было удобно и уютно. Это второй, наверное, основной принцип.
ЗА СЧЕТ ЧЕГО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ФОРМИРУЕТСЯ ВНУТРИЦЕХОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ?
Цеховая солидарность, как и любая другая солидарность, с одной стороны, нарабатывается. И каталог это один из инструментов выработки цеховой солидарности. Но, в сущности, достаточно руководствоваться здравым смыслом и некой бизнес-логикой, специфической для нашего цеха, для того, чтобы оставаться солидаристами и быть внимательным к просьбам и нуждам себе подобных: нас слишком мало, чтоб позволить себе настоящую серьезную вендетту и глубинную неприязнь.
Алиса Ершова
менеджер галерей
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «РАБОТАТЬ НАД ЯРМАРКОЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ЭТО… »
Большая ответственность. В первую очередь, перед участниками. |catalog| — индустриальная ярмарка, она создается галеристами для галеристов. Учредители, как никто другой, знают боли коллег по цеху во время ярмарок и других выставочных мероприятий, поэтому комфорт галерей-участников на площадке — одна из главных задач нашей команды.
В ОПИСАНИИ ЯРМАРКИ ДЕКЛАРИРУЕТСЯ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ПРИНЦИПЫ ПРОЗРАЧНОСТИ. ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
|catalog| — это, по сути, продукт работы Ассоциации галерей, чьи инициативы направлены на укрепление сотрудничества между участниками арт-рынка. Равенство между галереями, художниками, и, что важно, между зрителями, обеспечено единым дизайном. Принцип конкуренции нивелируется, главных ролей нет. Мы призываем зрителя путешествовать взглядом не по уже знакомым именам и названиям, но по самим объектам искусства.
ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКУПАТЬ ЧТО-ТО НА ЯРМАРКЕ?
В весеннем выпуске ярмарки принимает участие почти в два раза больше галерей, чем в декабре 2023 года. А значит, в два раза увеличился выбор! К своей первой покупке хочу отнестись ответственно. В этом выпуске смотрю (и уже мысленно забираю домой) молодых художников HSE ART GALLERY — Софию Чичкину и Ивана Клековкина, печатное искусство у ПиранезиLAB и фотографию на стенде PENNLAB Gallery.
КАК ГАЛЕРЕИ МОГЛИ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ЯРМАРКЕ?
Экспертный совет из учредителей определил список галерей для приглашения к участию, исходя из возможностей площадки и количества стендов. После отбора участники были приглашены на жеребьевку, где в режиме реального времени происходило распределение стендов. May the odds be ever in your favor!
КАК ОРГАНИЗОВАНО ЭКСПОНИРОВАНИЕ НА ЯРМАРКЕ |CATALOG|?
У всех участников единый размер стенда, унифицированный дизайн и полная свобода в выборе объектов для экспонирования. Галереи распределены по этажам — не по секциям и не по статусу, лишь только в соответствие с номером, выпавшем им на жеребьевке.