Volga currents: who creates art in Samara
Samara is known for its history as an alternative capital, the Zhiguli Mountains, and Ilya Repin's painting "Barge Haulers on the Volga." Recently, the city has been gaining recognition in the contemporary art scene: last year, the Victoria Gallery presented three local artists at the “blazar fair”, and the Tretyakov Gallery opened a branch in the "Factory-Kitchen" building.
The Gathering editorial team delved into the city's cultural context, met local artists, and found out what the local art community needs, how they envision it in five years, and why they want to shed labels about the Volga. We also compiled personal recommendations from artists on where to go to explore Samara's contemporary art.
This article is in Russian. Contact us via email or DM on Instagram if you would like to comment or request an English translation.
Аут-группа «Муха»
художественное объединение, образованное в 2017 году, в которое входят Никита Кузнецов, Галина Зыбанова, Даниил Сайко, Денис Новиков
ОПИШИТЕ САМАРУ ТРЕМЯ СЛОВАМИ. КАКОЙ ЭТО ГОРОД?
Никита Кузнецов: Фестиваль вечных изменений.
Галина Зыбанова: Остров блуждающих и заблудших.
РАССКАЖИТЕ ПРО ВАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ.
Галина Зыбанова: Мы занимаемся процессуальным искусством, заигрываем с обществом и повседневностью, приглашаем к диалогу и со-участию в художественном высказывании. Нас заботит сам человек и его проявления в социуме, сообществах. Мы создаем ситуации и встречи человека с человеком. Как правило, это что-то длящееся, задающее вопросы и исследующее границы.
Никита Кузнецов: Это отражено в названии нашей группы: мы отсылаем к социологическим понятиям ин- и аут-группа. Ин-группа — это тот коллектив, который чем-то объединен в заданных условиях, а аут-группа — это коллектив, отстраненный от ин-группы, не входящий в ее состав. Тем самым мы попытались подчеркнуть, что мы не столько художники, сколько группа модераторов ситуации.
ВЫ РАБОТАЕТЕ С ПОНЯТИЯМИ «СОЦИАЛЬНАЯ ИНСТАЛЛЯЦИЯ» И «СИТУАТИВНАЯ МОДЕЛЬ». ЧТО ЭТО ТАКОЕ В ТЕОРИИ И КАК РАБОТАЕТ НА ПРАКТИКЕ?
Галина Зыбанова: Ситуативная модель — это формула, создающая ситуацию. Она основывается на том, что объект, совокупность объектов и их взаимосвязь могут образовывать ситуацию без участия ее модератора. Ситуативная модель – это прямая встреча с объектом, выстраивающая отношения со зрителем и предлагающая обстоятельства для взаимодействия. Вступать в эти отношения или не вступать — выбор остается за зрителем.
Никита Кузнецов: Два понятия, социальная инсталляция и ситуативная модель, отличаются степенью вовлеченности в ситуацию ее модераторов (художников) и видами используемых медиумов. Социальная инсталляция, в отличие от ситуативной модели, требует непосредственного участия модераторов.
Разберу пример, который в нашей практике стал классикой — «Рынок идей». Впервые мы провели его на Самарской квартирной триеннале в 2020 году. Это альтернатива арт-рынку, которого на тот момент в Самаре не существовало. В «Рынке идей» мы заменили товары на их идеи — идеи картин, скульптур, выставок и так далее. Зрители могли приобрести идею в обмен на деньги или в обмен на имя. Мы составляли договор, согласно которому покупатель отказывался от своего имени и обязывался исполнить приобретенную идею от имени аут-группы «Муха». Всего было 12 идей: 3 выкупили за номинальную стоимость, а 8 — в обмен на имя.
БОЛЬШОЕ ЛИ В САМАРЕ АРТ-СООБЩЕСТВО? КАК БЫ ВЫ ЕГО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ?
Галина Зыбанова: Отвечая на подобные вопросы, я всегда ссылаюсь на статью Ильи Саморукова «Третья волна самарского актуального искусства». Она есть в открытом доступе. Статья вышла 5 лет назад, и это — источник, описывающий самарское искусство и арт-сообщество в его ретроспективе.
