Олимпиада катастроф, спящий Бэкхем, огнеупорное платье: как современное искусство осмысляет спорт
Этим летом внимание всего мира приковано к спорту: сразу после закрытия Чемпионата мира по футболу в Париже открылись летние Олимпийские игры. Подобные соревнования объединяют и развлекают, однако кроме медалей, титулов и побед в профессиональном спорте проявляются и другие, менее позитивные сюжеты. Несправедливость, гендерный дисбаланс, политика и телесность — темы, занимающие современное искусство
Накануне закрытия Олимпиады редакция «Объединения» собрала шесть проектов современных художников, исследующих сложный спортивный мир: от автогонок до американского футбола.
Secondary
Человеческое тело, его возможности и ограничения — центральные интересы американского художника Мэтью Барни. В юности он профессионально играл в американский футбол, готовился к поступлению на медицинский факультет и работал моделью. В одном из своих первых проектов, "Drawing Restraint", он исследует границы физических возможностей: подвешенный вверх ногами, сопротивляясь гравитации, художник продолжает рисовать.
К американскому футболу Барни обращается в проекте "Secondary", который, кстати, до 8 сентября можно увидеть в Париже в Фонде современного искусства Картье. В новом проекте художник воссоздает события матча 1978 года, который закончился серьезной травмой одного из игроков. Здесь сходятся все интересы художника: пластика, зрелищность, насилие, экстремальные физические и психологические нагрузки. "Secondary", как и многие другие работы художника, это сложный и причудливый мир, выстроенный из перформанса, видео-инсталляций и скульптур. Вместе с другими перформерами — профессиональными танцорами и спортсменами — он собирает матч заново, будто пытаясь предотвратить его трагичный исход. Один немецкий критик назвал проект Барни «Олимпиадой катастроф».
Gold Cup Maradona
Как и искусство, спорт объективирует тело. С этим совпадением в проекте "Gold Cup Maradona" работает художница Сара Лукас, принадлежащая к группе Young British Artists, участники которой известны своим особенным влиянием к телесности. "Gold Cup Maradona" — это 4-метровая желтая изгибающаяся фигура с взмывающим в небо эрегированным членом. Скульптура триумфального вида впервые была представлена художницей на 56-ой Венецианской биеннале: она встречала зрителей у входа в британский павильон. Название работы отсылает к Диего Марадоне, аргентинскому футболисту и кумиру миллионов. Желтая фигура несоразмерна гигантскому пенису, а ее смысл оказывается сведен лишь к эротическому изображению и браваде.
Скульптура "Gold Cup Maradona" отлита из бронзы, но основана на модели сделанной из колготок и шнурков. Примечательно, что именно из этих материалов выполнена ранняя серия художницы "Bunnies", где она рассказывает об официантках клубов Playboy, униформа которых состояла лишь из чулков и накладных кроличьих ушей. Сами "Bunnies" — это сделанные из капроновых колготок фигуры, обессиленно сползающие со стульев. У них нет голов, а значит, сознания и воли, они существуют как male gaze приманка. Как истинная феминистка, Лукас меняет привычное роли местами: на этот раз в откровенной позе изображен мужчина.
Formula One Dress
В 1999 году швейцарская художница Сильвия Флори придумывает "Formula One Dress" — платье из огнеупорной ткани, вдохновленное защитной одеждой профессиональных гонщиков. Снаружи оно украшено логотипами соревнований и их партнеров, а на подкладке вышиты языки пламени. Флори работает над проектом в сотрудничестве с известным финским гонщиком Микой Хаккиненом, годом ранее получившим чемпионский титул. Нарочито сексуальное огнеупорное платье непрактично и этим прекрасно: оно никогда не будет надето настоящей гонщицей. Флори подчеркивает маскулинность и мачизм, свойственные автоспорту: за семьдесят лет истории гонок Формула-1, в них поучаствовало лишь пять женщин.
David
Публичность и популярность в спорте — еще один сюжет, интересующий художников. В начале 2000-х Дэвид Бэкхем, тогда полузащитник клуба «Реал Мадрид», был одним из самых фотографируемых спортсменов в мире. Камеры следили за ним на всех тренировках и матчах. Художница и режиссер Сэм Тейлор-Джонсон показала миру футболиста в радикально новом свете — в 2004 году она представила видео-инсталляцию "David". Эта работа — съемка спящего после тренировки Бэкхема длиной в 107 минут. Время от времени он переворачивается во сне, обнажая плечо или торс. Видео, снятое одним дублем, показывает футболиста уязвимым и беззащитным.
«Я хотела создать прямое, пристальное исследование. Съемка в то время, когда он спал, позволила получить иной взгляд, ем многие привычные публичные изображения», — рассказывает художница. Видео, которая сама Тейлор-Джонсон называет «медитативным», воспроизводится на повторе, фиксируя разные фазы сна. Выставляется видео-инсталляция в неочевидном месте: в лондонской больницей, где родился футболист.
Big Sneaker (The Nineties)
Спорт чрезвычайно коммерциализирован, а реклама, многомиллионные контракты и коллаборации с компаниями стали его неотъемлемыми спутниками. Неудивительно, что к спортивным сюжетам обращаются художники, критикующие капитализм. Так Олаф Николай, художник концептуалист из Германии, в 2001 году представил объект "Big Sneaker (The Nineties)" — надувной девятиметровый кроссовок Nike Air Max 97. Кроссовок находится в центре комнаты, на стены которой нанесен текст писательницы Зэди Смит «Короткий список вещей, которые вы думаете, что хотите». Зрители читали текст о связи капитализма и желаний и обходили надувную скульптуру вокруг, привыкая к ее абсурдности.
«В конце концов, вам нужны именно новые кроссовки, и не пытайтесь меня переубедить. Хорошая новость в том, что вы не только думаете, что хотите их. Вы действительно их хотите. Несмотря на их трехмесячный срок службы, прибыль Nike и детей, которые их делают. Потому что они прекрасны, потому что они — Искусство. И как мы узнали за эти двадцать лет, Искусство заставит вас делать подобное дерьмо в девяти случаях из десяти», — заключает в конце списка Смит.
Leatherboys
Инклюзивность спортивных сообществ оказывается еще одной чувствительной темой. Молодой художник Лука Анаргирос, исследует маскулинность и хрупкость в контексте авто- и мото-гонок — спорта с самым высоким рейтингом смертности. В рамках проекта "Leatherboys" он создает керамические фигуры гонщиков в защитной экипировке, застывшие то ли в борьбе, то ли в объятьях. Вместо привычных логотипов спонсоров на костюмы нанесены гомофобные оскорбления, когда-то обращенные к самому художнику.
«Мне кажется, что в этих костюмах, похожих на костюмы супергероев, которые позволяют телу достичь более высокого уровня производительности, но в то же время сигнализируют о решении гонщика подвергнуть свое тело экстремальному риску, есть какая-то удивительная двойственность. Этот парадокс можно символически понимать по-разному. Для меня он отражает проблематику мужественности, но также, как ни странно, и сексуальности. Инсталляция "Leatherboys" с ее коллекцией гомофобных ругательств, в значительной степени посвящена переприсвоению стигмы», — рассказывает о проекте художник.