Synthesis of tradition and abstraction: Willem De Kooning’s 119th birthday
Today marks the birthday of Willem de Kooning, a major figure in the abstract expressionist movement. In this article, we delve into his life story, from his clandestine arrival in the USA and his experimental forays into various styles to his ascent from a struggling artist to a luminary whose works fetch millions at Sotheby's auctions.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
1.
Де Кунинг родился в 1904 году в Нидерландах. Его отец, Ленндерт де Кунинг, был дистрибьютором вина и пива, а мать, Корнелия Нобель, руководила баром для рабочих. В 12 лет его взяли учеником в дизайнерскую фирму и дали рекомендации для Академии изящных искусств и технологий в Роттердаме. В ней он узнал про Пикассо, Мондриана, Сезанна, повлиявших на него. В 1998 году, через год после смерти де Кунинга, Академию переименовали в его честь.
2.
С детства де Кунинг увлекался приключенческими романами о Диком Западе. Он проникся американской мечтой и тоже хотел разбогатеть. В 1926 году, когда ему было 21, он тайком на корабле попал в США, почти не зная английский. Он собирался стать коммерческим автором в Нью-Йорке и начал работать маляром, довольно много на этом зарабатывая. А потом устроился прикладным художником и удивился, когда за неделю получил столько денег, сколько ожидал получить за день.
3.
И все же де Кунинг заинтересовался искусством, связанным не столько с деньгами, сколько с раскрытием собственного таланта. В Нью-Йорке он посещал галереи и знакомился с художниками в кафе. До приезда туда он не знал, что в Америке есть новые течения. Особенно сильно на него повлиял Аршил Горки, научивший его внимательнее присматриваться к деталям повседневности.
4.
С женой, Элен, художник познакомился в 1938 году — уже после Великой Депрессии, но во все еще сложные времени. Он тогда работал в отделе росписи в одном федеральном художественном проекте, полностью посвятив себя искусству. Денег не хватало. Элен рассказывала, что часто они выбирали между едой и сигаретами в пользу последних. Тогда же де Кунинг уничтожил свои ранние работы, посчитав, что они ничего не стоят.
5.
В конце 1940-х дела стали налаживаться. В 1948 году прошла его первая персональная выставка в галерее Чарльза Итона. А спустя несколько лет он продал картину «Раскопки» (1950), получил за нее медаль Логана и премию от Чикагского института искусств. Его начали поддерживать два противоположных полюса критики: Клемент Гринберг, выступающий за абстракцию и против фигуративности, и Гарольд Розенберг, который первым ввел термин «живопись действия». Понятие объединило де Кунинга и других художников, вроде Джексона Поллока, в одно направление – абстрактный экспрессионизм. Именно эти авторы привлекли внимание к Нью-Йорку как к художественной сцене.
6.
Однако де Кунинг никогда не относил себя только к этому направлению, считая, что оно сужает его возможности. Он не хотел полностью отказываться от репрезентации, поэтому его интересовала и фигуративность в живописи. Из-за этого он не стал членом организации Американских художников-абстракционистов. В 1953 году де Кунинг удивил всех серией «Женщины», вдохновленной идолами. Возвращение к формам, близким к реальности, многие восприняли как деградацию. Гринберг перестал его поддерживать. Но МоМА приобрел одну из картин серии, сделав ставку на смелый жест и новое видение. Де Кунинг же считал, что нет смысла себя ограничивать:
«Сегодня действительно абсурдно создавать изображение, подобное человеческому образу, с помощью краски <…> Но потом вдруг стало еще более абсурдным не делать этого. Поэтому я боюсь, что мне придется следовать своим желаниям»
7.
Де Кунинг выхватывал элементы из среды, вроде вырезанных ртов из рекламы в газетах, которые стали основой «Женщин», и включал их в процесс рисования. Для него было важно не добиться совершенства, а сосредоточиться на самом действии, которое рано или поздно к чему-то приводило. Художник намеренно ограничивал себя краской, хотя магазины предлагали разные оттенки. Он предпочитал самостоятельно расширять цвета. Ошибок де Кунинг не боялся — все было частью необходимого эксперимента.
8.
На расстоянии у его картин не было видно текстуры, но вблизи зритель физически чувствовал мазки. Де Кунинг хотел на как можно долгое время сохранить работы влажными. Из-за этого он не использовал цвет земли — он сох быстрее. Ради нужного эффекта художник постоянно экспериментировал с составом краски, добавляя в него воду и сафлоровое масло.
9.
С 1960-х годов де Кунинг жил в Лонг-Айленда. Переезд был связан с его растущей популярностью: когда он выходил на улицу, к чему сразу подходили люди. Художник обосновался в студии, полной света и напоминающей корабль, которую он сам же и спроектировал. В новом месте он чувствовал себя уединенно.
10.
В этот же период произошли важные поездки, повлиявшие на его творчество: посещение Лувра в 1968 году и Японии в 1969. Он вдохновился черно-белыми литографиями и вниманием к повседневным деталям в японском творчестве, добавил большей графичности и в свои работы.
11.
В 1970 году меценатка Мими Килгор нашла раздавленную машиной лягушку и подарила ее де Куннингу на одной из вечеринок, сказав, что она напомнила ей о его творчестве. После этого он в нее влюбился и сохранил подарок на всю жизнь. Она стала его музой и дала новый импульс для творчества. В это же десятилетие к нему вернулась его жена, Элен, и тоже помогла выйти из кризиса — у художника были проблемы с алкоголем.
12.
Де Кунинг умер в 1997 году в возрасте 92 лет. Ровно 10 лет его мучила болезнь Альцгеймера. Еще до болезни художник восхищался Тицианом, который писал картины с артритом в 90 лет. Де Кунинг отчасти повторил его путь и сам продолжал творить, несмотря на деменцию. Но из-за нее в 1989 году дочь художника, Луиза, вместе с адвокатом затронули вопрос о его дееспособности. Тогда же многие искали следы упадка в работах де Кунинга — кто-то сомневался, что он в таком состоянии обходился без помощников. Однако новая выставка в МоМА убедила всех в обратном. В это же время произошел бум цен на его работы. Одна из них, «Обмен» (1955), была продана на Sotheby's за $20,7 млн.
13.
В 2001 году художники, для которых де Кунинг был значим, создали Фонд в его честь. Его целью стало изучать жизнь автора, создавать образовательные программы, поощрять дискуссии и исследования. В 2011 году куратор Джон Эльдерфилд организовал масштабную ретроспективу де Кунинга — последний раз что-то подобное было в 1983 году в Музее Уитни. И сегодня интерес к художнику не угасает: его работы участвуют в множестве выставок и находятся в коллекциях мировых музеев. В их числе: Тейн Модерн, МоМА, Художественный институт Чикаго и многие другие — счет уже идет на десятки.
14.
В ноябре 2022 года аукцион Sotheby’s организовал выставку де Кунинга, во время которой удалось продать три картины художника за $58 млн. Ими стали «Монток II» (1969), «Без названия» (1979) и «Шляпа наверху» (1987). Предполагалось, что одна из работ побьет рекорд 2018 года — тогда картину художника купили за $69 млн. За 2 года до этого бывший премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили продал работу «Без названия XXV» (1977) за $66,3 млн. на аукционе Christie’s, хотя изначально ее оценили в $40 млн. В 2006 году эта же картина стоила ему $27,1 млн., что говорит о значительном росте цен на де Кунинга.