In search for the future: Venice Architecture Biennale 2023
Author: Oksana Lebedeva
Photos: labiennale.org; arquitecturaviva.com; metalocus.es; archdaily.com; designboom.com
02 June, 2023
The Architecture Biennale opened in Venice on May 20th and will continue until November 26th. This year, the biennale explores the theme of "Laboratories of the Future", which delves into ideas and concepts regarding the potential ecological paths for the development of our world. We had the opportunity to speak with experts who were fortunate enough to attend this event, and we asked them about the advantages of the new Biennale and which projects they believe deserve particular attention.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Лидия Русскова-Хасая
Архитектурная биеннале — мое любимое событие! Первый раз я побывала на ней в 2018 году и максимально вдохновилась. Для меня она про определение актуальных проблем перед человечеством и попытки найти новые пути их решения, учитывая технологии, дизайн, запросы, возможности. Это про культурный обмен и, конечно, повестку.
Архитектурная биеннале этого года для меня особенная. В дни ее открытия я вместе с галереей Surface Lab Art в международном культурном центре Crea представила трехметровую метровую инсталляцию Portal — светящуюся дверь из стекла, которую обрамляет металлический каркас и заземляет массивное основание. В этом проекте, как и в целом в своей практике, я обращаюсь к архитектурным формам, индустриальным материалам и всем знакомым символам, стараясь создать язык, доступный для интерпретации разными культурами.
Кроме того, я активно занимаюсь проектом по ревитализации промышленного пространства в городе Кинешме. Посещение биеннале — возможность увидеть самые актуальные решения из разных точек мира и в очередной раз убедиться, как важно перепрофилировать индустриальные объекты в городской среде, создавая новые точки притяжения — в данном случае для людей со всего мира.
На биеннале я всегда радуюсь как ребенок: мне нравится и интересно все. Меня привлекает то, что устоявшаяся институция активно исследует запросы общества: гендерный вопрос, устойчивое развитие, оптимизацию мировых ресурсов. Куратор Лесли Локко дала возможность высказаться странам и диаспорам, у которых в прошлом не было возможности выставляться на биеннале. Это внушает оптимизм.
Для себя я выделила павильон Уругвая. Через оперу In Opera создатели рассуждают про будущие сценарии закона о лесном хозяйстве. С принятием этого закона впервые в Уругвае экспорт леса привесил экспорт мяса. Качество звука, видеоряд, сопровождающие материалы произвели мощное впечатление.
Очень интересные мероприятия делали BERÜHRUNGSPUNKTE — коммуникационная инициатива для архитекторов из Германии. В палаццо недалеко от Галереи Академии они проводили лекции и вечеринки. Из искусства понравилась коллаборация отеля Palazzo Experimental и галереи Victoria Mirо — в саду палаццо они представили скульптуры Tal R.
Дана Матковская
сооснователь архитектурного бюро А2М
Биеннале этого года мне показалось максимально четким и ясным: «кто, если не мы?», как говорится. Все остро стоящие вопросы, связанные с экологией, глобальным потеплением, глобализацией были подняты в понятной форме. Архитектурных проектов как таковых было крайне мало, но мы живем в нескончаемом потоке визуальной информации, и погрузить посетителей не в вырванные из контекста картинки, а в фундаментальные проблемы архитектуры было куда важнее и правильнее для сегодняшнего дня.
Мой однозначный фаворит — Бельгийский павильон (In Vivo by Bento and Venciane Despret) с их конструктивным и утилитарным подходом, где было продемонстрировано как из мицелия (грибницы) можно сделать экологичный аналог кирпичей. В 2020-м году мы оформляли выставку («ЛИФОРМ / Живые Мегаструктуры» Кати Брыскиной) в Orekhov gallery, целью которой было изучение живых самообразующихся форм и сотворчества человека с живыми организмами. На протяжении четырех недель можно было наблюдать, как мицелий разрастается на металлическом каркасе в герметичном инкубаторе. Результат после сушки носил характер исключительно эстетический. Бельгийцы же подошли гораздо практичнее, продемонстрировав внутри павильона пространство, выполненное целиком из нового выращенного материала.
Мой приз зрительских симпатий — павильоны Франции и Уругвая. Танец во французском павильоне (Ball Theater by the Muoto + Georgi Stanishev and Clémence La Sagna), повествовавший о безграничном самовыражении, опера в павильоне Уругвая (EN OPERA. Future Scenarios of a Young Forestry Law by INST/MAPA + Carlos Casacuberta) о междисциплинарном подходе в архитектуре. Визуальный ряд, хореография, переживаемые эмоции — все это сложно передать словами, но что может быть более вдохновляющим?
Мария Косарева
арт-директор клуба и образовательной платформы A-House, посвященной архитектуре и дизайну
Выставка последнее время подвергается критике из-за того, что как таковую архитектуру на ней не выставляют — больше рассуждают о концептах. Но, кажется, именно это делает сейчас биеннале интересной широкой аудитории и позволяет говорить об архитектуре более свободным языком. В 2023 году многие павильоны отошли от архитектурного минимализма в дизайне экспозиций и, отвечая на тему Laboratory of the Future, смело погружают посетителя в «реальный» мир исследования, стройки, материалов, технологий прямо в пространствах выставок.
Павильон Испании исследует архитектуру и экологию производства еды, выставка Нидерландов проводит параллель между канализацией и финансовой системой, предлагая переосмыслить обе существующие системы, чтобы обеспечить более справедливое и экологически устойчивое будущее. В павильоне Бельгии буквально развернута лаборатория по производству нового строительного материала из мицелия, а про re-use говорят кураторы павильона Германии, которые собрали материалы, оставшиеся после демонтажа выставок биеннале искусства. На протяжении всей выставки их будут использовать для починки социальной инфраструктуры Венеции.
Отношения биеннале и города — отдельная тема, исследованная моим проектом-фаворитом — павильоном Австрии. Несколько лет кураторская команда павильона изучает как биеннале «захватывает» город и предлагает отдать половину своего павильона под культурный центр для жителей острова Санта-Елена, соседствующий с Джардини. Проект показывает, как выглядит биеннале для жителя острова — бесконечная стена. Сейчас ведутся переговоры с городом о налаживании связей, но пока они зашли в тупик — кураторы построили мост со своей стороны. Какой важный пример для нас всех!
Author: Oksana Lebedeva
Photos: labiennale.org; arquitecturaviva.com; metalocus.es; archdaily.com; designboom.com
02 June, 2023