“First position: Russian ballet”: the first independent exhibition dedicated to ballet in 30 years
The Central Exhibition Hall "The Manege" in Saint Petersburg has opened what is likely the largest exhibition in modern Russia dedicated to ballet. In this article, we will discuss the exhibition's design, the role of ballet as a tool of propaganda, and why it sheds light on the experiences of those on the margins of society.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Название выставки неслучайное — «Первая позиция. Русский балет». С одной стороны, первая позиция рук и ног — это база и основа балета, то с чего начинается погружение в мир танца. Недаром эта позиция обыграна в первом американском балете Джорджа Баланчина «Серенада», поставленном почти сто лет назад. Тогда Баланчин только приехал в Америку и ставил балет на своих учениц. Со звуками музыки Чайковского начинающие танцовщицы Баланчина ставили пяточки вместе, разворачивали носочки врозь и поднимали красивые округленные руки. Так, на глазах зрителей обычные девушки становились балеринами именно благодаря первой позиции.
Последний раз про балет как самостоятельное искусство говорили в 1986 году на выставке в лениградском Манеже. Затем были выставки «В круге Дягилевом. Пересечение судеб» или «Петипа. Танцемания» к 200-летию Мариуса Петипа. Но каждая такая выставка была посвящена конкретному человеку, его вкладу в мир танца и не давала полной картины. Такие выставки были «персональными» и не объясняли обывателю, далекому от мира танца, как балет появился в России или как от Петипа через Сергея Дягилева балет дошел до Майи Плисецкой. С этой задачей спустя 30 лет успешно справились создатели выставки «Первая позиция. Русский балет».
ЦВЗ «Манеж» славится умением вовлечь посетителей в свои выставки. Чего только стоит одна из самых ярких выставок 2021 года «Не(подвижность)», когда организаторам удалось невероятное: заинтересовать массового зрителя скульптурой. Тогда в «Манеже» было создано интерактивное пространство, вовлекающее не только ценителей искусства, но и модниц из социальных сетей.
Такой же выигрышной тактики решили придерживаться организаторы и на «Первой позиции», где, помимо привычных экспонатов, много интерактива. Уже у входа вы попадаете в импровизированный театральный зал с бархатными темно-синими кулисами и огромным занавесом, а впереди вас ждет множество приключений: возможность посидеть в зрительном зале, постучаться в закрытую кассу, постоять у станка и попробовать себя в роли балерины. Выполнять ту самую первую позицию, кстати, вас научит Леонид Сарафанов — премьер Мариинского театра, один из «Королей танца» и лучших танцовщиков современности.
Помимо приятного интерактива, выставка последовательно ведет посетителей по истории русского балета: от царя Алексея Михайловича, при котором, считается, состоялось первое балетное представление, до нашего времени.
За легкую и приятную навигацию можно поставить организаторам выставки высший балл. Экспозиция начинается с части с говорящим названием — «Царская ложа», где последовательно рассказывается, как балет из придворных танцев к концу 19 века превратился в тот самый русский балет, который ассоциативными картинками из «Лебединого озера», «Жизели» и «Щелкунчика» всплывает в сознании каждого.
При всей сложности материала интерактивности хватит и здесь: можно, например, наглядно узнать, как в балете «Корсар» в 19 веке создавался эффект бушующего моря с помощью тросов и декораций.
Следующая часть выставки с названием «Русский дух» посвящена «Русским сезонам» Сергея Дягилева – с узнаваемым профилем великого импрессарио, приглашающим зрителя в свою секцию. Этот зал сделан с большой любовью и нежностью к наследию «Русских сезонов»: с легендарными афишами, костюмами, эскизами и фотографиями. И несмотря на то, что 150-летие Дягилева отмечалось в музеях и театрах России в полголоса, зал «Русский дух» ярко выделяется на фоне дежурной выставки «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковской галерее.
После яркого голубого цвета и авангарда «Русских сезонов» следует «Советский балет» с характерным зеленым ковром и пространствами, напоминающими одинаковые советские квартиры и кабинеты номенклатуры. Легендарное фото Майи Плисецкой и Юрия Гагарина занимает почетное место в этой части выставки, повторяя всем известную мантру о том, что СССР впереди планеты всей не только в космосе, но и балете.
