“On the Way”: A Solo Exhibition by Boris Chaika at Wynwood Hotel
In St. Petersburg, Boris Chaika’s solo exhibition “On the Way” is on view until October 17. Curated by Irina Netbay, the project was developed in collaboration with The Gathering gallery and hosted at WYNWOOD Hotel. For it, the artist created a series of paintings and ceramic objects that interpret the urban landscape through the phenomenon of the road.
We spoke with the artist about scratches on objects and the experience of hitchhiking, and with Anastasia Baranova, managing partner of Wynwood and Hideout hotels, about how art becomes part of the journey.
This article is in Russian. Contact us via email if you would like to comment or request an English translation.
Борис Чайка
художник
Об идее дороги
Изначально проект «По пути» родился из керамических палочек с живописью, которые позже стали частью выставки. Еще раньше, на Алтае, я снял видео-арт «Abstract Russia» — приближенные кадры придорожной грязи и снега, снятые в движении, создающие минималистичное серое полотно. Моя живопись часто строилась на композиции по третям и линейных пятнах, но пейзаж за окном машины или поезда, размытый скоростью в линии, стал главной идеей. Южные пейзажи России — цветные поля до горизонта, высокое небо — вдохновили серию абстрактных работ с условным передним планом, горизонтом и небом.
Опыт автостопа усилил восприятие дороги как отдельной реальности. В обычной жизни дорога является пространством, которое хочется переждать и заполнить. Но в автостопе дорога становится главным: места за поворотом и расположение заправок оказываются точками интереса. В России, несмотря на долгие расстояния и смену пейзажей, дорога редко осмысляется как самостоятельный опыт. С куратором Ириной Нетбай мы расширили концепцию, включив повседневные пути — до работы, дома, магазина. Это лимб, который мы избегаем, но он может быть интереснее финальной цели. В городе дорога проявляется через детали: следы жизни, интервенции людей в пространство. Выставка — это рефлексия, наблюдение за реальностью, поиск историй через взгляд на путь.
О материалах и формах городского пейзажа
Выбор материалов и форм для выставки связан с моей практикой, а не только с отражением пейзажа. Керамика и дерево создают диссонанс с традиционной живописью, которую не принято трогать — эти материалы тактильны, в теории их можно взять в руки, подвинуть. Гости мастерской не касаются холстов, но свободно берут палочки или дощечки. Объект для меня важнее картины, так как он живет в пространстве, в то время как живопись в него интегрируется. Это перекликается и с выставкой: кривые палочки, а не холсты, и городские детали — следы на траве, царапины у двери — выделяются, требуя внимания.
Я оставляю следы ремесла: отпечатки на керамике, разметку маркером на дереве, потеки на торцах холстов. Это приземляет работу, делает ее ближе к зрителю, показывая процесс создания. Чем внимательнее смотришь, тем больше замечаешь — как и в наблюдении за дорогой.
Анастасия Баранова
управляющий партнер отелей WYNWOOD и Hideout
О проектах с современным искусством
Для меня WYNWOOD — это не просто отель, а пространство, где искусство соединяется с дизайном, комфортом и вниманием к деталям. Мы не рассматриваем искусство как декор. Для нас оно формирует атмосферу, которая остается с гостем надолго, даже после отъезда.
Я считаю, что проекты с современным искусством придают отелю глубину. Они создают не только визуальный облик, но и эмоциональное восприятие. Искусство способно удивлять, вызывать вопросы или даже легкое раздражение (надеюсь, в нашем случае действительно легкое) — и в этом его сила. Оно делает пребывание в отеле личным и нестандартным, оставляя впечатления, которые выходят за рамки интерьера или сервиса. Кроме того, работа с современным искусством позволяет отелю быть в диалоге с городом и временем. Это способ оставаться актуальным, чутко реагируя на изменения в культуре и обществе.
О восприятии гостей
Выставка «По пути» художника Бориса Чайки становится примером того, как современное искусство может естественно интегрироваться в повседневный опыт. Мы размещаем работы там, где гость встречает их в обыденных моментах: на лестницах, в коридорах, у лифта. Искусство становится частью маршрута — не строгой экспозицией, а спутником, который появляется, когда человек идет за кофе или возвращается в номер. Такой подход постепенно снимает барьер «я не понимаю современное искусство».