Who collects art: Yulia Napolova’s collection
As part of our regular column “Collector stories”, we visited Yulia Napolova, an architect and founder of the PS Culture bureau, specializing in cultural projects. Yulia shared with The Gathering her principles of collecting, talked about the importance of seeing beauty around and how to take the first step and decide to buy art.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВАША КОЛЛЕКЦИЯ, ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ СВОЮ ПЕРВУЮ ПОКУПКУ, КАК К ЭТОМУ ВЫ ПРИШЛИ?
Для меня это сложный вопрос. По работе я все время провожу в музеях и культурных институциях, и, соответственно, с достаточно неплохим качеством искусства. И когда ты работаешь, например, с фондами Третьяковской галереи и Пушкинского музея, то уже есть определенное ожидание и размениваться на мелочи не хочется.
Я безумно хотела что-то себе купить, но у меня не поднималась рука. Я не знала, с чего начать, куда пойти, при том, что у меня много друзей художников. Но я просто не представляла, как вообще с этим быть. Да и вообще — что такое коллекция? У Пьера-Кристиана Броше — коллекция, у Натальи Опалевой, создательницы музея AZ, — коллекция, а у меня — несколько картин, которые висят в квартире. Я это так характеризую.
Я хорошо помню свою первую покупку. Мы с подругой поехали в Суздаль и оказались на антикварном базаре, где я увидела икону Святого Георгия. Эта работа была создана на рубеже веков, конец XIX — начало XX века, достаточно простенькая, без какого-то оклада или украшений. Она настолько запала мне в сердце, что я просто не могла от нее отойти. У нас была долгая торговля, разные манипуляции, потом мы поняли, что у нас нет денег. Я позвонила маме, попросила переслать на карту… Все получилось! У меня появился святой Георгий, победитель и дорогой друг.
Второе, что я приобрела, — однозначно piece of art. Это работа аргентинского художника, которого я приобрела на Cosmoscow, — девочка с птичкой, она теперь путешествует со мной. Литография c небольшим тиражом, кажется, в 10 штук. Это была любовь с первого взгляда. Я даже помню тот день, помню Cosmoscow, как шла по Гостиному двору и увидела ее, а она увидела меня… Я так волновалась, что весь тираж раскупят, а галерея принимала только евро. Я даже попросила подругу, чтобы она подошла к стенду после превью и предупредила, что я-таки работу заберу, но в итоге подруга не дошла, и я сама побежала в Гостиный двор и, конечно, была очень счастлива от покупки.
Но если говорить про процесс коллекционирования, то, пожалуй, моя история получила развитие во время карантина. Я зарегистрировалась на известном «Шар и Крест», и вот тогда понеслось.
ВЫ МНОГО РАБОТ КУПИЛИ В ТОТ ПЕРИОД?
Не знаю, сколько работ я тогда купила, но, на самом деле, не много. Я ходила вокруг да около, а потом сказала: «Беру, и все!». Что-то из тех покупок я дарила друзьям и близким людям. Мне кажется, лучший подарок — это либо книги, либо искусство. Поэтому достаточно много листов, которые я приобрела, я затем дарила. Так, например, прекрасные работы Даши Коноваловой-Инфанте оказались в Сиднее у моей сестры. Отдельно отмечу «Петухов» из известной серии Насти Артёмовой. «Петухи» были в разных вариациях, и для меня художница отдельно написала синих куриц с люминисцентными зернышками. Кроме этого у меня появилась графика Миши Молочникова, натюрморт «Рыбы» Нино Билиходзе и много всего еще. В общем, «Шар и Крест» закончился, но появились новые связи и друзья.
ДЕЛАЕТЕ ЛИ ВЫ УЧЕТ СВОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ?
Нет.
НО ВЫ ЗНАЕТЕ ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО РАБОТ?
Ну, я думаю, что у меня немного работ, около 40.