Одна из главных заслуг выставки – возможность оценить и своими глазами увидеть, как наследие императорского балета, его дух продолжается в гениальных советских артистах балета. Анну Павлову и Галину Уланову связывает одна школа, один, созданный еще до революции, репертуар и одинаковая преданность и любовь к балету. У советской и «буржуазной» балерины больше общего, чем различий. А социальный и государственный строй тут вовсе не причем.
Для передачи советского антуража в этой секции поставили закрытую кассу с надписью «Билетов нет», а в конце зала посетители упираются в телевизор с «Лебединым озером». Так, всем известные события августовского путча ГКЧП завершают эпоху советского балета.
И здесь начинается самое интересное. В «Костюмерном цехе» представлены десятки костюмов разных балетных эпох. Можно узнать, как изменялась с развитием танца балетная пачка (и всегда ли это была пачка?), и сравнить совершенно разные дореволюционные, советские и современные танцевальные костюмы.
На втором этаже, помимо репетиционного зала со станком, представлены схемы, видео и таблицы, которые помогут узнать, как выполняются самые разные балетные движения и как они называются. Здесь вы узнаете, кто такие корифеи и почему артиста балета никогда нельзя называть «балеруном».
Экспозиция символически заканчивается самым знаменитым русским балетом — «Лабораторией Лебединого озера». Этот балет контрапунктом проходит через все части выставки, имея совершенно разный контекст. Выставка рассказывает историю первых постановок балета, показывает личные вещи Чайковского, но самое прекрасное — это стена с экранами, где знаменитый танец маленьких лебедей исполняют в совершенно разных прочтениях (даже мужчины в редакции Мэтью Борна).
Что означает появление этой выставки сейчас и именно в таком масштабе? «Первая позиция» — это настоящий statement организаторов выставки и ее спонсоров, среди которых, к слову, Президентский фонд культурных инициатив, Газпромбанк и РЖД. Балет не один век был символом процветания страны и верным союзником российской государственности. В 19 веке балет содержался на личные деньги императорской семьи и отражал богатство всего дома Романовых. Именно поэтому «Спящая красавица», посвященная императору Александру III, отсылает нас к абсолютной монархии Людовика XIV, а богатство декораций и костюмов в этом балете не сравнится ни с чем другим. В 20 веке балет от Ленина спас Луначарский, поставив «буржуазное» искусство на рельсы нового советского государства. Так, через пару десятилетей балет вместе с ракетами и атомными бомбами станет главным оружием СССР в холодной войне с Западом.
Поэтому масштаб выставки, даты ее проведения, спонсоры и организаторы совершенно неслучайны. Нам с вами четко заявляют: Россия была, есть и будет великой державой, а русский балет, которому исполняется 350 лет, прекрасное отражение силы российского государства.
То, что выставка случилась именно сейчас отражает текущий идеологический подтекст, согласно которому Россия позиционируется как великая держава, а русский балет, которому исполняется 350 лет, как отражение силы российского государства.
Но только балет ни в чем не виноват. История русского балета — это история аутсайдеров. История Петра Чайковского, которого буквально уничтожили танцевальные и музыкальные критики за «Лебединое озеро». История Сергея Дягилева и всех «Русских сезонов», которых император Николай II и петербургский «культурный мир» выдворили из России в Европу. История Майи Плисецкой и многих других советских артистов балета, которых не выпускали на гастроли, не давали танцевать работы западных хореографов. И история нынешних артистов балета, которые снова оказались отрезаны от гастролей и западного репертуара, благодаря «дальновидной» внешней политике государства.
И, наконец, чего не хватает выставке, так это современности. Последние 30 лет русского балета отмечены только фотографиями Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Николая Цискаридзе, Ивана Васильева, Натальи Осиповой и других звезд современного балета. Но советский балет завершился августовским путчем, и что мы успели создать за 30 лет? Не пора ли подвести промежуточные итоги? Причем итоги уже есть. За это время появились новые балеты, новые хореографы, новые мировые звезды (многие из них уже даже завершили карьеру). Например, Алексей Ратманский успел поставить множество балетов в Мариинском и Большом театрах. А чего стоит коллаборация Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова, которые для Большого театра создали нашумевшего «Нуреева» и не менее прекрасного «Героя нашего времени»!
У современного российского балета есть не только лица, но имена и свой стиль. Все это, к сожалению, не было показано на выставке – отражая курс многих официальных институций на прошлое, а не настоящее.