Russian cosmism, the mysteries of a lost theater, and hip-hop through the prism of academia: Yuri Saprykin and Evgenia Lassary on the Vyksa festival

INTERVIEW

Author: Irina Gerasimova

Photos: by the Vyksa festival

12 July, 2024

From July 12 to 14, the annual Vyksa Festival of Contemporary Culture will take place, themed this year around the question, "Where are you from and where are you going?" Thanks to the festival, the industrial center of the Nizhny Novgorod region has become a place of power for art enthusiasts and a significant cultural point on the country’s map.

In anticipation of the festival, we spoke with Yuri Saprykin and Evgenia Lassary, the editor-in-chief and creative producer, about Vyksa's local identity, this year’s theatrical and musical programs, and how they managed to bring together academic composers and rappers.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

ДАВАЙТЕ ОСТАНОВИМСЯ ПОДРОБНЕЕ НА ТЕМЕ ФЕСТИВАЛЯ. ПОДЕЛИТЕСЬ, КАК ВОЗНИК ЛОЗУНГ «ВЫ ОТКУДА И КУДА»?

Юрий Сапрыкин: Это не одна большая история города, написанная в энциклопедии или в учебнике, а разные истории, из которых складывается то, как люди представляют Выксу. Какие-то из этих историй, возможно, были забыты или потеряны, их можно вспомнить и рассказать заново. И так получилось, что все главные события этого фестиваля, в той или иной степени, играют с темой историй — что здесь было в прошлом, что может происходить в будущем, о чем мы можем мечтать или чего желать для этого города. Мы говорим про локальную идентичность, не застывшую и отпечатанную в граните, а создаваемую заново и меняющуюся.

РАССКАЖИТЕ, КАКОЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ ИЛИ ЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОРОДЕ У ВАС БЫЛО, КОГДА ВЫ ПРИШЛИ К ТЕМЕ МИФОЛОГИИ, КОТОРАЯ МНОГО УПОМИНАЕТСЯ В ПРОГРАММЕ.

Юрий Сапрыкин: К моменту, когда мы начали формулировать эту тему, программа была на 70 процентов готова. Мы смотрели на то, что уже придумалось само собой. Независимо друг от друга многие люди из числа участников двинулись в одну и ту же сторону — в сторону рассказывания историй о городе. В известном смысле все сложилось само. А если все складывается само, значит, все складывается правильно — я в это очень верю. Надо было просто сделать так, чтобы это движение было не случайным и спонтанным, а понятным и заметным для всех.

ЕСЛИ БРАТЬ НЕДАВНЮЮ ИСТОРИЮ ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ, ТО МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО БЫЛ АРХИТЕКТУРНЫЙ ПЕРИОД, КОГДА КУРАТОРЫ ДЕЛАЛИ АКЦЕНТ НА УРБАНИСТИКЕ, ЗАТЕМ ПРИШЛА КОМАНДА ПРОДЮСЕРОВ, КОТОРЫЕ СКОРЕЕ СОЗДАВАЛИ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ГОРОЖАН. У МЕНЯ ВОЗНИКЛО ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО В ЭТОМ ГОДУ ВЫ СОСРЕДОТОЧЕНЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО НА КОНТЕНТЕ И ОН СТАЛ СЛОЖНЕЕ. НАПРИМЕР, ВЫ РАБОТАЕТЕ С НАСТАСЬЕЙ ХРУЩЕВОЙ (ПРИМ.РЕД. — КОМПОЗИТОР, ПИАНИСТКА, МУЗЫКОВЕД, ДРАМАТУРГ).

Юрий Сапрыкин: Наверное, каждый из кураторов, которые в разное время делали фестиваль, немного сдвигал его в ту или иную сторону. Но иногда это не стратегия, а достаточно случайные решения. Женя предложила сделать выступление Славы КПСС, и отсюда лоявилась идея, чтобы они что-то сделали вместе с Настасьей Хрущевой — потому что Слава КПСС был в свое время одним из главных героев книги Хрущевой о метамодернизме (прим.ред. — книга «Метамодерн в музыке и вокруг нее» разыграна на примере Славы КПСС). Это очень разные музыканты, которые в чем-то близки друг другу, нам было интересно, что выйдет, если они смогут поработать вместе.

Евгения Лассарь: Появление Настасьи Хрущевой со Славой КПСС и Алексея Ретинского с Хаски не случайно. Меня пригласили придумывать музыкальную часть, а такие неожиданные коллаборации — это моя специализация как продюсера. Так и появляются идеи — в этом случае идея соединить академических композиторов и хип-хоп исполнителей.