ВОТ ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ВЫ НЕ НАЗЫВАЕТЕ СЕБЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ, В ОТЛИЧИЕ ОТ БРОШЕ ИЛИ ОПАЛЕВОЙ. А КТО, ПО-ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ТОГДА КОЛЛЕКЦИОНЕР, И КАК ВЫ СЕБЯ НАЗЫВАЕТЕ В ТАКОМ СЛУЧАЕ? ПОКУПАТЕЛЬНИЦЕЙ ИСКУССТВА ИЛИ КАК-ТО ЕЩЕ?
Любительницей и ценительницей искусства. Просто мне кажется, что, когда мы говорим про коллекцию, то это более осознанное действие. Например, Михаил Фридман — у него коллекция тиражной книжной графики, для обозначения которой он придумал и ввел в оборот “Livre d’artist”. Это книжная графика отрисованная великими художниками для небольших изданий. Мы делали выставку Пикассо вместе с ним и Пушкинским музеем. Вот у него коллекция. И у него, как у коллекционера, понятная задача, он ее обозначил и занимается популяризацией конкретно этого узкого сегмента в искусстве.
Или тот же Пьер Броше: он, как коллекционер, много делает, общается, дружит, поддерживает молодых современных художников, которые в дальнейшем становятся известными, покупает у них искусство, собирает определенный срез эпохи. Это тоже большая задача коллекционера.
Я не делаю ни того, ни другого. То есть я люблю искусство и им живу, но я его покупаю для удовольствия, не занимаюсь популяризацией того или иного направления или художника, поэтому у меня чисто любительская история. Возможно, она перерастет в нечто большее, что-то более осознанное. Сейчас получается так, что я куда-то иду, мне что-то нравится, я это покупаю, но все эти вещи достаточно разные.
У меня есть какое-то количество графики, и мне очень нравится Миша Молочников, у него прекрасные работы. Еще у меня есть интересный художник Кирилл Доишвили, которого сейчас продает галерея a-s-t-r-a: у него такие смешные и трогательные акварели. Последнее мое приобретение это Tasha Artzolotoe из галереи ART brut. Это огромная красно-зеленая вурдалачная картина, которая безумно нравится мне и всем моим гостям. И здесь я просто пришла на выставку в галерею к моим дорогим Наташе и Кате, увидела эту работу, и, как показывают в фильмах, сказала «Хочу!». В этой галерее я купила еще пару работ: художницу Mara — такая красная матрешка у меня в спальне и красный глаз от Екатерины Бородавченко.
А ЗАЧЕМ ВАМ ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО, ЧТО ОНО ВАМ ДАЕТ? МЕНЯЕТСЯ ЛИ КАК-ТО ЖИЗНЬ, КОГДА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ОКРУЖАЮТ ПРЕДМЕТЫ ИСКУССТВА?
Мне кажется, если тебя по жизни окружает красота, то все меняется в лучшую сторону. Ты совершенно по-другому видишь, по-другому чувствуешь. Лучшим примером здесь является итальянская культура, в целом, как явление. В каждой нации, в каждом языке есть слова, которые используются чаще всего в обиходе, они везде очень разные. В Англии это будет "hello", "excuse me", "sorry": все время извинения, нарочитая вежливость, ну и вроде "good", то есть что-то хорошее.
А в итальянском, например, слово, которое чаще всего используют в любом случае, — это "bello". С кем бы ты не говорил, не спрашивал «как твои дела?» или «что сегодня произошло?», у тебя всегда спрашивают, что «красивого» ты сегодня сделал, и обращаются друг к другу всегда как «красавец» или «красавица». Любая характеристика чего-либо происходящего проходит через вот эту призму красоты. Поэтому мы говорим про итальянский дизайн, про итальянскую моду и понимаем, что люди, которые видят вокруг красоту, живут в красоте, питаются ею, уже не могут сделать ничего некрасивого.