Арт-сообщество Самары является одной большой тусовкой, где все друг друга знают, дружат и сотрудничают в музейной и проектной деятельности. Мне интересно наблюдать за явлением, когда молодые художники становятся сотрудниками культурных институций ввиду отсутствия развитого арт-рынка и активной выставочной деятельности. Они воспринимают музеи как пространство для собственного высказывания и так формируется почерк отдельных институций. Почти в каждом музее Самары сидит хотя бы один художник.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ САМАРСКОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ?
Никита Кузнецов: Сейчас у нас открываются или переоткрываются большие институции, что дает толчок конкуренции. Закладываются основы арт-рынка, начинают действовать художественные резиденции. Потенциал большой, но Самаре всегда недостает организованности. Когда-то пришла мысль, что мы живем все будто в вечности — нам кажется, что все навсегда, поэтому расслаблены.
Галина Зыбанова: Все тем же волжским, в чем-то коллективным, рефлексирующим и, надеюсь, доступным. Хочется пошутить про появление четвертой волны самарского актуального искусства. Ждем новые имена, смелые высказывания и свободное художественное производство.
Яна Арбузова
молодая художница, иллюстратор, выпускница Самарского художественного училища им. К.С. Петрова-Водкина. Занимается живописью, работает в реалистичной манере
ОПИШИТЕ САМАРУ ТРЕМЯ СЛОВАМИ. КАКОЙ ЭТО ГОРОД?
Понятный, домашний, приятный
РАССКАЖИТЕ ПРО ВАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ.
Чаще всего я занимаюсь живописью, но у меня в арсенале есть и другие медиумы. В любом случае, это всегда работа с искажениями как в прямом смысле слова, так и с искажением восприятия мира через призму своего сознания. Главное место занимают натюрморт и предметы. Хрупкость, изменчивость, прозрачность, быстротечность — вот, что вызывает у меня реакцию.
ПОЧЕМУ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ИМЕННО ЖИВОПИСЬЮ?
Это для меня такой же сложный вопрос, как и почему я родилась в Самаре. Так сложились обстоятельства. В целом, не важно, в чем ты работаешь, главное с какими чувствами. С живописью я знакома ближе и только начинаю понимать ее безгранично волшебные возможности. Мы с ней органичны, эта практика удовлетворяет мои потребности. Мне не обязательно каждый раз выходить за рамки холста и захватывать пространство, я мирно чувствую себя на плоскости, как в домике, где у меня есть стены.
БОЛЬШОЕ ЛИ В САМАРЕ АРТ-СООБЩЕСТВО? КАК БЫ ВЫ ЕГО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ?
Главное, что оно есть, а его размеры динамичны. Охарактеризовала бы его разношерстным, в хорошем смысле слова.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ САМАРСКОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ?
Продолжающим развитие.
Снежана и Илья Михеевы
художники, кураторы, студенты института «База», выпускники Cамарской школы авангарда, основатели двух нонпрофитных пространств ХЗ «Cтаруха» и ОССИ «МИ»
ОПИШИТЕ САМАРУ ТРЕМЯ СЛОВАМИ. КАКОЙ ЭТО ГОРОД?
Безумный, безумный и безумный.
РАССКАЖИТЕ ПРО ВАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ.
Были разные этапы. Наверное, расскажем об институциях и будущих проектах. Сейчас готовим выставку вместе с художником Кириллом Ермолиным-Луговским в нонпрофитной галерее «Электрозавод», связанную с пылью, сюрреализмом и архивом. Если говорить грубо, наши коллективные кураторские и художественные практики сейчас связаны с исследованием анархистских сообществ в Куйбышеве, архивами пространств, нонспектакулярными и интервенциальными идеями.
В 2022 ГОДУ ВЫ ОТКРЫЛИ КВАРТИРНУЮ ГАЛЕРЕЮ «ОССИ МИ». ЧТО ИНТЕРЕСНОГО ВЫ УЗНАЛИ СПУСТЯ 2 ГОДА РАБОТЫ ПРОСТРАНСТВА? КТО ПРИХОДИТ К ВАМ НА ВЫСТАВКИ?
