Ilia kKabakov’s postmortem. Seven facts about work and life of the renowned conceptual artist

news

Author: Oksana Lebedeva

Cover: Jacques De Melo

28 May, 2023

Last night, the art world mourned the loss of Ilia Kabakov, one of the visionary founders of Moscow conceptualism. At the age of 89, Kabakov left behind a remarkable creative legacy, transforming the mundane aspects of everyday life into timeless art. Throughout his career, he frequently explored the theme of the future, presenting thought-provoking narratives where not everyone may be welcomed, but Kabakov always found his rightful place.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

1.

В 1950-е годы Кабаков создает иллюстрации для детских книг и журналов, вроде «Мурзилки» и «Веселых картинок». Благодаря этому он зарабатывает деньги на жизнь и может заниматься своими творческими проектами, как это делали многие другие художники того времени — например, Эрик Булатов, Виктор Пивоваров и Олег Васильев.

2.

Художник часто испытывал «космические переживания». Они напоминают экзистенциальный ужас от встречи с тем, что превосходит человеческую личность. Для Кабакова одним из переломных моментов стала встреча со звездами — они окружили его, когда он гулял возле Черного моря. Именно эти переживания легли в основу московского концептуализма с его одновременным вниманием к бытовому и вечному.

3.

Кабаков первым привлек внимание к советскому быту и его неприглядной стороне. Коммунальная квартира стала для него местом, порождающим сюжеты для творчества. С соседями часто возникали конфликты на бытовой почве, и уход во внутренний мир помогал справиться с гнетущими обстоятельствами. Одной из наиболее ярких работ, связанных с этой темой, является инсталляция «Человек, который улетел в космос из своей комнаты» (1982). Ее герой смог катапультироваться и навсегда оставить ненавистных соседей.

4.

В 1970-80-е годы были популярны неофициальные квартирные выставки, в которых граница между публичным и приватным стиралась. Мастерская Кабакова находилась на Сретенском бульваре и стала одним из значимых центров художественной жизни Москвы. Хотя выставки в ней не проходили, там часто собирались деятели искусства и устраивали дискуссии и семинары. Например, искусствовед и философ Борис Гройс часто посещал художника и постоянно спорил с Евгением Шиффером — режиссёром театра и кино.

5.

В 1989 году Кабаков покидает СССР и уезжает в Германию, а потом во Францию и Америку. Художник оставил мастерскую и многие вещи в ней. Его жена, Эмилия, отмечает, что он был готов к переменам и к тому, что на Западе ему придется заново утверждать себя как художника, находясь в некомфортных условиях. Сложностей добавляли другие культурные контексты и новый язык. Однако концептуализм оказался общемировым языком искусства, а сюжеты с коммунальной квартирой заинтересовали и западных зрителей.

6.

В 1992 году Кабаков становится первым русским художником, который участвует в выставке Documenta. Для нее он представил ироничную инсталляцию «Туалет», ставшую скандальной: туалетная комната превратилась в советскую жилую квартиру, из-за чего некоторые зрители решили, что так было распространено.

7.

В феврале 2008 года Картина Ильи Кабакова «Жук» была продана на лондонском аукционе Phillips за рекордную для российской живописи послевоенного периода сумму — почти 6 миллионов долларов (при оценке в 3,6 миллионов). На торгах она обошла даже «Медсестру» Ричарда Принса, «Кама Сутру» Джеффа Кунса и «Камуфляж» Энди Уорхола.

news

Author: Oksana Lebedeva

Cover: Jacques De Melo

28 May, 2023