Но если мы посмотрим на чайник, батарею, башмак, на любую вещь, сделанную в России, она будет как танк. Удивительно,что на фоне этого есть очень классный российский концептуальный дизайн и концептуальное искусство. Мы делали в прошлом году проект «Придумано и сделано в России» — это конкурс промышленного дизайна, который проводится в Музее декоративного искусства. И там есть замечательные вещи, очень хороший дизайн. Но наша проблема в том, что мы делаем что-то классное, но нам очень сложно сделать из этого серийное. То есть мы делаем великолепные прототипы и можем запустить ракеты в космос, но всего одну ракету, а не сто.
Здесь хочу отметить прекрасный мебельный бренд из Казани Yaratam, который получил гран-при как раз за свою табуретку, а точнее за то, что в ее производстве все заточено под конвейер. Это первые попытки сделать предметы дизайна в демократическом сегменте, что будет приемлемо еще и визуально.
Красивый дизайн и искусство формирует здорового, счастливого и, мне кажется, адекватного человека. Поэтому я на искусство смотрю, как на то, что может спасать, лечить, помогать, развивать… С одной стороны, это то, ради чего мы живем, а с другой стороны то, что помогает нам жить.
Еще я поняла, что меня окружает очень много женского искусства. Это произошло случайно, потому что я выбираю вещи не по гендеру, а исключительно качеству работы. Но вот оказалось, что в моем арсенале больше девчонок. Это Аннушка Броше, Женя Буравлева, Даша Коновалова-Инфанте, Соня Инфанте, Настя Артёмова, Mara, Саша Егорова, Аня Герасименко, Tasha Artzolotoe, Юля Степанова, Екатерина Бородавчеко...
В ОДНОМ ИЗ ВАШИХ ПРЕДЫДУЩИХ ИНТЕРВЬЮ ВЫ РАССКАЗЫВАЛИ ПРО СВЕТИЛЬНИК СО СТАНЦИИ МЕТРО «КИЕВСКАЯ». РАССКАЖИТЕ, КАК ПОЯВИЛСЯ У ВАС ЭТОТ ПРЕДМЕТ?
Да, с «Киевской», и теперь еще есть со «Студенческой».
В XX веке работал великий дизайнер Абрам Дамский, который в советское время занимался светом и создал большое количество светильников для метрополитена. В то числе те светильники, которые висят сейчас у меня.
В какой-то момент я обессилила с ремонтом, и залезла в Instagram (запрещенная социальная сеть на территории РФ) и увидела прекрасных ребят, Chronosfactor. Это энтузиасты, которые собирают винтаж и советский антиквариат: свет, мозаика, немного мебель, но в основном это промышленные вещи. Ребята внимательно следят за новостями, где какие здания разбирают, где какие предметы интерьера меняют. И потом приезжают, аккуратно все снимают, в своей мастерской реставрируют, чинят и продают в хорошие руки. Собственно говоря, так у меня и появились эти светильники. Я приехала к ним на склад, увидела эту красоту и захотела сразу все. В итоге, купила светильник со «Студенческой», с «Киевской», затем лампу конца 50-х для кухни, и какой-то фабричный шар 20х годов из Нью-Йорка, который висит в ванной. Когда я продумывала интерьер, то хотела собрать все эти вещи так, чтобы они дружили друг с другом и рассказывали свои истории. Возможно, немного как в музее. Ведь я в силу профессии и занимаюсь тем, что рассказываю истории в пространстве.
ПОМОГАЕТ ЛИ В ЭТОМ ДЕЛЕ ВАША ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ВЫ УПОМЯНУЛИ, ЧТО ДОЛГО РЕШАЛИСЬ СДЕЛАТЬ ПЕРВУЮ ПОКУПКУ, НО С ДРУГОЙ — НАВЕРНОЕ, ЭТО КАК-ТО СПОСОБСТВУЕТ ВКУСУ И ВЫБОРУ.
Я думаю, что вкус либо есть, либо его нет. Тут очень просто. А что касается работы, то я думаю, да, она помогает в коллекционировании.
Ну, во-первых, мне нравится моя работа тем, что она действительно расширяет кругозор. Это знакомство с новыми художниками, изучение новых стилей и направлений.