Мы узнали, что можно работать маргинально, горизонтально, остро, обходя традиционные институциональные характеристики и принципы художественного производства. Это требует постоянной саморефлексии, выстраивания определенной структуры коммуникации, отнимает много сил и средств. Но что может быть лучше мечт об автономии?
К нам приходят люди, которые интересуются современным искусством: художники, кураторы, музейщики из сообщества, порой соседи или случайные люди, которых заинтересовала тема выставки.
БОЛЬШОЕ ЛИ В САМАРЕ АРТ-СООБЩЕСТВО? КАК БЫ ВЫ ЕГО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ?
Думаем, что есть разные сообщества. Мы ответим про то, в котором состоим сами. Это небольшое коммьюнити, которое базируется на встречах и обсуждении критической теории, выставок, проблем, тем, исходя из интересов каждого. Такой кружок-паразит, который питается и одновременно насыщает энтузиазмом и энергией каждого из участников. Нам нужны большие инициативы для формирования разговора вокруг дискурсов, больше поддержки художников, хотя большинство институций считает, что надо идти в сторону производства квазирынка и спекулятивных выставок, неолиберальных лекториев, светских вечеров — пусть будет так.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ САМАРСКОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ?
Без ярлыка Волги. Через 5 лет хотели бы начать осмыслять то, что было 5 лет назад. Надеемся, что будут появляться новые художники и микросообщества, которые смогут, говоря на новых различных художественных языках, находить способы коммуникации и солидаризации между собой.
SPDPLF
объединение современных художников, философов и кураторов, которое сформировалось в 2019 году в Самаре. В него входят Илья Борзунов, Дарья Каракулова, Анастасия Тихомирова
ОПИШИТЕ САМАРУ ТРЕМЯ СЛОВАМИ. КАКОЙ ЭТО ГОРОД?
Вневременная жидкая протяженность.
РАССКАЖИТЕ ПРО ВАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ.
Мы работаем с DIY-объектами, как цифровыми так и органическими — для нас нет разницы, мы не проводим границы. В работах сшиваем пластик и пласты цифровых ископаемых с жидкими формами. Используем медиумы, которые «помнят тепло человеческих рук», задействуя в проектах ткани и делая вышивки, пищевые добавки для создания странных блюд и запахов, тексты, потерянные брошюры, рекламу, квесты и карты, вовлекая зрителя быть соавтором. И тут же мы используем отчужденные цифровые медиумы — 3D, АR, нейросети, электронный звук, которые приносят проектам зловещесть. Мы стремимся создать не выставку, а кусочек мира, в котором можно блуждать и задаваться вопросами о его устройстве.
ВЫ РАБОТАЕТЕ С РАЗНЫМИ МЕДИА: КТО ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В КОМАНДЕ И КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА?
Мы работаем с разным и всегда достаточно спекулятивно разграничиваем обязанности, так что снаружи это может сливаться в черный ящик. Когда мы что-то создаем, это больше про нечто целостное и неделимое, где мы шлифуем мысли и идеи друг друга. Сейчас мы по большей степени заняты индивидуальными проектами, но это не так сильно влияет на подход spdplf. Хорошим примером может быть «Треугольник печали» — наша работа на Архипелаге грез.
Мы всегда переходим от медиума к медиуму, от сборки к сборке, не уходя в повторяемость и воспроизведение одного образа. Это скорее ощущение и набор важных для нас тэгов, которые тоже меняются и развиваются.
Мы смотрим на искусство достаточно широко, не фокусируясь на роли художника или особенностях художественного произведения. Это связано с тем, что мы начинали с фотографии и объединились вокруг современной спекулятивной философии.
БОЛЬШОЕ ЛИ В САМАРЕ АРТ-СООБЩЕСТВО? КАК БЫ ВЫ ЕГО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ?