СЛОЖИЛОСЬ ЛИ У ВАС ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ИЗ КАКИХ ПРИЗНАКОВ СКЛАДЫВАЕТСЯ МИФОЛОГИЯ ВЫКСЫ, ОТЛИЧАЮЩАЯ ЭТОТ ГОРОД ОТ ДРУГИХ, ИЛИ ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ФЕСТИВАЛЕМ И ЕСТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТОГО ВОПРОСА?

Юрий Сапрыкин: Вообще, образ города, то, каким город видят его жители, — это достаточно динамичная вещь. Наверное, в 1950-е годы главное в любом советском городе — это предприятие, где работает больше всего людей, вокруг него выстраивается вся жизнь, это и повод для гордости, и главная точка социальной сборки. А дальше меняется время, и люди начинают обращать внимание на другие вещи — мы живем в городе, где есть такая-то достопримечательность, или такая-то удивительная архитектура. Или здесь 100 лет назад жил такой-то художник, на которого в то время никто не обращал внимания. В Выксе, например, бывал известный в XIX веке драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин, который — о чем долгое время никто, кроме специалистов, особенно не знал и не думал — оказался едва ли не первым в истории России человеком, который писал о полетах в космос. Такой удивительный факт — и в программе этого года есть спектакль, который отталкивается от того факта, что в Выксе жил один из основоположников русского космизма. Фестиваль этого года — это в каком-то смысле набор предложений, из чего можно сложить этот образ города, новые поводы для гордости, новые традиции, ритуалы и привычки.

Но сам по себе фестиваль или муралы, которые после фестивалей появляются на стенах, — уже важнейшая часть выксунской идентичности. Ну и для людей, которые приезжают на фестиваль, он тоже приоткрывает окно в местную жизнь — в программе который год присутствует так называемый походный театр «По домам», это такое действо, в рамках которого люди, приехавшие на фестиваль, ходят в гости к выксунцам, те рассказывают о своей жизни, и это еще один способ что-то понять про этот город.

НЕ ТАК МНОГО ФЕСТИВАЛЕЙ НА КОТОРЫХ ЕСТЬ ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР, — В ЧЕМ РОЛЬ И ИДЕЯ ЭТОЙ ПОЗИЦИИ ДЛЯ «ВЫКСА-ФЕСТИВАЛЯ»?

Юрий Сапрыкин: На самом деле все просто. Отчасти это случайность, отчасти такая игра. Я появился в команде на довольно поздней стадии, и было уже не с руки называть себя куратором, потому что многое было уже давно придумано и спланировано. Так получилось, что я уже много лет работаю главным редактором чего-нибудь, и мы решили — давайте так и напишем. В конце концов, пусть все спрашивают, что это значит. Но в этой шутке есть доля правды, вообще, работа главного редактора состоит более-менее в том, что он находит правильные слова и отсекает всё лишнее, — я на фестивале занимаюсь именно этим.

Евгения Лассарь: Мне очень нравится, что Юра называет это игрой, потому что так и есть. Мы получаем удовольствие от процесса, от того, как мы всё это обсуждаем и придумываем. Это действительно происходит легко — как в игре.

Юрий Сапрыкин: Мне кажется, не так уж важно, какие у нас в этом фестивале роли и как кто называется. Артем Калашьян (прим.ред. — генеральный продюсер фестиваля) живет Выксой и внутри Выксы, знает фестиваль вдоль и поперек, занимается им много лет. Женя Лассарь — мастер придумывания невероятных сочетаний людей и смыслов, это человек, который сделал академическую музыку модной в Москве, что никому не удавалось на протяжении последних 200 лет. А я, как и положено редактору, пишу и сокращаю. Все вместе мы пытаемся сделать хороший проект, в котором и нам, и зрителям будет хорошо и радостно.

ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ ПОДРОБНЕЕ ПРО МУЗЫКАЛЬНЫЙ БЛОК. КАК ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ СО СТЕНДАПОМ И КОНЦЕРТОМ?

Евгения Лассарь: Основной принцип фестиваля в Выксе — делать уникальные вещи, придуманные специально для Выксы, этим, собственно, он отличается от любых других фестивалей, на которые просто привозят то, что уже было сделано. Это и привело нас к идее сделать проект, какого нигде никогда не было, — русский хип-хоп в коллаборации с академическими композиторами. Для кого-то, возможно, наше решение покажется парадоксальным — но, например, Хаски делает музыку, уходящую корнями в русскую традицию, и с ним вместе будет композитор Алексей Ретинский и ансамбль аутентичной народной музыки Толока. Про Славу КПСС и Настасью Хрущеву мы уже говорили, интересно, что Слава раньше не знал такого композитора — но в результате все сложилось, и Хрущева совершенно по-новому переосмыслила альбом Славы «Солнце мертвых» — его мы услышим на концерте в неожиданном сопровождении фортепиано и баяна. И на этой же сцене, рядом с академическими музыкантами и звездами хип-хопа, будет поэтический слэм, очень динамичные и яркие выступления молодых поэтов, жанр, который придумали и много лет развивают поэты Андрей Родионов и Катерина Троепольская. Все это вместе мы назвали «Большие музыкально-поэтические чтения».

