LABYRINTH, GAME, POP-UP GALLERY: A GUIDE TO CULTURAL INSTITUTIONS AT THE "ARCHSTOYANIE" FESTIVAL 2024
Cultural institutions of various sizes from cities across Russia - from the Samara gallery "Victoria", the Tver center of urban culture "Relsy" to the Norilsk development agency - are participating in the largest land art festival for the second year. This summer, united by one theme, six institutions will present their projects. They will introduce visitors to their cities, as well as to Nikola-Lenivets, its spirit and inhabitants.
We asked the curators and authors of the projects about their plans and what unites people today.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Игра «Туки-туки-тук»
Кто делает: Контора пароходства
Откуда авторы: Тюмень, Екатеринбург, Магнитогорск, Челябинск
Отвечает: Александра Жернова, куратор проекта
КАКОЙ ПРОЕКТ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НА АРХСТОЯНИИ В ЭТОМ ГОДУ?
Наш проект называется «Туки-туки-тук». Мультицентр «Контора пароходства» предложил художникам Тюмени, Магнитогорска, Екатеринбурга и Челябинска объединиться, чтобы по-своему ответить на вопрос, кто такие «мы». Уральская идентичность, авторский взгляд на традиционные мифы, материалы, техники и мотивы — все это легло в основу проекта. Шатер, созданный бригадным методом, становится его своеобразным центром, самостоятельным художественным высказыванием и отправной точкой перформативной игры, где ни много ни мало зарождается мир.
КАКИЕ УРАЛЬСКИЕ МИФЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ШАТРА?
Мы взяли за основу распространенный космогонический миф, по которому мир появился из разбившегося яйца, снесенного уткой. Нашу версию зарождения мира можно увидеть на полотнах вышивки Алисы Жихаревой. Стены шатра из ткани, марли и бисера создала Диана Окаева (Тюмень). Они расшиты узорами, традиционными для народов Урала, а также чеченским цветочным орнаментом, отсылающим к месту рождения художницы. Объекты Ульяны Розиной (Екатеринбург), созданные в традиционной технике с помощью плетения и узлов, стали крышей и входной зоной шатра.
От шатра начинается игра. Ее цель — наполнить разными явлениями оболочку мира, страусиное яйцо. На нем выгравированы интерпретации рисунков Ирбитского Писаного камня, астральные и символические орнаменты. Гравировку сделал Мурзин Леонид Викторович, наш самый необычный участник, руководитель полетов аэронавигации Севера Сибири, сейчас находящийся на пенсии.
По ходу игры на лесной тропе также можно будет обнаружить объекты: вымышленного месопотамского героя Defensor infantilis от Кирилла Бородина, кусочек звуков реки Тура — «А вот и ветерок» в исполнении Rose Aspho и инвазивные осколки уральских лесов от арт-группы Vmarks (Магнитогорск).
ПОЧЕМУ ВЫ ОБРАТИЛИСЬ К ФОРМАТУ ИГРЫ?
Главная тема Архстония в 2024 году — «мы». Разрабатывая концепцию и идею, мы, Ксения Ладванова и Мария Клевенская размышляли, что объединяло людей во все времена и пришли к выводу, что это игра. Она проникает практически во все сферы деятельности человека, становясь универсальным способом его взаимодействия с миром. Более древняя по сравнению с культурными феноменами, она способна сглаживать социальные противоречия и различия, воспроизводя единство и справедливость (недостающие в реальной жизни). Она выступает посредником в отношениях
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «МЫ — ЭТО…»
Мы — это сила. Когда мы вместе, нас невозможно сломать.
Лагерь «Заволга»
Кто делает: галерея «Виктория», клуб молодых архитекторов ДОМ:А
Откуда авторы: Самара
Отвечает: Анастасия Альбокринова, куратор лагеря от галереи «Виктория»
КАКОЙ ПРОЕКТ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НА АРХСТОЯНИИ В ЭТОМ ГОДУ?
Это большая социально-архитектурная модель под названием «Заволга» — пространство, возведенное по принципам заволжского самостроя и живущее теми же культурными практиками, что и «дикари» на правом берегу Волги (а дикарем может стать каждый горожанин, просто переплыв реку и раздевшись до купальника). Мы переосмысляем как архитектуру, так и событийность через призму современного искусства, приглашая к этому архитекторов, художников и театральных деятелей из Самары. Но сохраняем главные принципы — совместное пользование территорией, соучастие, баланс коллективности и уединения.
К нашей программе, включающей перформативную стройку, баннерную выставку художников Самарской области, лесную ленд-арт акцию и форум-спектакль у костра, внезапно подключился клуб молодых архитекторов ДОМ:А — они тоже подавались на Архстояние с темой «заволги». Срастив программы, мы добавили в наши дни на фестивале Жигулевскю йогу и Высокую волжскую кухню, апсайкл-практики и Музей кругосветки.
ЧТО ТАКОЕ ЗАВОЛГА?
