Olympics of disaster, sleeping Beckham, fireproof dress: how contemporary art understands sport
This summer, the world's attention is focused on sports: immediately after the closing of the World Cup in Paris, the Summer Olympic Games opened. Such competitions unite and entertain, but in addition to medals, titles and victories in professional sports, other, less positive stories also appear. Injustice, gender imbalance, politics and corporality are the themes that occupy contemporary art
On the eve of the closing of the Olympics, the editorial board of The Gathering has collected six projects by contemporary artists exploring the complex world of sports: from auto racing to American football.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.

Secondary, Matthew Barney, 2024. Source: nytimes.com
Secondary
Человеческое тело, его возможности и ограничения — центральные интересы американского художника Мэтью Барни. В юности он профессионально играл в американский футбол, готовился к поступлению на медицинский факультет и работал моделью. В одном из своих первых проектов, "Drawing Restraint", он исследует границы физических возможностей: подвешенный вверх ногами, сопротивляясь гравитации, художник продолжает рисовать.
К американскому футболу Барни обращается в проекте "Secondary", который, кстати, до 8 сентября можно увидеть в Париже в Фонде современного искусства Картье. В новом проекте художник воссоздает события матча 1978 года, который закончился серьезной травмой одного из игроков. Здесь сходятся все интересы художника: пластика, зрелищность, насилие, экстремальные физические и психологические нагрузки. "Secondary", как и многие другие работы художника, это сложный и причудливый мир, выстроенный из перформанса, видео-инсталляций и скульптур. Вместе с другими перформерами — профессиональными танцорами и спортсменами — он собирает матч заново, будто пытаясь предотвратить его трагичный исход. Один немецкий критик назвал проект Барни «Олимпиадой катастроф».

Sarah Lucas, Pauline Bunny, 1997. Source: tate.org.uk
Gold Cup Maradona
Как и искусство, спорт объективирует тело. С этим совпадением в проекте "Gold Cup Maradona" работает художница Сара Лукас, принадлежащая к группе Young British Artists, участники которой известны своим особенным влиянием к телесности. "Gold Cup Maradona" — это 4-метровая желтая изгибающаяся фигура с взмывающим в небо эрегированным членом. Скульптура триумфального вида впервые была представлена художницей на 56-ой Венецианской биеннале: она встречала зрителей у входа в британский павильон. Название работы отсылает к Диего Марадоне, аргентинскому футболисту и кумиру миллионов. Желтая фигура несоразмерна гигантскому пенису, а ее смысл оказывается сведен лишь к эротическому изображению и браваде.
Скульптура "Gold Cup Maradona" отлита из бронзы, но основана на модели сделанной из колготок и шнурков. Примечательно, что именно из этих материалов выполнена ранняя серия художницы "Bunnies", где она рассказывает об официантках клубов Playboy, униформа которых состояла лишь из чулков и накладных кроличьих ушей. Сами "Bunnies" — это сделанные из капроновых колготок фигуры, обессиленно сползающие со стульев. У них нет голов, а значит, сознания и воли, они существуют как male gaze приманка. Как истинная феминистка, Лукас меняет привычное роли местами: на этот раз в откровенной позе изображен мужчина.

Formula One Dress, Sylvie Fleury, 1999. Source: spruethmagers.com
Formula One Dress
В 1999 году швейцарская художница Сильвия Флори придумывает "Formula One Dress" — платье из огнеупорной ткани, вдохновленное защитной одеждой профессиональных гонщиков. Снаружи оно украшено логотипами соревнований и их партнеров, а на подкладке вышиты языки пламени. Флори работает над проектом в сотрудничестве с известным финским гонщиком Микой Хаккиненом, годом ранее получившим чемпионский титул. Нарочито сексуальное огнеупорное платье непрактично и этим прекрасно: оно никогда не будет надето настоящей гонщицей. Флори подчеркивает маскулинность и мачизм, свойственные автоспорту: за семьдесят лет истории гонок Формула-1, в них поучаствовало лишь пять женщин.

Sam Taylor-Johnson, David, 2004. Source: npg.org.uk
David
Публичность и популярность в спорте — еще один сюжет, интересующий художников. В начале 2000-х Дэвид Бэкхем, тогда полузащитник клуба «Реал Мадрид», был одним из самых фотографируемых спортсменов в мире. Камеры следили за ним на всех тренировках и матчах. Художница и режиссер Сэм Тейлор-Джонсон показала миру футболиста в радикально новом свете — в 2004 году она представила видео-инсталляцию "David". Эта работа — съемка спящего после тренировки Бэкхема длиной в 107 минут. Время от времени он переворачивается во сне, обнажая плечо или торс. Видео, снятое одним дублем, показывает футболиста уязвимым и беззащитным.
«Я хотела создать прямое, пристальное исследование. Съемка в то время, когда он спал, позволила получить иной взгляд, ем многие привычные публичные изображения», — рассказывает художница. Видео, которая сама Тейлор-Джонсон называет «медитативным», воспроизводится на повторе, фиксируя разные фазы сна. Выставляется видео-инсталляция в неочевидном месте: в лондонской больницей, где родился футболист.

Big Sneaker (The Nineties), Olaf Nicolai, 2001. Source:
Big Sneaker (The Nineties)
Спорт чрезвычайно коммерциализирован, а реклама, многомиллионные контракты и коллаборации с компаниями стали его неотъемлемыми спутниками. Неудивительно, что к спортивным сюжетам обращаются художники, критикующие капитализм. Так Олаф Николай, художник концептуалист из Германии, в 2001 году представил объект "Big Sneaker (The Nineties)" — надувной девятиметровый кроссовок Nike Air Max 97. Кроссовок находится в центре комнаты, на стены которой нанесен текст писательницы Зэди Смит «Короткий список вещей, которые вы думаете, что хотите». Зрители читали текст о связи капитализма и желаний и обходили надувную скульптуру вокруг, привыкая к ее абсурдности.
«В конце концов, вам нужны именно новые кроссовки, и не пытайтесь меня переубедить. Хорошая новость в том, что вы не только думаете, что хотите их. Вы действительно их хотите. Несмотря на их трехмесячный срок службы, прибыль Nike и детей, которые их делают. Потому что они прекрасны, потому что они — Искусство. И как мы узнали за эти двадцать лет, Искусство заставит вас делать подобное дерьмо в девяти случаях из десяти», — заключает в конце списка Смит.

Louka Anargyros, Leatherboys, 2018. Source: septiemegallery.com
Leatherboys
Инклюзивность спортивных сообществ оказывается еще одной чувствительной темой. Молодой художник Лука Анаргирос, исследует маскулинность и хрупкость в контексте авто- и мото-гонок — спорта с самым высоким рейтингом смертности. В рамках проекта "Leatherboys" он создает керамические фигуры гонщиков в защитной экипировке, застывшие то ли в борьбе, то ли в объятьях. Вместо привычных логотипов спонсоров на костюмы нанесены гомофобные оскорбления, когда-то обращенные к самому художнику.
«Мне кажется, что в этих костюмах, похожих на костюмы супергероев, которые позволяют телу достичь более высокого уровня производительности, но в то же время сигнализируют о решении гонщика подвергнуть свое тело экстремальному риску, есть какая-то удивительная двойственность. Этот парадокс можно символически понимать по-разному. Для меня он отражает проблематику мужественности, но также, как ни странно, и сексуальности. Инсталляция "Leatherboys" с ее коллекцией гомофобных ругательств, в значительной степени посвящена переприсвоению стигмы», — рассказывает о проекте художник.