А ПОДЕЛИТЕСЬ КАКИМИ-ТО ИНСАЙТАМИ, КАК ДОГОВАРИВАЛИСЬ О ТАКИХ КОЛЛАБОРАЦИЯХ?

Евгения Лассарь: Самое интересное это то, что, на самом деле, уговаривать и объяснять ценность проекта пришлось рэперам, академические композиторы просто сказали: «Вау, круто, мы хотим» и сразу разобрали, кто с кем хочет сотрудничать — они согласились молниеносно и отнеслись к этому с большим энтузиазмом.

КАК Я ЗНАЮ, ГОРОЖАНЕ ВЫКСЫ ВКЛЮЧЕНЫ В ПОДГОТОВКУ ФЕСТИВАЛЯ — И В МУЗЫКАЛЬНЫЙ БЛОК, И В ДРУГИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. РАССКАЖЕТЕ, КАК ИМЕННО?

Юрий Сапрыкин: Это один из первых и базовых принципов «Выкса-фестиваля». Как говорила Женя, для Выксы все сочиняется заново. Здесь нет повторений уже где-то показанного и нет гастрольных спектаклей, которые поедут потом куда-то еще. Все, что делается в Выксе, — остается в Выксе. И есть еще один давно сформулированный принцип фестиваля, который называется смешным словом «выксунизация». Программы придуманы таким образом, чтобы затащить в них как можно больше местных жителей. Это может быть выксунский хор, который поет вместе с музыканты-хедлайнером, или волонтеры, которые участвуют в уличных перформансах, или люди, которые соглашаются принять участие в театральном проекте «По домам». А в этом году жители Выксы вместе с режиссером Борисом Павловичем уже несколько месяцев работают над спектаклем «Сочинение будущего» — вдохновленным как раз историей Сухово-Кобылина и его мечтами о космосе.

ДО ФЕСТИВАЛЯ ОСТАЛОСЬ НЕ ТАК МНОГО ВРЕМЕНИ. МОЖЕТ БЫТЬ, ПРЯМО СЕЙЧАС ИДУТ КАКИЕ-ТО РЕПЕТИЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, И ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ПРОЦЕССЫ, КОТОРЫМИ МОЖНО БЫЛО БЫ ПОДЕЛИТЬСЯ?

Евгения Лассарь: У нас есть вечер стендапа, и как раз сейчас на него объявлен open call, для которого люди присылают свои истории. Мы выберем тех, кто предложит самые интересные рассказы. Затем пройдет двухдневный воркшоп, где сначала все будут учиться рассказывать истории о себе. В итоге здесь будут истории людей на сцене и истории людей, которые собрались посмотреть на то, что происходит на сцене, — мы предложим зрителям тянуть бумажки и из этих слов будет прямо у нас на глазах рождаться песня. На этом концерте будет и музыка — музыкальная импровизация от команды молодой исполнительницы MARKINA.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ И КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ ТЕМ ГОСТЯМ, КОТОРЫЕ, ВОЗМОЖНО, ПОЕДУТ НА ФЕСТИВАЛЬ В ВЫКСУ ВПЕРВЫЕ?

Юрий Сапрыкин: Я прежде всего обратил бы внимание на жилье, если вы до сих пор этого не сделали. С программой можно на месте разобраться, а вот где поселиться — это отдельный квест. Из ярких событий важно упомянуть представление под названием «Призраки опер». Мы долго ломали копья, как обозначить его жанр — сомнамбулическая визионерская фантасмагория, что-то в этом роде, потому что просто сказать, что это оперный спектакль — значит ничего не сказать. Этот проект обращается к полузабытой истории усадебного театра Баташевых, который существовал 200 лет назад. Мы про него знаем немногое, и то, что мы знаем, сохранилось очень фрагментарно. Поэтому всерьез играть в воссоздание этого театра, наверное, не нужно. Это попытка представить бывший театр как появление призраков, которые остались в этом парке, как отзвуки старинных опер, которые когда-то здесь звучали. Занимаются этим, по всем параметрам прекрасным проектом, музыкант Петр Айду, режиссер Елизавета Мороз и художник Нана Абдрашитова. Для нас самих в известной степени премьера будет сюрпризом — на уровне слов мы понимаем, чего хотят добиться авторы, но как это будет визуализировано на сцене — нам самим интересно.

INTERVIEW

Author: Irina Gerasimova

Photos: by the Vyksa festival

12 July, 2024