Заволгой мы, жители Самары, называем правый берег Волги и дикие острова — природные места, куда можно добраться на речном кораблике или катере. Там все живут свои лучшие жизни: возводят палаточные лагеря и временную архитектуру, купаются, вкусно едят, пьют Жигулевское, играют и жгут костры.
У Заволги совершенно особый архитектурный стиль — там, где берега не заняты деревнями и турбазами, люди из палок и старых баннеров создают себе веранды, летние кухни и спальни. Зимой эти конструкции демонтируются до голого каркаса, самое ценное прячется в земляные схроны. Такие поселения можно встретить на островах Бубука и Проран, Среднем и Нижнем пляже.
НАЗОВИТЕ ТРИ ФАКТА, КОТОРЫЕ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ВСЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О ЖИЗНИ ЗАРЕЧНЫХ
Истинный заречный умеет разводить костер с одной спички, чистит сушеную воблу за 3 минуты и виртуозно отбивается от комаров.
В Заволге нет администрации, полиции и ГАИ — а значит ее обитатели должны уметь сами вырабатывать принципы сожительства (в этом мы видим главное совпадение с темой Архстояния «мы»).
Заволга — экзистенциальный антагонист Самары, а заречный — экзистенциальный антагонист горожанина, и стать заречным, хотя бы раз в жизни, необходимо каждому.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «МЫ — ЭТО…»
... перформативная практика коллективности. В этом году состав участников от Самары пугающий — почти 30 человек, еще более пугающе — то, как мы будем строить наш лагерь, вовлекать в это посетителей и сосуществовать не только территориально, но и эмоционально, концептуально, творчески. Это большой эксперимент, очень родственный тому, как живут самоорганизованные заволжские поселения. И если мы в нем выживем, значит, мы можем с гордостью назвать себя истинными волжанами.
Проект «Город-лабиринт»
Кто делает: Агентство развития Норильска
Откуда авторы: Норильск
Отвечает: Карина Андреева, автор идеи, продюсер проекта
КАКОЙ ПРОЕКТ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НА АРХСТОЯНИИ В ЭТОМ ГОДУ?
Наш проект называется «Город-лабиринт. Истории норильчан, которые приносит ветер». Мы построили метафоричный образ Норильска. Гости фестиваля окажутся непосредственно внутри самого слова Норильск, которое мы и превратили в лабиринт.
ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ПОСТРОИТЬ ГОРОД В ФОРМАТЕ ЛАБИРИНТА?
Именно так архитекторы придумали построить город, чтобы наш сильный и очень сильный ветер плутал, становился слабее, облегчая тем самым жизнь норильчан. Блуждая по лабиринту словно ветер, вы сможете послушать его голос, а самое главное — услышать голоса норильчан и их истории.
КАКИЕ ТРИ ВЕСНЫ ЕСТЬ В НОРИЛЬСКЕ?
Весны в Норильске будто и нет. Хотя их целых три: в начале февраля с возвращением в город солнца после полярной ночи, 1 марта — в календаре, и в июне, когда почти весь снег растает.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «МЫ — ЭТО…»
Мы — норильчане, городские полярники, мы знаем, что значит счастливо жить на Севере, как любить обычный город, построенный в совершенно необычном для города месте, и как Арктика вдохновляет на творчество.
Кино-музыкальная сессия Cinematic Dreams
Кто делает: Центр городской культуры «Рельсы»
Откуда авторы: Тверь
Отвечает: Валерия Панина, управляющий директор Центра
КАКОЙ ПРОЕКТ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НА АРХСТОЯНИИ В ЭТОМ ГОДУ?
Наш проект называется Cinematic Dreams, он посвящен особой связи музыки и кино. На экспериментальных сессиях мы «выключаем» привычные саундтреки фильмов, призванные усилить оказываемый на зрителя эффект и вызвать конкретные эмоции. И по-новому, в режиме реального времени, озвучиваем фильмы: без диалогов, исключительно музыкой с коллекционного винила. Наша задача — показать, что музыка создает уникальное пространство для формирования более глубоких впечатлений и предоставить возможность для нового аудиовизуального опыта.
ПОЧЕМУ ВЫ ОЗВУЧИВАЕТЕ ФИЛЬМЫ ИМЕННО ВИНИЛОМ?
Формат Cinematic Dreams стал одним из направлений проекта Super Spatial, который занимается исследованием музыки и аналоговой культуры и развивается преимущественно на базе центра городской культуры «Рельсы» в Твери с 2022 года. Вадим Шамаев, автор Cinematic Dreams и Super Spatial, организует для горожан бесплатные сессии прослушивания музыки на аналоговых носителях, привозит коллекционеров редкого винила, воплощает междисциплинарные арт-проекты в партнерстве с локальными художниками и авторами.
Super Spatial — проект, вовлекающий тверитян в музыкальное исследование и осознанное слушание, формирующий в городе сообщество, разделяющее и продвигающее ценности аналоговой культуры. Сообщество, которое осознает важность преемственности и непрерывности культурного процесса и культурных связей. Этот проект – пространство для коммуникации между поколениями.