Мы делали очень много выставок декоративного искусства, про мебель и интерьеры, мне это все очень близко и понятно. И, кроме того, возвращаясь к разговорам про красоту и про искусство, это как раз очень важная часть культурного кода, который у нас есть в силу серьезных перипетий, которые не покидают нашу страну. У нас каждый раз возникает такое обнуление. С одной стороны в этом есть определенные плюсы, но и минусы, потому что, если мы говорим про культуру Франции, Италии, Испании, Англии или даже Аргентины или США, то там остаются какие-то семейные традиции, все это чем-то обрастает, и люди видят что-то красивое рядом. В их случае это имеет накопительный эффект. Когда в твоей стране постоянно все сносится, так сказать, катком, то это сложнее.
Я считаю, что прикладное искусство, к которому в нашей стране пренебрежительное отношение, намного важнее, чем картины, которые красиво висят на стенах. Потому что ДПИ — это то, что можно трогать каждый день, то, чем пользуешься в быту. И вот когда вся жизнь окружена красотой и эстетикой, например, ты пользуешься великолепной фарфоровой чашечкой, симпатичным светильником, сидишь на стильном кресле, готовишь на красивой сковородке, то это все как гомеопатия, которая капает по капельке, но имеет в конечном итоге огромный результат. В итоге, ты не хочешь делать свою жизнь менее красивой, менее удобной, некачественной и не классной, ты ищешь пути развития, учишься видеть эту красоту. К сожалению, это достаточно редкое качество — видеть красоту вокруг в простых вещах.
На самом деле, наша глобальная задача — видеть красоту вокруг, в деталях, в людях. Зачастую из-за суеты, когда мы смотрим на искусство, мы не можем это воспринимать. Так что, я думаю, поиск красоты — очень важная и хорошая тренировка.
А ЕСТЬ ЛИ КАКИЕ-НИБУДЬ ПРЕДМЕТЫ ДИЗАЙНА ИЛИ РАБОТЫ ХУДОЖНИКОВ, КОТОРЫЕ ВАМ ОЧЕНЬ БЫ ХОТЕЛОСЬ ПРИОБРЕСТИ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ?
Ой, есть! Можем помечтать. На прошлой неделе в нижегородском Арсенале открылась великолепная выставка про маньеризм. Очень хороший, важный и знаковый проект. Он рассказывает нам о таком коротком явлении в искусстве, которое существовало между двумя великими стилями Возрождения и барокко. И возникло оно как своего рода эскапизм, когда что-то незыблемое вдруг рушится. Наша выставка начинается как раз с небольшой художественной инсталляции, которую я сделала как некий павильон краха мира, когда земля уходит из-под ног. Кураторы Даша Калпашникова и Катя Кочеткова очень красиво связали вещи из коллекции Пушкинского музея — графику, гравюры, живопись — с современными художниками. Проект построен как путешествие по палаццо: зритель заходит в этот крах, понимает, что мир рушится, и в своем палаццо ищет уединение и спасение.
В экспозиции есть работа, которую я уже себе присмотрела. Это красивый фонтан в саду от Артура Самофалова, выполненный в очень интересной технике акварели, но смотрится как живопись.
С ЧЕГО, ПО-ВАШЕМУ МНЕНИЮ, СТОИТ НАЧАТЬ ПОКУПАТЬ ИСКУССТВО? КАК СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ?
Подождать.
Я тоже ходила кругами, учитывая, что у меня половина друзей галеристы, художники, кураторы, я была в той самой среде, и все равно было очень сложно решиться.
И в этом, мне кажется, заслуга таких ребят как SAMPLE, которые продают молодых художников и доступное искусство, помогают сделать тот самый первый шаг к коллекционированию. Дело ведь вообще не в деньгах, а в психологическом барьере, останавливают мысли «Где я, а где искусство?». Но понимание того, что ты покупаешь что-то по цене постера Икеи, постепенно окрыляет: ты думаешь «Ну ладно, куплю, а там разберемся». Поэтому мой ответ — подождать и перестать бояться.