Sleep, fear, and hope: the final exhibition of the Open studios’ 10th season

on view

Author: Sasha Shapiro

Photos: Evgenia Baranova

08 May, 2024

Until May 31, the exhibition «We dreamt about that tomorrow», concluding the 10th season of the Open Studios, is on display at the Vinzavod Contemporary art center. Collected from works of young female artists, the exhibition discusses possibilities of utopic scenarios, loneliness, and hope.

We asked Anna Zaitseva, mentor of the 10th season, about the work done for the final exhibition, the discoveries and achievements of this season, and the personal projects of the artists.

This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.

О задумке выставки и мозаике времени

В нашей жизни в Студиях не было определенного дня, когда мы все собрались и сказали: «Сейчас начнем делать выставку». Она возникла из всей совокупности работы, которую мы проделали в течение сезона. Я вижу определенную ценность в отсутствии предварительно заданной концепции в этом случае. У меня есть видение этого времени как исторического. Оно станет объектом исследования историков, культурологов, искусствоведов. На каждый наш жест, включая даже рутинное, бытовое поведение, накладывается рамка той большой истории, в которую мы попали.

У Юрия Роста был проект под названием «Групповой портрет на фоне мира» — огромный, создаваемый на протяжении десятилетий корпус фотографий и связанных с ними текстов, в которых он фотографии принципиально не датировал. Рост показывал человека и мир в очищенном от линейно-развивающегося событийного ряда, который потом складывается в историю. Сегодня — наоборот. Что бы ты ни сделал — оно уже датировано: 2024 год, указанный на этикетке к произведению, эта маленькая циферка потом будет мощно определять ту оптику, ту интерпретационную работу, которая будет проделываться вокруг этого произведения. Неважно, как мы выстраиваем иерархию значимого/незначимого сейчас, — все будет рассмотрено как документ, как источник для осмысления того, как мы жили в этом контексте. Сейчас мы имеем мозаику, которую не в состоянии сложить в связную картину, ее предстоит сложить только в будущем.

О личных проектах резиденток

Судьба утопического проекта, его преломление в реальной истории и в частной жизни — сюжет, над которым последовательно работает Лена Шарганова. На нашей выставке она представила триптих текстильных коллажей, который входит в состав ее большого проекта «Лучезарный город».

Антиутопия и постапокалипсис — главные темы большого многосоставного проекта Полины Савиной, из которого в итоговую выставку вошла его третья глава. У меня есть подозрение, что Полина, через некоторое время и имея выставочный зал площадью в тысячу квадратных метров, представит свою собственную вселенную, населенную множеством персонажей, в чем-то продолжая линию Кабакова. В ее случае постапокалиптическая сюжетная рамка важна не сама по себе, а как создание химически чистых условий, чтобы представить мир с полностью обнуленными смысловыми связями и обоснованиями и посмотреть, как он может отстраиваться заново, из этих руин смыслов.    

Лена Холкина прямо обратила внимание на документальную ценность того, что в привычном понимании не является документом. Сон. Сон человека. Она рассматривает его как историческое свидетельство. Ее проект основан на снах, которые она собирала у людей сегодня, и посвятила осмыслению этого опыта книгу. Сон — странная, эфемерная субстанция, находящаяся на пересечении сугубо личного и коллективного, проникающего в наше сознание и подсознание. Рассматривать сон как документ психической жизни людей, живущих в наше время, — очень качественный поворот мысли.

Ульяна Ёлкина очень тонко рассуждает о страхе как оборотной стороне надежды. Аксана Прутцкова представила целых четыре проекта, с разных сторон анализирующих взаимоотношения индивида и социума, цифрового и реального.  

О преодолении страхов через игру

В Студиях нам удалось создать пространство обсуждения сложных вопросов. Мы придумали одну игру, она возникла спонтанно, из живых запросов участников. Все началось с разговора о страхах: страх работать в искусстве с «личной темой», страх начать работать в новой технике или, наоборот, залипнуть в одном медиуме, страх того, что кто-то узнает, что ты не только художник, но еще и дизайнер... Игра состояла в том, чтобы озвучить свой страх и предложить художникам через неделю представить свою рефлексию этой темы в виде произведения. И вот тут, когда оказалось, что какой-то больной вопрос есть у каждого, и что есть реальная возможность это осмыслить и в творчестве, и в последующем обсуждении, — принципиально изменился уровень этих вопросов. Вытаскивая на поверхность свой личный страх, художницы сразу попадали в то, что, на самом деле, является общим. Например, страх не оставить следа. Он ведь не является специфичным только для художника, это свойственно человеку в целом, беспокойство о том, что будет после нас, учитывая, что физически мы конечны, а что потом?

О погружении в арт-рынок и участии в ярмарке |catalog|

Я очень рада, что нам удалось на практике познакомиться с такой важной частью жизни профессионального художника, как арт-рынок. У нас были потрясающие встречи с Сергеем Поповым, Алиной Пинской, коллекционерами. В декабре мы приняли участие в ярмарке современного искусства |catalog|, организованной Ассоциацией галерей. Мне хотелось сделать этот проект частью нашей образовательной программы и использовать его по максимуму — начиная пониманием того, как думает галерист и коллекционер, продолжая разработкой экспозиции ярмарочного стенда и заканчивая освоением всех сопроводительных документов. Я предложила коллегам из |catalog|, чтобы ко мне, как к музейщику, присоединились галерист и коллекционер: хотелось, чтобы все ключевые фигуры арт-рынка были представлены в нашей рабочей группе. Мне очень повезло иметь прекрасных партнеров — основательницу галереи современного искусства a-s-t-r-a и соосновательницу |catalog| Алину Крюкову и коллекционера Екатерину Романову. Без них эта история не выстроилась бы так правильно.

Стенд, кстати, имел успех. Он был замечен, работы художников ушли в первоклассные частные коллекции и, что совсем фантастика, сразу в коллекции музеев. Было очень лестно узнать, что — посмотрев на наш удачный опыт — ярмарка решила превратить этот формат в постоянно действующую программу. Даже сохранила наше название. Приятно, что мы оказались «застрельщиками» истории, которая поможет и другим молодым авторам.

on view

Author: Sasha Shapiro

Photos: Evgenia Baranova

08 May, 2024