В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЦЕННОСТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ АУДИАЛЬНОГО И ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА?
Человек получает более глубокие впечатления от одновременного соприкосновения с аудиальным и визуальным искусством. И, в отличие от многих саундтреков, которые часто выполняют «сервисную функцию» по отношению к фильму, управляя эмоциями зрителя, музыкальные подборки Вадима дают совершенно новые впечатления от просмотра, создают условия и пространство для переосмысления личных взглядов на привычное и общепризнанное, позволяют по-новому посмотреть на работы лидеров американского авангардного кино XX века.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «МЫ — ЭТО…»
Мы — это синергия. «Рельсы» были созданы группой тверитян в 2018 году. Центр современной культуры был собран по крупинкам несколькими людьми, постепенно обрастал единомышленниками и соратниками. В 2020 году краудфандинг на открытие нашего пространства финансово поддержали 400 горожан. И до сих пор работа центра поддерживается жителями Твери в рамках их ежемесячных пожертвований, покупки билетов на события, ресурсной поддержки. Поэтому мы не понаслышке знаем о силе сообщества, способного объединяться и создавать новое, значимое, вдохновляющее. То, что сделать в одиночку было бы невозможно.
Проект «Общий холст»
Кто делает: фонд поддержки современного искусства «СФЕРА»
Откуда авторы: Москва
Отвечает: Дарья Эпин, куратор проекта
КАКОЙ ПРОЕКТ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НА АРХСТОЯНИИ В ЭТОМ ГОДУ?
Мы будем создавать «Общий холст» — 100-метровый тканый рушник, который распишем на мастер-классах с современными художниками. Техники будут разные: батик, графика, ассамбляж, набойка, и каждый из участников составит свой метафорический автопортрет из разных элементов и образов.
ПОЧЕМУ КАК МЕДИУМ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО РУШНИК?
Фестиваль проходит в конце июля, как раз практически в день первого снопа — древний праздник начала сбора урожая, в который было принято раскладывать рушники на поле, запевая песни и преломляя хлеб. Рушник в обрядах выступает как оберег от зла, которого, как мне кажется, нам сейчас не хватает.
КАК ВЫ ВЫБИРАЛИ ХУДОЖНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ВАШЕМ ПРОЕКТЕ?
Фонд «СФЕРА» сотрудничает с разными яркими авторами, и мне захотелось пригласить своих любимых художников. Часть из них уже поучаствовали в прошлом году, и вот еще пятерым предстоит в этом. Важно, чтобы художник был готов к коммуникации с людьми разных возрастов и умений, мог поделиться идеями и техниками своих практик, вдохновить гостя фестиваля создать что-то свое.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «МЫ — ЭТО…»
Мы — это уникальные личности, каждая из которых ценна.
Поп-ап Bannana Gallery
Кто делает: Bannana Gallery
Откуда авторы: Москва
Отвечает: Аркади Котанджян, основатель проекта
КАКОЙ ПРОЕКТ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ НА АРХСТОЯНИИ В ЭТОМ ГОДУ?
В этом году мы представляем проект Bannana Gallery — pop-up галерею, состоящую из пустых коробок от бананов. Мы называем этот проект «самой свободной галереей в мире» или «единственной галереей в мире, у которой нет дверей». На данный момент у нее, кстати, нет и крыши. Этот проект про коммьюнити, дружбу и общение.
КАК КУРАТОРЫ ВЫБИРАЮТ ОБЪЕКТЫ ОТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ФЕСТИВАЛЯ?
Кураторы опираются на личную насмотренность и свой профессионализм. В первую очередь мы обращаем внимание на работы, сделанные прямо на фестивале. Нашей целью является объединение всех кэмпов на Архстоянии в соответствии с темой фестиваля в этом году. Мы хотим показать, что все делаем одно дело и являемся одной командой.
КАК ВАМ УДАЕТСЯ СОЗДАВАТЬ КОМФОРТНУЮ СРЕДУ КАК ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ, ТАК И ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ В АРТ-СРЕДЕ?
Первая «банановая» галерея, построенная на Таганке, была городской интервенцией, самозахватом территории — с городом, естественно, договоренности не было. Казалось, что придут люди, посмотрят полчаса галерею, объект, и уйдут. В галерее тогда не было света, было негде сесть. Но посетители — художники, преподаватели, коллекционеры — приходили и оставались. Bannana Gallery — это среда, где люди раскрепощаются, где нет пафоса. Мы стремимся создать место, где все могут чувствовать себя свободно, комфортно и раскованно. Кажется, что сейчас проект достигает поставленной цели.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ «МЫ — ЭТО…»
…каждый из нас, объединенные общими человеческими ценностями, как локальными (любовью к искусству и природе), так и глобальными: гуманность по отношению к окружающему миру.
Ознакомиться с программой «Архстояния» и купить билет можно на сайте фестиваля.