Не очень большое, все друг друга знают и умещаются за одним барным столом. Из плюсов — оно дружное и сплоченное, особо нет никаких конфликтов. Это, как минимум, из-за того, что оно работает преимущественно в рамках конвенциональных практик. Сообществу не хватает чего-то нового и свежего. Но иногда этот водоем в результате брожения все же рождает интересное.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ САМАРСКОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ?
Мы думаем, что появятся резиденции, возобновится и появятся биеннале. Самара — неистощимое место для художественного исследования и нового опыта, у нас полно контекстов, которые противоречат друг другу, но тем интереснее.
Художники-зумеры окончательно вырастут и начнут делать свои проекты и школы с альтернативными подходами к образованию и искусству. Большие институции станут еще больше и смогут доносить смыслы до широкой публики. Местный бизнес распробует, что такое имиджевые проекты, будет больше выставок в магазинах, кофейнях и ресторанах, автосалонах. Потом нагрянет волна, ведь искусство у нас существует волнами, и все начнется сначала.
Кирилл Гуров
художник, фотограф, куратор выставочных пространств. Работает с фотографией, живописью, скульптурой, создает инсталляции и ленд-арт. С 2019 по 2021 г. принимал участие в проектах арт-группы «НуМыЖы»
ОПИШИТЕ САМАРУ ТРЕМЯ СЛОВАМИ. КАКОЙ ЭТО ГОРОД?
Волга. Волга. Волга.
РАССКАЖИТЕ ПРО ВАШУ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ.
Обычно, рассказывая о себе, я упоминаю, что в Самаре меня представляют как художника, который работает с темой природы. Возможно, символы природы и природные материалы являются центральными в моей работе. Но также меня интересует психогеография: я продолжаю в своих практиках идеи Ги Дебора и, в отличие от него, меня скорее интересует не город, а природные места (в основном это противоположный берег Волги). После каждого «природного» дрейфа я делаю некий фотоотчет, зачастую в виде цифрового коллажа, где соединяю различные символы и места. Так получается некий портрет пройденного пространства.
Также меня интересует то, как материал ведет себя в различных условиях, а в своих работах я использую как природные артефакты, так и непривычные материалы. Сейчас я готовлю проект, где работаю со скульптурным материалом — глиной — с совершенно неожиданной стороны.
ЧЕМ ОБУСЛОВЛЕН ВАШ ИНТЕРЕС К ТЕМЕ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛАМ? ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЮБИМОЕ МЕСТО ВНЕ ГОРОДА?
В детстве в летнее время я жил на противоположном берегу Волги в селе Рождествено. Я наблюдал за природой с достаточно раннего возраста, и это помогло мне ее полюбить. Думаю, через общение с ней выстраивается иная модель мира: быть в сожительстве, а не заниматься порабощением. Это отражается в моих работах. Использование природных материалов лишь следствие того, что я исследую тему природы. Мне интересно вглядываться в природные артефакты, в них чувствуется жизнь и энергия.
Родным местом для меня являются пространства за селом Рождествено. Недавно я сравнивал леса Никола-Ленивца и Рождествено. В Никола-Ленивце лес более мрачный и дикий, он завораживает и пугает, а в Рождествено — светлый и умиротворенный.
БОЛЬШОЕ ЛИ В САМАРЕ АРТ-СООБЩЕСТВО? КАК БЫ ВЫ ЕГО ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ?
Художников достаточно много, за 5 лет в сообществе я даже не со всеми успел познакомиться. Застоя у нас тоже нет — постоянно появляются новые имена. Однако, я не могу сказать о каком-то особенном направлении, все индивидуальны и развиваются в различных сферах. Возможно, нас объединяет то, как мы работаем с локальным контекстом — с городом, природой и Волгой.
КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ САМАРСКОЕ ИСКУССТВО ЧЕРЕЗ 5 ЛЕТ?
Не знаю… Не привык строить прогнозы.
КУДА ИДТИ, ЧТОБЫ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ ГОРОДА: РЕКОМЕНДАЦИИ ОТ САМАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ.
Филиал Третьяковской галереи в Самаре
Реп-точка музыкальной группы, в которой состоит художник Дима Птицын
Квартиры музейщика Ильи Приданцева и художника Ильи Борзунова