“I’m always interested in the details”. Masha Kosareva on “Frontend: Russia’s pavilion in Venice”
An exhibition dedicated to Russia’s pavilion at the Venice biennale is open at the A-House art space until August 12. How its exposition was created, how it interferes with the space, and what was the source of its curators’ inspiration, tells A-House program curator Masha Kosareva.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Об архитектуре выставки
Выставка располагается в архитектурной галерее A-Gallery на первом этаже А-House. Это сводчатый зал палат XVIII века, что, конечно, дает определенный визуальный контекст, который подходит не каждому проекту. Но в случае нашей выставки своды добавляют воздуха и эфемерности центральной кинетической скульптуре, и отчасти рифмуются с элементами фасада самого павильона, которому посвящена выставка.
О проекте, который вдохновил
Тут важно сказать, что это мой первый опыт кураторства. Но как арт-директор и дизайнер у меня большой опыт работы с выставками (Венецианская биеннале, Политехнический музей, ММОМА и другие культурные проекты и институции) и тесной работы с кураторами. Поэтому я бы хотела отметить совместную работу с Ариной Вырва, куратором и историком архитектуры и исследователем архитектуры, и Александрой Ковалевой, архитектором, сооснователем бюро KASA, автором проекта реконструкции павильона 2021 года. Со своей стороны как куратор я пользовалась приемами из графического дизайна: это слои, коллажность и параллельность повествования, когда одновременно история разворачивается в нескольких контекстах — история элементов фасада, история проектов и их авторов.
О сложностях работы над проектом
Кажется, что про павильон уже много сказано: Музей современного искусства Garage выпускал книжку, приуроченную к столетию здания, на выставке Архмосква показывали хронологию архитектурных проектов, а реконструкция павильона в 2021 году сама по себе стала громким информационным поводом. Поэтому найти правильную и интересную оптику было вызовом. А-Gallery это архитектурная галерея, точка начала любого проекта, который мы в ней показываем, — здание и его архитектура. Логично было и на здание павильона посмотреть пристально.
Меня всегда интересуют детали, и я предложила такой подход к исследованию павильона: проследить историю знаковых элементов фасада во времени, двигаясь от современности в прошлое. Мы выбрали 7 элементов: вензель с годом основания, орел, ворота со львом и единорогом, надпись "Russia", проемы и террасу. Оказалось, что неизменным за 109 лет оставался только вензель!
Этот же набор элементов позволил нам не выбирать самостоятельно, о каких проектах, представленных в павильоне, рассказывать, а связать истории с элементами. Так получилось 7 тематических сюжетов: о политике, истории, реконструкции, критике павильона. Например, ворота напоминают о неофициальном проекте группы Lion & Unicorn, названной в честь льва и единорога, размещенных Щусевым на воротах павильонаx. Команда представила проект Virtual Russian Pavilion и поставила вопрос об открытости, доступности и независимости процессов, связанных с выбором кураторов и проектов для павильона России.
Другая моя любимая история — как СССР впервые стал участником архитектурной биеннале в 1991 году с проектами студентов МАРХИ, а уже в августе экспозиция и ее кураторы встретили в Венеции новость о путче и задавались вопросом, куда же они вернутся и какое государство представляют на выставке.
Самое важное, что хотелось показать, — это неизбежность перемен: не только большие заметные реконструкции влияют на архитектуру, но точечные кураторские решения, вызовы времени в сумме трансформируют здание и пространство. А здание, в свою очередь, подсказывает, как складывается нарратив выставочных проектов.